Роль деловой журналистики в преодолении синдрома. Общая характеристика журналистской деятельности 1 Понятие и сущность журналистики
Скачать 97 Kb.
|
Оглавление Глава 1 Общая характеристика журналистской деятельности 1.1 Понятие и сущность журналистики Журналистика в глобальном масштабе претерпевает значительные изменения. Социальные сети, круглосуточные новостные ленты и все возрастающая конкуренция изменяют формы потребления продукции СМИ. Все большее и больше людей читают и распространяют новости при помощи своих телефонов; грань, проходящая между журналистом и случайным наблюдателем, становится почти неуловимой; и глобализация журналистики становится нормой. В условиях информационного шума роль квалифицированного и беспристрастного журналиста становится как никогда значимой. «Журналистика – это социальный институт. Она представляет собой систему различных учреждений, берущих за основу своей деятельности социальные законодательные акты. Такими учреждениями являются редакции журналов и газет, радиостанции, телекомпании, информационные агентства и прочие организации, которые удовлетворяют потребность людей в информации и обеспечивают информационную безопасность конкретной страны.» [5] Недавно при содействии трех фондов – Thomson Reuters Foundation, Robert Bosch Stiftung и Fritt Ord Foundation (Freedom of Expression Foundation) – была создана независимая программа «Перспективы» (Perspectives). Она направлена на защиту журналистики в России, Восточной Европе и Центральной Азии; на развитие регионального опыта работы с недостаточно освещаемыми проблемами; и на укрепление международного взаимопонимания. Данный отчет посвящен изучению изменений в правовом поле, регулирующем электронные и печатные СМИ в России. Данное исследование было проведено в поддержку программы «Перспективы». За последние несколько лет система нормативных актов, регулирующая работу российских СМИ, была подвергнута существенному пересмотру, что привело к заметному ужесточению характера и увеличению количества случаев ограничений свободы прессы, особенно применительно к использованию Интернета. Эти законодательные изменения могут оказать серьезное воздействие на условия профессиональной деятельности журналистов и работников СМИ в России. Отчет задумывался как источник информации, который поможет данным профессионалам в понимании этих законов и в выполнении их требований. Обзор нормативных документов о СМИ в России за последние пять лет был выполнен в рамках бесплатной юридической поддержки, оказанной DLA Piper Rus Limited при содействии программы TrustLaw фонда Thomson Reuters Foundation. Отчет содержит обзор ключевых тенденций и проблем российского законодательства о СМИ, недавних изменений и их последствий для российских журналистов, блогеров и работников СМИ. В России регулирование средств массовой информации осуществляется как на основе норм национального законодательства (его основным инструментом является Закон №2142-1 «Закон о средствах массовой информации» – Закон о СМИ), так и норм международного права (включая Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейскую конвенцию по правам человека). Важную роль играют и такие государственные органы как Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), которые также издают регулирующие законодательные акты. Очевидной тенденцией в регулировании средств массовой информации становится все возрастающий контроль, в частности, существенное расширение полномочий российских государственных органов (в особенности Роскомнадзора). Эти органы могут без постановления суда блокировать доступ к интернет-сайтам, которые отказываются удалять определенную информацию, или требовать от журналистов или редакций раскрытия источников информации. Другими заметными тенденциями являются вступление в силу так называемого «закона о блогерах» и запрет на использование нецензурной лексики. 1.2 Особенности деловой журналистики В эпоху цифровизации произошли заметные изменения как в экономике, так и в деловой журналистике. Сегодня открыть брокерский счет можно, имея лишь мобильное устройство и скачав соответствующее приложение. Доступность фондового рынка (далее – ФР) и иллюзия лёгкости получения прибыли подтолкнули большое количество людей к принятию решения о вложении средств в ценные бумаги. Однако существует серьезная проблема: не учет факторов непредсказуемости ФР может привести к финансовым потерям отдельной личности, что в случае массовости способно повлиять на общую экономическую стабильность. Закономерным с этой точки зрения представляется вопрос «При чём здесь деловая журналистика?». Вследствие резкого повышения интереса к ФР со стороны инвесторов-неспециалистов возрос спрос с их стороны и на материалы о фондовой бирже, так как без учета этой информации сложно принять взвешенное финансовое решение. Очевидно, что деловые издания сегодня уже отнюдь не узкоспециализированные: они удовлетворяют потребность в информации широкой аудитории, а не только представителей бизнес-сообщества, экономистов и др. В контексте рассматриваемого нами вопроса деловые СМИ решают две задачи: во-первых, они формируют у потенциальных и реальных непрофессиональных инвесторов корректное представление о ФР как об области повышенного риска; во-вторых, проводят работу по повышению экономической грамотности населения. Пусть эта работа, как правило, нецеленаправленная (иное противоречило бы природе журналистики), но важное социально-экономическое значение и явная общественная польза публикаций сближают деловую журналистику с публицистикой. По нашему мнению, в деловых изданиях все чаще стали появляться журналистские материалы, родственные публицистическим: отражающие экономически значимую проблему; не только освещающие единичные факты, но и выявляющие важные общественные тенденции; написанные живо, благодаря чему публикации представляют интерес и для финансиста, и для человека, далекого в профессиональном плане от экономики. Более разнообразными стали средства выразительности в деловых публикациях. Так, И. Юзбекова и К. Жукова начинают свой материал [4] с заголовка, содержащего метафору: лучше всего запоминается не мысль, а метафорический образ мысли. Авторы обращаются к истории вопроса, оперируют фактами, подкрепляя их первичной информацией из внешних источников, гиперссылки на которые «вмонтированы» в текст, поскольку «читателя нужно убедить не эмоциями, а прежде всего аргументами» [1]. Журналисты, приводя мнение эксперта, подводят читателя к мысли о том, что поведение ФР трудно предугадать, поэтому надо быть готовым к любому развитию ситуации. Современный мир постоянно меняется со стремительной скоростью, и эти изменения напрямую влияют на деятельность журналиста в медиасфере, которая стала неотъемлемой частью жизни общества. По лекциям Е.Л. Вартановой цепочка производства в медиасфере состоит из: производства, упаковки информации и распространения информации. Первый этап – производство информации, которая является «сырьем» для журналиста, то есть события, которые были зафиксированы на камеру, записанные на диктофон комментарии экспертов, очевидцев или других участников события и другие. Второй этап – «упаковка» информации, то есть обработка того материала, который был подготовлен на первом этапе. Главная задача – исходному сырому материалу придать форму, в виде репортажа или документального фильма, например. Журналист должен отфильтровать материал и придать ему готовый к употреблению аудиторией вид. Третий этап – распространение информации. На этой стадии принимается решение по какому каналу распространять готовый информационный продукт: интернет, телевидение, радио, печатные СМИ или сразу везде. Именно распространение информации по всем каналам привело к появлению новых конвергентных средств массовой информации. На каждой ступени создания инфопродукта требуется работа человека, то есть журналиста, который должен обладать определенными знаниями и умениями. По этой причине на телевидении, например, есть четкое распределение труда. По ту сторону экрана происходит следующая работа целой команды: продюсеры выполняют свои главные задачи – находят события, договариваются о съемках; журналисты поставляют новости в редакцию; оператор оперативно снимает происходящие события на камеру; монтажеры – монтируют полученный материал под руководством режиссёра; редакторы – редактируют новости, подгоняя их под формат телеканала; ведущий читает суфлер. Это пример работы традиционных средств массовой информации, которая вряд ли когданибудь исчезнет, но может видоизмениться или расшириться, благодаря появлению конвергентной журналистики. Главные отличия конвергентной журналистики от традиционной: 1. Большее количество инструментов при создании журналистского материала; 2. Отличите распределения обязанностей в конвергентной и традиционной редакциях; 3. Отличие процесса создания журналистского материала и его распространения. Появление понятия «конвергенция» в журналистике изменило структуру редакции и, как следствие, обязанности журналиста. Так появился новый тип «универсальных» или «конвергентных» журналистов, в обязанности которых входит не только производство информации, но и ее упаковка. Олег Муравлев в своем реферате «Универсальная журналистика» цитирует А.