Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет № 1. 1. Мировоззренческие и Науковедческие проблемы общего книговедения Мировоззренческая проблематика

  • Науковедческая проблематика

  • 2. Книга и понятие об информации (социальной, семантической, семиотической, материально-предметной) (В НОВОМ УЧЕБНИКЕ СТР. 186, ЛУЧШЕ ПРОЧИТАТЬ)

  • Социальная информация

  • Семантическая информация

  • Семиотическая информация

  • Материально-предметная информация

  • Билет №2. 1. Сущность «издания» как процесса коммуникации

  • Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.). Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.. Билет Мировоззренческие и Науковедческие проблемы общего книговедения Мировоззренческая проблематика


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеБилет Мировоззренческие и Науковедческие проблемы общего книговедения Мировоззренческая проблематика
    АнкорШпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.).doc
    Дата25.12.2017
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г..doc
    ТипДокументы
    #12938
    страница1 из 25
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    Книговедение есть приведенное в систему научное знание о книге как объективном явлении социальной действительности: о природе и сущности книги, о логических и исторических формах, процессах и закономерностях ее существования, движения, развития и функционирования; метод получения нового знания о книге; способ организации результатов познания книги либо в теоретические компоненты и элементы книговедческого знания (категории, понятия, определения, суждения, концепты, концепции, теории), либо в теоретически осознанные правила, приемы, процедуры - т.е. методики - практической (предметно-преобразующей) книговедческой деятельности в той или иной сфере книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического) как способа существования реальной, действительной книги в ее книговедческой целостности.

    Билет № 1.

    1. Мировоззренческие и Науковедческие проблемы общего книговедения

    Мировоззренческая проблематика включает в себя такие более конкретные проблемы, как:

    1. выявление природы и сущности книги как объективного явления социальной действительности, как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания;

    2. выявление логических форм книги и последовательная интерпретация содержания базовой книговедческой категории «книга» как системы смыслов;

    3. выявление соотношения в книге идеального и материального, а следовательно, обоснованная интерпретация соотношения содержания категории «книга» и понятий «издание» и «книжное издание»;

    4. последовательная содержательная интерпретация движущего противоречия книги - противоречия между индивидуальным, групповым и общественным сознанием и самой книги как способа снятия этого противоречия, т.е. интерпретация сущностной функции книги;

    5. выявление сходства и различия книги и других форм способа документальной социальной массовой коммуникации (прессы, радио, кино, ТВ, компьютерная коммуникация);

    6. осознание и интерпретация книжного дела как способа существования реальной, действительной книги и как сферы духовного производства, т.е. производства индивидуального, группового и общественного сознания;

    7. последовательное раскрытие сущности книги как способа целеосознанной организации авторского литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа, в книжное издание в процессах и средствами книжного дела, способа распределения, перераспределения и воспроизводства «снятого» (преобразованного) книжным изданием авторского произведения теми же средствами, т.е. средствами книжного дела.

    Науковедческая проблематика включает в себя такие более конкретные проблемы, как: - обоснование системы научного знания о книге, исходя из общепринятой трактовки науки и научной дисциплины;

    1. исследование исторического процесса, тенденций и закономерностей становления и развития общекниговедческого знания;

    2. обоснование, интерпретация и систематическое изложение (экспликация) объекта, предмета, состава, структуры книговедческого знания, его внутри дисциплинарной и междисциплинарной организации;

    3. исследование и экспликация сущности, форм и механизмов взаимодействия книговедения с другими науками и научными дисциплинами;

    4. разработка и систематическое изложение системы метода книговедческого познания (метода получения и метода изложения полученного знания);

    5. разработка и приведение в систему категориально понятийного аппарата книговедения;

    6. разработка книговедческой типологии книги (оснований, критериев, теории, схем)

    7. выявление и исследование наиболее общих закономерностей развития книги и книжного дела;

    8. разработка научных основ управления практикой книжного дела и процессами распространения книги в обществе, исходя из осознания природы и сущности книги.

    Перечисленные проблемы с достаточной полнотой представляют систему предмета общего книговедения, который в обобщенном виде может быть сформулирован как разработка, обоснование и систематическое изложение общей теории книги и общей теории научного знания о ней.

    2. Книга и понятие об информации (социальной, семантической, семиотической, материально-предметной) (В НОВОМ УЧЕБНИКЕ СТР. 186, ЛУЧШЕ ПРОЧИТАТЬ)

    Выявляя сущность книги методом восхождения об абстрактного к конкретному, необходимо последовательно и непротиворечиво ответить на вопросы: что есть информация, какие этапы единого информационного процесса и какие формы информации предшествуют книге, на каком из этапов книга становится способом и одной из форм (и какой именно) существования, движения и развития социальной информации в индивидуальном, групповом и общественном сознании.

    На самом деле вопросы, касающиеся сущности информации, процессов и форм, в которых ее сущность проявляется, лежат вне предмета книговедения. Книговедение должно было опереться на корректную их интерпретацию и заниматься только книгой. Но отсутствие общей теории информации заставляет методологию книговедения углубиться в их рассмотрения, несмотря на то, что публикаций на тему информации к настоящему времени накопилось великое множество.

    Все подходы к рассмотрению содержания понятия «информация» можно разделить на несколько групп:

    1. Этимологический

    2. Специально-научный, т.е. трактовка смысла понятия «информация» в предмете той или иной научной дисциплины (в основном в предмете естественнонаучных и технических дисциплин)

    3. Общенаучный

    4. Философский

    Этимологический базируется на трактовке слова «информация». В переводе с латинского означает придавать вид, давать форму. «В форме». Развитие этого подхода привело к тому, что в обыденной речи словом «информация» мы называем все, чему не можем дать конкретное название, имя. И применительно к книге очень распространены высказывания: «книга – источник информации, носитель информации, содержит информацию, служит для хранения и передачи информации».

    Этимологические трактовки инфо:

    Инфо есть знания, переданные кем-то другим или приобретенные путем собственного исследования или изучения.

    Инфо – это сведения, содержащиеся в данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и переработки.

    Специально-научный, опирающийся на этимологический. Шеннон – «Классическая теория информации». Словом «Инфо» Шеннон называет сообщение, уменьшающее неопределенность у получателя сообщения, и обозначает им меру организации системы, состоящей из совокупности сигналов (символов), передаваемых по каналу связи в единицу времени.

    Специально-научные трактовки инфо:

    Инфо в проблемах передачи называется всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее не было известно.

    Инфо – это сообщение, уменьшающее неопределенность у получателя сообщения.

    Общенаучный и философский подходы сформировались в ходе развернувшихся методологических исследований сущности и природы информации.

    Определения общенаучного подхода:

    Инфо – мера сложности структур.

    Инфо есть отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей в окружающем нас реальном мире.

    В ходе методологических исследований семантика понятия «информация» настолько расширилась, что оно стало восприниматься не только как общенаучная категория, но и как философская категория.

    Инфо – это содержание процессов отражения.

    Инфо – это философская категория, рассматриваемая наряду с такими понятиями, как пространство, время, материя. В самом общем виде информацию можно представить как сообщение, т.е. форму связи «между источником, передающим сообщение, и приемником, его принимающим».

    Можем утверждать:

    1. Информация объективно существует в природе, обществе, мышлении как в наиболее общих формах бытия.

    2. Инфо – это способ, т.е. процесс и переходящий промежуточный результат движения отражения. Содержанием инфо являются отраженные свойства, признаки, отношения взаимодействующих явлений, «немедленно упакованные» в новую форму признаков, свойств и отношений.

    3. Информация есть атрибут отражения, а не атрибут материи. Поэтому она «неуловима», ее нельзя обнаружить на уровне чувственного восприятия. Это можно сделать только через ее опредметченные формы, через «упаковки» измененных в процессе отражения признаков, свойств и отношений.

    4. Инфо – это не сами по себе объекты, явления материального и идеального мира, а взятые в процессе их взаимосвязи, взаимодействия, отражения и в единстве с результатами отражения.

    5. Инфо существует как единство процесса и преходящего промежуточного результата отражения, но единство, взятое не само по себе, а в процессе его дальнейшего отражения – на новом, более высоком этапе взаимодействия.

    Объективный принцип единства информации и процессов ее движения, т.е. инфо (форм ее существования) и информационного процесса (форм его существования), а так же принцип единства информации и ее материального носителя.

    Социальная информация – инфо, отраженная в процессе и средствами общественно-практической деятельности, процесс и преходящий промежуточный результат этого отражения в их диалектическом единстве друг с другом и с процессом дальнейшего отражения.

    При таком подходе общественно-практическую деятельность можно трактовать как процесс движения информации в обществе, на уровне которого происходит превращение информации, совершается переход ее в качественно новую форму.

    Семантическая информация – инфо социальная, содержание которой отражено сознанием в процессе общественно-практической деятельности. Содержанием человеческого отражения являются образы предметов, явлений, процессов, «немедленно упаковываемые», опредмечиваемые либо в семиотические (знаковые, языковые) конструкты, либо в материальные предметы.

    Семиотическая информация – это социальная информация, содержание которой отражено сознанием (семантическая инфо) и организованно средствами семиотической системы «язык», процесс и результат этой организации в их диалектическом единстве друг с другом и с процессами дальнейшего отражения средствами той же системы.

    Материально-предметная информация – это социальная информация, содержание которой отражено сознанием (семантическая инфо) и организовано средствами материального производства, процесс и результат этой организации в их диалектическом единстве друг с другом и с процессам дальнейшего отражения средствами материального же производства.
    Билет №2.

    1. Сущность «издания» как процесса коммуникации

    Процесс и преходящий промежуточный результат организации произведения или документа письменности в произведение печати и есть издание, которое следует понимать как способ, т.е. процесс и преходящий результат массовой коммуникации.

    Именно для обозначения и процесса «издание» и результата этого процесса - «печатное издание» употребляется в книговедческом обиходе понятие издание.

    Как способ массовой коммуникации издание представляет собой средство организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, т.е. средство реализации процесса социальной коммуникации, социального общения.

    И в этом смысле «издание» - это уже процесс и преходящий результат массовой коммуникации, потому что содержанием его является превращение его из текста произведения «для себя», «для автора», «для группы людей» в текст произведения «для всех», для общества, для культуры, для литературы, для музыки, для изобразительного искусства – для общественного сознания.

    В сущности, массовая коммуникация есть способ целеосознанного «отчуждения» произведения индивидуального сознания, авторского произведения (его контекста и текста), отражения его групповым сознанием специалистов, участвующих в атом процессе, и с необходимостью следующего потом «обобществления», т.е. выражения возникшего при этом нового, группового контекста новым текстом и размножение этого текста с помощью различных средств способа массовой коммуникации.

    Для письменных форм такими средствами являются книжное, газетное и журнальное дело. Для аудиовизуальных способов массовой коммуникации - радио, кино, телевидение.

    Массовые коммуникационные системы «книжное дело», «пресса», «радио», «кино», «телевидение» есть формы способа организации произведения письменности (или технологических форм записи его текста) в произведение печати (для радио, кино и телевидения - соответственно в радиопроизведение, кинематографическое произведение, телепроизведение), актуализированные соответствующими общественными коммуникационно-технологическими средствами.

    Из сказанного очевидным становится различие и сходство издания, радио, кино и телевидения как форм способа массовой коммуникации.

    Различие между книгой, газетой, журналом и новейшими формами способа массовой информации (радио, кино, телевидение), которое обыденным сознанием и в работах отдельных зарубежных социологов печати и книговедов представляется антагонистическим противоречием, на самом деле есть лишь внешнее противоречие между традиционными (письменными) и новыми аудиовизуальными формами способа организации, превращения произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания. А точнее - противоречие между печатными и аудиовизуальными формами существования издания, ибо во всех этих случаях словесное литературное, музыкальное или изобразительное произведение предшествует изданию. И в этом сходство печатных и аудиовизуальных форм способа массовой коммуникации.

    Еще раз подчеркнем, что сущность процесса массовой коммуникации заключается в организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания. Эта организация актуализируется в процессах превращения литературного, музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства как социальных коммуникационных систем и форм общественного сознания и материализуется в процессах целеосознанного обобществления.

    Мы квалифицируем книгу как объективное явление социальной действительности, явление общественное, как орудие идеологии, политики, просвещения, воспитания, социального и научно-технического прогресса.

    Для письменных форм способа массовой коммуникации процесс организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в издание есть движение этого произведения, понимаемое как отражение его сознанием, т.е. осмысление в системе контекста и текста духовной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства) с целью превращения его в издание - процесс и преходящий промежуточный результат этого осмысления в их диалектическом единстве. Промежуточный результат - общественное сознание, количественно или качественно измененное в процессе и средствами этого движения произведения. Иными словами - новый контекст духовной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства) и новый текст ее как совокупность текстов общественно значимых произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, входящих в данную систему.

    Текст издания - преходящий промежуточный результат процесса организации произведения письменности в произведение печати, в издание средствами книжного дела и прессы, т.е. текст литературного, музыкального, изобразительного произведения, измененный в процессе и средствами этой организации, новый, более высокий этап развития текста произведения по сравнению с авторским письменным текстом.

    Актуализированное сознанием диалектическое единство контекста издания и текста издания и есть образ, смысл, принципиальная идея «издания» как категории для обозначения данной формы способа массовой коммуникации. Это актуализированное сознанием диалектическое единство контекста и текста издания опредмечивается, материализуется затем в процессах и средствами книжного дела в книжное издание, а в процессах и средствами прессы - в газетное или журнальное издание.

    Предшествующие рассуждения и доказательства позволяют теперь предложить следующую трактовку содержания категории «книга» соответственно основным структурным уровням коммуникационного процесса «сознание».

    Книга есть способ социальной коммуникации, способ существования, движения, развития социальной информации в информационном процессе «общественно-практическая деятельность». На этом уровне книга есть способ существования, движения, развития семантической информации. Это уровень всеобщего для книги в сознании.

    В коммуникационной системе «познание» книга есть актуализированный средствами мышления и языка способ (т.е. процесс и преходящий промежуточный результат) существования, движения, развития, отражения, организации семиотической информации. Это уровень особенного для книги в сознании.

    В способе коммуникации «культура» диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата движения семиотической инфо реализуется и виде произведения; это единство, выраженное средствами знаковых систем «естественный язык», «язык музыки», «язык изобразительного искусства», дает формы произведения в духовной культуре (в отличие от форм его в материальной культуре) – литературное, музыкальное, изобразительное произведение. Таким образом, книга есть способ организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, имеющий форму организации литературного музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства. Это уровень единичного для «книги» в коммуникационном процессе «сознание».

    Схематически структурные уровни процесса коммуникации «культура» можно представить так:

    "культура"
    (коммуникационный процесс)










    "письменность"
    (коммуникационная система)










    "литература, музыка, изобразительное искусство" (способ коммуникации)

    Коммуникационная система «письменность» есть процесс и совокупность преходящих промежуточных результатов выражения произведения средствами письменной речи, а также нотной записи, изображения.

    В системе «культура» способ коммуникации «литература - музыка - изобразительное искусство» - это относительно самостоятельный структурный уровень, который правомерно назвать социальной коммуникационной системой. Способом существования этой системы является книжное дело, представляющее собой форму процесса «издание».

    С уровня литературного произведения - литературы, музыкального произведения - музыки, изобразительного произведения - изобразительного искусства и книжного дела можно определить собственно книговедческое содержание категории «книга».
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта