Параметры анализа
| Спарта
| Афины
| Общественный уклад:
А) цель воспитания
| В Спарте складывается определенная спартанская государственная система воспитания. Единственным занятием гражданина Спарты была война, к которой его готовили с самого рождения. Отличительная черта – жесткая регламентация со стороны государства. Общественное воспитание спартанца начиналось с первых дней жизни, старейшины осматривали новорожденных, после чего уродливых и больных детей умерщвляли, крепких и здоровых передавали кормилицам, которые ценились как профессиональные воспитатели во всей Греции.
Цель воспитания: подготовить воспитанников к службе в армии, сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье.
| Афиняне стремились сочетать умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, т.к. их идеал – граждане прекрасные душой и сильные телом. Но физический труд считался обязанностью лишь рабов. Воспитание рассматривалось как единство «гимнастического» и «мусического», синтезом равновесия этих элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа. Идеал красоты и добра. В Афинах получение образования не было юридически обязательным, но считалось как долг родителей перед детьми.
Цель воспитания: всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. Всестороннее формирование личности с развитым интеллектом и культурой тела.
| Система воспитания
(мальчики)
| Система воспитания в древней Спарте носила название «агогэ», что значило «унесение». Взращивание мальчиков в военно – героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.
До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Ответственность за воспитание лежала на матери и кормилицах – рабынях. Младенцы росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.
В 7 лет мальчики забирались из семьи и помещались в специальные государственные воспитательные учреждение – агелы, где находились до 15 лет. Воспитанием в агелах занимались педономы, люди, специально выделенные государством. Образование ограничивалось обучению письму и счету. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме. В 14 лет каждый спартанец проходил агон – это общественное испытание, в которых воспитанники соревновались на выносливость и терпение, а также у них появилась возможность участвовать в военных походах с правом тайного ночного убийства, он назывался криптия. От 15 до 21 года юноши становятся ближайшими помощниками старейшин в воспитании, были эйренами.
До 30 лет юноши стали называться мужами, они не считались совершеннолетними и не имели гражданских прав, должны были обзавестись семьей.
| До 7 лет семейное воспитание. До 7 лет свободнорожденные дети воспитывались в семье матерью, нянькой и рабом-дядькой. Семейное воспитание было ориентировано на развитие тела, чувства красоты и формирование духовно-нравственного склада личности. Чуть позже одновременно с первой посещали школу кифариста для занятий музыкой, пением, декламацией. С 12 лет воспитание подростков продолжалось в школе палестра, где физическому воспитанию ребенка уделялось больше внимания, чем на низшей ступени образования, а также проводились беседы на темы политики и нравственности. С 16 лет юноши переходили на средний уровень. В гимнасиях, которые были государственными учебными заведениями, давали знания по философии, литературе, политике, продолжалось физическое развитие молодого человека. Высшей ступенью образования и воспитания в древнегреческом обществе была эфебия, где, кроме прочего, изучалось правоведение и военное дело. Эфебами юноши становились по достижении18 лет и были военнообязанными до 20 лет. По окончании полного курса такого обучения молодой человек считался полноправным гражданином.
| Система воспитания
(девочки)
| Воспитание спартанских девушек было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались не покидая родительского дома. Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек . Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно – уважительным, почти рыцарским. За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. Спартанки во все времена славились своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.
| Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Умение петь и танцевать было необходимым для женщин для участия в религиозных празднествах. Что же касается изучения литературы, то в некоторых домах у женщин была такая возможность, однако от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. Несмотря на то, что греки стремились воспитать утонченную и непорочную душой женщину, они не прилагали особых забот об её умственном развитии. И из всех, по их мнению, благородных занятий, которые возвышают и укрепляют душу, лишь музыка была доступна для девушек. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство
| Методы воспитания
| Детей подвергали испытаниям еще с младенчества, грубые и жесткие колыбели, спали подростки и дети на соломенных подстилках, одежду носить разрешалось только с 12 лет, редко разрешали мыться, постоянные физические упражнения, учили говорить кратко, приучение к иерархии и субординации
| Рассказывали сказки, читали литературу, играли, постоянна была музыка, читали стихи, участвовали в спортивных состязаниях, учили петь, играть на музыкальных инструментах
| |