Реферат. РЕФЕРАТ. Образование как социальный феномен
Скачать 70.33 Kb.
|
Кафедра Психологии и педагогики Рейтинговая работа 1 (реферат) по дисциплине Общая педагогика Задание/вариант № 2 Тема «Образование как социальный феномен» Выполнена обучающимся группы Приходько Г.В. (фамилия, имя, отчество) Преподаватель _____________________________ Москва 2020 Содержание Введение 2 1. Образование как социокультурный феномен 4 2. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство 9 Заключение 14 Список литературы 16 ВведениеОбразование принято рассматривать как способ вхождения человека в мир науки и культуры. «Культура» в переводе с латинского языка – «взращивание», то есть самосовершенствование. Образование представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий усвоение и развитие специализированных навыков, направленных на получение практических навыков как конечную цель. Это духовный процесс формирования и развития человека как личности, важное культурно-историческое явление, направленное на передачу, накопление и сохранение духовной культуры народа, его этноса и жизненного опыта человечества как в общем смысле, так и по отношению к конкретным сферам и освоению конкретных наук [1]. В целом это уникальный способ посвящения человека в культурно-научный мир, направленный на формирование человеческой личности. Образование является не только транслятором культуры, но и помогает человеку приспосабливаться к быстроменяющимся условиям современного общества, способствует приумножению мировой культуры и знаний людей. Человек становится полноценным членом общества, начинает понимать свою роль в нем и успешно реализовывать ее. Образование является многоплановым культурным феноменом, который, в свою очередь, реализует следующие функции: 1. Обеспечение полноценной социализации личности человека; 2. Организация трансляции культурного наследия человечества; 3. Развитие и сохранение этнических и исторических традиций; 4. Ускорение перемен в культурной и общественной жизни; 5.Создание условий для эффективной преемственности между поколениями. Главными функциями образования являются: 1. Гуманитарная – сохранение нравственности, духовности, психического и физического здоровья; 2. Культурно-созидательная – воспроизведение, сохранение, передача и трансляция культурного наследия общества. 3. Социологизаторская – создание условий с помощью которых каждый человек приобретает свой собственный опыт, который совершенствует в течении жизни. Одной из самых актуальных проблем современного общества 21 века является проблема взаимосвязи культуры и образования как взаимосвязанного комплекса культурологического наследия человечества. В данном случае культура выступает как дидактическая единица образования, является главной составляющей культурологической конструкции общества людей. Актуальность исследования заключается в необходимости показать насколько важно сохранить образование как культурное, образовательное пространство, направленное на духовное развитие личности по отношению к тому, что роботизация человечества в некоторой степени замедляет развитие духовности и культуры в целом. Основной целью данной рейтинговой работы является рассмотрение темы «Образование как социальный феномен», в связи с чем выделяются следующие задачи [2]. 1. Рассмотрение теоретических понятий «образование», «культура», а также проблем и особенностей их формирования в современном обществе как дидактических единиц; 2. Проанализировать особенности направленности современного образования на гуманизацию содержания, внедрение в процесс гуманистических технологий воспитания и обучения, направленной на формирование творческой личности, способной успешно самореализоваться в рамках современного социума и существующей социокультурной ситуации. 3. Сформировать понятие «образование – важнейшая часть человеческой культуры современного социума», рассмотреть его важнейшие особенности, функции, то, какие его важнейшие составляющие являются основоопределяющими в формировании личности человека. 1. Образование как социокультурный феноменКультура в образовании является важной предпосылкой, способствующей не только получению необходимых теоретических и практических знаний и умений, но и является результатом образования любого человека. На протяжении всей истории взаимосвязь культуры и образования не раз была предметом исследования многих ученых, изучавший принцип культуросообразности, среди которых стоит отметить следующих: А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и многих других [3]. Все выше перечисленные факторы обеспечивают важность культурно-ценностного аспекта образования и соответствуют достигнутого обществом в целом уровня образования, включающего в себе уровень нравственности, а также развитие культуры, науки и государственности и в конечном итоге способствуют образованию так называемой культурологической образовательной парадигмы. М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности культурно ориентированного образования: - человек как высокоразвитая личность, субъект собственной жизни и индивидуального развития; - обособленный подход к образованию как к культурно-формирующей среде, обеспечивающей развитие и самосовершенствование человека в образовательной среде; - важнейшими способами самореализации человека как личности в этом случае являются творчество и диалог в составе культурологической концепции образования в современном мире. Бондаревской Е. В. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования была сформирована в виде следующих принципов [4]. - основополагающий аспект – реформирование образования, заключающийся в переходе от идеологии к формированию культуры, в том числе и педагогической; - образование является духовным обликом человека, главной составляющей его культурных духовных ценностей; - конечной целью образования является личность человека; - культурообразное содержание основывается основных принципах культурных образцов норм жизни; - осуществление образования проходит в контексте мировой и национальной культуры, тесно связанной с гуманизацией образовательных процессов, направленных на опережающее развитие общества, которое тесно связано с интеграцией культуры и образования в единое целое; - культурологический подход основывается на формировании личностно ориентированного образования, компонентами которого являются: отношение к ребенку как субъекту, способному к культурному саморазвитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному оказать ребенку поддержку в самоопределении и развитии. Таким образом, формируется комплексный подход к образованию как к особому культурному процессу воспитанию и развитию свободной, активной, способной к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми и культурой в целом. Культура и образование связаны между собой рядом общих факторов: объект – человек; общечеловеческие ценности – культура, образование, человек; функции – развитие, обучение, воспитание. Творческий характер учебно-образовательной деятельности К.Д. Ушинский назвал искусством, которое можно также отнести к общим факторам образования. Основным аспектом культурологической парадигмы является ориентир не на сами знания, а на усвоение элементов культуры, обмен человеческими ценностями и их сохранение. Целями образования являются цели, поставленные тем или иным обществом, в рамках которого они осуществляются. Но, тем не менее, оно должно базироваться на гуманизме – системе ценностных ориентаций, утверждающих ценность человека как личности, универсальной значимости человеческого бытия, способствующих гармонизации социально-экономической и духовной сфер жизни человека как центра наивысшего развития его личности. Общечеловеческие ценности – это основные ценности, присущие всем социальным общностям, группам и народам как единое целое. Это ценности, которые носят общий характер, сформированные в виде заповедей: в виде заповедей: «не убий»; «не укради»; «не прелюбодействуй»; «не сотвори себе кумира»; и т.д. [5]. Воспитание молодёжи в духе этих ценностных ориентаций во все века и у всех народов считалось непременным условием её социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верующие, но и не верующие люди, это ценности, предполагающие патриотизм, чувство любви и ответственности за свою Родину. Возрастание сложности мира и быстроты трансформации в нем, быстрое развитие информационных технологий и техники, постоянно требует от человека необходимости пополнять свои имеющиеся знания, постоянно учиться чему-то новому. Стоит отметить, что при этом стоит проявлять внимание не только к естественным наукам, но и к философско-мировозренческим, а также е содержащим этно-ментальные знания. Подчеркивая роль образования и его роль в постоянно меняющемся, трасформирующемся мире, стоит отметить, что оно дает возможность повышать качество жизни людей, актуализировать интеллектуальные возможности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества. И при этом образование как уникальная духовная ценность должна стать приоритетным общенациональным достоянием для того, чтобы справиться со стоящими перед ним задачами. В общекультурном контексте образование метафорично описывается автором одной из современных концепций образования [6]. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образование – это образ культуры, а для культуры оно – образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование – это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность». Образование в общем смысле представляет собой и является самостоятельной системой главной функцией которого является «обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития» [3]. Помимо вышесказанного, образование как социальный институт решает ряд важных общественных задач: - способствует распространению культуры и культурных ценностей; - помогает дифференциации членов общества, способствует разделению общественного труда и помогает осуществлять контроль за квалификацией специалистов в различных областях деятельности; - помогает социализации личности, создает условия для личностного и профессионального самоопределения; - обеспечивает социальный контроль; - способствует передаче знаний от старшего поколения к младшему. Понятие «образование» в современной трактовке является многозначным и многогранным понятием, которое может рассматриваться и процесс получения образования, и как результат этого процесса, и как система образования, и как отрасль общественного производства. Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации. 2. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространствоОбразование представляет собой педагогический процесс социализации личности, основанный на культурных ценностях: традициях, обычаях, историческом наследии культуры и науки. Это не только вхождение в мир культуры, но и средством становления человека как личности и профессионала, один из главных факторов социального прогресса. Важным фактором являются образовательные цели, которые представляют собой ожидаемые результаты сложившейся системы образования в настоящем и будущем времени. Внешняя образовательная цель заключается в развитии общества в целом, внутренняя – развитие и совершенствование каждого члена общества. Главными элементами образования являются цели, содержания, способы получения, объекты и субъекты, образовательная среда, конечный результат. Содержание являет собой следующую совокупность [5] - опыт ценностного отношения к миру; - опыт осуществления разнообразных видов деятельности; - опыт творческого решения проблем; - комплекс знаний о природе, творчестве, человеке. К способам получения образования в мировой практике относят: - дневную и вечернюю форму; - экстернат; - дистанционное обучение; - заочная форма обучения. С ХХ века наблюдается процесс более глубокого образования по его видам: - тип научных знаний – химическое, филологическое, математическое и др; - доминирующее содержание образования – гуманитарное, естественно-научное, теоретическое, прикладное и др; - вид освоения человеческой деятельности – музыкальное, техническое, медицинское; - масштаб культурных ценностей – глобальное, национальное, европейское и др; - тип образовательной системы – университетская, гимназическая, академическая и др; - уровень образовательной системы – начальное, среднее, высшее и др. Формами организации образовательного процесса в российской образовательной системе являются [6] - урок 35-45 минут – обучение в школе; - лекция 90 или 120 мин – форма обучения в вузе; - семинар – практическое занятие учебной группы; - лабораторный практикум – практическое занятие для проведения экспериментов с использованием оборудования; - учебная экскурсия; - групповые или индивидуальные занятия. Образование наряду с наукой в современном мире играют решающую роль. От них сегодня зависят многие общественные процессы и в целом состояние и дальнейшее развитие общества. «Научный и образовательный потенциал рассматривается крупнейшими мировыми державами в числе важнейших приоритетов цивилизационного развития и национальной стратегии безопасности». Культурное пространство цивилизации рассматривается как перекресток, на котором культура как духовная составляющая общества является вертикалью, а цивилизация – горизонталью. А в середине этого пути находится человек, идущий по пути самосовершенствования. В тоже время культура придает определенный импульс развитию образования, обуславливает образовательный процесс, который тесно связан с глобализацией общества. С другой стороны, образование также воздействует на культуру. Как отмечает Л. П. Буева, «никакое социальное развитие невозможно при отношении к культуре, соответственно и образованию, по “остаточному принципу”. Культура в этом контексте есть функция и сфера человеческой жизни, сущностное свойство собственно человеческого бытия, а образование – её живой “переводчик” и транслятор» [7] При этом образование является не только способом передачи культурных традиций, но и способствует сохранению культуры, как общественной ценности, является одной из основных сил развития общества. Причем функции трансляция и сохранение тесно взаимосвязаны. Передавая культурные ценности, образование активно участвует в сохранении культуры. Современная цивилизация породила товарно-денежные отношения, которые проникли во все сферы жизни людей. немецкий социолог У. Бек говорит, что «риски модернизации – это big business, большой бизнес. Цивилизационные риски – это бездонная бочка потребностей, которая без конца обновляется». Люди, осуществляющие такие отношения, часто отступаю от моральных норм. В. Д. Исаев, «всё, что связано с культурой начинает рассматриваться как ненужное, лишнее, бесполезное. Всё присущее культуре становится ненужной, даже вредной шелухой». Для того, чтобы не было потерь важнейших культурных ценностей, трудно не согласиться со словами Н. М. Мамедова, который пишет: «Наличие высокой культуры у специалиста любого профиля не только желательное внешнее качество, но и необходимое, атрибутивное для его деятельности свойство, которое нуждается в особом, целенаправленном формировании» [8]. И это сегодня должно осознаваться не только педагогами, но и представителями высших органов государственной власти. Две важнейшие функции образования сохранения и развития должны двигаться во взаимодействии с культурой и цивилизацией, должны рассматриваться по мнению А. Ж. Кусжанова, «две функции образования являются диалектическими противоположностями, которые по отдельности противостоят друг другу, и лишь в неразрывном единстве обеспечивают реализацию сущностных характеристик образования» [7]. Таким образом, образование должно развитию современной цивилизации, способствовать сохранению ее духовной культуры и наследия, от которых сегодня зависит не только развитие конкретного человека, но и общества в целом. Оно является тем важным узлом, который связывает культуру и человеческую цивилизацию в единое целое, создавая тем самым оптимальную образовательную среду и условия для саморазвития и становления человека планеты. Транслируя картину мира, образование представляет собой фундаментальный эволюционный механизм в культурной эволюции людей. Отечественные философы, изучающие тенденции развития современного образования (Б.С. Гершунский, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, В.А. Дмитриенко и др.), подтверждают, что только образование нового менталитета, противоположного старому индустриальному, создает новую культуру с новыми чертами и приоритетами, способными сохранить цивилизацию вообще. Силы грядущей постиндустриальной цивилизации несут с собой информационно-коммуникативный тип культурного развития. Образование является механизмом общественного интеллекта, способом выживания человечества на планете Земля, играет в 21 веке ключевую роль. Его главной задачей на этом этапе является воспроизводство новой культуры человечества, которое и в дальнейшем будет стремиться к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Центральная роль образования заключается, с одной стороны, в новых реалиях жизни, а с другой – выступает проводником этой культуры. Стоит отметить, что раньше в человеческой истории этот процесс носил длительный, затяжной характер, но в связи с ускорением современного темпа жизни, он уже значительно динамизирован по сравнению с прошлыми столетиями, где развитие шло более медленными темпами [6]. Важнейшей социальной функцией образования является подготовка человека к самостоятельной жизни, оно формирует образ человека на перспективу, закладывает основы, тенденции и перспективы развития будущего общества. Поскольку образование