Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая нозология

  • 4.2. Понимание болезни на разных этапах развития медицины

  • Общая патофизиология


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеОбщая патофизиология
    АнкорObschaya_patofiziologia_V_T_Dolgikh.doc
    Дата15.05.2018
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаObschaya_patofiziologia_V_T_Dolgikh.doc
    ТипЛекции
    #19291
    страница11 из 21
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21

    Лекция 4. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

    4.1. Общая нозология и ее содержание


    Нозология (с греч. nosos – болезнь) – это учение о болезни. Термин "патология" – это тоже учение о болезни, однако этот термин является более широким понятием, чем "нозология", по­скольку изучает болезнь со всех сторон, в любых аспектах: ана­томическом, патофизиологическом, биохимическом и т.д.

    Общая нозология – это часть патологии, она рассматривает следующие вопросы:

    а) сущность болезни на разных этапах развития медицины;

    б) номенклатуру и классификацию болезней;

    в) формы возникновения, развития и течения болезней.

    Номенклатура и классификация болезней – это упорядочение множества известных болезней на основе рациональных, теоре­тически обоснованных и отвечающих запросам практической медицины принципов и критериев. Номенклатура – обширный перечень или каталог наименований нозологических форм. Клас­сификация болезней – определенная система распределения бо­лезней и патологических состояний на классы, группы и другие рубрики в соответствии с установленными критериями.

    Наиболее принята в настоящее время Международная клас­сификация и номенклатура болезней, предложенная ВОЗ. Эта классификация периодически подвергается пересмотру и уточ­нению.

    В последние годы выделяют частную нозологию, которая изучает все те же самые вопросы, что и общая, но только при конкретных заболеваниях.

    4.2. Понимание болезни на разных этапах развития медицины

    Болезнь существует давно – со времени возникновения че­ловека. На сей счет имеются доказательства двоякого рода:

    • априорные, т.е. не основанные на фактах, а базирующиеся на суждениях и умозаключениях;

    • фактические (данные археологии и палеопатологии –изучение костей древнего человека и бальзамированных трупов с обнаружением переломов, костных опухолей и т.д.).

    Целый ряд племен в настоящее время еще находится на уровне развития каменного века и которые также имеют древние представления о болезни, включающие три компонента:

    1. Магический (колдовство).

    2. Религиозный. Болезнь – это результат действия раз­гневанного божества.

    3. Эмпирический. Наблюдения и некоторые факты при­нимаются за существо болезни. Так возникло онтологическое (ontos – существо) представление о сущности болезни, которая вызывается проникшим в организм человека каким–то существом. Оно характеризовалось некоторой наукообразностью (счет чисел, расположение светил и т.п.). В период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным расположением светил, цифрой 13 и т.д., и считали, что болезнь является результатом разгневанного божества. Так, до настоящего времени сохранился термин "сглазить".

    По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности появляется новое представление о сущности болезни – гуморальное, основоположником которого явился Гиппократ. В основе его взглядов лежит философское учение Пифагора и Эпидокла. Они считали, что весь мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха.

    Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и воздействуют на них. Он считал, что в строении человеческого тела существует незримая гармония, выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг {кризис} организма, что характерно для здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг (дискразия) приводит к болезни. Он считал, что человек обладает естественными силами, способными бороться против болезни. Природа, по мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал врача прежде всего помогать природе.

    Положительное в учении Гиппократа:

    1. Сохранилась до наших дней терминология, предложенная Гиппократом, (нефрит, пневмония и др.).

    2. Сохранились некоторые принципы лечения: кровопус­кание, дача слабительных, потогонных.

    3. Особое место в учении Гиппократа занимали его морально–этические установки – "клятва Гиппократа".

    Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891 –1976) издал книгу о Гиппократе, назвав ее "Факел".

    Одновременно с этим появилось другое направление, пред­ставители которого происхождение болезни ставили в связь с из­менением плотных составных частей человеческого тела. Его наз­вали солидарным (solidus – плотный). Оно возникло на основе атомистического учения Демокрита, по мнению которого, все тела, составляющие природу, включая и человека, состоит из атомов – мельчайших частиц. Болезнь же возникает как от изме­нения формы атомов, так и от неправильного расположения их.

    Безусловно, что приведенные взгляды на болезнь прими­тивны. Они не могли раскрыть сущность болезни и способствовать разработке эффективного лечения больных. Важно, что пред­ставители гуморального и солидарного направления связывали развитие болезни с материальными изменениями тела человека.

    Известный римский врач и естествоиспытатель Гален (II век н.э.) создал новую теорию медицины, взяв самое существенное от Гиппократа и других видных медиков прошлого. Носителем жизни Гален считал пневму – жизненное начало, поступающее в организм с воздухом и проявляющееся в виде трех пневм: психической, находящейся в мозгу, жизненной – в сердце и физической – в печени. Признавая 4 влаги по Гиппократу, Гален главное значение в возникновении болезни придавал изменениям крови. Он считал, что между структурой органа и его функциями имеется предустановленная гармония (элемент теологии), которая и нарушается при болезни. Эти взгляды на болезнь сохранялись на протяжении последующих 15 веков.

    В период средневековья господствовали виталистические взгляды на болезнь, развивавшиеся на основе схоластических рассуждении, согласно которым особый вид жизненной силы – "Архей", находящийся в желудке, – определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнями. Медицина средневековья, вооруженная идеалистическими установками и оторванными от жизни представлениями, основанными на умозрительных рассуждениях, оказывалась совершенно беспомощной в борьбе с различными заболеваниями.

    Материалистические взгляды на болезнь в то время разви­вал выдающийся представитель медицины Востока Абу–Али Ибн–Сина – АВИЦЕННА (980–1037). У него были самые значитель­ные к тому времени труды по медицине и главным среди них был "Канон медицины", охватывавший вопросы анатомии, биоло­гии, физиологии, микробиологии и т.д. Он отдавал предпочте­ние наблюдению и опыту, проводя эксперименты, признавал влияние на организм факторов внешней среды. Он утверждал, что причинами ряда заболеваний являются мельчайшие не­видимые существа. Авиценна большое значение придавал типу телосложения человека и требовал индивидуального подхода к каждому больному, так как каждый человек, по его мнению, обладает своей особой природой.

    Научное развитие медицины, и в частности нозологии, на­чалось в эпоху Возрождения. На прогресс медицины и формиро­вание представлений о болезни начинает сказываться влияние естественных наук: сначала химии, затем физики, а позднее ана­томии и физиологии. Тогда же возникают два направления в медицине:

    1. ятрохимическое (jatros – врач),

    2. ятрофизическое.

    Однако представления о сущности болезни оставались еще наивными. Родоначальник ятрохимического направления Парацельс развивал учение о химических элементах, которые он считал основой всего органического мира. Организм че­ловека, по его мнению, – это смесь различных химических веществ. Если соотношение их нормальное, то организм здоров; нарушение же химического равновесия вызывает болезнь.

    По мнению представителей ятрохимического направления, болезни возникают вследствие изменения химического состава соков организма, в первую очередь, пищеварительных соков и крови. Ятрохимики, исходя из своих представлений о болезни, широко применяли химические вещества для лечения больных.

    Представители ятрофизического направления развивали механистические взгляды на болезнь. Они усматривали опреде­ленное сходство в работе машин и органов и систем человека. Например, работу сердца они сравнивали с работой насоса, легкие с кузнечными мехами, пытаясь на основании законов фи­зики объяснить состояние здоровья и болезни. Возникновение болезни они объясняли ограничением движения органов.

    Исследования Везалия (1514–1564) в области анатомии, работы Гарвея (1578–1657) по кровообращению и Мальпиги (1628–1694) по капиллярному кровообращению оказали сущест­венное влияние на развитие патологии и объяснение сущности болезни. Появилось анатомическое направление в изучении сущности болезни. На основании результатов анатомирования трупов людей, умерших от различных заболеваний, итальянский анатом Морганьи (1728–1771) высказал мысль о связи болезней с анатомическими изменениями, обнаруженными в органах. Свои взгляды на сущность болезни он изложил в книге "О сидалищах и причинах болезни" (т.е. о локализации и причинах болезней). Морганьи по существу является родоначальником современной патологической анатомии, поскольку связывал сущность болезни со структурными изменениями в органах.

    Его учение продолжил Биша (1771 –1802), достаточно подроб­но для того времени описавший патологоанатомические и мик­роскопические изменения органов людей, умерших от различных болезней. Установление связи между болезнью и морфологичес­кими изменениями в органах для того времени было весьма про­грессивным. Эти работы явились началом органолокалистического направления в медицине.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21


    написать администратору сайта