Главная страница

+Рабочая тетрадь для слуш. курсов ОРКСЭ. Образовательная программа повышения квалификации Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики


Скачать 2.7 Mb.
НазваниеОбразовательная программа повышения квалификации Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики
Дата30.03.2022
Размер2.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла+Рабочая тетрадь для слуш. курсов ОРКСЭ.doc
ТипОбразовательная программа
#429537
страница5 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Сунниты придерживаются следующих принципиальных положений:

- признание верности и ценности того, что изложено в Священ­ном Предании;

- признание решающей роли мусульманской об­щины в решении важных религиозных и общественных про­блем (в т.ч. – в вопросе определения духовного лидера);

- признание законности власти четырех «праведных халифов»;

- неприятие идеи о посредничест­ве между Богом и людьми после смерти Мухаммада (что подразумевает шиитская концепция власти имамов);

- непризнание особых прав Али и его потомков на руководство исламской общиной.

Мусульманские праздники

Классический, ортодоксальный ислам узаконил всего два праздника:

- великий праздник жертвоприношения, известный среди мусульман России под тюркским названием Курбан-байрам. Курбан-байрам отмечается в десятый день 12-го месяца мусульманского календаря, в период совершения паломничества в Мекку;

- малый праздник разговения, известный в России также под тюркским названием Ураза-байрам. Ураза-байрам посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается он в первый день следующего за рамаданом десятого месяца – шавваля, длится, как правило, три-четыре дня. В шариате указывается только один, официальный день этого праздника – день подаяния особой милостыни.

К роме главных праздников имеются и другие. Праздник мавлюд (день рождения пророка Мухаммеда) мусульмане стали отмечать спустя несколько веков после возникновения ислама. Праздник мирадж (вознесение пророка Мухаммеда на небо) связан с представлением о чуде пророка, молниеносно перенесшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда - к престолу Аллаха.

Ислам в России

Численность мусульман в России: по разным оценкам от 8-9 млн. до 12-18 млн. (5-12%)

Регионы компактного расселения мусульман:

Северный Кавказ: Чечня, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея.

Поволжье: Татария, Башкирия.


Крупнейшие мусульманские этносы в России (http://archive.russia-today.ru/2001/no_10/10_dossier_a.htm)

Характерные черты «поволжского» ислама:

- низкая степень политизации;

- терпимость к инаковерующим;

- признание светского права как независимого источника закона;

- ощутимо влияние джадидизма (культурно-реформаторское движение в исламе, получившие распространение в Поволжье, Крыму, Средней Азии в конце 19-нач. 20 вв. выступало за соединение ислама со светским образованием, развитие национальной культуры, равноправие женщин, частичное восприятие либеральных ценностей).
Модуль «Основы буддийской культуры»

Буддизм как мировая религия

Признаки мировой религии:

- объединение крупной общности людей;

- наличие последователей во многих странах и среди различных народов.

Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Буддизм - четвертая по численности последователей религия в современном мире.

Христиане – св.2 млрд. (в т.ч. православные – ок. 240 млн.)

Ислам – ок. 1,3 млрд.

Индуизм – ок. 860 млн.

Буддизм - от 300 до 500 млн.

В России в 2004 г. насчитывалось около 380 тыс. буддистов (0,25% населения)

Буддистами являются:

- половина бурятов;

- половина тувинцев;

- 70% калмыков.
История возникновения буддизма

Время и место возникновения: Северо-Восточная Индия, VI или V в. до н.э.

Основатель: Сиддхартха Гаутама, сын царя Шудходдана из небольшого государства народа шакьев (отсюда - Будда Шакьямуни). Точное время жизни неизвестно.

До 29 лет Сиддхартха жил во дворце, оберегаемый отцом от всяческих бед и страданий. Но четыре встречи перевернули его сознание:

- встреча с нищим;

- встреча с прокаженным;

- встреча с похоронной процессией;

- встреча с отшельником-аскетом.

В течение 6 лет Будда вел жизнь странствующего аскета, бродил по долине Ганга и постигал учения разных религиозных школ. Но ни в одной из них он не нашел ответа на вопрос, как избавиться от страданий.

Однажды Сиддхартха погрузился в глубокое созерцание, сидя под деревом Бодхи. На 49-й день он достиг Просветления – ему открылась причина страданий и путь избавления от них. Сиддхартха стал Буддой («Просветленным»).

Вскоре близ города Варанаси (Бенарес) Будда произнес свою первую проповедь (позднее она получила название «Сутры, вращающей колесо Закона»). Первыми слушателями Будды были пять аскетов и две газели. Они стали первыми учениками Будды и основали первую сангху - буддийскую общину.

В течение 40 лет Будда странствовал по Индии и проповедовал свое учение. Когда он достиг 80-летнего возраста, то решил, что передал ученикам все, что хотел и может спокойно покинуть этот мир.

Согласно буддийской традиции в 544 г. до н.э. Будда ушел в паринирвану, покинув этот мир. Этот год в буддийском календаре считается первым годом «эры Нирвана».

