ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Вопроc 1. Образование древнерусского государства. Норманнская теория, ее сторонники и противники Вопрос 2
Скачать 27.19 Kb.
|
Вопрос №1. Тема: Образование древнерусского государства. Норманнская теория, ее сторонники и противники Вопрос №2. Тема: Государственное устройство Киевской Руси К VI в. племена восточных славян переживают процесс разложения первобытнообщинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями. По мере разделения труда и возрастания его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда. Возникновению классового общества способствовали и многочисленные войны. В связи с войнами возрастала зависимость крестьян-общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов. К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина. Формой общественных отношений славян в VII-VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся: - участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов; - особая роль народного собрания как высшего органа власти; - всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Господствующий класс формировался из старой родоплеменной аристократии - вождей, жрецов, старейшин - и богатых членов общины. Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования - «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров: Куяба - южная группа славянских племен (Киев); Славия - северная группа (Новгород); Артания - юго-восточная группа (Рязань). Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государственных образований - Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена - древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне, а также соседние неславянские племена - меря, мурома и др. Практически с самого начала Древнерусское государство являлось многоэтническим. В целом процесс государствообразования у восточных славян имел те же характеристики, что и аналогичные процессы у других народов. Как показывает мировая история (Междуречье, Египет, Древняя Греция и др.), государство формируется у каждого народа в нескольких центрах. Базой государственного аппарата становятся племенные и надплеменные органы управления. Всего через несколько десятилетий после возникновения государственных образований у восточных славян они объединились в крупное государство. Такого раннего создания столь крупного государства не знала ни одна страна в мировой истории. Это обстоятельство является отличительной чертой древнерусской государственности. По форме правления Древняя Русь была раннефеодальной монархией. Сложилась определенная система государственного механизма: великий князь; совет при князе; вече; удельные князья; дворцово-вотчинные органы: огнищанин со штатом дворцовых слуг-тиунов, казначей, стольники, ключники, конюшие, а на местах органы власти в лице наместников, посадников и волостелей. Во главе государства стоял великий князъ. Его функции на раннем этапе существования Древнерусского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д. Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т.п.). Великокняжеский престол передавался по наследству, сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем «отчины» - сыну. Великий князь в своей деятельности опирался на совет бояр и «княжих мужей». Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности. Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину- вотчиннику). Формируются два центра власти - княжеский дворец и боярская вотчина. В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играет народное собрание - вече. В вече участвовали все свободные жители города (посада) и примыкающих поселений (слобод). К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др. Местное управление осуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Представители князя обладали следующими полномочиями: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений. Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община - вервь. Вервь XI-XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и административных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры. Судебных органов как особых учреждений еще не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах - князья, посадники, волостели и другие представители княжеской власти. Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь судила зависимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т.п.). Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение. В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри. Был установлен порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Княжеская власть получила византийское обоснование государя как лица, поставленного Богом, и не только для защиты от внешних врагов, но и для установления порядка внутри страны. Произошло разделение светской и духовной власти. Общественное устройство Древней Руси Население Древнерусского государства делилось на свободных и зависимых. Древние памятники называют свободное население «люди». Иногда к этим терминам присоединялись определения: «старейшие», «молод- шие», «черные» и т.д. Свободное население делилось на ряд социальных групп. К высшему сословию относились князья, бояре, дружинники, В Русской Правде высшее сословие обозначается тремя терминами: боярин, огнищанин и княжий муж. Это была родоплеменная знать, имеющая свои вотчины, в которых они сами вершили суды и собирали подати без вмешательства князя. С принятием христианства сформировался еще один слой населения - духовенство, которое делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). К средним слоям населения относились купцы, ремесленники, «житьи» люди. Основную массу населения составляли черные люди и смерды. Смерды занимались земледелием, охотой, бортничеством. Смерды были главными плательщиками дани. Зависимое население составляли холопы. Источники холопства: плен, самопродажа, женитьба на «робе», продажа в рабство за тяжкие преступления. На Руси была категория полузависимого населения: рядовичи и закупы. Рядович заключал с феодалом договор («ряд») займа и отрабатывал его. Закуп - это человек. Взявший у землевладельца взаймы денежную ссуду, зерно, орудия труда или еще что-нибудь и обязавшийся отработать купу с процентами. Основной общественной ячейкой высшего сословия была вотчина. Общественной ячейкой смердов была вервь. Члены общины были связаны круговой порукой. Если общинник покидал общину, он становился изгоем - человеком, лишенным покровительства общины, а значит, и всех гражданских прав. Возникновение и эволюция древнерусского права На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т.е. обычаи, санкционированные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей. Еще одним источником права являлась судебная практика. Исторически первым источником права после создания государства является обычай. К моменту возникновения государства у восточных славян существовал целый комплекс обычаев. Обычаи складывались на уровне родов, общин, племенных союзов. Именно они с возникновением Древнерусского государства превратились в правовые нормы, явившиеся основой обычного права Руси. При этом сложились обычаи общегосударственного уровня, и прежде всего в области организации и функционирования центральной власти. Существовавшее несколько десятилетий исключительно в форме обычного русское право получило официальное название «Закон русский». Наиболее ранние письменные источники русского права - это договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг. В этих международно-правовых актах нашли отражение нормы византийского и древнерусского права, относившиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один - на древнерусском языке, второй - на греческом. В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др. Таким образом, хронологически вторым источником права на Руси стал нормативный договор. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (Х-Х1 вв.). Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачносемейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть доходов), что фиксировалось в уставах. В них устанавливался церковный судебный иммунитет, то есть освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении словом и др.). После принятия христианства на Руси распространялись сборники византийских церковных норм, применявшиеся духовенством (кормчие книги). Древняя кормчая книга являлась переводом византийского Номоканона (свода церковных правил и относящихся к церковным делам законов). Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI-XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1113-1125 гг.). Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей. Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1-18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, зашита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т.д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса. Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей - Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устава Владимира Мономаха (53-121). Пространная Правда - это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т.д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу. Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды. Древнерусское право характеризовалось отсутствием четкого разделения на отрасли. Такая структурная особенность была присуща системам права всех цивилизаций на начальном этапе государственно-правового развития. Например, гражданские правонарушения (деликты) не отделялись от уголовных преступлений. Вместе с тем, в Русской Правде прослеживаются начала таких отраслей права как: уголовное, гражданское, семейное, наследственное, процессуальное. В области гражданско-правовых отношении Русская Правда различает институты в области вещных и обязательственных прав. Закон защищал права собственников, регулировал права пользования и распоряжения имуществом. Объектами права собственности выступали: кони и скот, одежда и оружие, торговые товары и т.д. Общий принцип защиты собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному владельцу и заплатить штраф в качестве компенсации за убытки. За нарушение границы земельного владения штраф 12 гривен независимо, чья это межа: крестьянина, общины или феодала. Гражданские обязательства вытекали из причинения вреда и из договоров. Форма заключения договоров была устной, с обязательным участием свидетелей. Упоминаются договоры купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, хранения, перевозки, поручения. Объектами обязательств являлись не только действия должника, но и сама его личность. Например, за утрату в результате умышленных действий товара или денег, взятых в кредит, купец отвечал не только своим имуществом, но и личностью: он мог быть продан в рабство (ст. 54 1111). Наследование различалось по закону и завещанию. Приоритетным было наследование по завещанию («как отец уговорился с сыновьями») с обеспечением законных долей всех членов семьи. К уголовно наказуемым деяниям относились убийство, побои и телесные повреждения с причинением физической боли и нравственных страданий, убийство вора на месте, убийство холопа. Русская Правда различает два вида преступлений: имущественные и причинение вреда личности. Преступление трактуется как «обида», то есть причинение материального, физического или морального вреда лицу или группе лиц. Преступлением считается и преступное бездействие: утайка находки, длительное невозвращение долга. В Русской Правде нет возрастного ограничения уголовной ответственности и понятия невменяемости. Состояние опьянения трактуется по-разному. Существует два умысла: прямой и косвенный - убийство в драке каралось вирой, убийство в разбое - высшей мерой наказания. Умышленное банкротство считалось преступлением, а неумышленное - нет. Русскую Правду можно определить как кодекс частного права, так как все субъекты являются физическими лицами. Понятие юридического лица отсутствует. Объектом правовой защиты был человек, а не государство. Система наказаний по Русской Правде была простой и включала: поток и разграбление; виру, полувирье; штраф (продажа). Самым тяжелым наказанием стал «поток и разграбление» - продажа в рабство преступника и членов его семьи и конфискация имущества. Эта мера назначалась только за убийство в разбое, конокрадство и поджог. Отсутствовала дифференциация гражданского и уголовного процесса. Любое дело называлось тяжбой. Процесс носил состязательный характер. Его отличали активная роль и равноправие сторон. Процесс мог осуществляться в двух формах - своде и гонении следа. Своду обычно предшествовал заклич - публичное объявление о причиненном ущербе. Если вещь обнаруживалась в течение трех дней после заклича, то новый владелец признавался преступником. Гонение следа применялось, когда преступник не был застигнут на месте преступления. Доказательствами по Русской Правде служили показания видоков и послухов, вещественные доказательства. Ордалии, присяга. Русская Правда - это свод законов феодального права. Она полностью удовлетворяла потребности княжеских судов, поэтому ее нормы до XV в. действовали в русском обществе. Норманская теория: Сторонники (Байер, Миллер) считали – славяне сами не способны создать гос-во, поэтому призвали норманнов (варягов), которые стали основателями Руси. Авторы опирались на «Повесть временных лет». Противник (М. В. Ломоносов) – он утверждал, что в основе российской государственности лежал процесс жизнедеятельности самих восточных славян. Эта точка зрения наиболее предпочтительна, потому что исследования показывают, что нет следов заметного влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян, на их язык, культуру. Образование древнерусского государства Киевская Русь – закономерное завершение достаточно длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у славянских племенных союзов, которые жили на пути «из варяг в греки». Сложившиеся к концу 9 века государство находилось в самом начале своего пути, и первобытнообщинные традиции долго сохранялись в жизни восточнославянского общества. |