Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально экономическое и политическое развитие Древней Руси.

  • Принятие христианства и его влияние на идеологию и культуру.

  • Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.).

  • Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.

  • Во главе церкви стоял Киевский митрополит

  • Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей.

  • История. Древняя Русь. Образование древнерусского государства


    Скачать 19.23 Kb.
    НазваниеОбразование древнерусского государства
    Дата02.04.2022
    Размер19.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория. Древняя Русь.docx
    ТипДокументы
    #436170

    Образование древнерусского государства.

    Существует множество версий относительно образования Древнерусского государства. Основная из них такова:

    Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.

    Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.

    Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Не состоятельность этой теории может быть доказана следующим фактором: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.

    Во-первых, у славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.

    Во-вторых, славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.

    В-третьих, экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).

    Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но тем не менее эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русских народ изначально отсталый. Но, как многие ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг – это говорит только о происхождении русских князей.

    Социально экономическое и политическое развитие Древней Руси.

     В силу длительного периода в течение которого существовало государство под общим названием Древняя Русь, а так же из-за колоссальных размеров и раздробленности этого государства, точно установить социально-экономический и политический тип его развития просто невозможно. Современные ученые и историки постоянно дискутируют и спорят на тему существование того или иного строя. Каждая версия подкрепляется многочисленными доказательствами. Однако большинство историков уже сошлись во мнении, что Древняя Русь не имела четко выраженной формы социального-экономического развития. Таким образом, на сегодняшний момент можно сделать вывод о том, что Древняя Русь имела черты феодального уклада, первобытно-общинного строя и рабовладения.

             Так, согласно сохранившимся древним летописям, исследователям стало известно, что расслоение общества началось еще со времен существования Киевской Руси, где во главе стоял князь, которому помогали бояре и дружинники, а так же наместники великого князя, которые правили на более мелких территориях. Что же касается развития феодальных отношений в Древней Руси, то здесь большинство исследователей сходятся во мнении, что своей развития подобная форма получила не ранее XI века. Именно тогда во многих летописях начинают встречаться такие термины, как «люди» и «смерды». Позднее становится понятно, что «люди» или «людины» являлись свободными крестьянами, которые работали на своих собственных земельных участках. На изменении ситуации со свободой повлияло появление, так называемых «вотчин», т.е. наследственных феодов, которые и стали получать в свое полное распоряжении не только земли, но и крестьян, работавших на них. Еще одну важную роль в определении строя играет понятие «смерды», четкого толкования которому в летописях не дается. Однако абсолютное большинство исследователей полагают, что так называли зависимых от феодалов крестьян.

             Еще одной категорией зависимых крестьян являлись закупы и рядовичи, которые имели совершенно иные, отличные от остальных групп социально-экономическую степень зависимости от высших сословий. Ученые выделяют еще и группу свободного городского населения, которую называли «градские люди». Самым же низшим сословием являлись холопы и челядь, которые находились фактически в рабской зависимости от господ. Челядь изначально состояла только из военнопленных и их потомков, поэтому эта категория угнеталась в наивысшей степени. Понятие же холопов появилось с развитием феодальных отношений, когда многие соплеменники стали попадать в рабскую зависимость от своих господ.

             Если же говорить исключительно об основе экономического развития, то здесь, в наибольшей степени, роль играло натуральное хозяйство, торговля и ремесло. Последнему, большой толчок дало развитие городов, благодаря чему население быстро осваивало различные профессии. Развитие торговли в Древней Руси так же не являлось неожиданным, т.к. государство располагалось на всемирно известном торговом пути «из варяг в греки». Из Руси в наибольшей степени вывозились продукты натурального хозяйства, ремесленные изделия и рабы. Феодалы очень часто продавали челядь в другие страны. Внутренняя экономика, однако, существенно развития не получала и в ее основе лежало натуральное хозяйство. Торговых взаимоотношений между многочисленными городами внутри страны практически не было, т.к. население самостоятельно обеспечивало себя всеми необходимым продуктами. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социально-экономическое развитие Древней Руси представляло собой совокупность сразу несколько форм внешнего и внутреннего устройства, которые в разной степени проявлялись в разные времена существования государства.

    Принятие христианства и его влияние на идеологию и культуру.

    Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.).Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.
    Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде.
    Во главе церкви стоял Киевский митрополит,который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

    Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.

    Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

    Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

    Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.


    написать администратору сайта