Основные положения буддизма

В буддизме нет представления о Боге – творце мироздания. Воспринято характерное для предшествующих индийских религий о бесконечной череде перерождений души.

Мир, в котором существует человек, наполнен страданием; любое последующее перерождение в этом мире продлевает и увеличивает страдание. Причина страданий – жажда бытия, стремление к наслаждениям, власти, богатству. Для выхода из мира страданий необходимо уничтожить в себе ненасытную жажду бытия – желание наслаждений, стремление к власти, богатству, славе и т.д.

Будда проповедовал Срединный («благородный») путь избавления от страданий: отказ как от ненасытных желаний, так и от крайностей аскетизма. Результатом движения по нему должно стать состояние просветления, в котором угасают все страсти и желания и достигается полное освобождение от страданий перерождения – нирвана. Большинство людей не может достичь нирваны на протяжении одной жизни. Им предстоит проделать долгий путь перерождений. Но каждое перерождение будет восхождением к просветлению

«Четыре благородных истины буддизма»:

- в жизни существует страдание;

- существует причина страдания;

- существует освобождение от страдания;

- есть путь, ведущий к освобождению от страдания.

«Восьмеричный путь» (Срединный путь):

- Праведное воззрение (следует понять, что мир наполнен страданиями и необходимо подавить в себе страсти);

- Праведное стремление (надо решительно определить свой путь и ограничить стремления);

- Праведная речь (правдивая, доброжелательная, не подталкивающая к совершению зла);

- Праведное поведение (делать добрые дела и избегать дурных поступков);

- Праведная жизнь (честно добывать средства и не причинять вреда живому);

- Праведное усилие (следить за направлением своих мыслей и отгонять все дурное);

- Правильное размышление (помнить, что жизненные страсти мешают достичь просветления);

- Праведное созерцание (сосредоточение мысли на достижении внутреннего спокойствия).

Согласно учению буддизма, человек сам создает свою судьбу. От того, насколько добродетельными или порочными были поступки человека, зависит форма его нового перерождения. Сила, определяющая конкретные черты этого нового перерождения, называется кармой. Карма определяется суммой всех добродетельных и порочных поступков человека, как в этой, так и в предшествующих жизнях. Дурные поступки ухудшают карму, благие - очищают ее.

Все живые существа равны, т.к. вовлечены в процесс перерождения (сансара)

  1. моральных заповедей буддизма:

- Отказ от убийства любого живого существа (ахимса)

- Отказ от воровства

- Отказ от лжи

- Отказ от супружеской неверности

- Отказ от употребления алкоголя

Трудовая этика буддизма:

Трудиться положено ровно столько, чтобы обеспечить себе жизненный минимум.

«Три драгоценности» буддизма

1. Будда (но будды приходят и уходят)

2. Дхарма - учение Будды

3. Сангха - монашеская община последователей буддизма

Символ буддизма - Дхармачакра – колесо Закона (колесо сансары). Восемь спиц колеса символизируют восьмеричный путь.

Монашество в буддизме

Согласно буддийским представлениям, на человека, вступающего в монашескую сангху, налагается 253 запрета. Он отказывается от семьи и собственности; должен соблюдать целомудрие; носить особые одежды; жить только на подаяние мирян.

Буддийский священный канон

Буддийские тексты довольно долго не записывались, а передавались в устной форме. Только в 29 г. н.э. все собранные сведения о Будде и его учении были записаны на Шри-Ланке на пальмовых листьях на древнеиндийском языке пали. Так появился буддийский канон «Типитака».

Существуют различные версии буддийского канона. Вариант, который используется в Махаяне, известен под названием «Трипитака» (записан в начале нашей эры на санскрите).

Состав «Трипитаки»:

- Винайя-питака – тексты, регулирующие жизнь сангхи – монашеской общины;

- Сутра-питака – более 1000 сутр, приписываемых Будде;

- Абхидхарма-питака - сборник философских трактатов, содержащих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы;

- Дхаммапада - произведение, согласно буддийской традиции состоящее из изречений Будды, произносившихся им по тому или иному поводу. Включает 26 глав, содержащих 423 изречения. Примеры изречений:

- Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти - поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.

- Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежанье на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сиденье на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений.

- Добродетельные продолжают свой путь при любых условиях. Благие, даже томясь желанием, не болтают. Тронутые счастьем или же горем, мудрецы не позволяют ни того, ни другого.

- Ибо сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самим собой. Одному другого не очистить.

Расцвет и упадок буддизма в Индии, его распространение

Золотой век буддизма в Индии - время императора Ашоки (268-232 гг. до н.э.), который провозгласил буддизм государственной религией.

К 7 в. н.э. буддизм утратил прежние позиции в Индии (поглощен реформированным индуизмом). В 12-13 вв. вторжения мусульман и распространение их власти привели к уничтожению крупнейших духовных центров буддизма в Северной Индии.

Распространение буддизма

Основные течения в буддизме

Буддизм представлен разными течениями, весьма существенно отличающимися друг от друга. Два главных течениятхеравада (хинаяна) и махаяна - сформировались еще до н.э.

Тхеравада илихинаяна («учение старейшин»; «малая колесница»): Достижение нирваны видится через строгое следование образу жизни Будды Гаутама и его практике созерцания. Оно доступно только тем, кто полностью отказался от мирской жизни (стал монахом).

Махаяна (в пер. - «великая колесница») учит, что любой буддист, в т.ч. мирянин, может стать бодхисаттвой.

Бодхиса́ттва (Бодхиса́тва, Бодиса́тва) - человек (или иное существо), поставивший цель выявить в себе Будду, повторив его путь. Побуждение к тому, чтобы проделать этот путь, является не стремление обрести личную нирвану, а любовь ко всем живым существам и искреннее желание спасти их от страданий перерождения.

Чтобы проделать путь Будды, необходимо пробудить и сохранить в себе глубокое и искреннее стремление к Просветлению во имя других живых существ (бодхичитта). Суть этого стремления выражает формула: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!». В буддизме Махаяны считается, что бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради спасения всех живых существ от страданий. Этим путем шел и Будда Шакьямуни (по традиции считается, что до ухода в нирвану он пережил 550 перерождений). Уход Будды в нирвану, по представлениям последователей Махаяны, был видимостью, призванной вдохновить других людей.

Нирвана в махаяне – не просто прекращение земного существования и переход в состояние вечного блаженства. Это особое состояние духа и сознания, связанное с внутренним освобождением от влияния материального мира как источника желаний и страданий.

Путь бодхисаттвы предполагает достижение 6 уровней совершенства («6 парамит»):

- совершенство даяния;

- совершенство нравственности;

- совершенство терпения;

- совершенство усердия, мужества;

- совершенство созерцания;

- совершенство мудрости.

В узком смысле бодхисаттвами считаются мифологизированные буддийские персонажи - «великие существа» (бодхисаттвы-махасаттвы). Наиболее известное из них - Авалокитешвара - будда сострадания, воплощение сострадания всех Будд. Считается, что он дал великий обет выслушать молитвы всех существ, обладающих природой Будды, обратившихся к нему в часы страданий, и отказался от собственной сущности Будды до тех пор, пока он не поможет каждому существу достигнуть нирваны.

Будда Майтрейя - грядущий Учитель человечества, который, по представлениям буддистов должен появиться на Земле, достигнув полного Просветления и будет учить людей чистому знанию. Культ Будды Майтрейя присущ разным направлениям буддизма.

В распространении и толковании учения махаяны сыграли большую роль отдельные проповедники. В буддизме махаяны сложился многоступенчатый и обширный пантеон божеств (будды, бодхисаттвы, духи и божества местных религий разных народов). Получило развитие учение об аде и рае (Ад – место, где находятся души умерших, творивших дурные поступки, до тех пор, пока страданиями не очистят свою карму. Рай - место обитания небожителей - бодхисаттв и людей, накопивших во время своих жизней должные заслуги. В китайском буддизме махаяны было выдвинуто учение о возможности спасения путем «внезапного просветления».

Ваджраяна (в пер. – «алмазная колесница») особое направление махаяны, сложившееся в Северной Индии в 1 в. н.э. В 7 веке легло в основу тибетского буддизма (ламаизма), распространившегося позднее также в Бутане. Непале, Монголии, Бурятии, Туве, среди калмыков.

Особенности:

- считается, что высшее знание может передаваться только от учителя (гуру) тщательно подготовленному ученику;

- вера в возможность внезапного просветления, подобного «удару молнии» (отсюда - идея о возможности просветления и нирваны уже в настоящей жизни);

- важное место отводится особым психофизическим упражнениям, разработанным на основе йоги и элементов древней магии (тантризм);

- путь к просветлению может ускорить повторение особых магических формул – мантр. Произнесение мантры требует точного воспроизведения звуков, ее составляющих (считается, что каждый из них может иметь глубокий религиозный смысл).

Ма́ндала - сакральный символ, используемый в буддизме при медитациях. Представляет собой своего рода буддийскую модель мира. Внешний круг символизирует Вселенную, вписанный в него внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв, Будд; квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Тибетский буддизм

Особенности:

- культ почитания лам (Лама – духовный учитель в тибетском буддизме, обычно – из числа монахов);

- регламентированы правила почитания Будд и других божеств;

- учение о «перевоплощенных» Буддах и бодхисаттвах;

- поощряется активное участие лам в светских делах, в т.ч. в политической жизни. Идея приоритета духовной власти над светской обусловила теократическую форма правления, на протяжении долгих веков существовавшую в Тибете

В тибетском буддизме (ламаизме) существует культ поклонения Далай-ламе. Далай-лама – наименование духовного лидера тибетских буддистов. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары - Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям.

Буддийский календарь и летоисчисление

Учение о циклическом ходе времени:

- малый 12-летний цикл (название каждого года соответствует символам китайского зодиака животных – мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья);

- большие 60-летние циклы (= 5 малых циклов)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта