Главная страница
Навигация по странице:

  • Каковы же специфические особенности византийской культуры, и чем они порождены

  • Византия проект. Византия Каменев 6 В. Образование Византии. 2 Правление императора Юстиниана. 5


    Скачать 30.98 Kb.
    НазваниеОбразование Византии. 2 Правление императора Юстиниана. 5
    АнкорВизантия проект
    Дата25.05.2022
    Размер30.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВизантия Каменев 6 В.docx
    ТипДокументы
    #550057

    Содержание


    Образование Византии. 2

    Правление императора Юстиниана. 5

    ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА 10

    Кризис и падение Византии 12

    Список литературы: 15


    Образование Византии.


    Византия (Восточная Римская империя), оформившаяся как самостоятельное государство в IV в. в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную (395 г.), превосходила Западную по уровню развития ремесла и торговли, богатству своих городов, уровню духовной культуры. С упадком Рима, с перемещением центра экономической и культурной жизни империи на Восток сюда переместился и политической центр Римского государства. В 330 г. император Константин сделал столицей империи древнюю мегарскую колонию на берегах Босфора — Византии. Новая столица была названа по имени ее основателя Константинополем. Превращение Константинополя в столицу объяснялось благоприятным положением города: здесь пересекались важнейшие торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Эгейское. Город был и военно-стратегическим центром, превосходно укрепленным как с суши, так и с моря.

    В ранний период в состав Византийской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, часть Месопотамии и Армении, острова Крит и Кипр, ряд опорных пунктов в Крыму (Херсонес) и на Кавказе (в Грузии), некоторые районы Аравии, а с V в. — Иллирик и Далмация. На землях империи жили различные племена и народности: греки, фракийцы, иллирийцы, дакийцы, эллинизированные малоазийские племена (исавры и др.), сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты. Многочисленные племена и народы Византии сохраняли местные языки, обычаи, культуру. Однако господствующее положение среди пестрого населения империи занимали греки, и греческий язык имел широкое распространение.

    Византийская империя просуществовала чуть более тысячи лет, создав свою особую культуру, сыгравшую такую роль в развитии культуры общемировой, переоценить которую невозможно.

    В 1453 году, когда турками-османами был взят Константинополь, Византия прекратила свое существование, но ее культура нашла мощное продолжение и в Западной Европе и особенно в России.


    Каковы же специфические особенности византийской культуры, и чем они порождены?

    Прежде всего - это уникальная в истории человечества встреча Востока и Запада, их долгий союз, давший жизнь целому ряду новых, молодых культур. Византийская культура органично объединила греко-римскую античную культуру и культуру восточную, создав на этой основе прочный сплав, далеких друг от друга традиций, знаний, навыков, мировоззрений и обычаев. И все это вместе стало основой для развития самобытной культуры и прекрасного искусства.

    Другая важная особенность состояла в том, что идеи первоначального христианства, облеченные в форму православия, были подхвачены Византией и стали основой единения ее многонационального населения, превратившись в доминанту византийской культуры.

    Нельзя не отметить, что рубеж, с которого начиналась собственно византийская культура, был очень высоким. Ведь именно она явилась наследницей и преемницей античной культуры. Византийцы называли свое государство Ромейским (римским) царством, Константинополь -- «Новым Римом», своего императора считали законным наследником римских цесарей. И действительно, когда в 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя, знаки императорского достоинства были отосланы в Константинополь.

    Фактически на протяжении всего периода Средневековья Константинополь оставался первым городом христианского и мусульманского мира. В XII в. о нем писали: «Город из городов, светоч вселенной, слава мира, матерь церквей, основа веры, покровитель наук и искусств, отечества и очаг красоты»

    Как для народов мусульманского, так и для христианского мира Константинополь долгое время оставался средоточием и недосягаемым образцом архитектуры, живописи, философии, теологии, науки, музыкального искусства. Это способствовало распространению влияния византийской культуры на культуры многих народов.

    Тысячелетняя история Византии знала подъемы и спады, победы и поражения, в результате чего изменялись границы империи и пределы распространения ее культуры. Временем наибольшего процветания Византии и ее внешнего могущества стала эпоха императора Юстиниана (527--565 гг.). Принципы правления этого властителя формулируются как «единое государство, единый закон, единая религия».

    Правление императора Юстиниана.


    Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в середине VI в. в правление императора Юстиниана (527—565). В это время происходит внутренняя стабилизация Византийского государства и осуществляются широкие внешние завоевания.

    Юстиниан родился в Македонии в семье бедного иллирийского крестьянина. Его дядя император Юстин (518—527), возведенный на престол солдатами, сделал Юстиниана своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан стал властелином огромной империи. Юстиниан получил очень противоречивую оценку современников и потомков. Историограф Юстиниана Прокопий Кесарийский в своих официальных трудах и в «Тайной истории» создал двойственный образ императора: жестокий тиран и властный честолюбец уживался в нем с мудрым политиком и неутомимым реформатором. Обладая не дюжинным умом, силой воли и получив блестящее образование, Юстиниан с необычайной энергией занимался государственными делами.

    Он был доступен людям различного звания, обворожителен в обращении. Но эта кажущаяся и внешняя доступность были только маской, скрывавшей натуру беспощадную, двуличную и коварную. По словам Прокопия, он мог «тихим и ровным голосом приказать перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей». Юстиниан был фанатически одержим идеей величия своей императорской особы, которой, как он считал, выпала миссия возрождения былого могущества Римской империи. Сильное влияние на него оказывала его жена Феодора, одна из самых ярких и своеобразных фигур на византийском престоле. Танцовщица и куртизанка, Феодора благодаря своей редкой красоте, уму и твердой воле покорила Юстиниана, стала его законной женой и императрицей. Она обладала недюжинным государственным умом, вникала в дела правления, принимала иностранных послов, вела дипломатическую переписку, в трудные минуты проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Феодора безумно любила власть и требовала рабского поклонения.

    Внутренняя политика Юстиниана была направлена к усилению централизации государства и укреплению экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей. Большим успехом византийцев было раскрытие секрета производства шелка, тайны которого веками оберегались в Китае. По преданию, два несторианских монаха в своих полых посохах вывезли из Китая в Византию грены шелковичного червя; в империи (в Сирии и Финикии) возникло в VI в. собственное производство шелковых тканей. Константинополь в это время стал средоточием мировой торговли. В богатых городах империи наблюдался подъем ремесленного производства, совершенствовалась строительная техника. Это дало возможность Юстиниану воздвигать в городах дворцы и храмы и оборонительные сооружения в пограничных районах.

    Прогресс строительной техники был важным стимулом и для расцвета архитектуры. В VI в. заметно улучшилась и обработка металлов. Широкие военные предприятия Юстиниана стимулировали производство оружия и расцвет военного искусства.

    В своей аграрной политике Юстиниан покровительствовал росту крупного церковного землевладения и в то же время поддерживал средние слои землевладельцев. Он проводил, хотя и не последовательно, политику ограничения власти крупных землевладельцев и, в первую очередь, старой сенаторской аристократии.

    В правление Юстиниана была проведена реформа римского права. Коренные изменения социально-экономических отношений требовали переработки старых правовых норм, препятствовавших дальнейшему прогрессу византийского общества. В короткий срок (с 528 по 534 г.) комиссией из выдающихся юристов во главе с Трибонианом была проведена огромная работа по пересмотру всего богатейшего наследия римской юриспруденции и создан «Свод гражданского права» («Corpus juris civilis»). Он состоял первоначально из трех частей: «Кодекс» Юстиниана — собрание важнейших законов римских императоров (от Адриана до Юстиниана) по различным гражданским делам (в 12 томах); «Дигесты», или «Пандекты», — сборник авторитетных мнений знаменитых римских юристов (в 50 книгах); «Институции» — краткое элементарное руководство по римскому гражданскому праву. Законы, изданные самим Юстинианом с 534 по 565 г., составили впоследствии четвертую часть «Свода» и получили название «Новеллы» ( т. е. «Новые законы»).

    В законодательстве, как и во всей общественной жизни Византии этого времени, определяющей была борьба старого рабовладельческого мира с нарождающимся новым — феодальным. При сохранении в Византии в VI в. основ рабовладельческого строя фундаментом Corpus juris civilis могло быть лишь старое римское право. Отсюда и консерватизм законодательства Юстиниана. Но вместе с тем в нем (особенно в «Новеллах») отразились и коренные, в том числе прогрессивные, изменения в общественной жизни. Центральными среди социально-политических идей законодательства Юстиниана становится идея неограниченной власти государя-самодержца — «представителя бога на земле» — и идея союза государства с христианской церковью, защиты ее привилегий, отказа от веротерпимости и преследование еретиков и язычников.

    В законодательстве Юстиниана (особенно в «Кодексе» и «Новеллах») поощрялось предоставление рабам пекулия, облегчался отпуск рабов на волю, получил четкое юридическое оформление институт колоната.

    Сохранение в Византии в IV—VI вв. ряда крупных городских центров, развитых ремесла и торговли требовали строгой регламентации и охраны права частной собственности. И здесь римское право, эта «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность», явилось источником, из которого юристы VI в. могли черпать необходимые законодательные нормы. Поэтому в законодательстве Юстиниана видное места отводится регулированию торговых, ростовщических и ссудных операций, аренды и т. п.

    Однако и в сферу частноправовых отношений были внесены важные изменения: отменялись все старые, уже изжившие себя формы собственности и вводилось юридическое понятие единой полной частной собственности — основы всего гражданского права.

    Законы Юстиниана закрепили начавшиеся еще в Римскую эпоху империи тенденции к фактической ликвидации правовых различий между римскими гражданами и покоренными народами. Все свободные граждане империи отныне подчинялись единой правовой системе. Единое государство, единый закон и единая система заключения браков для всех свободных жителей империи — такова основная идея семейного права в законодательстве Юстиниана.

    Обоснование и защита права частной собственности обусловили живучесть основных положений «Свода гражданского права» Юстиниана, которые сохранили свое значение в течение всего средневековья, а впоследствии были использованы в буржуазном обществе. Широкая строительная деятельность Юстиниана, завоевательная политика, содержание государственного аппарата, роскошь императорского двора требовали огромных расходов, и правительство Юстиниана принуждено было резко повысить налоговое обложение подданных.

    Недовольство населения налоговым гнетом и преследованиями еретиков привели к восстаниям народных масс. В 532 г. вспыхнуло одно из самых грозных народных движений в Византии, известное в истории как восстание «Ника». Оно было связано с обострившейся борьбой так называемых цирковых партий Константинополя.

    Любимым зрелищем жителей Византии были конные ристания и различные спортивные игры в цирке (ипподроме). Вместе с тем цирк в Константинополе, как и в Риме, был центром социально-политической борьбы, местом многолюдных собраний, где народ мог видеть императоров и предъявлять им свои требования. Цирковые партии, которые были не только спортивными, но и политическими организациями, носили названия по цвету одежд возниц, участвовавших в конных состязаниях: венеты («голубые»), прасины («зеленые»), левки («белые») и русии («красные»). Наибольшее значение имели партии венетов и прасинов.

    Восстание началось 11 января 532 г. с выступления в константинопольском ипподроме оппозиционной партии прасинов. Но вскоре к «зеленым» присоединилась и часть венетов; низы обеих партий объединились и потребовали сокращения налогов и отставки наиболее ненавистных чиновников. Восставшие стали громить и поджигать дома знати и правительственные здания.

    Вскоре их возмущение обратилось и против самого Юстиниана. Повсюду раздавался клич «Побеждай!» (по гречески «Ника!». Император и его приближенные были осаждены во дворце. Юстиниан решил бежать из столицы, но императрица Феодора потребовала немедленно напасть на восставших. В это время среди участников движения начались разногласия, часть аристократии из партии «голубых», испугавшись выступления народных масс, отшатнулась от восстания. Правительственные войска, возглавляемые полководцами Юстиниана — Велисарием и Мундом, внезапно напали на собравшийся в цирке народ и учинили страшную резню, во время которой погибло около 30 тыс. человек.

    Разгром восстания «Ника» знаменует резкий поворот в политике Юстиниана в сторону реакции. Однако народные движения в империи не прекращались.

    ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА


    В истории византийского искусства правление Юстиниана знаменует целую эпоху. Талантливые писатели, такие историки, как Прокопий и Агафий, Иоанн Эфесский или Евагрий, такие поэты, как Павел Силенциарий, такие богословы, как Леонтий Византийский, блестяще продолжали традиции классической греческой литературы, и именно на заре VI в. Роман Сладкопевец, «царь мелодий», создал религиозную поэзию — быть может, самое прекрасное и самое оригинальное проявление византийского духа. Еще более замечательным было великолепие изобразительных искусств. В это время в Константинополе завершался медленный процесс, подготовлявшийся в течение двух веков в местных школах Востока. А так как Юстиниан любил постройки, так как ему удавалось находить для осуществления своих намерений выдающихся мастеров и предоставлять в их распоряжение неистощимые средства, то в результате памятники этого столетия — чудеса знания, смелости и великолепия — ознаменовали в совершенных творениях вершину византийского искусства.

    Никогда искусство не было более разнообразным, более зрелым, более свободным; в VI веке встречаются все архитектурные стили, все типы зданий — базилики, например св. Аполлинария в Равенне или св. Димитрия Фессалоникского; церкви, представляющие в плане многоугольники, например церкви св. Сергия и Вакха в Константинополе или св. Виталия в Равенне; постройки в форме креста, увенчанные пятью куполами, как церковь св. Апостолов; церкви, типа святой Софии, построенной Анфимием Тралльским и Исидором Милетским в 532—537 гг.; благодаря своему оригинальному плану, легкой, смелой и точно рассчитанной структуре, искусному разрешению задач равновесия, гармоничному сочетанию частей этот храм доныне остается непревзойденным шедевром византийского искусства. Умелый подбор разноцветного мрамора, тонкая лепка скульптур, мозаичные украшения на голубом и золотом фоне внутри храма являют собой несравненное великолепие, представление о котором еще и поныне можно получить, за отсутствием мозаики, разрушенной в храме св. Апостолов или едва видимой под турецкой росписью св. Софии, — по мозаике в церквах Паренцо и Равенны, а также по остаткам чудесных украшений церкви св. Димитрия Фессалоникского. Повсюду — в ювелирном деле, в тканях, в изделиях из слоновой кости, в рукописях — проявляется все тот же характер ослепительной роскоши и торжественного величия, которые знаменуют рождение нового стиля. Под совместным влиянием Востока и античной традиции византийское искусство в эпоху Юстиниана вступило в свой золотой век.

    Кризис и падение Византии


    К началу XIII в. общий социальный и внутриполитический кризис Византии сделал ее положение неустойчивым. Ослаблению империи способствовала агрессивная внешняя политика римского папства, Венецианской республики и мощное общеевропейское движение крестовых походов. Во время IV крестового похода рыцарские армии разгромили Константинополь и остатки единых владений византийских императоров.

    По описанию современника, «когда Константинополь был взят латинянами, случилось так, что держава ромеев, как грузовое судно, подхваченное злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей, и каждый ухватил один — одну, другой — другую часть». После разгрома 1204 г. на месте Византийской империи сложилось несколько обособленных государств.

    Центральная часть вошла в Латинскую империю. В ней взяли власть руководители рыцарских западных ополчений, а реально основные богатства и значительная часть территории перешли под управление Венеции. Со временем, подчинившись перенесенным с запада феодальным порядкам, Латинская империя раскололась на несколько феодальных сеньорий, ставших добычей окрестных государств. Наиболее крупным остатком Византии стало Никейское царство. В нем были сохранены государственные и политические традиции империи, включая императорскую власть. Государственная администрация даже еще централизовалась и усилилась. Возникли должности великого стратопедарха (своего рода заместителя императора в его отсутствие), великого коноставла (предводителя западных наемников). Большую государственную роль стал играть татий дворца — наставник императорских детей. В областном управлении было сохранено и восстановлено фемное деление. Другими крупными осколками Византии были Эпирское царство на Балканах и Трапезундская империя в северо-восточной части Малой Азии. Последняя довольно скоро потеряла государственно-политическую общность с Византией, подпав под влияние институтов и политики Грузинского царства, переживавшего в ту пору короткое время расцвета.

    После продолжительной военной и политической борьбы правителям Никеи удалось в 1261 г. восстановить империю, объединив некоторые наиболее важные центральные области под властью константинопольских императоров. В возрожденной Византии установилась власть новой династии Палеологов (1261–1453).

    Возрожденная империя мало походила на прежнее могущественное государство. Ее территория и военные возможности сократились в несколько раз. В последний период истории Византии в ней упрочились и расширились отношения государственного феодализма. Одновременно начался общий упадок городской жизни, морской торговли. Господствующие позиции на Средиземном море захватили итальянские города. Это обусловило скорый упадок экономики Византии, с этим — и возможностей византийского государства. Важную роль в падении империи сыграли народно-крестьянские восстания на Балканах в первой половине XIV в. Во время некоторых из них даже образовывались своеобразные плебейские республики, на несколько лет выходившие из подчинения центральной власти.

    С конца XIII в. самым опасным соперником для Византии стало государство турок-османов, переживавшее процесс своего становления. На протяжении XIV в. турки завоевали почти все владения Византии в Малой Азии, а к концу века начали овладевать Балканами. После выигранных сражений турки подчинили себе юго славянские государства (Сербию, Болгарию). Территория Византии была сведена к Константинополю с несколькими островами. Империя стала вассалом османских султанов, платя большую дань. Наконец, в 1453 г. османы захватили и разгромили Константинополь. Последний император Константин XI погиб в сражении. Город был переименован в Стамбул, став столицей нового государства.

    Список литературы:


    1. Взлет и падение Османской империи. Широкорад Александр Борисович.

    2. Всеобщая история государства и права. Том 1. Омельченко Олег Анатольевич.

    3. История Византийской империи. Диль Шарль.

    4. История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] Сказкин Сергей Данилович.





    написать администратору сайта