Контрольная работа. История государства и права России. Происхождение, составные части и основные редакции Русской Правды
Скачать 43.54 Kb.
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «История государства и права России» Тема: Происхождение, составные части и основные редакции Русской Правды.
Екатеринбург Оглавление«Уральский государственный экономический университет» 1 1. Происхождение, составные части и основные редакции Русской Правды 3 2. Задача № 20 9 Список использованных источников и литературы 10 1. Происхождение, составные части и основные редакции Русской ПравдыПредпосылки возникновения сборника правовых норм - Русской Правды Данная работа посвящена изучению одного из важнейших правовых памятников Киевской Руси – Русской Правды. Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению содержания указанного свода законов, необходимо сделать краткий исторический обзор предпосылок его происхождения. Особый интерес к исследованию обусловлен отсутствием единого мнения ученых относительно происхождения сборника. Часть историков относит Русскую Правду к официальным документам, а другая не считает ее подлинным памятником законодательства. Сторонники первой точки зрения объясняют множественность вариантов списков Русской Правды и, как следствие искажение первоисточника, частой переписью сборника. Приверженцы второго мнения относят Русскую Правду к приватным юридическим сборникам. Надо отметить, что подобное разделение в научных кругах произошло в начале XIX века и было связано с появлением работы немецкого и российского историка-юриста И. Эверса, в которой он ставит вопрос об историческом развитии древнейшего русского права.1 До этого, как и все историки той эпохи, Карамзин Н.М. считал Русскую Правду памятником официального княжеского законодательства.2 Новый виток изучения Правды пришелся на начало ХХ века и связан с именем выдающегося историка той эпохи – Сергеевича. Поскольку целью данной работы не является непосредственное изучение вопросов связанных с идентификацией Русской Правды как памятника русского права, то упоминания о различных точках зрения на этот счет, без их подробного изучения, представляется достаточным. Возникновение Русской Правды происходило на базе уже существующих источников права, ниже о них будет рассказано более подробно. С точки зрения теории к источникам кодекса относят нормы обычного права и княжескую судебную практику. Первые включает в себя положения о кровной мести и круговой поруке. Особый интерес представляет точка зрения законодателя того времени на эти явления. Кровную месть ограничивается путем сужения круга мстителей и попытки замены ее на денежный штраф, а вот круговая порука сохраняется в полной мере. Также к источникам Русской Правды можно отнести Закон Русский, включающий в себя нормы уголовного, процессуального, семейного, наследственного права. К слову сказать, происхождение данного документа породило не меньше споров среди историков, которые продолжаются по сей день. В своих работах В.О. Ключевский писал, что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представляет собой «не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX-XI веках».3 По мнению другого ученого – В.В. Мавродина, Закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков.4 В свою очередь Л.В. Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединённых славянских и неславянских землях.5 По его мнению, кодекс отражал отношения социального неравенства. Это было «право раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда». А. А. Зимин также допускал складывание в конце IX - начале X века раннефеодального права.6 Он считал, что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы. Кроме того, как уже было сказано выше, в Русской Правде нашли отражения нормы, выработанные княжеской судебной практикой. Крещение Руси также относится к предпосылкам появления Русской Правды. Это связано с тем, что происходит процесс формирования нового мировоззрения, сопровождающийся частичным сопротивлением населения, связанным неприятием нового уклада жизни. Христианство, кроме новой религии, принесло и новые законодательные акты, которые в большинстве своем отражают основы церковно-византийского права. В связи с этим ученые относят к источникам номоканоны – византийские юридические документы. На Руси они получили название Кормчие Книги. Русская Церковь получает права двоякой юрисдикции. Это проявляется в том, что суд осуществляется над всеми лицами, как духовными, так и мирскими по делам духовно-нравственного характера, на основании номоканонов. Кроме того, Церковь наделяется правом суда над тем же кругом лиц по всем делам: гражданским, уголовным. Суд по нецерковным делам должен был опираться на местное право, которое на тот момент по большей части состояло из норм, включающих в себя языческие обычаи, что по объективным причинам было уже не приемлемо. Это также повлияло на потребность в возникновении общего письменного свода законов, которым и стала Русская Правда. Подводя итоги всему сказанному выше, можно сделать вывод о том, что к предпосылкам создания свода законов Русской Правды в первую очередь необходимо отнести Крещение Руси и появление института церковных судов. Подтверждением служит и то, что до середины XI века княжеские суды не нуждались в писанном кодексе, поскольку еще были крепки юридические обычаи, применение которых стало не совсем соответствующим христианской догме, после крещения Руси. Кроме того, на изучаемый свод законов определенное влияние оказало и византийское церковное право. Характеристика основных редакций Русской Правды В предыдущем разделе уже упоминалось, что Русская Правда неоднократно переписывалась и по этой причине ее первоначальный вид подвергался изменению. Нужно сказать, что Русская правда представляет собой комплекс документов, относящихся к XI-XII векам. Ее частями являлись: - Древнейшая правда (около 1015 года); - Правда Ярославичей (около 1072 года); - Устав Мономаха (около 1120-1130 