Главная страница
Навигация по странице:

  • Достоверность

  • Доказательность

  • Структура отдельных наук (дисциплин)

  • Представления о времени, пространстве и способе изучения окружающего мира в античности

  • Методология создания исторических трудов в античности

  • Введение в методику преподавания истории. Общая характеристика науки как особого типа знания об окружающей действительности


    Скачать 26.77 Kb.
    НазваниеОбщая характеристика науки как особого типа знания об окружающей действительности
    АнкорВведение в методику преподавания истории
    Дата11.05.2022
    Размер26.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotrabotka_2.docx
    ТипДокументы
    #523297

    Общая характеристика науки как особого типа знания об окружающей действительности.

    Наука есть не что иное, как отображение действительности.

    Ф. Бэкон

    Наука как тип знания об окружающей действительности включает не только деятельность по получению нового знания, но и сумму эмпирических, теоретических и практических знаний человечества, накопленных в течение времени. Иными словами, наука представляет собой исторически непрерывно развивающуюся систему достоверных, логически непротиворечивых знаний об объективных законах, закономерностях, свойствах и отношениях всех объектов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества.

    Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов.

    Наука рациональна, так как получает знания на основе рациональных процедур и законов логики, что позволяет ей выводить суждения, которые могут быть формализованы в форме законов и теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня исследования. Рациональность исходит из того, что все в мире может быть понято из него самого, на основе действующих в мире законов.

    Наука общезначима, интерсубъектна и объективна, ибо научные знания являются достоянием всего человечества и не зависят от национальных особенностей и мировоззрения отдельных исследователей.

    Интерсубъектность науки во многом основывается на рациональности и достоверности научных знаний, поскольку законы мышления общи для всех, а достигнутое научное знание является достоверным до тех пор, пока подтверждено множеством независимых источников и наблюдений или не опровергнуто.

    Объективность научного знания состоит в том, что оно отражает явления и процессы, свойства и отношения, существующие вне сознания и независимо от сознания ученого. Подтверждение объективности достигается в процессе практического овладения этим знанием, путем сличения теории с практическими результатами.

    Обобщенность науки означает, что научное знание характеризует объект лишь как представителя какого-то класса исследуемых объектов, выделяет лишь те характеристики и закономерности, которые являются общими для этого класса и в которых выражается его сущность. Это достигается переходом от разрозненных научных данных и фактов к общим понятиям.

    Истинность науки заключается в полном и правильном отражении научным знанием окружающей действительности, в его точности, окончательности и неподверженности дальнейшим изменениям.

    Объект науки составляют научные знания - проверенный практикой результат познания действительности и адекватное его отображение в сознании человека, полученное в ходе научной деятельности.

    Достоверность научного знания означает его соответствие истинному положению дел, тем реальным отношениям, которые существуют в природе и выступают объектом исследования.

    Новизна научного знания предполагает открытие, разработку, формулирование ранее неизвестного знания для данной отрасли науки. Она определяется нацеленностью науки на изучение все новых и новых объектов, независимо от практического эффекта, получаемого сегодня.

    Доказательность научного знания - это логические процедуры установления истинности, приведенных в них утверждений.

    Проверяемость научного знания включает проверку истинности результатов научного исследования на основе их сопоставления с эмпирическими данными, а также возможность многократного воспроизведения результатов в ходе опытов, проводимых в аналогичных условиях.

    Современная наука представляет собой семейство многочисленных научных дисциплин. Научные дисциплины, образующие систему научных знаний, условно можно разделить на три большие группы: естественные, общественные и технические, различающиеся по своим предметам и методам.

    Структура отдельных наук (дисциплин) как их внутреннее устройство включает совокупность основных элементов, так же как и научная деятельность, подразделяющихся на эмпирические и теоретические основы.

    Эмпирические (опытные) основы составляют:

    • а) научные факты - истинные (достоверные и доказанные) знания о каких-либо явлениях, предметах, процессах действительности объективного мира, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений; любая наука складывается из таких знаний, причем научные факты - это, собственно, не сами объекты, а знания об этих объектах;

    • б) научные гипотезы, вытекающие из фактов, известных науке, - предположительные знания о каком-либо явлении, предмете или процессе, истинность которых пока не доказана;

    • в) концепции как способ понимания происходящих процессов и явлений, общепринятая трактовка фактов, известных науке;

    • г) эмпирические законы как устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками, часто имеющие вероятностный характер;

    • д) парадигмы - модели, образцы постановки и решения научных проблем, принимаемые научным сообществом.

    Теоретические основы включают:

    • а) понятийный (категорийный) аппарат - научные понятия и определения как узловые пункты знания, вырабатываемые наукой;

    • б) общепринятые символические обобщения;

    • в) научно-методический аппарат - методы исследования, арсенал приемов и способов получения достоверных сведений, описания, объяснения и предсказания процессов и явлений в конкретной предметной области;

    • г) научные данные как систематизированные и обобщенные научные факты, являющиеся центральным информационным звеном науки;

    • д) теоретические законы, связывающие особые абстрактные объекты (конструкты), создаваемые с целью идеализированного описания и объяснения сущности тех или иных процессов и явлений;

    • е) теории, единообразным способом объясняющие подлежащие ведению отдельной науки факты; наличие теории является необходимым условием научности знания.

    Современная наука опирается на специальную научную дисциплинунауковедение. Она изучает способы функционирования и развития науки как исторически изменяющейся целостности, структуру и формы научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

    НАУКОВЕДЕНИЕ – термин, введенный И.Боричевским в 1925 г. для характеристики отрасли исследований научного знания и научной деятельности, взаимодействия науки с др. социальными институтами, сферами материальной и духовной жизни общества. В специальную научную дисциплину науковедение оформилось в 1960-е годы.

    Сегодня в нем выделяют аналитическое и нормативное направление исследований.

    Целью аналитического изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как социального института и особой формы деятельности.

    Область статистического исследования структуры и динамики информационных массивов науки и потоков научной информации изучает наукометрия. На результатах аналитического изучения науки базируются нормативные науковедческие исследования.

    Науковедение имеет тесную связь со специальными историческими дисциплинами – историографией, источниковедением и методологией истории.

    Первой наиболее крупной работой в этой области стало сочинение профессора Калифорнийского университета Томаса Куна «Структура научных революций» (The Structure of Scientific Revolutions). Впервые опубликована в 1962 году и вызвала широкий резонанс в научных кругах. В центре внимания автора — закономерности развития науки, природа и характер научных революций, условия возникновения новых теорий, радикально меняющих способ научного мышления. В этой работе Томас Кун впервые сформулировал новую концепцию развития науки и научного знания, в которой развитие науки представлено как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Её публикация стала значительным событием в социологии знаний, ввела в методологию науки понятие научной революции как смены парадигм. Сейчас, много лет спустя, эта концепция, некогда давшая повод для широкой полемики и множества философских дискуссий, является общепризнанной в научном мире. Впервые работа была опубликована как монография в International Encyclopedia of Unified Science, затем, в 1962 году, как книга в издательстве University of Chicago Press.

    В современной Т. Куну советской науке аналогичную проблематику исследований разрабатывал академик Вячеслав Семёнович Стёпин. Еще до переезда в Москву он издал несколько науковедческих книг в Минске: «Современный позитивизм и частные науки» (1963), «Становление научной теории» (1976), «Природа научного познания» (1979) и «Специфика научного познания» (1983). Затем стали появляться книги В.С. Степина, изданные в Москве: «Основания науки и их социокультурная размерность» (1996), «Парадигмальные образцы решения теоретических задач» (1998), «Ценностные основы и перспективы техногенной цивилизации» (1999), «Теоретическое знание» (1999), «Философия науки. Общие проблемы» (2006), «История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук» (2011) и др.

    С течением времени он создал свою научную школу по изучению истории науки.

    Представления о времени, пространстве и способе изучения окружающего мира в античности

    Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событий, предоставленной смены состояний предметов и круговорота различных процессов. Естественнонаучные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых физических тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи, согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени – пространстве можно найти в учениях почти всех античных мыслителей.

    Восприятие времени у древних народов доклассовой и государственной организации отличалось тем, что они стремились жить в непрерывном настоящем. Жизнь древнего человека характеризовалась повторением архетипных актов (архетипы – первозданные природа, люди, ситуации).

    В анализе античных доктрин о пространстве и времени остановимся на двух наиболее полно исследовавших данный вопрос: атомизме Демокрита и системе Аристотеля.

    Атомистическая доктрина была развита материалистами Древней Греции Левкиппом и Демокритом и во многом предвосхитила фундаментальные открытия ученных прошлого века. Согласно, этой доктрины, всё природное многообразие состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются, сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота (небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и не уничтожаются, их вечность проистекает из отсутствия начала у времени. Атомы двигаются в пустоте бесконечное время, которому соответствует бесконечное время. В основе этих атомов лежат амеры (пространственный минимум материи). В соответствии с атомистической концепцией пространства у Демокрита сложились представления о природе времени и движения. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в стройную систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из дискретного характера пространства и времени.

    Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени, затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени. Дальнейший анализ времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне, где основное внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения. Аристотель показывает, что время немыслимо, не существует без движения, но оно не есть и само движение.

    Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как свойство природных вещей. Механика Аристотеля была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это лишь один из уровней космоса Аристотеля. Его космологическая модель функционировала в неоднородном конечном пространстве, центр которого совпадал с центром Земли. Космос был разделен на два уровня: земной и небесный.

    Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. natura – природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Считалось, что философии – в ее натурфилософской форме – отведена роль «науки наук», «царицы наук», ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.

    Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительного понимания мира. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование объясняется рядом неизбежных обстоятельств.

    Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) еще практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира.

    Отрывочному знанию об объектах, явлениях природы, которое давало тогдашнее естествознание, натурфилософия противопоставляла свои умозрительные представления о мире. В этих представлениях не известные еще науке причины, и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, электрическая жидкость, эфир и т.п.). Разумеется, действительные пробелы в естественнонаучном знании восполнялись при этом лишь в воображении. Это было вынужденное положение, которое, однако, не могло продолжаться бесконечно.

    Методология создания исторических трудов в античности

    Слово история в Античности употреблялась в разном контексте: расспрашивание, расспросы, рассказ, прошлое, история гражданской войны (historia bellis civilis). Понимание значения слова «истории» помогает нам понять в чём суть «исторического исследования» в Античности. Многие античные авторы считали, что для того, чтобы выяснить события прошлого необходимо вести «расследование или расспрашивание» и даже считали, что устная информация важнее письменной. Другая распространенная позиция в Античности сводится к ассоциированию истории с изучением самого времени. Например, еще в эпоху античности историка называли translator temporis (передатчиком времени).

    История как «дисциплина ума» (не как наука) родилась из мифа. Авторов мифологических сочинений называют логографами. Самыми известными логографами являлись Гекатей из Милета, Харон из Лампсака и Гелланик из Митилены.

    Гекатей (ок. 546– 480 гг. до н. э.) в своих сочинениях «Описание земли» и «Родословные» привлек обширный материал народного эпоса, поэтому его работы стали существенной предпосылкой для возникновения историографии.

    Гелланик - греческий логограф, современник Геродота. Позднейшие историки (Фукидид, Ктесий, Эфор, Теопомп, Диодор, Плутарх и др.) черпали материал из его произведений. В частности, считается что он написал сочинение «Атлантида».

    Первым историческим трудом считается «История» Геродота. Геродот окончательно отошёл от подхода логографов, который заключался в описании мифов, преданий, местностей, народов и в целом земли. Произведение, посвящено Греко-персидским войнам, включает в себя не только повествование исторических событий, но и географические очерки о разных землях, этнографические сведения о разных народах и т.д.

    Продолжателем дела Геродота был историк Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н. э.), написавший «Историю Пелопоннесской войны». Фукидид четче разработал принципы «исторического исследования».

    Историческая наука в период эллинизма переживала кризис. Связь между историей и искусством политики была разорвана. В иерархии наук и искусств история стала занимать скромное место. Она противопоставлялась поэзии.

    Коллингвуд считает, что если Геродот – отец истории, то Фукидид – отец психологической истории, которая формально не чистая история. Она отличается поиском общих законов всех событий, поиском законов «человеческой природы». (с. 31) Фукидид хотел объяснить, почему мы поступаем в определенной ситуации именно так, а не иначе.

    Представления Гесиода цикличны. В будущем опять наступит золотой век. Эта концепция исторического развития человеческого общества сохраняла свою популярность в течение античности.

    Римляне первыми среди европейских народов начали писать историю по греческому образцу на родном языке - латыни. Первым «римским» историком был грек Полибий - автор «Всеобщей истории» («Истории») в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах с 220 до н. э. по 146 до н. э. Его подход отличается от Геродота или же Фукидида, потому что в Древнем Риме в отличие от Греции возникла традиция письменных источников. Предшественником римской «истории» были так называемые анналы или летописи, которые писали каждый год, они высели перед резиденцией великого понтифика (в Древнем Риме член высшей коллегии жрецов, которая управляла всеми делами религии) с записью имен высших чиновников и важнейших событий года. 

    Полибий называл свою «Историю» «аподейктической» (II, 37, 3; III, 31, 11—12), т. е. объясняющей причины и следствия события, и доказывающей тое или иное утверждение. Он подчеркивает, что история приносит пользу только, когда изучены причины происшедшего, а причину имеет каждое событие. Ее надо искать даже тогда, когда найти ее трудно или даже невозможно.

    В римской традиции в основном развивались два направления: эпическая и драматическая; первая – рассказ событий, вторая - объяснение событий; образец первой—Ливий, второй — Тацит. Однако большинства хронистов не задумались о значении или смысле истории и сразу начинали свои сочинения без всякого вступления или объяснения и в стиле летописании начинали с года, затем чиновника или императора и прочие.


    написать администратору сайта