Главная страница
Навигация по странице:

  • Занятие 4. Колечко (тренинг личностного роста, адекватность

  • Занятие 5 15 слов (самоконтроль)

  • Занятие 6. Хлопки (групповое взаимодействие)

  • Занятие 7 Кто тормоз (баланс механизмов возбуждения и торможения)

  • Занятие 8.«Телеграммы»

  • Я " реальный -идеальный»;

  • Арт-игра «Креативный менеджер»

  • 1. Организационный момент

  • 2. Актуализация познавательной деятельности.

  • 3. ХОД ТРЕНИНГА. Упражнение 1. «Знакомство»

  • Упражнение 2. «Насколько мы все похожи»

  • Упражнение 3. «Нестандартный способ»

  • Упражнение 5. «Релаксация»

  • Упражнение 6. «Отель моей мечты»

  • Упражнение 7. «Креативная команда».

  • Упражнение 8. «Личный багаж».

  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Упражнение 9. «Ритуал прощания».

  • Домашнее задание : Нарисовать портрет креативного менеджера.Интеллектуальный тренинг «Вся правда об IQ»

  • ТРенинги на коммуникацию. общайтесь это полезно! Коммуникативные


    Скачать 132.33 Kb.
    Названиеобщайтесь это полезно! Коммуникативные
    АнкорТРенинги на коммуникацию
    Дата28.09.2022
    Размер132.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKommunikativnye_treningi_dlya_studentov.docx
    ТипДокументы
    #703223
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Занятие 3
    Испорченный телефон (разогревающая психотехника)
    Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу. 
    Печатная машинка (групповое взаимодействие, тренинг личностного роста).
    Все участники встают в линию или круг. Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение, словосочетание и т.д.), например:
    У лукоморья дуб зеленый, 
    Златая цепь на дубе том
    Но не хором, а следующим способом. Участники последовательно произносят по одной букве, пробел - вся группа делает хлопок руками, перевод каретки - топают ногой. Запятые и точки тоже можно как-нибудь обозначить. Ошибившийся выбывает, когда остается три человека вся группа начинает сначала. 
    Значимые люди.
    Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.
    Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для имя людей. Это могут быть не обязательно те, е кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.
    После того, как рисунки выполнены, ведущие просит участников группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:
    - кто они;
    - чем значимы для подростка, чем дороги:
    - так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом.
    -хотели бы они н-ч что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).
    Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику "пустого стула".

    Занятие 4.

    Колечко (тренинг личностного роста, адекватность)
    Оборудование: на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты,. Группа выходит из комнаты. Ведущий размещает колечко в комнате так, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик, одеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких предметов, заколку можно приколоть к занавеске. Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится совсем тяжело.

    Ассоциации.
    Водящий (участники группы вызываются на эту роль добровольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны - на что или на кого похож тот, кого загадали:
    - на какое время суток;
    - на какое время года;
    - на какую погоду;
    - на какой день недели:
    - на какой цвет радуга и т.д.
    Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.
    Данное упражнение помогает участникам группы подготовиться к получению обратной связи, а других упражнениях.

    Занятие 5

    15 слов (самоконтроль)
    Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов, начинающихся на определенную букву, с условием, если пауза между словами составляет более 5 секунд, то участник делает одно приседание. Подразумевается, что участник находится перед своей группой. 
    Коллективная арифметика (сотрудничество)
    Участвуют 4 человека. Каждый из участников берет карточку с несложным арифметическим действием, например 100*100. Полученные результаты каждой карточки складываются. Называется полученная сумма. Время - 60 секунд. Ведущий может создавать помехи, каждые 15 секунд громким голосом объявляя оставшееся время. 
    Свое пространство.
    Один из участников группы ("протагонист") добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя "светилом", на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы - "планеты". Протагонист, поворачиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различном расстояния от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции, а межличностных отношениях. После того как расстановка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.
    Проводить это упражнение более чем с тремя участниками в качестве "светила" за один раз не рекомендуется. В дискуссии не допускается обсуждение созданной схемы, но можно поделиться чувствами в зависимости оттого, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сократить (увеличить). Последнее желательно обсуждать в абстрактном плане.

    Занятие 6.

    Хлопки (групповое взаимодействие)
    Участники группы встают в линию, колонну, круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды. 

    Игра "Крокодил"
    Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано.
    Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.


    Занятие 7

    Кто тормоз? (баланс механизмов возбуждения и торможения)
    Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется четное число, нужно схватить предмет. 
    "Горячий стул"
    Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: "Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то н то-то". Используется только тот опыт, который был получен за время занятий. Следует избегать определений "нравится", "хорошо", "ПЛОХО".
    Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на "горячем стуле" садятся только по желанию.
    В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

    Занятие 8.

    «Телеграммы»

    Ведущий раздает участникам группы по набору "бланков телеграмм" - листков с именами всех участников группы, и просит написать самое хорошее, что каждый участник узнал о других студентах и о себе самом. Ведущий собирает "телеграммы" в "волшебную папку", чтобы во время следующего упражнения просмотреть, нет ли оскорбительных и грубых телеграмм и если есть, вернуть авторам с просьбой переписать. Возможность Просмотра телеграмм оговаривается заранее.
    Я " реальный -идеальный»; 
    Материалы: Бумага, цветные карандаши.
    Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди.
    В обсуждении участники пытаются ответить на вопросы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?
    Заключительное слово ведущего. Раздача "телеграмм".

    Арт-игра «Креативный менеджер»

    Психологический тренинг
    Цели :

    • Активно проявлять качества творческой личности;

    • Развивать гибкость, быстроту и оригинальность мышления;

    • Развивать изобретательность и воображение;

    • Расширить границы креативности;

    • Закрепить умение снимать нервно-психическое напряжение методом релаксации;

    • Сплочение группы;

    • Осознать и преодолеть барьеры для преодоления и развития творческого потенциала студентов;

    Оборудование: мяч, листы ватмана, изобразительные материалы ( цветные карандаши, мелки, маркеры, пластелин, клей, ножницы, вырезки для коллажа и пр.), специальные карточки «друдлы», «чемоданы», аудиозапись «Релакс».
    1. Организационный момент

    Приветствие, организация рабочего пространства (участники усаживаются в круг), психологический настрой на игру, объяснение задач, правил и хода тренинга, вступительное слово преподавателя.

    2. Актуализация познавательной деятельности.

    Вопросы :

    • Объясните понятие «менеджер».

    • Какие функции он выполняет?

    • Какими психологическими качествами должен обладать менеджер для того, чтобы добиться успеха в бизнесе?

    • В чем особенности мышления менеджера?

    • Почему быстрота, гибкость и оригинальность мышления способствуют личностному росту руководителя?

    • Что такое креативность?

    • Какое значение это свойство личности помогает менеджеру в его деятельности?


    3. ХОД ТРЕНИНГА.

    Упражнение 1. «Знакомство»

    Каждый участник выходит в центр круга, называет свое имя, сопровождая его жестом или позой. Необходимо, чтобы жест или поза передавали характер, темперамент и настроение участника. Данное упражнение способствует разогреву участников, снятию психологических зажимов, повышению самооценки и собственной значимости в игре.

    Упражнение 2. «Насколько мы все похожи?»

    В данном упражнении меняются местами те участники, которые обладают какими-то общими характеристиками или умениями. Это способствует более близкому знакомству участников, сплочению группы, пониманию того, что хоть каждый человек и индивидуален, но все же у многих есть и общие черты.

    Упражнение 3. «Нестандартный способ»

    Упражнение выполняется с мячом. Тот участник, у которого оказался мяч, должен назвать три нестандартных способа использования указанного ведущим предмета. Данное упражнение способствует развитию быстроты и оригинальности мышления участников.

    Упражнение 4. «Друдлы».

    «Друдл» - это рисунок, глядя на который, невозможно точно сказать, что это. Участникам предлагается несколько таких рисунков и они должны определить, что это. Затем участники сами придумывают «друдлы». Данное упражнение также способствует развитию быстроты и оригинальности мышления участников, а также развитию восприятия, воображения и изобретательности.

    Упражнение 5. «Релаксация»

    Данное упражнение способствует снятию нервно-психического напряжения, позволяет расслабиться и восстановить физические и психические силы участников за непродолжительное время.

    Упражнение 6. «Отель моей мечты»

    Участники делятся на две группы и выполняют из предложенных изобразительных материалов коллажи на тему «Отель моей мечты». После выполнения работ команды презентуют свои «Отели» остальным участникам.

    Данное упражнение способствует сплочению группы, выявлению лидеров и формированию лидерских качеств, проявлению креативности и развитию творческого потенциала студентов.

    Упражнение 7. «Креативная команда».

    В каждой группе, образованной в предыдущем упражнении, участники выбирают скульптора, который должен «вылепить» из участников своей команды скульптуру. Одна группа выполняет скульптуру «Креативная команда». А другая группа – «Некреативная команда».

    Данное упражнение способствует сплочению участников группы, умение использовать и понимать невербальный язык, снятию психолгических зажимов, формирование уверенности в себе.

    Упражнение 8. «Личный багаж».

    Участники игры, «собирая багаж» своих товарищей, записывают и передают по кругу те личностные качества других участников, которые им нравятся, и те которые могут помешать в достижении успеха. Данное упражнение способствует воспитанию корректности и тактичности в общении, сплочению участников группы, повышению интереса друг к другу.
    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

    Упражнение 9. «Ритуал прощания».

    Вопросы ведущего:

    • Понравилась ли вам групповая работа?

    • С какими трудностями столкнулись?

    • Что мешало вам быть креативными? А что помогало?

    • Можно ли сказать, что приобретенные на нашем занятии навыки можно использовать в своей будущей работе, учебе и в повседневной жизни?

    Далее все участники по кругу передают рукопожатие с фразой «Благодарю Вас,

    (имя участника) , мне было очень приятно с Вами работать».

    Данное упражнение способствует подведению итогов тренинга и получению обратной связи, а так же повышению способностей участников к деловому общению.

    Домашнее задание :

    Нарисовать портрет креативного менеджера.

    Интеллектуальный тренинг

    «Вся правда об IQ»
    Цели тренинга:

    1. Дидактическая: познакомить учащихся с понятием интеллект и его роли в профессиональной и учебной деятельности.

    2. Развивающая: развивать познавательную мотивацию учащихся, а так же все основные свойства мышления – быстроту, гибкость, оригинальность.

    3. Воспитательная: воспитывать активность, умение работать в группе, интерес к интеллектуальной деятельности.

    Оборудование:

    Фрагменты документального фильма «Вся правда об IQ», учебная презентация, IQ-тесты Г. Айзенка, диск с тестами на IQ.

    Актуализация познавательной деятельности

    Перед началом тренинга рекомендуется просмотр фрагмента документального фильма «Вся правда об IQ».

    Ход тренинга

    Предлагается несколько схем проведения интеллектуальных тренингов для студентов.

    Схема 1. Группа разбивается на три команды: первая и вторая – это команды-конкуренты, третья – «арбитры». В командах-конкурентах – по 5-7 человек, в команде «арбитров» — 3-5 человек. Получив от учителя игровое задание, первые две команды начинают его выполнять. В то время когда первые команды заняты подготовкой решения, «арбитры» обсуждают критерии, выбирают систему оценивания.

    Команды-конкуренты и «арбитры» работают в разных помещениях, например, в соседних классах. Важно, чтобы они не знали, о чем говорят в другой команде.

    После того как обе команды-конкуренты готовы, выслушивается сначала решение первой команды, затем – второй. «Арбитры» оценивают решение каждой команды.

    Если команды не согласны с оценкой «арбитров», они имеют право опротестовывать ее, обосновав свое несогласие.

    В конце игрового занятия подсчитывается количество баллов, устанавливается команда-победитель. В итоговой оценке отражаются протесты участников.

    Такие «интеллектуальные турниры» могут продолжаться в течение учебного года в одном классе или между классами.

    Схема 2. Составляется группа из слабых учеников, 5-7 человек. Игровое занятие длится разбивается на два этапа. На первом этапе проводится 2-3 игры или одна игра в разных вариантах.

    Затем начинается второй этап – «общее обсуждение» Учитель вместе с ребятами анализируют свои действия и решения, оценивают успешность игры, вспоминают наиболее интересные и живые игровые моменты. Второй этап игры позволяет осмыслить опыт, выявить и закрепить эффективные способы мыслительной деятельности.

    На общем обсуждении очень полезно показать различия в стиле мышления ребят. Важны осмысление и «обмен» разными стилями мышления, различными способами умственных действий, подходами к решению игровой задачи, за счет чего расширяется интеллектуальный диапазон каждого участника, укрепляются сильные стороны его мышления и выравниваются слабые. При сопоставлении с другими участниками игры ученик начинает лучше понимать самого себя, адекватно оценивать свои интеллектуальные ресурсы.

    При проведении подобных занятий психолог или педагог должны руководствоваться несколькими правилами. Во-первых, все ответы учащихся, даже самые неожиданные и непривычные, должны учитываться и приниматься. Во-вторых, важно постоянно поддерживать стремление студентов к поиску новых и интересных ответов, поддерживать активность детей. В-третьих, важно давать учащимся эмоциональное подкрепление, подбадривать их, создавать положительный эмоциональный фон

    Упражнение «Три слова»

    Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова. Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

    I вариант: «озеро», «медведь», «карандаш».
    II вариант: «улица», «книга», «фартук».
    III вариант: «мяч», «небо», «цветок».
    IV вариант: «очки», «сумка», «велосипед».

    Игру можно усложнить, если предложения с тремя словами будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ. По очереди ребята называют свои фразы, учитывая требование «держать» в уме общий замысел группового рассказа. При этом в каждом из предложений разрешается использовать не все три заданных слова, а два из них.

    Например, по варианту II может быть придуман рассказ:

    «Девочка шла по улице и несла книгу, завернутую в фартук. Вдруг книга упала, фартук испачкался, а девочка заплакала. На улице было много народа, девочка вытерла слезы, подняла книгу и снова завернула ее в фартук. Она пришла с улицы домой, выстирала фартук, почистила книгу».
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта