|
Рабочая программа по ИЗО в 5-7 классах. РП изо 5-7. Общая характеристика модуля
Исторический жанр: характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства;
знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;
иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.;
уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;
узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли;
знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;
иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
Библейские темы в изобразительном искусстве: знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства;
объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;
знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи,
«Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.;
знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;
уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как
«Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге,
«Христос и грешница» В. Поленова и др.;
иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы; иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане
Греке, Дионисии;
воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры;
объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя;
уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
| Количество часов
| Дата изучения
| Виды деятельности
| Виды, формы контроля
| Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
| всего
| контрольные работы
| практические работы
| Раздел 1. Общие сведения о видах искусства
| 1.1.
| Искусство — его виды и их роль в жизни людей
| 1
| 0
| 1
|
| Называть пространственные и временные виды искусства.;
Объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.; Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.;
Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.;
Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой деятельности зрителя;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 2. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
| 2.1.
| Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства
| 1
| 1
| 0
|
| Называть и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры при восприятии художественных произведений.;
Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.;
Объяснять роль материала в создании художественного образа;
| Тестирование;
| https://resh.edu.ru/
| 2.2.
| Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника
| 1
| 0
| 1
|
| Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.;
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.;
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.;
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.; Овладевать навыками композиции в рисунке, размещения рисунка в листе.; Овладевать навыками работы графическими материалами;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 2.3.
| Выразительные возможности линии
| 1
| 0
| 1
|
| Рассматривать и анализировать линейные рисунки известных художников.; Характеризовать различные виды линейных рисунков.;
Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.; Выполнить линейный рисунок на заданную тему;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 2.4.
| Тёмное — светлое — тональные отношения
| 1
| 0
| 1
|
| Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения.; Объяснять понятия «тон», «тональная шкала», «тональные отношения», «тональный контраст».;
Иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 2.5.
| Основы цветоведения
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять значения понятий «основные цвета», «составные цвета», «дополнительные цвета».; Характеризовать физическую природу цвета.;
Анализировать цветовой круг как таблицу основных цветовых отношений.; Различать основные и составные цвета.;
Определять дополнительные цвета.;
Овладевать навыком составления разных оттенков цвета;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 2.6.
| Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве
| 1
| 0
| 1
|
| ;
Объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст»,
«локальный цвет».;
Овладевать навыком колористического восприятия художественных произведений.; Проводить эстетический анализ произведений живописи.;
Овладевать навыками живописного изображения;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 2.7.
| Выразительные средства скульптуры
| 1
| 0
| 1
|
| Характеризовать основные виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей.; Определять основные скульптурные материалы в произведениях искусства.;
Осваивать навыки создания художественной выразительности в объёмном изображении;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 3. Жанры изобразительного искусства
| 3.1.
| Жанровая система в изобразительном искусстве
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве».; Перечислять жанры изобразительного искусства.;
Объяснять разницу между предметом изображения и содержанием произведения искусства;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 4. Натюрморт
| 4.1.
| Изображение объёмного предмета на плоскости листа
| 1
| 0
| 1
|
| Иметь представление об изображении предметного мира в истории искусства и о появлении жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.;
Осваивать правила линейной перспективы при рисовании геометрических тел.; Линейное построение предмета в пространстве.;
Освоить правила перспективных сокращений.; Изображать окружности в перспективе.;
Рисовать геометрические тела на основе правил линейной перспективы;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 4.2.
| Конструкция предмета сложной формы
| 1
| 0
| 1
|
| Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.; Рисовать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.;
Рисовать конструкции из нескольких геометрических тел разной формы;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 4.3.
| Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета
| 1
| 0
| 1
|
| Знать понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».; Освоить правила графического изображения объёмного тела с разделением его формы на освещённую и теневую стороны;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 4.4.
| Рисунок натюрморта графическими материалами
| 1
| 0
| 1
|
| Освоить первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению.;
Овладевать навыками размещения изображения на листе, пропорционального соотношения предметов в изображении натюрморта.;
Овладевать навыками графического рисунка и опытом создания творческого натюрморта в графических техниках.;
Рассматривать произведения художников-графиков.; Узнать об особенностях графических техник;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 4.5.
| Живописное изображение натюрморта
| 1
| 1
| 0
|
| Характеризовать выразительные возможности цвета в построении образа изображения.; Проводить эстетический анализ произведений художников-живописцев.;
Иметь опыт создания натюрморта средствами живописи;
| Тестирование;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 5. Портрет
| 5.1.
| Портретный жанр в истории искусства
| 1
| 0
| 1
|
| Иметь опыт художественного восприятия произведений искусства портретного жанра великих художников разных эпох.;
Рассказывать о портретном изображении человека в разные эпохи.;
Узнавать произведения и называть имена нескольких великих европейских портретистов (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.).;
Рассказывать об особенностях жанра портрета в русском изобразительном искусстве и выявлять их. Называть имена и узнавать произведения великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.).;
Иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в.: западном и отечественном;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
|
5.2.
