Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине : _ «Методика обучения и воспитания ( в области дошкольного образования»

  • Москва, 2021 г. Содержание

  • Нравственно-гуманное воспитание дошкольников

  • 2. Задачи нравственного воспитания

  • 3. Духовно-нравственное развитие гражданина России

  • Занятия с воспитанниками

  • 4 Формирование нравственных качеств дошкольников через возрождение традиции семейного чтения.

  • Список использованных источников

  • Мероприятие для дошкольников «Совесть – добрый помощник»

  • В. Драгунского «Тайное всегда становится явным».

  • Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Курсовая работа 2021. Образовательное частное учреждение высшего образования московская международная академия Факультет Психологопедагогический факультет


    Скачать 70.51 Kb.
    НазваниеОбразовательное частное учреждение высшего образования московская международная академия Факультет Психологопедагогический факультет
    АнкорДуховно-нравственное воспитание дошкольников
    Дата19.07.2022
    Размер70.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа 2021.docx
    ТипКурсовая
    #633605

    Образовательное частное учреждение

    высшего образования

    «МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ»


    Факультет «Психолого-педагогический факультет»
    студент(ка)_____Булычева Светлана Викторовна

    (ФИО)

    форма обучения, курс___ заочная, 2 курс

    направление___ «Педагогическое образование»

    направленность___ Педагогика. Дошкольное образование

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по дисциплине:_ «Методика обучения и воспитания ( в области дошкольного образования»

    ________________________________________________________________

    на тему:_ «Нравственное воспитание дошкольников»

    Научный руководитель _____________________________________

    (ФИО преподавателя)


    Оценка _____________________________________

    (заполняется преподавателем)

    Москва, 2021 г.

    Содержание

    Введение__________________________________________3

    1 Нравственно-гуманное воспитание дошкольников_______5

    2 Задачи нравственного воспитания______________________7

    3 Духовно-нравственное воспитание гражданина России____9

    4 Формирование нравственных качеств дошкольников через возрождение традиции семейного чтения.____________________21

    Заключение_______________________________________24

    Список использованных источников__________________26

    Приложение

    Мероприятие «Совесть – добрый помощник»__________27


    Введение

    Нами, воспитателями, должны руководить чуткость,

    отзывчивость, доброта души, любовь, нежность,

    непосредственность, постоянная готовность прийти

    на помощь, чувство сопереживания.

    ( Ш.А.Амонашвили)
    В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира, найти гармонию. Перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.
    В последнее время в трудах известных ученых широко используют понятия «духовность» и «нравственность». Чаще всего в научно-педагогических работах встречается определение – «духовно-нравственное воспитание». Процесс формирования духовно-нравственных качеств у ребенка дошкольного возраста многогранный, сложный и длительный.
    Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

    Социальные условия определяют содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности. Содержание нравственного воспитания объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду, школе, производству, вузу. В основе содержание воспитания остается в нашем обществе неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающего мира.

    Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.

    Для духовно-нравственного воспитания важно, что взрослый является; и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности; Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

    Результатом духовно-нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно-ценных свойствах и качествах личности; проявляется в отношениях, деятельности, общении.

    1. Нравственно-гуманное воспитание дошкольников

    Задачи воспитания у детей нравственно-гуманных чувств решаются успешно, когда взрослые становятся добрее и справедливее к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения, доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление оказать помощь взрослым и детям, разделяли радость малыша после трудового дня, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.

    При воспитании у ребенка нравственно-гуманных чувств, взрослый должен учитывать, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого. ( Доброделание). Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности по отношению к ним. Искренне тянутся к людям добрым и отзывчивым.

    Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков. Учить детей нужно на положительных и отрицательных примерах: только при сравнении хорошего и плохого, доброго со злым примером, формируются нравственные чувства ребенка. Поэтому этические беседы на нравственные темы являются эффективным методом воспитания гуманных чувств у детей.

    Существует много средств воспитания гуманных чувств у дошкольников. Большое значение имеет искусство, сюжетно-ролевая игра, уход за животными и растениями, художественная литература. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в утешении, помощи. Залог успешности воспитания гуманных чувств у ребенка начинается с воспитания любви к родителям, людям старшего возраста: уступить место в общественном транспорте, помочь донести сумку. Воспитание сочувствия связано с воспитанием у детей доброго отношения к младшим, с заботой о них.

    Очень важным средством воспитания гуманных чувств у дошкольников является отношение к животным, поэтому очень важно присутствие в доме любимого питомца. Постоянная практика заботы о животных и ежедневное общение и уход укрепляют гуманные чувства детей и делают их добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственности за судьбу живого существа. Домашние животные иногда заменяют детям общение со взрослыми во время длительного их отсутствия. Доброе, заботливое, гуманное отношение ребенка к живому существу – это залог гуманного отношения к людям.

    Формирование нравственно-гуманных чувств у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает в чувство заботы о другом человеке, становится естественной потребностью. Сочувствие, выражающееся в бескорыстной помощи другому человеку, заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

    2. Задачи нравственного воспитания
    В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образовании понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся и дошкольников, но и как процесс развития личности. Принятие духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей, это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.
    Личностная культура:

    • Готовность и способность ребенка к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетентности – «становится лучше»;

    • Сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;

    • Развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;

    • Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

    • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

    • Трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

    • Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу человеческой жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.


    Социальная культура:

    • Сформированность идентичности гражданина России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей;

    • Вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

    • Готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

    • Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

    • Соблюдение как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;

    • Доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;

    • Забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

    Семейная культура:

    • Сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

    • Приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;

    • Бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

    3. Духовно-нравственное развитие гражданина России

    Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании» СТ. 9, п. 6. Закон устанавливает, что «основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Таким образом, духовно-нравственное развитие дошкольников есть первостепенная важности задача современного воспитания.

    Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

    Ценности – это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявятся в убеждениях сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, сознательных действиях, хорошего и плохого. Ценности образуют, своего рода иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействия на личность, обеспечивают стабильность общества и государства.

    Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия воспитанниками ценностей:

     Семейной жизни;

     Культурно-регионального сообщества;

     Культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;

     Российской гражданской нации;

     Мирового сообщества.

    В докладе «Россия на рубеже тысячелетий» В. В. Путин «исконными ценностями россиян», важнейшими национальными приоритетами назвал ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСТВО, СОЦИЛЬНУЮ СОЛИДАРНОСТЬ.

    Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей:

    1 ПАТРИОТИЗМ

    Патриотизм – чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан богаче и счастливее.

    Патриотизм – это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

    Любовь к России;

    Любовь к своему народу;

    Любовь к своей малой родине;

    Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

    2 СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

    Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать, как возможность личности развиваться неагрессивной, в благоприятной социальной среде, как поддержку (социальную, педагогическую, духовную), которую общество готово оказывать человеку, как заботу личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:

    Свобода личная и национальная;

    Доверие на всех уровнях общества;

    Справедливость;

    Милосердие;

    Честь и честность;

    Достоинство.

    3 ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

    Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык. Гражданственность основа на ценностях:

    Правовое государство;

    Гражданское общество;

    Долг;

    Закон;

    Правопорядок;

    Межэтнический мир.

    4 ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ

    Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм – это источники национальной духовности. В дошкольном учреждении (пособии «Добрый мир» Л.Л.Шевченко) ценности российских религий представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом контексте школьники могут усваивать системные представления о:

    Вере в Бога;

    о религиозных организациях;

    святости и благочестии.

    5 СЕМЬЯ

    Россия начинается с российской семьи. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

    Любовь и верность;

    Здоровье и благополучие;

    Почитание родителей;

    Забота о старших и младших;

    Продолжение рода.
    6 ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

    Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд.

    Познание и истина;

    Креативность и инновационность;

    Целеустремленность и настойчивость;

    Трудолюбие;

    Бережливость.

    7 ПРИРОДА И ИСКУССТВО

    Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты дошкольники могут, приобщаясь к ценностям:

    Жизнь;

    Родная земля;

    Красота;

    Гармония.

    8 ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

    У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию, через принятие ценностей:
    Планета Земля;

    Мир во всем мире;

    Многообразие культур и народов;

    Прогресс человечества;

    Международное сотрудничество.

    Современный национальный педагогический идеал и система базовых ценностей определяют рамочный характер культурно-воспитательного пространства российских детей. Национальный воспитательный идеал-воспитание гражданина России – является главной педагогической задачей, задает смыслы и характер воспитательного процесса. Базовые ценности, группируемые по источникам человечности, определяют содержание, качество и количество воспитательных программ в общеобразовательной школе и дошкольных учреждениях.

    Воспитание детей должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его. Эти категории необходимо поставить во главу современной гуманитарной образовательной политики. Российский народ вправе гордится своим именем, а государство призвано всячески поддерживать, развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе, средствами образования.

    Первоочередная задача воспитания - развитие личности гражданина России – не локализована исключительно в учебно-воспитательном процессе. Для ее осуществления необходима гражданская позиция педагогического коллектива дошкольного учреждения. Российская идентичность не будет сформирована у дошкольников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у воспитателей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание дошкольников. Необходимо последовательно взращивать национальную культуру детского сада и его социально-культурного окружения.

    Духовно-нравственное развитие российских детей обеспечивается программами воспитания и социализации в соответствии с источниками человечности:

    1. ПАТРИОТИЗМ;

    2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ;

    3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ;

    4. ТРАДИЦИОНННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ;

    5. СЕМЬЯ;

    6. ТРУД И ТВОРЧЕТВО;

    7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО;

    8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

    Программы воспитания имеют комплексный характер. Каждая разделяется на ряд подпрограмм согласно соответствующей системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой дошкольникам она должна обеспечить. Таким же образом структуируются и иные воспитательные программы.

    Содержание воспитания в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, представленный педагогом перед воспитанниками, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Что есть ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ДОЛГ, ЗАКОН, ПРАВОПОРЯДОК, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения дети вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

     Занятий для дошкольников;

     Произведений и кино для детей и юношества;

     Периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

     Традиционных российских религий;

     Фольклора народов России;

     Истории своей семьи;

     Жизненного опыта своих родителей и прародителей;

     Общественно полезной личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

     Других источников информации и научного знания.

    Целостное воспитательное пространство дошкольного учреждения структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:

    Занятия с воспитанниками;

     Дополнительная деятельность (культурные практики);

     Деятельность вне детского сада (социальные и культурные практики);

     Семейное воспитание;

     Изучение культурологических основ традиционных российских религий.

    Занятия с воспитанниками. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных занятий. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т. д.) не менее важным являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностей ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.

    Дополнительные занятия. Мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. – организуется в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей является социальная практика – педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют ребенку получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и дошкольники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

    Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и детского сада имеет приоритетное значение. Дошкольное учреждение и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития детей. На последующих ступенях начального и общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организовано и содержательно. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнять которые ребенок может только со своими родителями. Семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семья и детский сад содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только дошкольников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

    Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации дошкольников. Федеральным государственным образовательным стандартам, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства дошкольного учреждения призваны обеспечивать достижения единой цели – духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

    Для полноценного осуществления духовно-нравственного развития воспитанника и становления его гражданского самосознания должны быть реализованы в каждом государственном и муниципальном учреждении – требования к условиям воспитания и социализации дошкольников:

    • Создание (наличие) культурно-воспитательной среды дошкольного учреждения, воссоздающее ценности (символы) российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества;

    • Создание (наличие) социально-воспитательной среды дошкольного учреждения, воссоздающей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображение лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие;

    • Создание (наличие) эколого-воспитательной среды дошкольного учреждения, воссоздающего ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;

    • Создание (наличие) эстетической среды дошкольного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве детского сада;

    • Работы детского сада с семьей, систематической привлечение родителей и прародителей воспитанников к разработке и осуществлению дополнительных программ воспитания и социализации обучающихся;

    • Взаимодействие дошкольного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации детей с социальными субъектами воспитания: ветеранскими, экологическими, национально-культурными и иными общественными организациями, традиционными российскими религиозными организациями, армией, органами охраны правопорядка;

    • Взаимодействие дошкольного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

    4 Формирование нравственных качеств дошкольников через возрождение традиции семейного чтения.

    Для мыслящих людей, очевидно, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Благополучие общества, экономическое процветание, его материальное богатство состоит, прежде всего, в духовном, нравственном и культурном росте. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания говорится, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни усваиваются ребенком с первых лет жизни и имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье составляют основу гражданского поведения человека. Возрождение нравственности необходимо осуществлять в первую очередь, прежде всего через семью. Остановить падение нравственности в обществе возможно, возрождая семейные традиции.

    Традиции – прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура. Когда-то традиции отражали нравственную позицию ее членов.

    Семейная традиция – сохранение и поддержание связей между родственниками. Семейные праздники, совместный труд или иная деятельность, в которой участвуют и взрослые, и дети.

    Одной из таких семейных традиций, оказывающих влияние на становление личности ребенка, его нравственное воспитание, является традиция семейного чтения. Возрождая эту традицию, каждый из нас понимает, что приобщение к книге становится одной из основных задач не только художественно-эстетического развития ребенка, но и важным инструментом нравственного воспитания подрастающего поколения. С сожалением отметим, что это осталось не во всех семьях. Чтение лежит в основе духовно-нравственного воспитания личности, и задача родителей – привить любовь к чтению.

    Работая над приобщением дошкольников к чтению, по возрождению традиции семейных чтений педагогический коллектив детского сада ставит следующие задачи:

    - помочь родителям осознать ценность детского чтения;

    - приобщить детей и родителей к традиции семейного чтения;

    - развивать читательскую активность детей и родителей;

    - содействовать практике семейного чтения как основе благоприятного климата в семье.

    Дошкольный возраст – время активного становления ребенка как заинтересованного читателя. Это требует внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. Прежде всего, работаем над повышением компетентности воспитателей, знакомя их с методикой проведения занятий по чтению через семинар-практикум, открытые занятия и индивидуальные консультации. В группах обновлены книжные и театральные уголки. Проводятся экскурсии в библиотеки.

    Самым важным и трудным в работе по возрождению семейного чтения является кропотливая работа педагогов с семьей. Задача педагогов – убедить родителей в пользе чтения детям. Работа должна быть систематичной, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели – воспитанию будущего читателя. В детском саду организовали конкурс на самую читающую семью, в котором участвовали и дети, и родители, и бабушки, и дедушки.

    Таким образом, возрождая традицию семейных чтений, проявляются добрые человеческие качества: забота о ближнем, любовь к природе, уважение достоинства человека, желание внести свой вклад в благосостояние Отечества.

    Заключение

    Сегодня духовно – нравственное воспитание приобретает всё большую значимость. Оно выступает в качестве действенного средства совершенствования всех общественных отношений. Современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. «Любить вообще, - так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить – эта задача жизни…»

    Помочь в решении этой задачи призвано духовно-нравственное воспитание, цель которого – научить ребёнка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине прекрасного чувства.

    Однако для грамотного и успешного осуществления духовно – нравственного воспитания необходимо выполнить ряд условий. Одно из них – системность такого воспитания. Другая проблема – в недостаточной разработанности условий осуществления этого воспитания в детском саду и школе. Противоречие позволяет сформулировать проблему: без целенаправленной работы по созданию условий для формирования у дошкольников основных духовно – нравственных категорий невозможно обретение детьми целостной системы духовных ценностей.

    Таким образом, актуальность духовно – нравственного воспитания в школе обусловлена значимостью проблемы.

    "Вне опыта отечественной педагогики, уходящей корнями в культурную традицию народа, невозможно выстроить в нашей стране систему духовно-нравственного воспитания, потому что нравственность в отрыве от духовных корней неизбежно вырождается и со временем отмирает, уступая место пошлости, цинизму, жестокости и равнодушию. Эта внутренняя опасность и является, по нашему убеждению, на сегодня главной угрозой для безопасности страны, и если нам не удастся объединить усилия в борьбе за духовно-нравственное здоровье подрастающих поколений, то печальные последствия нынешнего затянувшегося кризиса могут оказаться необратимыми. В таком объединении сил и возможностей государства, Православной Церкви и патриотической общественности мы видим основную задачу отечественной педагогики на ближайшие годы".

    Система духовно-нравственного образования, сложившаяся у нас в г.о. Чехов, Московской области помогает становлению личности, правильному осознанию духовных ценностей, отношению к окружающим. Именно наш город стал центром культурного и духовного воспитания и обучения подрастающего поколения, так как здесь ведется целенаправленная работа педагогов, энтузиастов своего дела, в течение нескольких десятилетий.

    Список использованных источников

    1. Е.А.Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г.

    2. Бабанский Ю.К. «Педагогика». - М., - 2008г.

    3. Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М: Издательский центр «Академия», 2007г.

    4. Буре Р. С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети». - М., 2005г.

    5. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М. , 2008г.

    6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под.ред. Виноградовой А.М, 2008г.

    7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008г.

    8. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. М.,-2010г.

    9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2008г.

    10. Азбука нравственного воспитания / Под ред.И.А Каирова., О.С.Богданова.3-е изд.-М.,Просвещение, 2009г.

    11. Дошкольная педагогика/ Козлова С.А., Куликова Т.А.,2006г.

    12. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.В. Запорожец.- М., Педагогика, 2007г.

    13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М., Просвещение, 2008г.

    14. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В. Г. Нечаевой.- М., Педагогика, 2006г.

    Мероприятие для дошкольников «Совесть – добрый помощник»

    Подбор литературы для дошкольников.

    Ценность: совесть.

    1. Баруздин С. «За обедом».

    2. Барто А. «Совесть», «Я часто краснею».

    3. Брейер В. «Конфеты».

    4. Гайдар А. «Совесть».

    5. Драгунский В. Ю. «Дымка и Антон», «Тайное всегда становится явным».

    6. Коллоди «Приключения Пиноккио» (сверчок- как его совесть).

    7. Кушнир А. стихотворение «Кто разбил большую вазу?».

    8. Нечаев Л. «Про желтые уши и красные уши», «Яма», «Не осуждать»

    9. Носов Н. «Огурцы», «Карасик», «Веселая семейка», «Незнайка в солнечном городе», глава «Разговор Незнайки с совестью».

    10. Осеева В. «Плохо».

    11. Пермяк Е. «Самое страшное».

    12. Погорельский А. «Черная курица»

    13. Толстой А.Н. «Золотой ключик».

    14. Толстой Л.Н. «Спасибо, что сказал правду», «Косточка».

    Примерные вопросы к рассказу В. Драгунского «Тайное всегда становится явным».

    1.Как вы понимаете слова «тайное всегда становится явным»?

    2.Что хотел сохранить в тайне мальчик?

    3.Почему он должен был съесть кашу?

    4.Как мальчик обманул маму?

    5.Можно чем-нибудь оправдать мальчика?

    6.Кто пострадал в этой истории?

    7.Что бы вы сделали на месте мальчика?

    8.Было ли мальчику стыдно?

    9.Есть ли у мальчика совесть?

    Задание №2

    Цель занятия: сформировать понятие о нравственной ценности «совесть» и «раскаяние».

    Задачи:

    1. Осмыслить понятие добро и зло; зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже,

    2. Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос,

    3. Формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять ошибки; стремление поступать в соответствии с внутренним голосом.

    Оборудование: Игрушка «Лунтик», видеозапись мультфильма «Совесть»(350 серия) из мультсериала «Лунтик», фланелеграф или магнитная доска, иллюстрации с изображением сказочных героев, листочки с контурами сердечка, краски или цветные карандаши; ТСО: телевизор, видеомагнитофон.

    Ключевые понятия: добро, зло, грех, раскаяние, совесть.

    Ход занятия

    (Дети стоят в кругу).

    Воспитатель. Добрый день, ребята! Посмотрите, какой замечательный денек. Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу. А сейчас положите правую руку себе на сердечко. А теперь возьмитесь за руки и правой рукой слегка сожмите руку своего соседа. Таким образом, вы поприветствовали друг друга, а также подарили тепло своего сердца. Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Лунтик. Ему очень интересно узнать доброе ли у вас сердце, и какие поступки вы чаще совершаете - хорошие или плохие? Как вы думаете, ребята, есть ли голос у сердца, и умеет ли оно разговаривать? (ответы детей). Послушайте, какую историю расскажет нам Лунтик. (Лунтик читает рассказ-сказку «Голос сердца»- приложение №1).

    Воспитатель (проводит беседу по вопросам).

    1. Как вы думаете, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?

    2. Можно ли по глазам, голосу, жестам человека узнать, какое у него сердце?

    3. Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?»

    4. Как вы думаете, «о чем стучит ваше сердце»?

    5. Какую роль в жизни человека играет сердце?

    Воспитатель: « Ребята, подойдите к столам и посмотрите, что там лежит». На столах лежат листочки с контурами сердечка. Воспитатель предлагает детям раскрасить сердечки разными красками, а затем от сердечка нарисовать разноцветные лучики. Каждый лучик означает доброе дело, которое дети сделали для окружающих людей. Дети рассказывают о своих добрых делах. Дети рисуют под музыкальное сопровождение.

    Воспитатель. Ребята, эти добрые сердечки вы можете подарить своим друзьям или родителям, а вместе с сердечками подарите им свои добрые дела.

    Как вы думаете, что такое внутренний голос? Правильно! Это голос совести. Это совесть нам говорит: хорошо мы поступаем или плохо. Это она нам говорит, что надо сознаться в своем проступке, надо попросить прощения. Если человек, совершив какой-то поступок, сильно смущен, ему очень неспокойно, то он испытывает чувство стыда. Лунтик часто бывает в разных детских садах, и сейчас он нам расскажет одну историю, произошедшую с детьми. (Лунтик пересказывает рассказ С. Баруздина «За обедом»- приложение №2).

    Воспитатель. Ребята! Кто из вас пожалел Свету? Почему? Кому Свету не жалко? Почему? Почему Света не сразу созналась в том, что это она разбила тарелку? (Ответы детей.) Света набралась смелости и сказала правду, она не побоялась возможного наказания. Ей стало очень стыдно, так как могли наказать другого ребенка. А воспитатель не наказала Свету потому, что девочка созналась в своем поступке, преодолев стыд и страх.

    Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем, а Лунтик посмотрит и послушает. Игра называется: «Плохо - хорошо». Я вам буду предлагать разные ситуации. Если поступок хороший, то вы хлопайте в ладоши, а если плохой - топайте ногами. (Предлагаемые ситуации: не уступил место в автобусе бабушке, поздоровался с соседями, поделился с другом конфетой, соврал маме, нагрубил бабушке, помог пожилому человеку донести сумку, нечаянно разбил чашку и тут же сознался в этом, ударил товарища и не попросил прощения, и т. д.) Ребята! Лунтик очень рад за вас и я тоже, потому что вы понимаете: что такое хорошо, и что такое плохо!

    Воспитатель. А сейчас, ребята, Лунтик вам покажет историю, которая произошла с ним. (Воспитатель показывает 350 серию «Совесть» из мультфильма «Лунтик»).

    Воспитатель. Вот какая интересная история произошла с Лунтиком. Как вы думаете, почему Лунтик решил, что у гусениц нет совести? (потому что они совершали плохие поступки). Есть ли совесть у гусениц? Почему? (да, но они ее редко слушали. Когда они Лунтика посадили в паутину, то этот случай не давал им покоя. А когда гусеницы освободили Лунтика, то сами сказали, что у них словно гора с плеч упала, и сразу поднялось настроение.

    Воспитатель. Ребята, много причинили гусеницы зла другим? (ответы детей). Вы знаете, что у верующих людей зло - это тоже самое, что и грех? А Бог помогает нам поступать по совести и нести людям добро.

    «В нашей жизни часто бывает так, что человек пытается возвратить своего ближнего и кричит ему вслед:

    - Слышишь ли? Воротись! Не туда пошел.

    Так и Бог, голосом совести человека, говорит ему, когда тот хочет сделать что-то плохое:

    - Возвратись, человек! Не туда идешь ты. Уклонись от зла.

    Хочешь ли обмануть своего ближнего? Бог гремит в совести твоей:

    - Воротись!

    Хочешь ли отомстить своему ближнему за обиду? Бог предупреждает тебя:

    - Воротись!

    Хочешь ли оклеветать, осудить, обругать брата своего? Бог возвращает тебя и говорит:

    - Воротись! Удержи язык свой от зла.

    Так и от прочих грехов удерживает тебя Бог. Чистая Совесть и Слово Божие- согласны. Что говорит совесть, то и Слово Божие; от чего совесть удерживает, от того и Слово Божие; за что совесть стыдит, за то и Слово Божие. Совесть есть глас Божий внутри нас, оберегающий нас от зла». /Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 8- Рязань: «Зерна», 2007./

    Упражнение: «Честный или нечестный, добрый или злой сказочный герой?»

    Воспитатель. Ребята, Лунтик приготовил вам задание. Под картинкой с изображением сказочного героя вам нужно поставить знак «+», если герой добрый, знак «-», если герой злой. ( На доске расположены изображения со сказочными героями: Карлсон, Вини-Пух, Красная шапочка, Кот Базилио и лиса Алиса, Золушка, Маша из мультфильма «Маша и Медведь», Бармалей, падчерица из сказки «Двенадцать месяцев».)

    Воспитатель. Ребята, очень часто мы попадаем в ситуации, когда нам надо сделать выбор: поступить по совести, или переступить через голос совести и совершить плохой поступок, от которого можешь страдать не только ты, но и окружающие люди. Давайте вместе с Лунтиком рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

    Ситуация первая.

    Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние сто рублей. Как вы поступите? (Дети высказываются по поводу ситуации).

    Ситуация вторая.

    Мама в вазочку на столе положила вкусное печенье, сказав, что сейчас вся семья будет пить чай. Когда все уселись за стол, оказалось, что печенья в вазочке осталось мало. Его съел ты. Как ты поступишь?

    Воспитатель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. Мы часто с вами делаем выбор между «хорошо» и «плохо». А чтобы совесть не молчала, а помогала нам, ее нужно тренировать. Сейчас Лунтик покажет вам упражнение для совести. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что если я поступлю так, то я никого не обижу или наоборот. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки и расскажем о них.

    Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают свои выступления.

    Воспитатель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в своем поступке, рассказать о нем нам. (Дети по желанию рассказывают о своих плохих поступках). Чувство раскаяния - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Ему становится легко, как будто с души камень упал. А после раскаяния можно перейти ко второму упражнению для совести. Оно называется «попроси прощения». Может быть у нас найдутся смельчаки, которые захотят попросить прощения у своих друзей, у меня, а дома - у родителей.

    А Лунтик обязательно попросит прощения у своих друзей.

    Подведение итогов.

    Воспитатель. Ребята, нам пора прощаться с Лунтиком, его ждут друзья, а может, им нужна его помощь. Думаю, что Лунтик к нам в гости пришел не зря: он чему-то научился у нас, а мы у него. Сегодня мы с вами поговорили о том, что такое совесть и для чего она нужна человеку. Я думаю, наш разговор поможет вам. Как вы думаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? (ответы детей) В любом случае, я думаю, в следующий раз, когда перед вами встанет выбор: поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете свой внутренний голос, голос сердца, голос совести.

