Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение

  • Цель данной работы

  • Народные традиции

  • «Метод обрядовой игры»

  • Свадебные обряды

  • Список литературы

  • Обряды казахского народа. Обряды как феномен народной культуры


    Скачать 31.1 Kb.
    НазваниеОбряды как феномен народной культуры
    АнкорОбряды казахского народа
    Дата13.12.2022
    Размер31.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбряды казахского народа.docx
    ТипДоклад
    #843428

    НАО «Медицинский университет Семей»

    Доклад

    по предмету: «Культурология»

    на тему: «Обряды как феномен народной культуры»

    г. Семей 2022

    Введение

    1. Народные традиции

    2. «Метод Обрядовой игры

    3. Свадебные обряды

    Заключение

    Список Литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Казахская народность занимает одно из важных мест в истории Евразийского континента и является одним из древнейших этносов.

    В процессе образования казахской народности, прошедшей долгий период формирования, принимало участие множество племен и народов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но, несмотря на это, за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока.

    Сейчас, современный Казахстан переживает период национального возрождения; в докладе президента Н.А.Назарбаева перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности. Так же возрождаются и народные ремесла, народные обычаи, обряды и национальные виды спорта, религия титульной нации, национальное образование и казахский язык, песенный жанр и стихосложение на казахском языке. Таким образом, основным постулатом государственной политики республики в области культуры является сохранение и развитие культурных традиций, обычаев и обрядов многонационального населения.

    С распространением ислама казахи переняли и основные религиозные праздники и традиции арабского Востока, которые, появившись в Центральной Азии, изменились, включив и местные обычаи.

    Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смыслового наполнения и в полной мере отражают сущность казахского национального характера – открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.
    Цель данной работы: определить понятие обрядов как феномена казахской культуры

    Задачи:

    1. Определить особенности обрядов народной культуры;

    2. Рассмотреть понятие «метод обрядовой игры»

    3. Рассмотреть наиболее значимые семейно-бытовые обряды

    4. Рассмотреть свадебную обрядность казахов




    1. Народные традиции

    Народные художественные традиции, бытовавшие как естественная часть жизни людей в прошлые века, в настоящее время являются историко-культурным фактором развития современного общества, ценнейшим архивом народной культуры, хранящимся в описаниях историков-этнографов, искусствоведов, литературоведов и других любителей-собирателей. Научные исследования в области народной художественной культуры показали, что фольклор как культурно-историческое явление обладает важнейшим и бесценным качеством: в живых формах — песенных, музыкальных, пластических, поэтических, игровых — он передаёт тончайшие оттенки живого народного духа, историю бытования людей в ту или иную эпоху.
    Социокультурным проявлением этого народного художественного процесса выступает народная педагогика (термин, введённый К. Д. Ушинским), вобравшая в себя копившуюся столетиями этническую мудрость, её мировоззренческие идеалы, нормы человеческого общежития, которые отражены в сказках, пословицах, поговорках, песнях, празд-никах, обрядах, играх, народных промыслах. Этническая мудрость учит нас определённому пониманию добра и зла, воспевает поэтику повседневной жизни людей, их труда и отдыха, что, безусловно, имеет универсальное преемственное значение для последующих поколений.


    1. «Метод обрядовой игры»

    Драматическое начало форм народно-художественной культуры предопределило появление специфического художественного метода — метода обрядовой игры. В процессе его становления и развития закреплялись его сущностные характеристики — преемственность, вариативность, импровизационность, что со временем предопределило две устойчивые, но противоположные тенденции: постоянство и развитие народных традиций.
    Так, семейно-бытовые традиции казахов мы можем рассматривать не только как реликт, доставшийся нам от прошлых веков, но и как постоянно развивающееся явление, которое проявляется и в народной культуре, и в профессиональных видах творчества, входящих в процесс культуры. Они живут в сознании и в подсознании как индивидуумов, так и народа в целом, а потому играют наиважнейшую роль в жизнедеятельности социума, в формировании его культуры.

    Из всех видов семейно-бытовых традиций казахов выделим наиболее значимые для поддержания и сохранения социального статуса семьи, которые включают основные коммуникативные связи и события семейной жизни: «курсак шашу» — праздник первой беременности, «шилдехана» — праздник по случаю рождения ребёнка, «кыркынан шыгару» — сороковина со дня рождения ребёнка, «тусау кесер» — разрезание пут при первых шагах ребёнка, «он босагага шыгару» — посвящение в девушки. Все перечисленные виды семейно-бытовых традиций-обрядов сохраняют единую «сетевую» структуру, которая обеспечивает реализацию функции фиксации и передачи главных мировоззренческих установок в материальной и духовной форме исполнения.


    1. Свадебные обряды

    Обратимся к содержанию обрядов, посвящённых свадьбе, для определения постоянных и развивающихся признаков традиционного действия.
    Обзор этнографических материалов позволяет выделить признак постоянства традиций, выраженный в «умыкании», «выкупе», «благословлении», «осыпании сладостями» — во всех этих «предупреждающих» магических действиях. Что касается привнесения новых элементов, то они относятся в большей степени к материальной части обрядового действия: подарки, подношения, форма «выкупа» и т.п.
    Однако главной проблемой в сохранении традиционных элементов этой обрядности является отсутствие полного понимания смысла происходящих символических действий.
    Свадебная обрядность казахов состоит из четырёх частей. Сватовство, смотрины и встречи жениха и невесты в ауле невесты, свадьба в доме невесты и свадьба в доме жениха. Остановимся на свадебном ритуале в доме невесты, где ярче всего проявляются ритуальные действия, характеризующие миропонимание казахов.

    До свадьбы совершается предсвадебный обряд встречи жениха и невесты в ауле невесты — «орын той». Это традиционные действия, целью которых является социально-психологическая адаптация молодых друг к другу и развитие благоприятных взаимоотношений между ними. «Орын той» справляется после уплаты части калыма.

    Путь жениха к юрте невесты преграждают «бақаном». бақан — центральная колонна, поддерживающая «шаңырақ» (остов) юрты. С одной стороны, это символ связи обитателей юрты с небожителями (миропонимание, сложившееся со времён тенгрианства), а с другой — это символ мужской власти, соединяющий Отца-Небо и Мать-Землю. Поэтому этот святой символ нельзя переступать, недопустимо прикосновение к нему жениха. Жених взывает к помощи своих друзей, те «покупают» помощь юношей, братьев невесты, которые переносят бақан, а невесток девушки, которые оберегают бақан, одаривают серебром, монетами и др.
    «Танысу» — психологическая подготовка невесты к семейной жизни. Здесь происходит подготовка приданого невесты и её подарков для родных жениха с помощью молодых родственниц. Эти сборы делаются в доме родственников невесты, куда она прибывает на троне из белой кошмы на плечах братьев, которые идут шествием в приглашающий дом.

    Центральное событие связано с проводами невесты. Перед проводами устраиваются смотрины невесты в свадебном одеянии.

    Жених одаривает невестку, которая сопровождает девушку. Затем невесту вводят в юрту, где собираются её сверстницы и невестки, которую тотчас же окружают друзья жениха на конях. Здесь происходит песенное состязание девушек и молодых людей «жар-жар». Девушки оплакивают свободную жизнь в родительском доме и высказывают тревогу о возможном отсутствии беспечной жизни в доме жениха. Молодые люди успокаивают девушек тем, что там есть люди, готовые заступиться за молодую. состязание заканчивается попыткой «умыкнуть» невесту.

    Её вводят в родительский дом, позволяют проститься «сынсу», после чего дружка берет её на руки и сажает на осёдланную лошадь. Свадебный кортеж направляется в дом жениха.

    Итак, тенденции постоянства в приведённом примере обрядового действия содержат игровые действия по сохранению согласия и гармонии между молодыми, по предупреждению зла и утверждению благополучия. Но, как показывает жизнь, постоянство данного обряда относительно. Изменения социальной жизни, совместные браки, культурные обмены с другими народами привнесли новые элементы, в целом сохраняя сущность и значение обряда.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В современном Казахстане многие обычаи потеряли свою актуальность, ввиду изменения ритма и уклада жизни, а также под влиянием исторических факторов. Но многие обычаи и традиции наоборот возрождаются из забытья. Это - детские обычаи, связанные с рождением ребенка и свадебные. Стало модным проводить традиционную казахскую свадьбу в национальной свадебной одежде жениха и невесты, с соблюдением основных этапов традиционной свадебной церемонии. Свадебная одежда хоть и претерпела изменения, но в современном наряде прослеживаются элементы казахского орнамента, колоритность образа в целом. На голову невесты вновь одевают саукеле.

    Таким образом, возрождение традиций во всех сферах жизни – характерная черта современного Казахстана. Отношение к традициям так же претерпели значительные изменения. В конце двадцатого века наиболее четко проявились отрицательные последствия модернизации. Поэтому традиционная дихотомия между «традиционным» и «современным» уступила место пониманию того, что чем сильнее разрушаются традиции и традиционные устои общества тем, больше степень дезорганизации и хаоса, а не утверждение современного образа жизни. Существует много примеров вполне успешной модернизации, предпринимаемой под традиционной культурно-смысловой оболочкой. Это означает, что устойчивое функционирование современного общества в большей степени зависит от наличия соответствующих традиций от их успешного воспроизводства и включения в современную систему. 

    Список литературы

    1. Асанова С. А. Возрождение традиционных обрядов в современном Казахстане. Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 16-19.

    2. Шаханова Н.Ж. «Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки». Алматы,1998–184 с. С. 25-78

    3. А. К. Галимова. «Семейные обряды сельских казахов Северного Казахстана в современный период» Астана, 2003 с. 91

    4. Снесарев Г.П. «Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана». Алматы,1978–213 с. Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва, 1995.Кишибеков Д. Кочевое общество. – Алма-Ата, 1984.

    5. www.bilu.kz– Обычаи и традиции казахского народа


    написать администратору сайта