| Конструкция головы человека
| 1
| 0
| 1
|
| Знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.;
Иметь представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 5.3.
| Графический портретный рисунок
| 1
| 0
| 1
|
| Иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека.;
Приобрести опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 5.4.
| Свет и тень в изображении головы человека
| 1
| 0
| 1
|
| Уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании портретного образа.;
Наблюдать изменения образа человека в зависимости от изменения положения источника освещения.;
Иметь опыт зарисовок разного освещения головы человека;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 5.5.
| Портрет в скульптуре
| 1
| 0
| 1
|
| Обрести опыт восприятия скульптурного портрета в работах выдающихся художников- скульпторов.;
Анализировать роль художественных материалов в создании скульптурного портрета.; Иметь начальный опыт лепки головы человека;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 5.6.
| Живописное изображение портрета
| 1
| 0
| 1
|
| Иметь опыт создания живописного портрета.;
Характеризовать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 6. Пейзаж
| 6.1.
| Правила построения линейной перспективы в изображении пространства
| 1
| 0
| 1
|
| Сравнивать и различать характер изображения природного пространства в искусстве Древнего мира, Средневековья и Возрождения.;
Понимать и применять на практике рисунка понятия «линия горизонта — низкого и высокого»,
«точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива».; Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 6.2.
| Правила воздушной перспективы
| 1
| 0
| 1
|
| Освоить содержание правил воздушной перспективы для изображения пространства пейзажа.; Обрести навыки построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажного пространства;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 6.3.
| Особенности изображения разных состояний природы и её освещения
| 1
| 0
| 1
|
| Характеризовать средства художественной выразительности в пейзажах разных состояний природы.;
Иметь представление о романтическом образе пейзажа в европейской и отечественной живописи.;
Узнавать и характеризовать морские пейзажи И. Айвазовского.;
Объяснять особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов.;
Иметь опыт изображения разных состояний природы в живописном пейзаже;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 6.4.
| Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре
| 1
| 0
| 1
|
| Анализировать развитие образа природы в отечественной пейзажной живописи.; Называть имена великих русских живописцев и характеризовать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.;
Рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.;
Приобрести творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
|
6.5.
| Пейзаж в графике
| 1
| 0
| 1
|
| Рассуждать о средствах выразительности в произведениях графики и образных возможностях графических техник в работах известных мастеров.;
Овладевать навыками наблюдательности, развивая интерес к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению путём создания графических зарисовок.; Приобретать навыки пейзажных зарисовок;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 6.6.
| Городской пейзаж
| 1
| 0
| 1
|
| Иметь представление о развитии жанра городского пейзажа в изобразительном искусстве.; Овладевать навыками восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.;
Осваивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.;
Осознавать роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 7. Бытовой жанр в изобразительном искусстве
| 7.1.
| Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.;
Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных народов и эпох.;
Осознавать многообразие форм организации жизни и одновременного единства мира людей.; Различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине.;
Выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 7.2.
| Работа над сюжетной композицией
| 1
| 0
| 1
|
| Освоить новые навыки в работе над сюжетной композицией.;
Понимать композицию как целостность в организации художественных выразительных средств;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 8. Исторический жанр в изобразительном искусстве
| 8.1.
| Историческая картина в истории искусства, её особое значение
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять, почему историческая картина понималась как высокий жанр.;
Объяснять, почему картины на мифологические и библейские темы относили к историческому жанру.;
Характеризовать произведения исторического жанра как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, воплощение мировоззренческих позиций и идеалов;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 8.2.
| Историческая картина в русской живописи
| 1
| 0
| 1
|
| Анализировать содержание картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».; Анализировать содержание исторических картин, образ народа в творчестве В. Сурикова.; Характеризовать исторический образ России в картинах М. Нестерова, В. Васнецова,
А. Рябушкина;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 8.3.
| Работа над сюжетной композицией
| 1
| 0
| 1
|
| Разрабатывать эскизы композиции на историческую тему с опорой на сбор материалов по задуманному сюжету;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 9. Библейские темы в изобразительном искусстве
| 9.1.
| Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи
| 1
| 0
| 1
|
| Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства.;
Объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как
«духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений.;
Узнавать и объяснять сюжеты картин на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта и др.;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 9.2.
| Библейские темы в русском искусстве XIX в.
| 1
| 0
| 1
|
| Узнавать и объяснять содержание картин отечественных художников (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов.
«Христос и грешница»);
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
|
9.3.
| Иконопись в истории русского искусства
| 1
| 1
| 0
|
| Знать о смысловом различии между иконой и картиной.;
Знать о творчестве великих русских иконописцев: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.; Осознавать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры;
| Тестирование;
| https://resh.edu.ru/
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ:
| 34
| 3
| 31
|
|
|
|
|