Главная страница
Навигация по странице:

  • Время появления иудаизма Общение Авраама с богом происходило примерно в 2085 г. до н.э.Иудаизм появился в 1 тысячелетии до н.э. в Палестине.Символы иудаизма

  • Догматы иудаизма 1. Вера в единого бога (Иегова или Яхве)

  • Вера в приход Мессии (Машиах).

  • 3. Вера в существование загробного царства

  • 5. Вера в бессмертие души

  • 7. Богоизбранничество еврейского народа

  • Иудейский культ: - молитва

  • «неугасимый светильник».

  • - вывешивание мезузы. Мезуза

  • - ношение цицита.

  • Священники в иудаизме В иудаизме нет посредников между Б-гом и отдельным евреем. У евреев отсутствует религиозная иерархия. Раввин

  • Омовение в Микве Миква

  • Разрешенная (кошерная) и запрещенная (трефная) пища

  • Правила ритуального забоя (шхиты) и кошерования мяса

  • Иудейские праздники Рош ха – Шана

  • +Рабочая тетрадь для слуш. курсов ОРКСЭ. Образовательная программа повышения квалификации Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики


    Скачать 2.7 Mb.
    НазваниеОбразовательная программа повышения квалификации Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики
    Дата30.03.2022
    Размер2.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла+Рабочая тетрадь для слуш. курсов ОРКСЭ.doc
    ТипОбразовательная программа
    #429537
    страница6 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Модуль «Основы иудейской культуры»

    Понятие иудаизма

    Иудаизм, иудейство, «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа - ивр. יהודה‎‎) - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества.

    Время появления иудаизма

    Общение Авраама с богом происходило примерно в 2085 г. до н.э.

    Иудаизм появился в 1 тысячелетии до н.э. в Палестине.

    Символы иудаизма:

    - молитва ШМА (ивр. שְׁמַע‎, `слушай`) - молитва, провозглашающая главную идею иудаизма - единство Всевышнего и нерасторжимость союза еврейского народа с Творцом и соблюдение Шаббата;

    - Звезда Давида - эмблема в форме шестиконечной звезды, в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга - верхний концом вверх, нижний концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника. Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида;

    - Мено́ра (ивр מְנוֹרָה‎ - менора́, букв. «светильник») - золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Является одним из древнейших символов иудаизма. Менора изображена и на гербе государства Израиль.

    Догматы иудаизма

    1. Вера в единого бога (Иегова или Яхве). Учение о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию (еврейская концепция «Богочеловека») - следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе. Грех не состояние души, а действие

    2. Вера в приход Мессии (Машиах). «И перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа».  

    3. Вера в существование загробного царства.

    4. Вера в богодухновенность Ветхого Завета.

    5. Вера в бессмертие души.

    6. Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. Пророк Даниил об этом говорит следующее: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»  

    7. Богоизбранничество еврейского народа. При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт.9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов:

    - запрет идолопоклонства – признание единственного Бога;

    - запрет богохульства - почитание Бога;

    - запрет убийства - уважение к жизни;

    - запрет прелюбодеяния - уважение к семье;

    - запрет воровства -уважение к имуществу ближнего;

    - запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного - уважение к живым существам;

    - обязанность создать справедливую судебную систему.

    В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите - гиюр) и является национальнойрелигиейеврейского народа.

    Течения в иудаизме

    Ортодоксальный иудаизм (от др.греч. ὀρθοδοξία - букв. «правильное мнение») - общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде) и кодифицирован в своде Шулхан арух.

    Консервативный иудаизм возник в середине XIX в. в Германии как попытка найти компромисс между традиционным вероучением и современностью.

    Прогрессивный иудаизм - это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание.

    Иудейский культ:

    - молитва (утренняя, дневная, вечерняя);

    - тфилин – ящичек кубической формы с ремнем, внутри которого находится пергамент с ветхозаветным текстом. Носят мужчины старше 13 лет. Еврей, повязывая  тфилин, «привязывает» себя к Богу и подчиняет себя Его власти. Поэтому тфилин повязывают на левую руку, так, чтобы они оказались напротив сердца - источника чувств, и на голову - вместилище разума.

    - синагога (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת‎, - «дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма - основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы. В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе. Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. Отделение для женщин - эзрат нашим может располагаться на галерее, на балконе или в молитвенном зале за особой шторой, которая называется "мехица" - перегородка. У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

    Над ковчегом располагается нер тамид - «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно. Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.

    Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин - местный религиозный суд. Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д

    - вывешивание мезузы. Мезуза - это небольшой свиток, изготовленный из кожи животного. На ней рукой опытного переписчика (сойфера) особым шрифтом на иврите написаны отрывки из Торы, в которых упоминается эта заповедь. Мезузу сворачивают в трубочку, вкладывают в узкий длинный футляр и прикрепляют к косякам дверей еврейского дома. Буквально в переводе с иврита слово «мезуза» означает косяк, однако, как правило, под этим словом понимается свиток в футляре, устанавливаемый на косяке двери.По закону, мезузы крепятся на косяках дверей всех комнат еврейского дома или места работы. Футляр с мезузой прикрепляют на том косяке, который находится справа по отношению к входящему в помещение. Исключение составляют ванная, туалет и нежилые помещения, такие как чердак или склад, - там мезузу устанавливать не нужно. Если у еврея есть только одна мезуза, лучше прикрепить ее на главном входе в дом. Не устанавливают мезузу на входе во временное жилище – т.е., такое, где человек собирается прожить меньше 30 дней. Мезузу не прикрепляют у входа в жилое помещение, если его площадь составляет менее 3,68 кв. м.

    - ношение цицита. Цици́т или ци́цес (ивр. ציצית) - в иудаизме сплетённые пучки нитей (часто шерстяных), которые надлежит носить мальчиками и мужчинам, прикрепив их к одежде, имеющей четыре угла, к каждому из этих углов. В частности, цицит является атрибутом талита, молитвенного одеяния. Женщинам носить цицит не запрещается, однако традиционно его носят только мужчины.

    Священники в иудаизме

    В иудаизме нет посредников между Б-гом и отдельным евреем. У евреев отсутствует религиозная иерархия.

    Раввин (ивр. рабби) - «учитель», служитель культа в иудаизме, учёный знаток Талмуда и ритуала. Как правило, исполняет функции главы местной общины. Чтобы получить звание раввина, надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. Главная задача раввина - служить духовным наставником и разрешать вопросы, касающиеся еврейского закона.

    Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Как правило, хазан ведет молитву только в субботу и праздники. По праздникам пение хазана может сопровождаться мужским хором. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование - как минимум, понимать смысл молитв на иврите. 

    Шамаш - синагогальный служка, на которого возложено множество обязанностей. Он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества, соблюдении расписания молитв. Однако нередко он выполняет также функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.

    Габай или парнас - это руководитель общины, своего рода "административный директор". Часто синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги, решают административные вопросы и т.п.

    Омовение в Микве

    Миква (в переводе с иврита - “скопление вод”) - бассейн для ритуального очищения, предписанного еврейским законом. Согласно законам семейной чистоты, в микву должна окунаться женщина после того, как закончится период ее ежемесячной “нечистоты” (нида). Без этого семейной паре запрещено вступать в супружеские отношения. Можно сказать, что миква – это основа семейной жизни и залог продолжения еврейского рода.

    Разрешенная (кошерная) и запрещенная (трефная) пища

    У кошерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные – лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны.

    Запрещены: свинина, конина, крольчатина, насекомые и змеи
    Все земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, насекомые и т. д., и т. п. в пищу строжайше запрещены. Единственное исключение из этого правила – мед. Он кошерен, хотя и является продуктом жизнедеятельности насекомых – пчел. 

    Рыба и морские обитатели
    Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака. Рыбы, не имеющие чешуи (акула, сом, угорь, осетр), а также все остальные обитатели водных глубин, такие как раки, устрицы, моллюски, в пищу запрещены. Подавляющее большинство рыб (кроме хищных) – кошерные. Рыба, в отличие от животных и птиц, не нуждается в дополнительной обработке (ритуальном забое, удалении крови). Икра кошерных рыб также кошерна.

    Птицы
    В Торе не приводятся признаки кошерности, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных в пищу птиц. Вместо этого названы двадцать четыре вида некошерных птиц. В основном это хищные или питающиеся падалью птицы: вороны, страусы, пеликаны, аисты, цапли, удоды и т. д. 
    Правила ритуального забоя (шхиты) и кошерования мяса

    Процедура шхиты направлена на то, чтобы причинить наименьшее страдание животному. Для этого необходим очень острый нож без малейших шероховатостей или неровностей на поверхности лезвия. Нож мгновенно перерезает горло животного. Человек, совершающий ритуальное умерщвление животных, то есть шхиту, называется шойхет. Тора строжайше запрещает употреблять в пищу кровь животных и птиц. Перед приготовлением мяса скота или птицы из него удаляют кровь с помощью высаливания, вымачивания или обжаривания на открытом огне.

    Мясное и молочное

    Знаменитый запрет «Не вари козленка в молоке матери его» Тора повторяет трижды. Еврейские мудрецы выводят отсюда целых три запрета относительно мясного и молочного:

    - нельзя варить, т.е. готовить вместе мясо и молоко – даже если вы варите не для себя, а для собаки;

    - нельзя есть вместе мясо и молоко. Более того, между мясной и молочной пищей следует делать перерыв: после мясной трапезы перед молочной – не менее 6 часов, после молочной до мясной – не менее 1 часа;

    - нельзя никаким образом использовать смесь мяса и молока, например, продавать приготовленное блюдо или кого-то им угощать.

    Мясную и молочную пищу, по законам кашрута, готовят отдельно, зачастую на двух разных плитах. В доме верующего еврея обязательно имеется два набора посуды – для мяса и для молока. И даже хранят мясную и молочную посуду отдельно.

    Обрезание

    Обрезание - знак священного союза на теле еврея; выполнив эту заповедь, человек вступает в союз со Всевышним, Б-гом Израиля. Время обрезания - восьмой день жизни ребенка. Именно на восьмой день после рождения сына надо сделать ему обрезание, но не раньше. Тот, кого не обрезали в детстве, обязан позаботиться о собственном обрезании, когда вырастет. Если он не исполнит этой заповеди, его душа будет изъята из народа, как сказано: "Душа необрезанного мужчины, который не обрежет свою крайнюю плоть, да будет истреблена из своего народа, ибо он нарушил Мой союз" (Брейшит, 17:14).

    Иудейские праздники

    Рош ха – Шана (буквально переводится как "голова года")
    Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. Это день сотворения первого человека - Адама, шестой день творения. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому - жить, а кому - умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Творец в любом случае желает не смерти человека, а его исправления (по-еврейски: тшува). Наступивший год может стать последним годом его жизни, а может - новой возможностью для его исправления и утверждения Добра в мире. Та самая логика нашей судьбы, которая привела к одному варианту приговора, при правдивом самоанализе и решимости изменить свою жизнь может привести и к совсем иному варианту. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник. Праздник Рош ха - Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (Шофар - это полый бараний рог, в который во время новогодней молитвенной службы в синагоге трубят несколько раз.) призывает: "Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши". Как и все еврейские праздники, Рош а-Шана начинается незадолго до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи - и с этого момента в дом приходит праздник. Вечерняя служба в синагоге - особая, ее слова настраивают на внутреннее содержание этого дня.• Затем - праздничная (вечерняя) трапеза.

    Освящение дня - делается "Кидуш" - в переводе: освящение - произносится специальное благословение над бокалом вина. Омовение рук. Благословение над хлебом. Благодарность Всевышнему за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что мы ежедневно от Него получаем. Рош ха-Шана продолжается два дня.

    Йом Кипур - День Искупления - самый важный праздник в году. Период Десяти Дней раскаяния - начинается с Рош ха-Шана и достигает своего пика на Йом Кипур. Это день искупления грехов, которые человек совершил против Бога. На Йом Кипур иудеи воздерживаются от удовлетворения основных человеческих потребностей и желаний: еды и питья, купания, использования косметических масел, ношения кожаной обуви, супружеской близости. На Йом Киппур обычай предписывает надевать белые одежды. Мужчина надевает специальную белую мантию, называемую “Китель”. Белое символизирует чистоту. На Йом Кипур читают Молитву Изкор за умерших. По еврейским законам в (посте) принимают участие все взрослые, мальчики начинают поститься с 13 лет, а девочки - с 12.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта