+Рабочая тетрадь для слуш. курсов ОРКСЭ. Образовательная программа повышения квалификации Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики
Скачать 2.7 Mb.
|
5.4. Использование вопросов в процессе обучения курсу ОРК СЭ Вопросы, используемые при работе с классом, группами учащихся, отдельными учениками, являются одним из главных средств обучения в арсенале любого учителя. Правильно подобранные вопросы могут помочь обучающимся сконцентрировать внимание на важнейших аспектах изучаемого материала, повысить их активность на уроке, подтолкнуть к участию в дискуссии, помочь в систематизации материала. В свою очередь, вопросы, задаваемые обучающимися, помогают педагогу выяснить, что из изучаемого материала осталось непонятным или было при планировании занятия. Постановка и формулирование способствует развитию мыслительных способностей детей, развивают их речевые навыки. Подбор вопросов определяется целями занятия. Одни вопросы особенно полезны при организации обсуждения учащимися изучаемой темы, другие помогают оценивать уровень усвоения материала, способствуют творческому подходу к работе над ним. По мнению некоторых зарубежных специалистов, многообразие вопросов, задаваемых учителем в ходе урока, можно условно разделить на семь основных типов: Вопросы, призванные вызвать интерес у обучающихся и привлечь их внимание. Вопросы, помогающие оценить уровень знаний. Вопросы, возвращающие к основной теме обсуждения. Вопросы, помогающие вести занятие. Вопросы, помогающие более углубленно подойти к теме занятия. Вопросы, переключающие внимание учащихся. Вопросы, апеллирующие к эмоциям учащихся. Существенным моментом в эффективном использовании вопросов в образовательном процессе является предоставление обучающимся (классу) достаточного времени для ответа на поставленный вопрос. В результате исследований подсчитано, что у большинства педагогов среднее время ожидания ответа составляет 2-0,9 секунды. Для большинства детей 4 класса такого лимита времени недостаточно: в течение секунды ребенку надо выслушать вопрос, осмыслить его, обдумать ответ, скоординировать желание ответить с необходимостью поднять руку для ответа. А если приходится ждать чуть дольше, учитель снова задает вопрос, перефразируя его, или сам отвечает на него. Неудивительно, что в этих условиях игра в «вопрос – ответ» не слишком привлекает большинство обучающихся. Практические наблюдения убедительно показали, что если учитель увеличивает среднее время ожидания ответа до 5 секунд и больше, ученики отвечают более обстоятельно. В результате умеющие ждать ответ учителя получают от обычно неразговорчивых учеников достаточно многословные ответы, содержащие новые идеи. Вопросы, задаваемые обучающимся, должны быть ясными и конкретными. Доступность формулировок, внимательное отношение к деталям позволяет не уклоняться от темы и способствует развитию критического подхода к материалу у учащихся. Сценарии вопросов и таксономия Б. Блума. Необходимо уметь составлять комплекс вопросов, стимулирующих развитие мышления обучающихся. Готовясь к занятию, учитель должен выстроить последовательность, или сценарий вопросов, четко представляя себе, как будет сформулирован вопрос и когда он будет задан обучающимся. Это необходимо для того, чтобы помочь ученикам перейти от фактов к обобщениям, к более высоким уровням мыслительных процессов. Наличие сценария вопросов помогает учителю контролировать ход рассуждений учеников, вести занятие по плану. В сценарии обычно включается немного вопросов - от трех до пяти. По ходу к ним могут быть добавлены другие, позволяющие прояснить или обобщить материал. При построении сценария вопросов к учебному занятию может быть использовано достаточно широко известная таксономия Б. Блума, выделяющая шесть уровней познания. Целям развития каждого уровня познания соответствуют свои типы вопросов. Их последовательность в рамках учебного занятия выстраивается с учетом актуальных задач развития мыслительных процессов обучающихся данного класса. Ниже в таблице указаны шесть уровней познания, выделяемых в таксономии Б. Блума, и приводятся примеры вопросов, относящихся к каждому такому уровню.
Для большинства учеников, чтобы они достигли наивысшего уровня развития познавательных процессов в соответствии с таксономией Б. Блума, требуется время. Ускорить этот процесс могут используемые на занятии вопросы, которые ставят перед учениками все более сложные познавательные задачи. Вопросы, задаваемые на уроке, должны соответствовать уровню класса. Часто учитель по реакции учащихся понимает, что он должен понизить уровень задаваемых вопросов. Метод Таба «Метод Таба» предлагает учителю некоторые типовые сценарии вопросов, которые могут быть применены при изучении различных учебных курсов, в т.ч. курса ОРКСЭ (эти типовые сценарии были разработаны Хильдой Таба на основе ее исследований в 1969 г.). Методика 1. Первый из предлагаемых типовых сценариев вопросов предназначен для того, чтобы: - определить, что ученики знают по теме, которую только предстоит пройти; - оценить знания, которые обучающиеся получили в результате изучения темы; - привлечь к обсуждению изучаемой темы (в форме небольшой и посильной дискуссии) всех обучающихся в классе. Он включает три типа последовательно следующих друг за другом вопросов: - вопросы, открывающие обсуждение; - вопросы, позволяющие сделать обобщение; - вопросы, позволяющие дать определения изучаемым фактам.
Помимо вопросов, указанных в сценарии, во время обсуждения по мере необходимости могут задаваться дополнительные вопросы: Проясняющие вопросы Пример: Что вы имеете в виду, говоря, что верующие одеваются иначе? Вопросы, влияющие на ход обсуждения Пример: Я хочу повторить свой вопрос. Вы помните, что я спросил? Вопросы, подводящие итог обсуждения Пример: Что мы можем написать на доске как итог нашей дискуссии? Могли бы вы сказать это одним предложением? Применяя метод Таба, учитель, не оценивая ответы, обычно кратко записывает их на доске или бумаге. Важно зафиксировать также основания классификации (группировки) фактов, предлагаемой учениками. Методика 2. Цель второй методики Таба - научить детей сравнивать, обобщать, интерпретировать факты, делать выводы на их основе. Используется сценарий, содержащий три вопроса: - вопрос, открывающий обсуждение темы занятия; - вопрос, позволяющий проводить сравнения изучаемых фактов; - вопрос, позволяющий подвести итог обсуждения.
Возможные дополнительные вопросы: Вопросы на проверку полноты охвата темы Пример: Не упустили ли мы что-нибудь? Вопросы, направляющие внимание учеников на факты Пример: Как они были одеты? Скольких человек непосредственно коснулось это событие? Вопросы об основаниях высказанного мнения Пример: Что вы увидели в храме, что дало вам основание так подумать? Почему вы так говорите? 5.5. Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках ОРКСЭ Работа с иллюстрациями - визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст. Иллюстрация – это произведение изобразительного искусства, предназначенное для восприятия в единстве с текстом. Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд. Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен, но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала, выражая, дополняя, а порой и обогащая его. Художники разных эпох зачастую по-разному интерпретируют одно и то же жизненное (или мифологическое) явление, в иллюстрациях всегда присутствует индивидуальное отношение художника к сюжету, героям и их поступкам. Примерные вопросы и задания для работы с иллюстрациями: 1. Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования? Озаглавьте иллюстрации. 2. Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены? 3. Сопоставьте иллюстрации разных художников к одному сюжету. Что их объединяет? Что в них различно? Как изображены действующие лица? Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее точно передает настроение эпизода? Обоснуйте свой ответ. 4. Рассмотрите портрет героя. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник? 5. Как вы думаете, в какой момент развития действия изображен герой? 6. Сопоставьте образы героев, созданные разными художниками. Какой из портретов героя наиболее соответствует вашему представлению о нем? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста. 7. Какие художественные детали и подробности отображены художником? Как вы думаете, почему именно эти детали и подробности художник счел значимыми для раскрытия смысла явления? 8. Проанализируйте одну из иллюстраций по следующему плану (устно или письменно): 1) какое место занимает выбранный художником эпизод в Священной книге? 2) на чем акцентирует внимание, что подчеркивает художник в выбранной сцене? 3) какие цвета, технику рисунка, игру светотени, композиционные приемы использует художник и почему? 4)охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстрации и впечатление, которое она производит. 5) уделяет ли художник особое внимание каким-либо деталям? Какую роль они играют? 9. Как вы думаете, легко ли иллюстрировать религиозные сюжеты? Обоснуйте свой ответ. 10. Какие религиозные сюжеты проиллюстрировали бы вы, если бы были художником? Почему? Включение в материал урока по основам религиозных культур и светской этики живописных полотен, тематически близких изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает их впечатления от произведений искусства, создает дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий. Возможные виды деятельности при работе с картиной на уроке: 1. Краткая справка о художнике и его картине. 2. Составление комментария к картине (выявление общей темы, описание эмоционального настроя, анализ композиции, сюжета, колорита картины), выявление специфических приемов, характерных для живописи. 3. Письменная работа (мини-сочинение) с целью сопоставления живописных полотен, посвященных одному сюжету. Пример работы с картиной А.А. Иванова «Явление Христа народу» на уроке о Спасителе: Целесообразно организовать поисковую работу обучающихся, возможна работа по группам. 1. Краткая справка о художнике и его творчестве (информация дается либо учителем, либо заранее подготовленным учеником). Знаменитый русский исторический живописец Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. В одиннадцать лет он поступил “вольноприходящим” учеником в Императорскую академию художеств, где воспитывался под руководством своего отца. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров. Получив за успехи в рисовании две серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную им по программе картину: “Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора”, а в 1827 г. — большой золотой медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы: “Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона”. Эти картины наряду с такими произведениями как: “Беллерофонт отправляется в поход против Химеры” (1829), “Явление Христа Марии Магдалине” (1835) — принадлежат раннему периоду творчества Иванова и отличаются уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем. Ведущее значение для Иванова имеют образы искусства итальянского Возрождения. Художник как бы открывает потаенный божественный смысл природы. Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования. За границей Иванов посетил Австрию и Германию, останавливался на непродолжительное время в Дрездене. С 1831 по 1858 художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии “Сотворения человека” Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты. Снова обращаясь к Библейско-евангельской теме художник работает над эскизами к неосуществленной им картине “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина” (1831-33). Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине” (1834 г.). Эта превосходная по красоте композиции картина, отличающаяся благородством стиля и рисунка, была исполнена еще совершенно в академическом духе. Картина имела огромный успех и в Италии, и в России, а в 1836 г. в Санкт-Петербурге художник был удостоен за нее званием академика. В 1830-40-х годах Иванов находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры и представителями передовой русской интеллигенции, размышляет над путями разрешения глубоких социальных противоречий. Его мировоззрение формировалось под влиянием Н. В. Гоголя, с которым художник дружил в эти годы. Иванов осознал просветительскую и пророческую роль художника, он уверовал в то, что искусство должно служить преобразованию и нравственному усовершенствованию человечества. Художник стремился осмыслить основные вопросы человеческого бытия, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. - Что собой представляет сюжет картины? (На первом этапе целесообразно организовать экспромтное обсуждение сюжета, а затем уточнить сюжет, привлекая сведения из истории искусства). Основное содержание сюжета картины - начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе “лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных” (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына. - Какие персонажи изображены на полотне, опишите их. Почти все персонажи «Явления Христа народу» выдвинуты на первый план картины и образуют вытянутую, ритмично построенную группу; только в правой части композиции толпа показана в виде процессии, движущейся из глубины. Фигура Христа выделена из толпы и помещена отдельно от всех, в глубине картины. Огромное пустынное пространство окружает одинокую, мерно движущуюся фигуру и придает ей особую торжественность и величие. Вместе с тем изображение Христа отличается естественностью и простотой. Выразителен и образ Иоанна Крестителя. Он представляет собою как бы второй центр картины. Пророк величественным жестом указывает толпе на приближающегося Христа. Движения Иоанна полны торжественности и одновременно напряженной страстности. Его вдохновенное лицо с огромными скорбными глазами выражает непоколебимую твердость духа, фанатическую убежденность и глубокое внутреннее волнение. Слева от пророка изображена группа апостолов — будущих учеников Христа. Иванов с поразительной силой проникновения сумел передать юношескую впечатлительность и порывистость молодого Иоанна, наивное благочестие старого рыбака Андрея, печальный скепсис Нафанаила. Еще левее, у самого края картины, изображены две фигуры - дряхлый старик и цветущий юноша, с одинаковым радостным волнением прислушивающиеся к речам пророка. А под ними - ярко испещренные многоцветными отражениями воды Иордана. - Как автор картины показывает природу? Какова её роль? Пейзаж изображает долину Иордана, пустынную и холмистую, с купой оливковых деревьев у самого берега реки. Вдали видны оливковые рощи, и среди них едва заметны белые здания Иерусалима. Цепь синеющих гор замыкает горизонт и сливается с чистым голубым небом. Такое монументальное изображение природы символизирует покой и вечность. Работа с кинофильмом, кинофрагментом, мультипликационным фильмом на уроке и во внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ Знакомство с киноэкранизациями создает новую учебную ситуацию. Главной целью таких уроков является углубление представления о специфике кинематографического и мультипликационного искусства и формирование навыка интерпретации легенды, жития, этической нормы. Движущаяся озвученная картинка - кинокадр - непосредственно создает готовые зрительно-словесные образы, передает события в экранном действии. Это дает возможность развитию у школьников навыков анализа, сравнения, сопоставления. Просмотр фрагмента фильма (на уроке или дома) в учебных целях предполагает решение комплекса задач: - обогащение впечатлений о явлении; - развитие образного мышления; - формирование и развитие восприятия образа в сопоставлении с кинообразом; - соотнесение своего опыта с режиссерской точкой зрения; - формирование умения интерпретировать режиссерский замысел и оценивать его воплощение, анализировать образ, созданный актером; - развитие речи обучающихся; - формирование эстетического вкуса. Если в основе постановки фильма лежит художественной произведение, религиозная литература, то при работе с фрагментом фильма следует учить понимать общее и различное в двух видах искусства, обращать внимание обучающихся на специфические кинематографические приёмы, на потери и приобретения при экранизации. В основе сопоставительного анализа кинотекста и литературного источника лежат: - приемы монтажа, свойственные природе обоих видов искусства; - знакомство с художественными принципами кинематографа; - умение использовать приемы анализа и синтеза с целью интерпретации обоих источников (литературный текст и экранизация); - опора на принципы «медленного чтения»; - использование знаний и умений, полученных при изучении литературы для самостоятельной оценки произведений кинематографического искусства. Наиболее актуальными можно назвать следующие ракурсы анализа экранизации: - символические детали, выделенные режиссером; - логика подбора типажей на ту или иную роль; - актерская интерпретация характера (манера произнесения реплик и монологов, мимика, жест, паузы и др.); - разработка мизансцен; - работа режиссера по созданию у зрителя определенного настроения (звуковой фон, световое и цветовое решение и другие приемы). Попутно следует обратить внимание на костюмы, принципы монтажа («монтажные формулы и фразы»); работу оператора (логика выбора сверхкрупного, крупного, среднего, общего, дальнего, поясного плана, панорамных съемок), особенности отражения времени и пространства. |