года). В зависимости от редакций принято делить выделять: Краткую, Пространную и Сокращенную. Первая датируется XI веком, вторая XI-XII, а третья - XIV-XVI веками. Каждый из указанных памятников встречаются в составе сборников и не являются отдельно оформленными документами. В связи с этим изучение Русской Правды всегда тесно взаимосвязано с сопровождающими источниками. Этот подход объясняется тем, что только при комплексном изучении можно достоверно проанализировать причины создания сборника, а также соотношение различных памятников права друг с другом. Ниже будут поочередно рассмотрены упомянутые выше редакции. По предполагаемому времени создания древнейшей из них является Краткая Правда. Указанный свод законов состоял из двух частей. Временем принятия принято считать 30-е годы XI века. И если этот факт практически не вызывает сомнений у ученых, то место ее создания вызывает разногласия. Согласно летописи этим местом является Новгород, но ряд авторов с этим не согласны: они считают, что она создавалась в Киеве, и связывает появление документа с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Краткая Правда была полностью посвящена уголовному праву и состояла из 18 статей. По мнению некоторых ученых, ее появление было обусловлено конфликтом наемной варяжской дружины Ярослава и новгородцами, связанный с борьбой за престол братьев Ярослава и Святополка, который сопровождался побоями и даже убийствами. В связи со сложившейся ситуацией, Ярослав был вынужден создать устав, чтобы отчасти ее урегулировать.7 Среди особенностей, присущих изучаемому сборнику можно выделить следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Как уже было сказано выше, Краткая Правда состояла из двух частей, вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1086 года и получила название Правды Ярославичей. Эта часть состояла из 25 статей, продолжая первую с 19 по 43. При этом некоторые историки обозначают статьи 42 и 43 отдельными частями, которые называются: Покон вирный и Урок мостников. Авторы сборника – сыновья Ярослава мудрого и крупнейшие лица из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г. (год смерти одного из его сыновей).8 Вторая часть Русской Правды отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса. Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 год. Она состояла из двух частей - Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.9 Это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу. В ХIII-XIV веках возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку).10 Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности. Таким образом можно говорить о том, что Русская Правда существовала в трех основных редакциях. Самая древняя – Краткая правда, состоящая из двух частей, затем появилась Пространная Правда, которая представляла собой уже более развитый комплекс законов. Сокращенная Правда представляла собой переработку основных статей из Пространной правды, отвечавших духу времени. 2. Задача № 20В 1678 г. дворянин Раскольников при наличии живых сыновей завещал свою землю любимой дочери. Но после его смерти сыновья Раскольникова обратились в суд, считая, что отец составил завещание в нарушение закона. В чью пользу будет принято судебное решение по Судебнику 1497 г.? Если завещание вотчинника было составлено на имя дочери, то она и будет наследницей его собственности. В подтверждение этого можно привести ст.60 Судебника, в которой говорится, что «если человек умрет, не оставив завещания, то при отсутствии у него сыновей все его имущество и земля передается дочери, а при отсутствии дочери наследует ближний его рода». То есть, завещанию отводится главная роль, сыновья будут наследовать имущество раньше дочери в том случае, если его нет. Список использованных источников и литературыБлащук Светлана Николаевна Критика С. В. Юшковым взглядов Л. В. Черепнина по поводу места и времени возникновения Правды Ярослава // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2007. №7. Георгиевский Э.В. К вопросу об общей характеристике и происхождении Русской Правды // Сибирский юридический вестник. 2009. №1. Дворниченко А.Ю. Владимир Васильевич Мавродин. Страницы жизни и творчества. СПб., 2011. – 325с. Зимин А.А. Правда Русская / А. А. Зимин; М-во юстиции РФ. Рос. правовая акад. и др. - М. : Древлехранилище, 1999. - 421 с. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2003. С.356. Ключевский В.О.: воспоминания и исследования / отв. ред. А.В. Ма- линов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2017. – 222с. Меркулов В.И. Ройсс, или «Русская земля» // Родина. 2013. № 1. 260с. Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 12 апреля 2018 г. / под ред. П.Б. Уварова (гл. ред.), – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. Ун-та, 2018. – 364 с. Юшков С.В. Русская Правда. М., 2002. С. 352. 1 Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 12 апреля 2018 г. / под ред. П.Б. Уварова (гл. ред.), – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. Ун-та, 2018. – 364 с. 2 Георгиевский Э.В. К вопросу об общей характеристике и происхождении Русской Правды // Сибирский юридический вестник. 2009. №1. 3 В.О. Ключевский: воспоминания и исследования / отв. ред. А.В. Ма- линов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2017. – 222с. 4 Дворниченко А.Ю. Владимир Васильевич Мавродин. Страницы жизни и творчества. СПб., 2011. – 325с. 5 Блащук Светлана Николаевна Критика С. В. Юшковым взглядов Л. В. Черепнина по поводу места и времени возникновения Правды Ярослава // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2007. №7. 6 Зимин А.А. Правда Русская / А. А. Зимин; М-во юстиции РФ. Рос. правовая акад. и др. - М. : Древлехранилище, 1999. - 421 с. 7 История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2003. С.356. 8 Меркулов В.И. Ройсс, или «Русская земля» // Родина. 2013. № 1. 260с. 9 Юшков С.В. Русская Правда. М., 2002. С. 352. 10 Меркулов В.И. Ройсс, или «Русская земля» // Родина. 2013. № 1. 260с |