Реферат Общая психология. Общая психология
Скачать 35.62 Kb.
|
Реферат на тему «Общая психология»
Содержание Введение………………………………………………………………3 1. Общая психология, изучение психических процессов.………… 2. Психика и сознание человека ………….................................. Заключение……………………………………………………………….. Список использованных источников…………………………………… Введение При знакомстве с любой наукой нужно хорошо понимать термины с которыми мы будем соприкасаться. Психология одна из увлекательных и сложных наук о душе. Термин «психология», образованный от греческих слов psyche— душа, психика и logos- знание, осмысление, изучение имеет несколько значений. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (тр. psyche— «душа»+ logos— «понятие», «учение»). В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п. А также выражения, которые характеризуют связанные со смертью процессы: удушье, душить, душегуб, обездушенный и др. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Та ким образом, влюбленные были соединены навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной люб ви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Что касается слова «психология», образованного из греческих слов psyche(душа) и logos(учение, наука), то оно появилось впервые только i XVIII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного индивида. Психология проявляется, как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т.п. Общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Различив психологию, как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие «психолог» — обладатель этого знания — тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог — это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог — это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений — видных мыслителей, писателей, педагогов. Выдающийся древнегреческий философ Аристотель в своем трактате «О душе» считает, что среди прочих знаний о душе следует отвести одно из первых мест именно психологии, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания во едино. 1. Общая психология, изучение психических процессов Общая психология - это наука о психике и сознании, о психических процессах и явлениях, где рассматривается субъект, как человек. Общая психология обобщает теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: философии, социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции. Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей̆ (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической̆ деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной̆ психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности. Общая психология изучает следующие психические процессы: 1. Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие – осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся; ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопределённые впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны. 2. Представление Большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе восприятия — то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека. 3. Память Восприятия, в которых человек познает окружающую действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т.д. 4. Воображение Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – это преображать. 5. Мышление Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. 6. Речь С мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением. Но речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: речь коррелирует с сознанием в целом. 7. Внимание Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Общая психология также изучает психические процессы: действие, деятельность, способности, воля, мотивация, эмоции, темперамент и характер. 2. Психика и сознание Чтобы составить предварительное представление о том, что такое психика, рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Что такое субъективный опыт? Субъективный опыт - это внутренний опыт человека. Чтобы понять о чем идет речь, обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства. Вы видите помещение в котором присутствуете и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное — элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них — факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете. Под психическими явлениями понимаются внутренние, субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей. Психика — это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?» Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Психика – это отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней (для управления своим поведением) Психикой обладает не только человек. Поэтому обратим попутно внимание на особенности нашего языка. Психикой обладает как человек, так и животное. Предмет и метод всегда взаимосвязаны. Первым предметом было сознание и тогда нужно ещё раз обратиться к философии и спросить у философов, как у старших братьев, а возможна ли наука о сознании? Философии уже не древних греков, а философии эпохи Возрождения, современной нам. Существует ли сознание? Но существует не как факт нашей жизни, а как предмет науки, как предмет психологии, как то, что можно изучать. Сознание – есть представление субъекта о мире (и своём месте в нём), связанное со способностью дать отчёт о своём внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей. Именно сознание было первым предметом научной психологии. В школьных представлениях о философии, в курсах обществоведения, например, встречается определение: сознание суть высшая форма психики. Обе характеристики (отражение и регуляция) надо ещё раз уточнить, но теперь это будут характеристики сознания. Если мы говорим о сознании, то оно связано со способностью отражать не только мир, но и себя в этом мире. Сознание – это способность дать (субъективный) отчёт о себе. Если наш субъект может что-то рассказать о себе (о переживаниях, впечатлениях и т.д.), то значит, этого субъекта можно изучать. Сознание имеет структуру, сознание организованно, элементы внутри поля сознания образуют определённые связи, они структурированы. Тем самым поле сознания есть структура и в центре этой структуры есть центральная фокусная точка (то на что мы в данный момент обращаем внимание). Эту фокусную точку тоже окружает определённая область – поле внимания. Вундт установил, что это поле внимания является ограниченным. Количество элементов имеет определенный предел, от 3-4 элементов до максимум 6. «Сознаю, значит, существую.» (Cogito ergo sum) Это есть базовое правило научного познания. Возможность что-то представить сознательно, что-то понять, что-то принять, например, принять к исследованию. Эта фраза имеет массу значений. Буквальный перевод сразу приходит на ум: мыслю следовательно существую. Это философская фраза, Декарт не говорит о жизни. Мыслю, а значит существую как мыслящий. Что можно изучать научно? Для науки для изучения существует то, что можно сознавать, что существует для сознательного представления. Современный человек подставил бы «строю модель». Атом в жизни никто не видел, но в науке есть представление о нём и поэтому он существует. Сознание – есть условие научного познания. Важный вопрос. «А сознание существует для науки, его можно изучать?» Сознание целостно? Да. Сознание то же что душа для древних греков, а душа не имеет частей. Здесь душа вложена в существование того, что изучается. Сознание использовано для определения какого-то предмета. Сознание используется для исследования. Сознание целостное вложили в какую-то науку. Если бы у человека было два сознания, то с помощью одного можно было изучать другое. А если сознание целостное, то нельзя как барон Мюнхгаузен вытащить себя за косичку. Сознания для науки нет. Нельзя построить теорию сознания, как предмет науки. Допустим кто-то говорит, что хочет построить теорию смерти. Наука эмпирическая, значит, чтобы построить теорию смерти надо умереть. А когда умер некому строить теорию смерти. То же самое с сознанием. Один раз использовал сознание для построения теории и всё. Современный философ сравнил теорию сознания с теорией смерти. Нельзя изучать условия того, с помощью чего ты познаёшь. Это логическое противоречие. Всё равно что вытаскивать себя за косичку из болота. Наука о сознании это аналог вечного двигателя в физике, это всё равно, что наука о свободе воли, наука о творчестве. Для понимания этого пункта привлечём ещё одного философа – Иммануила Канта. Кант говорит. Что можно познавать? Что такое вещь? Вещь нам является, мы её воспринимаем, она дана в психических явлениях. Любую вещь можно познавать как явления, можно их исследовать и переходить от явлений к сущностям. Явление это то что мы видим, сущность иногда не видима. Кант говорит, а есть вещи сами по себе, вещь в себе. Это значит то в какой-то вещи, что я представить себе, понять, взять понятием не могу. Есть вещи, как явления. А есть вещи сами по себе. Для Канта это тоже самое, что всё предыдущее. Вещь в себе непознаваема. Не познавайте того, чего не понимаете, не надо познавать того, о чём у вас нет понятия, вы ошибётесь, вы создадите массу вредных мифов и т.д. Хочу всё знать – это типичный невротический симптом. Не надо всё знать, потому что это невозможно, есть границы. Науки о сознании быть не может, а управлять своим поведением, а значит и своей психикой можно и нужно. Не надо строить науку о сознании, но можно и необходимо создавать средства, создавать искусство управления психикой. Заключение Нужно отметить, что Общая психология является базовой для формирования других наук, таких, как: философии, социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции. Это говорит о том, что важность тех открытий, которая она сделала очень высокая и ценится не только в самой психологии, но и другими науками. Кроме этого общая психология тесно связана с этими науками и имеет обратную связь. Вчера я узнал, что психология теперь идет, как основа для архитектуры городов нового поколения и называется это новое направление playability. Основная задача психологии в этом направлении продумать зоны игры детей и взрослых, позволить людям разных возрастов, разного психологического характера находится вместе играть вместе, отдыхать вместе, перенимать опыт и при этом не мешать друг другу. Кроме этого этот подход позволит улучшать отношения в семье. С помощь чего это было достигнуто? Только благодаря тому что психология является фундаментальной, ее начало лежит с древних, античных времен, собирая и аккумулируя опыт тех времен и нашего времени, вбирая в себя бытовую и научную психологию мы можем видеть, как понимание и изучение психики, сознания и психологических процессов могут менять мир, создавая новые направления в повседневной жизни. Если бы не было науки о душе, все бы не имело смысла, потому что истиной сутью всего является душа. Список использованных источников 1. Петухов «Общая психология. Тексты. Том 1. Введение» М.: 1997 2. Петухов «Лекции по общей психологии». Конспект курса лекций. 3. Рубинштейн «Основы общей психологии Книга» СПб, 2000 г. 4. «Общая психология» Статья Википедия 5. «Предмет и задачи общей психологии» Статья https://psylist.net 6. «Игры, в которые играют люди» Видео youtube.com |