    В заключении педагог читает стихотворение «Что такое совесть?»

    Можно включить фоном любую спокойную музыку.

    Мама, что такое совесть?

    Совесть, дочка, это повесть

    Про хорошие дела –

    Жизнь их нам с тобой дала.

    Кто по совести живет,

    Никого не подведет.

    Совесть - клад души твоей.

    Яркий лучик света в ней.

    Это путеводный свет.

    Он спасет тебя от бед.

    Он в тебе всегда горит.

    Он твой самый прочный щит.

    Приложение №1.

    Сказка «Голос сердца»

    Семья ласточек свила гнездышко под самой крышей Митиного дома. Мите нравились ласточки, и он часто мечтал: «Вот бы у меня в доме жила такая же птичка».

    Однажды у печки засорилась труба. Папа приставил к крыше лестницу, залез на крышу и прочистил трубу. Увидел Митя, что папа забыл лестницу убрать, и обрадовался, что теперь может поймать птичку. Взял Митя сачок рыболовный и прикрыл им гнездо. Вылетела ласточка и тут же затрепыхалась в сачке.

    Прибежал Митя с ласточкой домой.- «Обрежу ей крылышки, чтобы она от меня не улетела», - решил Митя, но не нашел ножницы.

    Сунул мальчик птичку за пазуху, сел у окна и задумался.

    - Тук-тук-тук!- стучало сердце мальчика.

    - Кто это стучит?- спросила ласточка.

    - Я стучу, Митино сердце,- ответило сердце.

    - Знаешь, пожаловалась ласточка,- Митя хочет мне крылышки обрезать, а у меня в гнезде птенчики остались. Попроси своего хозяина отпустить меня.

    - Не могу я тебе помочь,- ответило сердце.- У меня очень тихий голос, и мой хозяин меня не услышит.

    - Что же делать, неужели мои птенчики погибнут?!- заплакала ласточка.

    Ее горькие слезинки проникли прямо в Митино сердце, и от этого голос сердца стал сразу громче.

    - Тук-тук-тук,- застучало сердце мальчика изо всех сил.- Митя, разве ты не слышишь, как пищат маленькие голодные птенцы без мамы ласточки?

    Поднял мальчик глаза к окну, прислушался и услышал писк.

    - Это, наверное, твои дети плачут. Извини, я забыл, что тебе надо кормить птенцов!- воскликнул мальчик и выпустил птичку в окно.

    Трепеща крылышками, ласточка взмыла в небо и вскоре вернулась в гнездо с добычей. Митя вышел во двор. Возле лестницы сидел и хищно поглядывал на птичек соседский кот.

    - Пошел отсюда, бессовестный! Не смей трогать наших птичек,- закричал на кота Митя.

    Он решил охранять семью ласточек, пока папа не придет с работы и не уберет лестницу.

    Приложение №2

    С. Баруздин « За обедом» (в сокращении).

    Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка. Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки. Зинаида Федоровна спросила ребят:

    - Кто из вас разбил тарелку?

    - Не я!- сказал Виталик

    - Не я! – сказала Лена

    -Не я! Не я! Не я!- сказали другие ребята.

    Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала:

    - Наверное, она сама как-нибудь разбилась…

    Наступил час обеда. Ребята начали обедать.

    - А мне?- спрашивает Виталик. У меня нет тарелки!

    - Тебе, Виталик, придется подождать,- говорит Зинаида Федоровна.- Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?

    - Правда!- закричали ребята.

    - Вот и не правда,- вдруг тихо ответила Светлана.- Тарелки сами не бьются. Это я ее нечаянно разбила. Я больше не буду!- И она пододвинула свою тарелку Виталику:

    - Ешь!

    Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.

    «Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету»,- решили ребята

    Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:

    - Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду.


    написать администратору сайта