игпзс. Общая характеристика Салической правды. Общая характеристика Салической правды
Скачать 26.38 Kb.
|
Общая характеристика Салической правды. Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V - начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник. По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных. Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди. Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала скольнибудь заметного влияния римского права. Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к закону франков. В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности. К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр. Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая». Поиному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди. Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд. О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол. Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга. В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду. О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан. Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом. Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов. Правовое положение основных групп населения. Различия между социальными группами были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той или иной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором стала принадлежность к королевской службе, к королевской дружине и к складывающемуся государственному аппарату. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечающими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники – антрустионы (новая знать) – обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. Более высокой защитой, чем родовые франки, пользовались и римляне – королевские сотрапезники. Но галло-римское население, никак не связанное с королевской службой и новой иерархией, считалось стоящим ниже свободных франков. В самом низу условной социальной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуществу в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами, рабынями были или наказуемы, или вели к потере собственного статуса. К рабам приравнивались литы – неполноправные жители общины франков, находящиеся в личной и материальной зависимости от своего господина. В отношении охраны их жизни и безопасности литы не отличались от рабов; неправомерный их отпуск на волю также считался преступлением. Преступления, совершаемые рабами и литами, карались строже; к ним применялись пытки при расследовании. Обратимся к Салической правде с целью рассмотрения правового статуса той или иной социальной группы. Отдельно Салическая правда говорит о преступлениях совершенных свободными и в отношении свободных. Так, раздел ХI закрепляет «О кражах или взломах, произведенных свободными», раздел ХХ «О том, кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», раздел ХХХII «О связывании свободных» и т.д. Так же существуют разделы посвященные преступлениям рабов и в отношении рабов: «О кражах или взломах, произведенных рабами», «Об убийствах рабов», «Если раб будет виновен в воровстве». Из указанных разделов, можно сделать вывод, что в зависимости от того к какой социальной группе относится совершивший преступление (или лицо, в отношении которого совершено преступление) различны наказания. Более строгие применяются к представителям низшей социальной группы – рабам. Например, «Если кто из свободных украдет вне дома на 2 ден.; присуждается к уплате 600 ден.» (1. ХI), но «если раб украдет вне дома на 2 ден., он возвращает похищенное и возмещает убытки и кроме того, распростертый на скамье получает 120 ударов плетью» (1.XII). Таким образом, социальные градации только в случае с несвободным населением были взаимосвязаны с имущественным положением. Различие в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти. Гражданско-правовые нормы Салической правды В отношении собственности Салическая Правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, и о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титуле Салической Правды, в частности уже упомянутый "О переселенцах". Переселиться на территорию общины "чужому" можно было только с согласия всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывался против, переселенец должен был покинуть общину. Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки, как пахотного поля, так и лугов считались «огороженным местом». Различные посягательства на чужое поле или луг были преступлениями. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт - аллод, под которым понималось чисто семейное право пользования огороженными участками и принадлежащим к ним имуществам. Право пользования наследовалось с преимуществом мужского потомства (в VI в. у франков право наследования получили и дочери, а также братья и сестры умершего, но только при отсутствии его сыновей). Глава 59 посвящена рассмотрению складывающегося института землепользования. Одним из интересных положений этой статьи является указание того, что «наследство ни в коем случае не должно достаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, то есть братьям». Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом (впрочем, возможно, это регулировалось нормами римского права). Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кто-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год. К движимым вещам, которые находились в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин "свой" (suus), в отличие от термина - "чужой" (alienus). Большинство предписаний Салической Правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В них со всеми подробностями рассматриваются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак и др. Эти положения освещаются в главах 2, 3, 12 и других. Однако, в Салической Правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался, и земля передавалась только по наследству. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Употребленный в ее тексте термин "аллод" применительно к земле обозначал наследственное владение. Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это характерная черта права германского общества, которому свойственно мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товаро-денежных отношений. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заём, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путём бросания другому лицу «в полу стебля» или, как известно по другим источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял её, в противном случае он мог быть объявлен вором. Подробно рассматривается в Салической правде договор займа. Кредитор мог взыскать долг непосредственно, минуя судебное заседание. Если должник «не пожелает выплатить по обязательству» после того как кредитор востребует долг, явившись к его дому в сопровождении свидетелей, он призывался кредитором в суд (до трёх раз, через неделю). При каждой неявке в суд с должника взыскивался штраф. Долг мог быть взыскан и с помощью графа и рахинбургов путём конфискации соответствующей части имущества должника. В этом случае треть долга шла графу. Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом, с обязательного согласия родителей, сохраняя черты древнего выкупа невесты у рода. Похищение невесты, насильственное заключение брака влекло обязанность (по Саксонскому закону) вернуть невесту и выплатить значительный штраф семье «за обиду», практически равный выкупу за убийство. Сходный по размеру штраф выплачивался и тогда, когда брак заключался без согласия сородичей, но с согласия невесты. Семья мужа сохраняла символическое право на его вдову в случае смерти супруга: постороннее лицо, желавшее заключить с нею новый брак, должно было платить особый условный выкуп - рейпус. У германских народов женщина находилась в более выигрышном положении, чем у романских: она обладала особым имуществом, полученным перед свадьбой, пользовалась особым покровительством. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. |