|
Рабочая программа по ИЗО в 5-7 классах. РП изо 5-7. Общая характеристика модуля
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств; объяснять основные средства — требования к композиции; уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции; составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач; выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики; осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем; определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции; соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать
шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения; иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни; выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу; выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей; знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений; иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей; иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды; характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления; знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности; определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей; знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы; характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна; объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства; иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта; объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна; иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде; иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме; уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох; иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.); различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
| Количество часов
| Дата изучения
| Виды деятельности
| Виды, формы контроля
| Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
| всего
| контрольные работы
| практические работы
| Раздел 1. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека
| 1.1.
| Архитектура и дизайн — предметно-пространственная среда, создаваемая человеком
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно- пространственной среды жизнедеятельности человека.;
Рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека.;
Рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и его представление о самом себе;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 1.2.
| Архитектура — «каменная летопись» истории человечества
| 2
| 1
| 0
|
| Объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.;
Иметь представление о том, что форма материальной культуры обладает воспитательным потенциалом;
| Тестирование;
| https://resh.edu.ru/
| 1.3.
| Основы построения композиции в конструктивных искусствах
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств.;
Объяснять основные свойства — требования к композиции.; Уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции.;
Составлять различные композиции на плоскости, располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия.;
Выделять в построении формата листа композиционную доминанту.; Составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики.;
Осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 1.4.
| Роль цвета в организации композиционного пространства
| 1
| 0
| 1
|
| ;
Объяснять роль цвета в конструктивных искусствах.; Различать технологию использования цвета в живописи и конструктивных искусствах.;
Объяснять выражение «цветовой образ».;
Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 1.5.
| Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне
| 2
| 0
| 1
|
| Соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста.;
Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции.;
Построение шрифтовой композиции;
Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 1.6.
| Логотип. Построение логотипа
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки.;
Различать шрифтовой и знаковый виды логотипа.;
Иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 1.7.
| Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения.
Искусство плаката
| 1
| 0
| 1
|
| Иметь представление о задачах образного построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения.;
Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза текста и изображения в плакате и рекламе.;
Выполнять практическую работу по композиции плаката или рекламы на основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе компьютерных программ);
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 1.8
| Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала
| 2
| 0
| 1
|
| Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.;
Различать и применять различные способы построения книжного и журнального разворота.;
Создавать макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 2. Макетирование объёмно-пространственных композиций
| 2.1.
| От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
| 2
| 0
| 1
|
| Развивать пространственное воображение.;
Понимать плоскостную композицию как схематическое изображение объёмов при виде на них сверху, т. е. чертёж проекции.;
Уметь строить плоскостную композицию и выполнять макет пространственно-объёмной композиции по её чертежу.; Анализировать композицию объёмов в макете как образ современной постройки.;
Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов.;
Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 2.2.
| Здание как сочетание различных объёмных форм. Конструкция: часть и целое
| 1
| 0
| 1
|
| Выявлять структуру различных типов зданий. Характеризовать горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы конструкции постройки.;
Иметь представление о модульных элементах в построении архитектурного образа.;
Макетирование: создание фантазийной конструкции здания с ритмической организацией вертикальных и горизонтальных плоскостей и выделенной доминантой конструкции;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 2.3.
| Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов
| 1
| 0
| 1
|
| Знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений.; Характеризовать, как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности общества.;
Рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития.;
Выполнить зарисовки основных архитектурных конструкций;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 2.4.
| Красота и целесообразность предметного мира. Образ времени в предметах, создаваемых человеком
| 1
| 1
| 0
|
| Характеризовать общее и различное во внешнем облике вещи как сочетание объёмов, образующих форму.;
Определять дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование.;
Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов;
| Тестирование;
| https://resh.edu.ru/
|
2.5.
| Форма, материал и функция бытового предмета
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала.; Придумывать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.;
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 2.6.
| Цвет в архитектуре и дизайне
| 2
| 0
| 1
|
| Иметь представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.;
Иметь представление о значении расположения цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта.;
Объяснять особенности воздействия и применения цвета в живописи, дизайне и архитектуре.;
Участвовать в коллективной творческой работе по конструированию объектов дизайна или по архитектурному макетированию с использованием цвета;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
| 3.1.
| Образ и стиль материальной культуры прошлого
| 1
| 0
| 1
|
| Рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох.;
Характеризовать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города.; Рассказывать, проводить аналитический анализ конструктивных и аналитических характеристик известных памятников русской архитектуры.;
Выполнить аналитические зарисовки знаменитых архитектурных памятников.;
Осуществлять поисковую деятельность в Интернете.; Участвовать в коллективной работе по созданию фотоколлажа из изображений памятников отечественной архитектуры;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 3.2.
| Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра
| 1
| 0
| 1
|
| Характеризовать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве.;
Определять значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов.;
Выполнять практические работы по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлаж или фантазийную зарисовку города будущего;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 3.3.
| Пространство городской среды
| 1
| 0
| 1
|
| Определять понятие «городская среда».;
Рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей.;
Знать различные виды планировки города.;
Знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни.;
Иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы (карты);
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
|
3.4.
| Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства.;
Иметь представление о значении сохранения исторического образа материальной среды города.;
Выполнять практические творческие работы в технике коллажа или дизайн-проекта малых архитектурных форм городской среды;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 3.5.
| Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Интерьер и предметный мир в доме
| 1
| 0
| 1
|
| Характеризовать роль цвета, фактур и предметного наполнения пространства интерьера общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений.;
Выполнять задания по практической и аналитической работе по теме
«Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 3.6.
| Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства
| 1
| 0
| 1
|
| Характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры.;
Иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна.;
Знать о традициях построения и культурной ценности русской усадебной территории.;
Осваивать новые приёмы работы с бумагой и природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 3.7.
| Замысел архитектурного проекта и его осуществление
| 2
| 0
| 1
|
| Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно- пространственной композицией.;
Развивать и реализовывать в макете художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой.;
Развивать навыки макетирования;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование
| 4.1.
| Функциональная планировка своего дома
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять, как в организации жилого пространства проявляется индивидуальность человека, род его занятий и интересов.; Осуществлять в архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём жилище.;
Иметь представление об учёте в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.;
Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 4.2.
| Дизайн предметной среды в интерьере личного дома
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять задачи зонирования помещения и искать способ зонирования.; Иметь опыт проектирования многофункционального интерьера комнаты.; Создать в эскизном проекте или с помощью цифровых программ дизайн интерьера своей комнаты или квартиры, раскрывая образно- архитектурный композиционный замысел интерьера;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 4.3.
| Дизайн и архитектура сада или приусадебного участка
| 1
| 0
| 1
|
| Характеризовать различные варианты планировки садового участка. Совершенствовать навыки работы с различными материалами в процессе макетирования.;
Применять навыки создания объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны.;
Выполнить разработку плана садового участка;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
|
4.4.
| Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
| 1
| 0
| 1
|
| Объяснять, как в одежде проявляется характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения его действий.;
Иметь представление об истории костюма разных эпох.; Объяснять, что такое стиль в одежде.;
Характеризовать понятие моды в одежде.;
Применять законы композиции в проектировании одежды, создании силуэта костюма.;
Объяснять роль моды в современном обществе.;
Выполнять практическую работу по разработке проектов одежды;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 4.5.
| Дизайн современной одежды
| 1
| 0
| 1
|
| Обсуждать особенности современной молодёжной одежды.; Сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох.;
Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды.; Выполнять творческие работы по теме «Дизайн современной одежды»;
| Практическая работа;
| https://resh.edu.ru/
| 4.6.
| Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика
| 2
| 1
| 0
|
| Объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом.;
Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима.;
Воспринимать и характеризовать макияж и причёску как единое композиционное целое.;
Определять чёткое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.; Объяснять связи имидж-дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой.;
Выполнять практические творческие работы по созданию разного образа одного и того же лица средствами грима.;
Создавать средствами грима образа сценического или карнавального персонажа;
| Тестирование;
| https://resh.edu.ru/
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ
| 34
| 3
| 24
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Изобразительное искусство. 6 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Изобразительное искусство. 7 класс/Питерских А.С., Гуров Г.Е.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/izo/metodicheskie- materialy.html?ysclid=l4fu61rmgi46001453
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
репродукции картин
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Ноутбук, мультимедийный проектор |
|
|