и культура могут рассматриваться как генетически единые «стороны» процесса становления и развития человеческой социальности, поскольку образовательные центры, любые исторические их формы должны быть и центрами культуры, «мастерскими» культуротворчества. Образование как социальную систему можно рассматривать как самостоятельную систему, ориентированную на воспитание новых членов общества с целью получения новых знаний, умений, навыков, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, а также уровнем его материально-технического развития. В тоже время оно является одним из самых сложных институтов социализации, выступает в качестве социального лифта, так как предопределяет качественные составляющие личности индивидуума и тем самым оказывает воздействие на социальную реальность, является социальным способом обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, а также тесно связано с развитием языка, речи, трудовой деятельности человека в целом. Образование – это единый процесс духовного и физического развития личности, ориентированный на зафиксированные в общественном сознании эталоны, то есть это прежде всего социальное явление. Таким образом, образование - это не перечень научных знаний в различных областях деятельности, но и несет основные элементы социального опыта [8]. В современных условиях на первый план выходит формирование гармонично развитой личности, социальная эффективность которого выражается в многообразных формах утверждения гуманизма в обществе, является объективной общественной ценностью, отражает уровень культуры и экономики в тоже время является целенаправленной системой воспитания и обучения новых членов общества 21 века и способствует глобальным изменениям как внутри самой системы, так и в макросоциуме. ЗаключениеВ процессе анализа литературы и интернет-источников в данной работе показано, что человек становится личностью в процессе социализации, главную функцию которой выполняет образование. Данные задачи решаются как различными институтами, так и самим человеком, стремящимся в течении жизни к развитию и самосовершенствованию. Образование стало особой сферой жизни с тех самых пор, когда процесс передачи знаний выделился из разнообразных сфер деятельности и стал важным социальным опытом, процессом передачи культуры, которое стало движущей силой современного общества, без него дальнейшее развитие человечества невозможно [5]. Именно благодаря образованию человек встраивается в различные сферы общественной жизни, происходит расширение его повседневного мира, он становится полноценной, развитой личностью, гармонично сочетающей в себе умственное и физическое развитие в целом. Образование является важнейшей частью человеческой культуры, способом передачи исторического наследия и знаний от одного поколения к другому. По мнению Л. П. Буева, «никакое социальное развитие невозможно при отношении к культуре, соответственно и образованию, по “остаточному принципу”. Культура в этом контексте есть функция и сфера человеческой жизни, сущностное свойство собственно человеческого бытия, а образование – её живой “переводчик” и транслятор» [3]. Образование являясь социокультурным феноменом, является одной из важных сил развития общества. Развитие цивилизации породило множество проблем, в результате которых векторы развития образования и культуры подчиняются законам потребления общества, рассматриваются в ключе служения экономическим потребностям общества. Любое общество существует лишь только в том случае, если его члены следуют его ценностям и нормам поведения, ведь человек становится личностью в процессе социализации. А для того, чтобы развитие не носило стихийный характер, используется процесс социализации – образование, представляющий собой единый процесс формирования личности. Образование является не только общественной ценностью, но и социальным явлением, является самостоятельной системой, главной функцией которой является обучение и воспитание членов общества, их социализация в макросоциуме [4]. Это целенаправленно организованный процесс социализацией, сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, рассматривающихся как общественное достояние. Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Список литературы1.Альжев, Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций / Д.В. Альжев. - РнД: Феникс, 2014. – 170 с. 2.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. – 432 с. 3.Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. – 496 с. 4.Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Academia, 2015. – 440 с. 5.Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию// Социологические исследования, 2000, № 6. – 21-30 с. 6.Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. – 320 с. 7.Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015 – 564 с. 8.Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 с. Интернет-источники 1.В.А. Штурба Образование как социокультурный феномен [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-1 (дата обращения 22.04.2020) 2.Е.В. Ларионова Образовательная среда как социокультурный феномен [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2018-03/larionova_e.v._osm_2018.pdf (дата обращения 24.04.2020) 3. К. Х. Делокаров Образование как социокультурный феномен: концептуальные основания [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-kontseptualnye-osnovaniya-1 (дата обращения 20.04.2020) 4. Л.В. Самсоненко Социальное образование как социокультурный феномен [Электронный ресурс]. - URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/12(85)/samsonenko_12_85_80_87.pdf (дапа обращения 23.04.2020) 5.Н.И. Чуркина Педагогическое образование как социокультурный феномен: структура, миссии, функции в обществе [Электронный ресурс]. - URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/341/image/341-103.pdf (дата обращения 28.04.2020) |