+Рабочая тетрадь для слуш. курсов ОРКСЭ. Образовательная программа повышения квалификации Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики
Скачать 2.7 Mb.
|
ВИРТУАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Новый вид обсуждения с использованием возможностей компьютерных технологий и сети Интернет. Такие обсуждения лучше всего проводить не в классе, а делать их домашней работой. Обучающиеся, объединенные в небольшую группу (не более 7-8 чел.) могут обсуждать статью, рисунок, фотографию, ситуацию, политическую новость, символы и т.п., связанные с определенной темой. Обсуждение может быть свободным – высказывание собственной точки зрения, собственного понимания, написание комментариев. Вместе с тем, для обучающего эффекта лучше, чтобы учителем были даны определенные вопросы и даны задания. Отвечая на эти вопросы и выполняя задания, обучающиеся могут приводить свои примеры, выдвигать аргументы и контраргументы. Следует организовать сеть, чтобы обучающиеся могли присылать письма каждому члену группы со своим ответом. При обсуждении каждый может написать несколько писем – помимо своего мнения, дать комментарии, задать вопросы другим членам группы, отреагировать на чьи-то мнения, высказать свои опасения, привести более точные, с их точки зрения, примеры. Для этого можно делать копии для каждого участника, но лучше завести общий ящик в Интернете, для доступа в который пароль будут иметь члены группы и учитель. Письма будут писаться на один адрес и каждый участник сможет его прочитать. При таком виртуальном обсуждении учителю следует попросить использовать основные понятия, которые изучаются на определенном отрезке курса. 6. Проектирование учебных занятий на основе комплексного учебного плана курса ОРКСЭ Задания. Задание 1. Познакомьтесь с рубрикой «Вы узнаете», предваряющей содержание одного из уроков и проанализируйте текст соответствующего урока (см. раздел «Учебные тексты для анализа»). Постарайтесь сформулировать свое видение целей урока с точки зрения того, какие ценностные установки, мировоззренческие представления, ключевые знания целесообразно формировать у учащихся 4 класса при изучении предлагаемой темы.
Задание 2. Выделите (подчеркните) в учебном тексте наиболее важную (базовую) информацию, которую, на ваш взгляд, необходимо освоить ученику 4 класса при работе с этим материалом.
Задание 3. Как вам кажется, насколько понятным, приемлемым по объему и способным заинтересовать ученика 4 класса является предлагаемый учебный текст? Может ли он реально служить основой организации работы обучающихся на уроке?
Задание 4. Выпишите слова, с которыми, по вашему мнению, целесообразно организовать словарную работу. Как бы вы предложили провести эту работу?
Задание 5. Какие потенциальные трудности, опасности или риски вы предвидите при работе обучающихся 4 класса с предлагаемым материалом? Что, на ваш взгляд, можно сделать, чтобы преодолеть эти трудности, смягчить или предотвратить риски?
Задание 6. Познакомьтесь с содержанием вопросов и заданий, предлагаемых авторами к данному уроку. Как вы полагаете, необходимо ли отвечать на уроке на все эти вопросы и задания? Обоснуйте, почему.
Задание 7. Составьте и запишите не менее 4 собственных вопросов, которые вы считаете полезным задать обучающимся при работе с данным материалом. (Постарайтесь, чтобы это были вопросы разного типа, отличающиеся с т.зрения таксономии Б.Блума).
Задание 8. Подумайте, как наиболее эффективным образом можно организовать работу в классе с данным учебным материалом. Предлагаемый вариант работы обоснуйте (устно). Возможные формы работы: - чтение учителем всего текста (т.к. дети лучше воспринимают выразительное чтение взрослого, а материал содержит много новых понятий, следовательно, возникнут трудности при понимании и произнесении слов); - чтение детьми текста самостоятельно (возможно - с пометками), а затем анализ незнакомых слов; работа со справочным материалом; - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем; - повторное чтение детьми текста после прочтения текста учителем; - работа в группах с материалом урока (количество групп?); - рассказ (краткий пересказ) групп о том, что они узнали; - фронтальная или групповая работа по вопросам в конце параграфа. Вы можете использовать перечисленные варианты работы в любом их сочетании, а также предложить собственные формы и приемы работы !
УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ АНАЛИЗА Текст 1. Модуль «Основы православной культуры» Урок 2. Православие и культура Источник: http://kuraev.ru Вы узнаете - Что человек вкладывает в культуру - Какие мысли несет религия Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе. Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина. Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры. Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда. Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры. Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами. И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры – в православной религии. Например, русское слово «спасибо» – это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу. В копилку русского языка Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфо-графия. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный. Это интересно На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!». Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке. Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего. (Из записей Павла Алеппского, 17 век)
Вопросы: 1. Что такое культура и религия? Какова связь между ними? 2. Что значит быть православным человеком? 3. Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это? Текст 2. Модуль «Основы православной культуры» Урок 7 Христос и Его Крест Источник: http://kuraev.ru Вы узнаете: - Как Бог стал человеком - Почему Христос не уклонился от казни - Символику креста БОГОВОПЛОЩЕНИЕ Библия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца. Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. Он во-человечился. Почему? Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он стал человеком. Ведь Бог свободен. Он создал природу и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может все – в том числе стать не только Богом. Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть). Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком. Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом. Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти. Вроде бы для Бога это невозможно. Ведь там, где Бог – там вечная жизнь и нет места для смерти. И все же Христос претерпел смерть. Он позволил Себя распять на Голгофе. Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде. ЗАЧЕМ ХРИСТОС УМЕР? Как же Евангелие объясняет, что Бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер? Если бессмертный умер - значит, Он Сам отказался от Своей неуязвимости для смерти. Он Сам добровольно принял крест. Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом пространстве. Люди умирали и до Христа и после Него. Но до Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, за этим порогом встретил бы не пустоту, а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие («Царство Божие», «Царство Небесное»). Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям – даже тем, кто Его судил и казнил. ЖЕРТВА ХРИСТА Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал. Когда Его арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте. Евангелие так передает ответы Христа Его судье - Понтию Пилату: «Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше… Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Вот почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик. РАСПЯТИЕ Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом сказал бы: «хочешь дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней… На голову Христа надели якобы царскую корону. Но ее сплели из веток терновника. Поэтому иглы «тернового венца» рвали Его кожу. Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем. Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы. СИМВОЛИКА КРЕСТА На православном кресте есть три поперечные перекладины. Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» - потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «царь иудейский» - из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее. К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевки: «мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа, Которого он просил: «Помяни меня, когда придешь во Царствие Твое!». Тот разбойник, кто так и закончил свою жизнь в потоках ругани, был слева. Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости. У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от угрозы, а его колокольня как мачта. ВРЕЗКА
* Апостолы до встречи со Христом были рыбаками на Галилейском озере ВРЕЗКА. Из Библии. Слова казнимого Христа: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!.. Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вопросы и задания 1. Что означают слова воплощение, Богочеловек? 2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? 3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям? 4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей. Текст 3. |