Главная страница

мсамрпирто. Образовательная программа азбука финансов


Скачать 1.07 Mb.
НазваниеОбразовательная программа азбука финансов
Анкормсамрпирто
Дата15.03.2022
Размер1.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDopolnitel_naya_obrazovtel_naya_programma_dlya_detej_5-7_let_Azb.pdf
ТипОбразовательная программа
#398142
страница4 из 5
1   2   3   4   5
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), -
Калининград, 2013.-26 с.
2.
Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк.,
2007. – 48 с.: ил.
3.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
4.
Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ
СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
5.
Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
6.
Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в
Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
7.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект
Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
8.
Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н.
Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
9.
Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенямфинансовой грамотности»(длядошкольников), -
Калининград, 2013.-26 с.
10.
Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику -
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
11.
Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006 – 88 с.
12.
Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
Обучающий видеоконтент:
Видео
Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:
- Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?
- Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.
- Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.
- Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.
- Азбука денег тётушки Совы - Домашние питомцы.
Фиксики - Деньги
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977.
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).
Союзмультфильм «Так сойдёт».
Союзмультфильм «Пятачок».
«Вершки и корешки».
Союзмультфильм «Сказка про лень».
Мультсериал «Навигатум»:
- Профессия «Ветеринар»
- «Детский стоматолог»

МАДОУ ДС №14 «Умка» ДОП «Азбука финансов», Панова Н.А.
35
Игры, занятия:
Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ»
Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fingram39. ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf
Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронныйpecypc: https://www.fingram39. ru/upload/iblock/44e/44ele34705398d818ca04628236beflb.pdf
Методические рекомендации к книжке-раскраске для старших дошкольников/
Министерство финансов Калининградской области - электронный pecypc: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54 cb43a0e6dc2253329144b4.pdf

МАДОУ ДС №14 «Умка» ДОП «Азбука финансов», Панова Н.А.
36
Глоссарий
Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.
Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся, в общем, и неравномерном росте цен на товары и услуги.
Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Бизнес - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.
Выгода - Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.
Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
Прибыль - положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.
Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

МАДОУ ДС №14 «Умка» ДОП «Азбука финансов», Панова Н.А.
37
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
1.Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2.Сначала зарабатываем - потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», - соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3.Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько
сложно его произвести.
Объясняем, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.
4.Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5.Финансы нужно планировать.
Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6.Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7.Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь.
8.Финансы - это интересно и увлекательно!
Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5 человек.
Ход игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается.
В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Кто кем работает?»

МАДОУ ДС №14 «Умка» ДОП «Азбука финансов», Панова Н.А.
38
Цель: на примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии.
Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку - труженику.
Материалы: кукла - Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Ход игры: Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий.
По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно - ролевым играм на эту тему.
Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель: расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги.
Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал: лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка,
Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Ход игры: Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться,
каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры: Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра «Услуги и товары»
Цель: закреплять сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках.
Воспитывать уважение к любой работе.
Материал: предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон

МАДОУ ДС №14 «Умка» ДОП «Азбука финансов», Панова Н.А.
39
Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.
Ход игры: Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги.
Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры: Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1: Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2: Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом.
Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо - молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
Игра «Умелые руки»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально, использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры: Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
Игра «Не ошибитесь»
Цель: закреплять знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

МАДОУ ДС №14 «Умка» ДОП «Азбука финансов», Панова Н.А.
40
Игра «Что важнее?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры: В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.
Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались.
Обосновать их необходимость для человека.
Задание 3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.
С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание - закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
Игра «Мы - художники»
Цель: закреплять знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец - покупатель».
Ход игры: Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание - сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.
Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида
(«Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).
Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.
Игра «Школа банкиров»
Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.
Ход игры:
Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей.
-Какие купюры у вас на столе лежат?
-Какая из купюр большего достоинства, какая - меньшего, и почему?
-Сколько всего у вас купюр?
-Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали?
-Купюры какого достоинства у вас нет?
-Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта