Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание

  • Глава 1. Брак

  • 1.1. Брак cum manu и sine manu

  • 1.2. Конкубинат

  • 1.3. Прекращение брака

  • Глава 2. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство

  • 2.1. Укрепление семьи

  • 2.2. Личные и имущественные отношения между супругами

  • Глава 3. Patria potestas

  • Заключение

  • Список использованных источников

  • Семейно - брачные отношения в Римской семье. Истор. Реф. Общая характеристика римского брачносемейного права


    Скачать 36.2 Kb.
    НазваниеОбщая характеристика римского брачносемейного права
    АнкорСемейно - брачные отношения в Римской семье
    Дата14.05.2022
    Размер36.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстор. Реф.docx
    ТипРеферат
    #529547

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»


    Экзаменационная работа

    (№ 2 семестра)

    Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
    Реферат

    Тема: Общая характеристика римского брачно-семейного права.


    Выполнил:

    Леушин Андрей Андреевич

    Омск 2022 г.
    Содержание

    Введение

    Глава 1. Брак

    1.1. Брак cum manu и sine manu

    1.2. Конкубинат

    1.3. Прекращение брака

    Глава 2. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство

    2.1. Укрепление семьи

    2.2. Личные и имущественные отношения между супругами

    Глава 3. Patria potestas

    Заключение

    Список использованных источников


    Введение

    Семья – это ячейка общества. Тема является очень актуальной для любого общества, так как от благополучия каждой отдельной семьи зависит благополучие всего общества и государства в целом.

    Целью данного реферата является исследование вопросов, которые касаются темы семьи и брака в древнем Риме. Основной принцип построения римского общества заключается в опоре на элементарную ячейку общества – семью (фамилию).

    В данном реферате прослеживаются задачи для изучения структуры и деятельности семейного права; описания правового положения всех членов семьи; выявления признаков характерных для той или иной формы брака; сравнения семейных отношений в разные периоды римского общества.

    Для исследования данной темы необходимо использовать сравнительно-правовой и сравнительно-исторический метод. С помощью сравнительно-правового метода можно будет провести анализ семейных отношений нормативно-правовыми актами того времени, а сравнительно-исторический метод поможет более глубоко разобрать появление терминов и теоретической базы по данной теме.

    В качестве основных источников публичного и частного права текст реферата опирается на законы XII таблиц и Дигестам Юстиниана.

    Глава 1. Брак

    Существует множество мнений, которые раскрывают понятие «брак», но самым распространенным и понятным является следующее определение. Брак – это социально значимый союз мужчины и женщины. Социальная значимость в браке выражается в том, что лица, состоящие в браке, обладали в определенном отношении большими правами. Брак делился на два вида: правильный и неправильный. В общественном мнении и законодательстве в римской семье идеалом был правильный брак, потому что именно он определял правовое положение детей и имущественное положенref1″>[1]Правильный брак мог быть только между лицами:

    1. управомоченными на вступление в брак;

    2. достигшими половой зрелости;

    3. находящимися в здравом рассудке.

    Основным назначением брака является производство на свет законных детей, которые в дальнейшем будут наследниками имущества отца. Принадлежать к familia мужа и быть подвластными ему могли только дети, родившиеся в правильном браке. Существовало множество условий для вступления в брак:

    1. согласие между будущими супругами и глав их семей;

    2. достижение брачного возраста, который приравнивался к четырнадцати лет у мужчин и двенадцати – у женщин;

    3. обладание jus conubii – той части жизнеспособности римлянина (жениха и невесты), которая позволяла ему вступать в законный брак, образовывать семью. Таковым правом обладали только римские граждане, но после Каракаллы 212 года это ограничение отпало;

    4. супруги не должны состоять в другом нерасторгнутом браке.

    Не разрешались браки между патрициями и плебеями, а также между римскими гражданами и перегринами, но это просуществовало до середины V века до нашей эры. Не допускались браки между замужней женщиной, которая допустила прелюбодеяние, и ее сообщником. Также брак был недействительным между опекуном и подопечной, и между лицами, которые находились в близком родстве.

    Взаимное обещание вступить в брак именуется обручением (sponsalia), которое основывается на договоре между женихом и невестой. Невеста должна была предоставить своему жениху приданое (dos), на что он должен был ответить предбрачным даром (donation ante nuptias). Приданое, как и предбрачный дар, были в роли стимула к сохранению брака. Но если брак прекращался в результате смерти супруга, то приданое и подарок мужа оставались у жены.

    Задаток при помолвке начал вноситься только в постклассический период. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой бесчестье. В период поздней империи наказание изменяется, теперь сторона, нарушившая sponsalia, обязана была вернуть задаток, а если невеста нарушала, тогда сама она или её отец возвращали задаток в четвертном размере.
    1.1. Брак cum manu и sine manu
    Брак с властью мужа называют cum manu, а брак без власти мужа принято называть sine manu. Жена, находясь в браке cum manu, попадала под неукоснительную власть мужа. Древнейший римский брак назывался matrimonium cum manu mariti, кратко cum manu, потому что правосубъектность жены полностью поглощалась правосубъектностью мужа. Муж осуществлял власть домовладыки в случае, если муж не находился под властью отца, то он наделялся следующими правами: мог истребовать жену, покинувшую дом; наложить на неё любое наказание; продать в кабалу, включительно до лишения жизни. Также муж мог распоряжаться имуществом, которое было приобретено женой, даже если оно было получено от её отца. Под властью мужа находились и дети.

    Жена, вступая в брак, занимала в семье положение дочери по отношению к мужу, а по отношению к своим детям – была старшей сестрой. После смерти мужа жена наравне с детьми наследовала семейное имущество. После замужества жена полностью разрывала связи с отцовской семьёй.

    Безграничность мужской власти была как в личных, так и в имущественных отношениях. Субъектом имущественных прав в данном праве мог являться только муж. При браке cum manu приданое не различалось как самостоятельное имущество, которое возвращалось после прекращения брака. Жена была лишена права требовать развода, таким образом, только муж мог дать ей развод. Поводами к разводам служили:

    1. отравление детей;

    2. кража или подделка ключей от винного погреба;

    3. прелюбодеяние.

    Несмотря на то, что жена была намного ограниченна в правах, на неё возлагалась ответственность воспитания детей и хранения семейного очага. В результате чего её социальное и политическое значение в семье и в принципе в римском обществе значительно возрастало.

    К способам заключения брака можно отнести три формы:

    1. первая форма (confarreatio), которая происходила в виде религиозного обряда, на котором присутствовали жрецы и десять свидетелей брачующихся, при которых супруги приносили жертву Юпитеру, совершая при этом ритуальные действия и употребляли в пищу особый хлеб;

    2. вторая форма заключалась в совершении обряда mancipatio, который первоначально означал куплю-продажу невест, а позже – форму установления брачных уз;

    3. третья форма – по давности (usus). По данной форме жена могла избежать установления над собой власти мужа, если проводила три ночи подряд вне его дома. Такое могло повторяться ежегодно и вело к неправильной форме брака, дальнейшее название которого sine manu.

    В период поздней республики, по истечении некоторого времени, власть мужа над женой заметно ослабла. Брак sine manu был достаточно распространён в классический и постклассический периоды развития римского государства. При вступлении в брак правосубъектность женщины не изменялась. Разложение прежней патриархальной семьи послужило причиной появления новой формы брака, который заключался без особых формальностей, достаточно было простого брачного соглашения. Брак sine manu основан на равенстве супругов. Лишь в случае прелюбодеяния муж имел право убить жену, но с течением времени данное право мужа потеряло свою силу. При браке sine manu жена имела имущественную собственность, однако распоряжение на расходы для ведения домашнего хозяйства возлагались на мужа.

    Супруги могли вступить в договорные отношения и не наследовать один другому, в чём проявлялась их имущественная раздельность. Между ними исключались иски о бесчестии (infamia). В период поздней республики женщины обладали не только имущественной самостоятельностью, но и материальными богатствами, что обеспечивало их независимость от власти мужа. В период империи расширялись права супруги. При Августе мужу было запрещено отнимать принесённые в приданое земельные участки без согласия жены, а при Юстиниане муж не имел права отчуждать приданое даже при согласии жены.

    В заключении хочется сказать, что принцип юридической раздельности имуществ ничему не мешал при правильных браках, но наилучшим образом служил гарантом для супругов в неправильных браках. Тем самым, можно сказать, что в римском праве начинает постепенно складываться система имущественных отношений между супругами.
    1.2. Конкубинат

    Дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины получило своё название «конкубинат» (concubinatos). Это явление получило своё распространение от брака sime manu.

    При конкубинате супруги желают создать устойчивую семью, но принадлежат к разным сословиям либо имеют разное гражданство. Например, между сенатором и вольноотпущенной или между перегрином и свободной римской гражданкой. Из этого следует вывод, что конкубинат тоже является браком, но «незаконным». Ещё одной особенностью конкубината было то, что жена не приобретала социального положения мужа. Дети, родившиеся от такого брака, не попадали под власть отца. Только в период империи стало возможным узаконение отцом детей, рождённых от конкубината.

    Также в период империи мужчина мог иметь брак с одной женщиной и при этом состоять в конкубинате с другой. Однако женщина в этом плане имела иные права: если она вступала в связь с другим мужчиной, то она считалась преступницей, в этом случае муж имел полное право её убить. В римском семейном праве отслеживается такая особенность, если брак без мужской власти (sine manu), то он похож на конкубинат, но отличием является его намерения создать римскую семью, иметь и участвовать в воспитании собственных детей.

    Конкубинат, он же естественный или «дикий» брак, существовал как постоянный союз между мужчиной и женщиной. В этом союзе они не могли или не хотели заключить законный брак. Из этого следует, что от этого брака рождались внебрачные дети, которые не входили в семью мужу. В постклассический период конкубинат получил своё известное правовое значение. Теперь дети, рождённые в конкубинат имели права на:

    1. узаконение;

    2. алименты;

    3. ограниченное наследование право по отношению к отцу.

    В заключении хочется сказать, что всё это вело к снижению уровня нравственности, подавляя здоровые основы брака. Брак перестаёт быть таинством, освещаемым религией или традицией, и становится зачастую лишь временным сожительством. Несоблюдение старых устоев семейного права вело к ослаблению семейных уз.
    1.3. Прекращение брака
    Прекращение брака наступало при двух условиях: независимо от воли супругов либо по их воли. Но в любом из случаев брак прекращался по двум основаниям: из-за смерти одного из супругов; при утрате одного из них правоспособности. В случае если муж попадал в плен к неприятелю, а затем возвращался из него, то супруги могли восстановить брак, но таковой брак считался новым. По воле супругов брак прекращался разводом. Инициатором развода в цивильном праве мог выступать только муж, но в конце периода республики этим правом начала обладать и жена. Именно поэтому браки не только легко заключались, но и легко расторгались. Развод мог наступить как по взаимному согласию супругов, так и по инициативе одного из них, требовалось лишь формальное заявление о расторжении брака. Инициатор развода мог направить заявление через вестника в письме, которое потом было объявлено супругу в присутствии семи свидетелей. Последняя процедура была установлена законом Августа о прелюбодеянии.

    Со временем римское право стояло на почве свободы развода. Теперь поводами к расторжению брака могли служить следующие обстоятельства:

    возведение мужа в жреческий сан;

    поступление на военную службу;

    болезнь;

    бесплодие жены.

    В поздней империи развод по заявлению от одной стороны допускался в случае, если супругом была нарушена супружеская верность, а также покушение на жизнь супруга. Без уважительной причины развод по одностороннему заявлению допускался, но сопровождался наложением штрафа. После того, как утвердилось христианство, развод постепенно начал ограничиваться. Теперь развод по обоюдному согласию запрещался. Также устанавливался строгий перечень оснований к разводу:

    1. прелюбодеяние;

    2. покушение на жизнь супруга;

    3. сводничество; неспособность к деторождению;

    4. уход в монастырь одного из супругов.

    Внутрисемейные отношения поздней империи стали регулироваться церковным правом. Брак признавался ничтожным, если он заключался между родственниками по прямой линии, а также между боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. К свойственникам применялись аналогичные правила.

    Глава 2. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство
    В древнейший период семья состояла не только из главы, которую называли pater familias, но также входили жена, дети, жёны сыновей, внуки, правнуки и так далее. Также семьёй считалась не только совокупность свободных лиц, но и рабов, которые принадлежали главе. Широкой личной и имущественной властью в отношениях к жене и детям обладал глава семьи, иначе говоря, домовладыка. Но на этом его права не заканчивались. Также он обладал правом жизни и смерти, продажи в рабство и телесных наказаний. В праве домовладыки было изгнание из дома других членов семьи. Он распоряжался семейным имуществом. Никто не мог войти в семью и выйти из неё против его воли.

    Первоначальным термином, обозначающим власть главы семьи над всеми её членами, был manus, который переводился как «рука». В дальнейшем данный термин нашёл своё распространение. Теперь он делится на: manus mariti, в переводе «власть над женой»; patria potestas, в переводе «власть над детьми, рождёнными в законном браке». Лицом своего права являлся домовладыка (persona sui juris). В результате этого можно сделать вывод, что другие члены семьи были лицами чужого права (personae alieni juris). Эти лица считались подчинёнными главе семьи.

    Все члены семьи, подчинённые власти одного и того же домовладыки, именовались агнатами (agnati). Они считались родственниками, связанными общей властью. Это означало, что pater familias отвечал за все гражданские правонарушения своих подвластных.

    В древнейшее время власть главы семьи над рабами мало чем отличалась от прав над женой и детьми. Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти домовладыки. После смерти это право переходило к наследнику.

    Родственники по крови, которые не входили в состав семьи, составляли когнатическое родство (cognati). Оно заключалось в том, что, если сын получал самостоятельность, то он терял прежнее агнатическое родство и становился когнатом семьи своего отца. То же самое происходило и с дочерью: когда она выходила замуж, она становилась когнаткой своей бывшей семьи, но она и её дети приобретали агнатическое родство новой семьи, то есть семьи её мужа. При ослаблении патриархальных устоев семьи всё большее фактическое и юридическое значение приобретало когнатическое родство.

    За правонарушения своих сородичей глава семьи мог продать подвластного ему сына или других лиц чужого права. Единственным ограничением, подтверждение которого было в Законах XII таблиц, заключалось в том, что отец не мог продавать подвластного сына более трёх раз, либо он рисковал лишиться отцовской власти. Несмотря на то, что домовладыка обладал правом жизни и смерти, ограничение убить подвластного сына появляется в период империи.

    В заключении хочется сказать, что, по мнению Черниловского, понимание таких понятий как когнатическое и агнатическое родство необходимо, так как без этого был бы непонятен строй семейных отношений в Риме. Это приближало римскую семью к её современной модели.
    2.1. Укрепление семьи
    Конец республиканского периода сопровождается резким падением нравов, к которым относится и распад семьи. Данное явление обусловлено кризисом римского общества. Брак сделался легко расторжимым, в связи с освобождением от религиозных и моральных признаков прошлой эпохи. Всё это способствует массовым разводам, в результате чего сокращается рождаемость. В этот период в литературе появляется утверждение: «…предельное упрощение порядка развода… содействовало перерождению взглядов на брак, как на постоянный, в принципе – пожизненный союз мужчины и женщины».

    Не следует забывать, что брак без мужской власти, с упрощенным порядком развода, был известен в Риме с древнейших времён. В республиканском периоде пошло широкое распространение разводов, это произошло вследствие процессов, которые развивались в римском обществе, в частности снижения уровня нравственности. Семейные узы ослабляются в период поздней республики и ранней империи. Августин был вынужден урегулировать весь институт брачного права социальными законами из-за нестабильности брачных связей. В 18 году до нашей эры император Август издаёт закон, который карает за прелюбодеяние. Виновникам грозила ссылка на острова. Однако при императоре Юстиниане было иное наказание, супруга определялась в монастырь, но муж мог её вернуть в течение двух лет.

    Государственная власть столкнулась с ещё одним явлением, подрывавшим отношения в семье. Этим явлением являлось нежелание супругов иметь детей. Государственная власть стремилась стимулировать вступление в брак и рождаемость. Теперь в законном порядке все мужчины, которые были в возрасте от 25 до 60 лет, и все женщины обязаны были состоять в браке и иметь детей. Кто не состояли в браке, те не могли получать ничего по завещанию. Те, кто состояли в браке, но при этом не имели детей, получали только половину наследства. Бездетными не считались:

    1. мужчины, имеющие хотя бы одного ребёнка;

    2. женщины, имевшие трёх детей;

    3. вольноотпущенные, имеющие четырёх детей.

    При Августе были предприняты уникальные направления на укрепление семьи. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Лица, не состоявшие в браке, лишались права наследования. Даже из двух консулов преимущество по службе получал имеющий больше детей. Вместе с тем законным стало сожительство лиц, которым брак запрещался, то есть браки вольноотпущенных с сенаторами. Получил некоторые черты законности конкубинат.

    Свободное расторжение брака сохранялось, но если брак расторгался без основательных причин, то устанавливались имущественные санкции. Если в разводе был виновен муж, он терял предбрачный дар. Виновная в разводе супруга лишалась приданного.

    В заключении хочется сказать, что принимавшиеся в поздней республике и ранней империи законодательные меры по укреплению семьи были далеки от того, чтобы существенно повлиять на укрепление семейных устоев.
    2.2. Личные и имущественные отношения между супругами
    Взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера предполагали действительный брачный союз. На жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены, что выразилось неравенством партнёров внутри римского права.

    Личные и имущественные отношения между супругами были различны в браке cum manu и sine manu.

    В браке cum manu жена после того, как стала чужой своей старой семье, переходила в подчинение власти мужа. Власть мужа в принципе не отличалась от власти отца над своими детьми. Муж при помощи иска, который был подобен виндикации, мог истребовать покинувшую дом жену. Также он мог продать её в кабалу и наложить на неё любое наказание вплоть до лишения свободны. Жена приравнивалась в области имущественных отношений к рабам и детям, так как была лишена правоспособности в данной области. Всё имущество жены после перехода из старой семьи доставалось мужу. В прочем, всё нажитое во время брака также переходило во владения мужа. Несмотря на то, что положение жён было бесправным, римские обычай и традиции смягчали их в области семейных отношений. В качестве примера можно привести римские обычаи, которые обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников.

    В отличие от брака cum manu, брак sine manu не изменял юридического положения жены. Она остаётся in patria potestate, но это наступает, если она была под властью отца до брака. В результате этого имущество, которое принадлежало ей до брака, остаётся у неё, но, если при этом она была persona sui iuris. В браке sine manu действовал принцип, при котором имущество делилось между супругами. Муж был вправе распоряжаться доходом, но не имел права присвоить это имущество себе без специального разрешения супруги или его прежнего домовладыки. Если муж злоупотреблял в управлении имуществом, то прежние родственники имели право предъявить мужу требования и даже иски о восстановлении имущества.

    Форма брака делилась на две категории брачных имуществ при особом правовом положении: приданое (dos) и брачные дары (dos propter nuptias). К приданому относились вещи и иные части имущества, предоставляемые мужу женой для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В период республики, когда все браки были cum manu, такой категории, как приданое, не было. Этому способствовало отсутствие особого соглашения между супругами. Когда в силу вошли браки и sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим. И примерно за два века до нашей эры в правила начало входить устное соглашение, при котором муж был обязан возвратить приданое в случае прекращения брака.

    При Юстиниане были упрощены правила возврата приданого. С его времён жена и её наследники получали иск, который свидетельствовал о возвращении приданого. По нему приданое передавалось полностью, но вычитались суммы необходимых издержек.

    Брачные дары представляли собой подарок жене от мужа в ходе заключения брака. Таким образом, жена обеспечивалась в случае потери супруга. Преподносить брачные дары или нет – право каждого супруга, но такой обычай был одним из правил общественного приличия. В случае, если муж не сделал жене так называемые подарок, то она была не в праве обратиться с претензией на своего мужа. Изначально, дарение совершалось до брака, потому что дарения между супругами запрещались, поэтому носило название предбрачным даром. Но при Юстиниане было разрешено дарение и во время брака, которое обрело своё новое название – donatio propter nuptias. По размеру брачные дары соответствовали приданому. В течение брака оно оставалось в собственности мужа, но при расторжении брака переходило к жене. Также в договоре даже предусматривалось право жены на выдачу данного имущества, если её муж умер.

    Глава 3. Patria potestas
    Для того чтобы начать рассматривать взаимоотношения отца и детей, необходимо обратиться к взаимоотношениям между матерью и детьми.

    Они различаются в зависимости от того, в каком браке находится мать. Если она состоит в браке cum manu, то для детей она является loco sororis, то есть мать по отношению к детям была на положении сестры и вместе с детьми подчинялась власти своего мужа или его paterfamilias. Но подчиняться его paterfamilias она должна, если только муж является in patria potestate. Связь детей с матерью становится наиболее тесной после связи paterfamilias со своими подвластными.

    Если мать состоит в браке sine manu, то она не связана с детьми, это было закреплено ещё в древнейшем праве. Мать являлась агнаткой своей старой семьи, члены которой представляют ей опеку и наследство. Она не могла быть членом семьи отца своих детей.

    Отношения отца с детьми были построены по другому принципу и во многом отличались от взаимоотношений детей с матерью. Дети находились под властью отца независимо, в каком браке он состоял. Из Институции Гая известно, что: «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины».] Изначально власть отца была безграничная, однако со временем смягчалась. Этому способствовало распад крестьянской семьи, а также развитие ремёсел. В результате этого сыновья стали: вести самостоятельное хозяйство; приобрели положение в государственном аппарате и в постоянной армии. В конце республиканского периода и самом расцвете империи было введены ограничения прав paterfamilias на личность детей.

    Существовало три способа, при которых дети попадали под отцовскую власть:

    1. через рождение в законном браке;

    2. через усыновление;

    3. через узаконение.

    Согласно римским правилам, если ребёнок рождался замужней женой, то он становился ребёнком её мужа. Также отцом ребенка, рожденного в браке, считался муж.

    Отцовская власть устанавливалась путём узаконения детей только от незамужней женщины низшего сословия, находившейся в сожительстве с холостым мужчиной (конкубина). Римское право дает следующее определение термина «узаконение». Узаконение — это признание законным детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

    Выделяются несколько способов узаконения: представление внебрачного сына на собрание и наделение его имущественным цензом; последующий правильный брак родителей; издание специального императорского указа.

    Если узаконение давало законное положение детям, родившимся вне брака, то усыновление устанавливало власть отца над посторонним лицом. Усыновление различалось двух видов: arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris (лицо своего права) и adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris (лицо чужой власи).] С древнейших времён усыновление arrogatio производится при участии верховного жреца на народном собрании, на котором присутствуют как усыновитель, так и сам усыновляемый. Затем, в более поздние времена, система усыновление изменяется, теперь, после окончательного прекращения созыва народного собрания, данная процедура проводилась путём получения императорского рескрипта.

    При усыновлении persona alieni iuris процедура производилась более сложным путём. Первоначально, был обряд манципации, который позже был заменен Юстинианом на простое заявление перед судом. Завершался данный вид усыновления путём занесения в судебный протокол соглашения прежнего отца усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого.]

    Для этих видов существуют одинаковые условия для усыновления, к которым относятся: усыновителем мог быть только мужчина; усыновитель должен быть persona sui iuris; усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше. Отец обладал властью, которая предоставляла ему следующие права в отношении детей: право на распоряжение жизнью ребёнка до того, как он достигнет совершеннолетия; право продать сына или дочь в рабство; право, в отношении удерживающих его детей, на виндикационный иск. В течение времени власть отца смягчалась и в конечном итоге свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям. Подвластному сыну выделялось имущество, равное имуществу рабы, для самостоятельного управления. Власть отца над детьми прекращалась только в случае его смерти, было ещё высвобождение из под власти. Оно осуществлялось либо добровольно, что в свою очередь приравнивалось к высвобождению раба на свободу; либо принудительно, это происходило за нарушение обязанности родителя в отношении детей; либо по силе частного права, после этого отец имел право на пользование половиной имущества сына.

    Лицо sui iuris может нуждаться в помощи из-за ухудшения состояния здоровья или в связи с возрастом, а может нуждаться в охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Для удовлетворения этих потребностей в римском праве служили опека (tutela), которая осуществлялась над несовершеннолетними, над расточителями; и попечительство (cura), которое осуществлялось над безумными и минорами.  Различия между опекой и попечительством заключалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун с помощью формального акта придает юридическую силу сделкам, которые подопечный неспособен совершить самостоятельно. Попечитель же в свою очередь выражает своё согласие неформально.

    В заключении хочется привести пример, что женщина, которая была зависима от опекуна, не может составить завещание без его согласия, которое даже в случае самостоятельного составления будет недействительным.

    Заключение
    Таким образом, римское семейное право представляло собой собрание правовых установлений, регулирующих отношения лиц в римской семье: между мужем и женой; между домовладыкой и лицами чужого права; между опекуном, попечителем и их подопечным. Подобные выводы возникают из задач, которые были поставлены перед изучением данной темы.

    Получилось исследовать вопросы, которые касались семьи и брака в древнем Риме, с помощью которых удалось ответить на поставленные задачи. Описание правового положения всех членов семьи позволило разобраться и выстроить чёткую иерархию в римской семье. Выявление характерных черт той или иной семьи способствовало расширению знаний по формам брака cum manu и sine manu. Сравнение семейного права в разные периоды римского общества позволило более чётко разобраться и выявить период, в котором более подробно и грамотно были построены семейные отношения в римском праве.

    Стоит сделать вывод о значимости семьи в обществе и не допустить ошибок. Так как схожие проблемы испытывает и современное общество, необходимо следить за соблюдением нравственных прав, чтобы не потерять, из-за этого целостность нашей огромной и необъятной родины.

    Список использованных источников

    1. Законы XII таблиц [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Zak_XII.php

    2. Дигесты Юстиниана [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/acts/06/2/corp_yust_01.htm 3. Институции Гая [Электронный ресурс]. URL: http://okpravo.ru/free/65-literatura/263-institusii-gaya.html?showall=1

    4. Черниловский З. М. Римское частное право: Элементарный курс. — М.: Новый Юрист, 1997

    5. Новицкий И.Б. Римское право: учебник/ И.Б. Новицкий; отв. ред. Е.А. Суханов. – 7-е изд., стереотип. – М.: ТЕИС, 2005

    6. Электронная библиотека. Римское право. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-1/65.htm

    7. Словарь терминов по римскому праву [Электронный ресурс]. URL: http://dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/3914/7

    8. Электронная библиотека Авеню. Римское право. Агнатическое и когнатическое родство. [Электронный ресурс]. URL: http://av-ue.ru/rimsk_lav.php?d=rl_4_11_43.htm

    9. Всемирная история в лицах. Август (Гай Юлий Цезарь Октавиан). [Электронный ресурс]. URL: http://www.vivl.ru/inform/a/avgust.php

    10. Глоссарий Римское право [Электронный ресурс]. URL: http://studentu-vuza.ru/literatura/slovari/glossariy-rimskoe-pravo.html



    написать администратору сайта