Г. Качкаеву, которая говорит: «Он профессионально владеет разными видами техники и разными формами работы с материалом: он способен справиться с записью простейшего видео, с аудиозаписью, умеет фотографировать (во всяком случае, на уровне азов) и способен написать информационный текст... Отныне он не связан технологическими ограничениями собственного вида СМИ (печатного или электронного), а способен работать для всех платформ сразу» [13]. Конвергентный журналист является автором не только текста, как было в традиционных средствах массовой информации, но и фотографий, видеоматериалов, аудиоматериалов. Кроме этого, он может монтировать сюжеты самостоятельно. С одной стороны, для редакции такой сотрудник выгоден с точки зрения оплаты труда одного человека, которое отличается от оплаты труда десяти человек, а с другой стороны возникает вопрос: может ли хорошо выполнять работу человек, которому необходимо выполнять за тоже время большее количество задач. По факту в редакции находятся не профессионалы своего дела, а журналисты с поверхностным выполнением задач оператора, монтажера, фотографа, что естественным образом ухудшает качество инфопродукта. Однако, с другой стороны, в век информационных технологий журналистам важно максимально оперативно доставить информацию в готовом виде на каналы распространения медиапродукта, что легче сделать одному человеку без перехода материала из рук в руки. Обязанности конвергентного журналиста: – заранее запланировать съемку: какая продолжительность съемки будет; какие кадры необходимо снять; выбрать героев, у которых нужно будет взять интервью; подготовить оборудование для освещения. – уметь самостоятельно со штативом снимать стендапы; – заранее проверить работу микрофона и знать, как он работает, как настроить частоту звука; – показывать событие с разных ракурсов, для этого необходимо уметь быстро перенести камеру в рабочем режиме, без потери качества и времени; – снимать интершум для вовлечения аудитории в происходящее; – передавать аудитории только факты, эмоции можно передать с помощью людей, у которых журналист берет интервью; – монтировать сюжет; – писать текст с гиперссылками; делать слайд-шоу, лонгриды; знать основы инфографики, карикатуры; создавать интерактивные формы, в виде рейтингов, опросов, голосований, комментариев; – постоянно быть в зоне доступа; – составлять новости материалы для изданий на платформе Интернет, а также следить за наличием аудио-видео-подкастов в этом издании; – передавать информацию сразу в выпуск, на сайт или в номер в онлайн-режиме через Wi-Fi. Конвергентный журналист должен знать какие виды микрофонов бывают и с каждым уметь работать. Информационный повод в современных средствах массовой информации обрабатывается всеми их видами в несколько этапов: – Первый этап: передача информации по каналам связи, которые моментально доставляют ее к аудитории, то есть в сети Интернет; – Второй этап: эта же информация передается в периодические издания, по сути, копируя то, что было в сети Интернет. По этой причине охват аудитории почти стопроцентный, так как получение информации происходит с разных платформ для разных поколений и разных аудиторий. Форматы конвергентных средств массовой информации включают в себя то, что делала традиционная журналистика, и новые форматы, которых раньше не было или ими не пользовались, потому что не видели перспективы потребления инфорпродукта. Появление лонгрида внесло разнообразие в подачу информации не только развлекательного, но и аналитического, информационного материала. «Long read» с английского переводится как «долгое чтение» или «глубокое чтение». Дело не в его размере, статьи не превышают 1500 слов, а в его наполнении. Лонгрид состоит из: – статьи, то есть основного текста, который будет дополнен другими компонентами; – видеосюжета: видеорепортажи, документальные фильмы, видео с места событий очевидцев и другие; – фотографий, дополняющих информационный повод; – гиперссылок, с помощью которых можно посмотреть, что значит слово, определение, или посмотреть перевод слов, найти ссылки на цитаты и так далее; – размещение информации на различных платформах в соцсетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Telegram, Instagram и другие; – писем, которые может отправить зритель средству массовой информации, которые получают обратную связь от аудитории таким образом. Наличие гиперссылок и обратной связи и делает деятельность конвергентных средств массовой информации такой масштабной. В сети Интернет есть возможность найти лонгрид на любую тему, в любом стиле, по этой причине разновидностей лонгридов больше сотни. Существует несколько разновидностей лонгридов: 1. Лонгрид-репортаж: главное преимущество перед традиционным репортажем – можно писать не только об актуальных событиях, которые произошли относительно недавно, но и затрагивать такие темы, которые актуальными могут быть вне зависимости от «срока годности» информации. Текст может быть посвящен как конкретному персонажу, личности, так и явлению, событию из прошлого или настоящего. Текст – основа материала, все остальное украшает и дополняет основную суть в нем. 2. Мультимедийный лонгрид: это статьи, в которых очень много фотографий, анимированных картинок, видео, ярких заголовков. Главной особенностью этого лонгрида можно считать равноправие текста и графики, что в корне отличает мультимедийный лонгрид от предыдущего. 3. Лонгрид-портрет: новый способ показать себя и продать свои услуги. Лонгрид может быть о компании, конкретном человеке Современный читатель согласен дочитывать до конца большие тексты, в которых есть смысл, которые красочно оформлены и грамотно преподнесены. По этой причине конвергентным журналистам необходимо создавать динамичные тексты с помощью мультимедийных и цифровых технологий. В настоящее время лонгрид является наиболее востребованным форматом журналистских материалов. Точный перевод слова «лонгрид» (от английского «long» – «длинный» и «read» – «читать») – «объёмный текст для прочтения». Уже в начале 90-х годов прошлого века существовало подобие лонгрида – очерковый текст. Однако за последние пять лет популярность лонгрида, как формата журналистского текста, растет, поэтому очерковый текст пользуется меньшим спросом, а значит на информационный рынок поступает меньше предложения. К формату лонгрид можно отнести: объемные тексты, написанные в публицистическом жанре, тексты, написанные в формате сторителлинга. Таким образом, интерактивные тексты преображают традиционные, а не полностью их заменяют или видоизменяют. Создаются медиатексты с помощью различных приемов, в том числе и креолизации, которая помогает привлечь внимание аудитории. Лонгрид – это новый формат газеты в Интернете, у которой больше технических возможностей. Исследователи пишут: «То, что в теории отечественной журналистики называлось художественной публицистикой, сегодня на Западе называют просто longform, longread или “журналистика длинной формы”»[19]. В этом формате присутствует тоже, что и в художественной публицистике, основой которой является наличие фактов, подтверждающих произошедшее событие, и авторский анализ. Лонгрид «Snow Fall» («Снегопад»), который размещен на официальном сайте издания «Нью-Йорк Таймс» 2012 года является ярким первым представителем данного формата. После его выхода в свет термины «лонгрид» и «снегопад» в медиапространстве стали синонимами, несмотря на то, что название «снегопад» никак не связано по смыслу с термином «лонгрид». Полное название первого лонгрида было «Снегопад: Лавина в тоннеле Крик». Только по той причине, что этот лонгрид вышел первым, его стали ассоциировать как формат журналистского инфопродукта. Главной ролью лонгрида можно считать привлечение внимания аудитории или потенциального потребителя инфопродукта. По этой причине лонгриды создаются на основе социально значимых тем, которые касаются каждого или большинства. Таким образом, перед конвергентным журналистом в современном медиапространстве стоит ряд задач: владение словом, владение мультимедийными, цифровыми технологиями, умение снимать и быть в кадре одновременно, умение совместить вербальные и аудиовизуальные компоненты в тексте, владение навыками монтажа, знание основ режиссерской профессии. Конвергентный журналист в медиапространстве XXI века – незаменимый сотрудник, который способен выполнять работу людей разных профессий в одном проекте на разных платформах распространения медиапродукта. Свобода конвергенстного журналиста понятие относительное: с одной стороны, есть пространство для создания собственного продукта самостоятельно, с другой стороны возникает вопрос: может ли человек выполнять качественно работу людей разных профессий? Попытка совместить деятельность журналиста со смежными профессиями (фотограф, монтажер, режиссер, и другие) позволяет сотруднику редакции работать в режиме многозадачности. Универсальный или конвергентный журналист должен обладать не только технологической компетентностью, но и личностные качества, которые не противоречат политики редакции. Кроме основных навыков быстрого и качественного создания заголовков, лидов, хедлайнов, пресс-релизов, конвергентный журналист должен обладать навыком создания лонгрида, качественной компиляции, способностью к трансмедийности и умением работать с объемным креализованным повествовательным текстом |