эссе.. Общественной дипломатии и культурной политики
Скачать 17.58 Kb.
|
Эссе «Проблемы, пути, средства и способы формирования единого научного и культурного пространства Большого Алтая и Центральной Азии в сфере общественной дипломатии и культурной политики» Вся наша человеческая жизнь разворачивается в конкретных исторически заданных условиях, и потому в данном эссе я не раз буду опираться на наше некогда общее историческое прошлое. Однако некоторые из нас вполне могут задаться такими вопросами как: В чем состоит необходимость держаться за прошлое? Разве нельзя прошлое оставить в прошлом? Что нам дает знание нашей истории? Действительно, неужели человек не способен двигаться вперед, не оглядываясь назад? Историческое прошлое в данном случае понимается нами как необходимый фундамент в конструировании нашего настоящего. Отрицание и вместе с тем незнание своего прошлого в конечном итоге лишает индивида его памяти, его корней. Так, человек перестает быть человеком, постепенно трансформируясь в манкурта, безвольное, покорное существо, другими словами в идеального раба. Поэтому, только сохранив межпоколенную трансляцию как культурного, так и нравственного основания человеческого бытия, отражающуюся в преемственности поколений, мы сможем оставаться людьми. Отсюда следует, что трансляция историко-культурного наследия способна помочь нам в постижении себя, своей идентичности, и может потому на ум приходит крылатая фраза, приписываемая древнему мыслителю Фалесу из Милета «познай самого себя». Как нам известно, вопрос самопознания в самом прямом смысле есть процесс установления человеком своей идентичности, путем соотнесения своего внутреннего «Я» с определенной социокультурной группой, в которой он усваивает такие характерные признаки как язык, культуру и быт. Различного рода исторические точки зрения, как отечественных, так и зарубежных археологов, этнографов, историков и культурологов, обращают наше внимание на неоспоримый факт близкого родства народов Большого Алтая, Центральной Азии и Монголии, основанное на общем историко-культурном прошлом. Так, схожесть языка, верований и традиционной культуры, можно расценить как отголоски некогда общего прошлого. Однако, как мы знаем, история не стоит на месте, одна эпоха сменяет другую, вместе с тем видоизменяются цели, задачи, идеалы и интересы обществ. Поэтому говорить о первозданности и неизменности культурного пространства в настоящем было бы неуместно. Тем не менее, все чаще мы обращаемся к своим истокам, что является предпосылкой и условием хранения и ретрансляции духовного выражения общества. На наш взгляд, общественная дипломатия и культурная политика, это идеальный инструмент в выстраивании единого научного и культурного пространства Большого Алтая и Центральной Азии. Ведь, как нам известно, они призваны играть роль мягкой силы, способной выстраивать дружеские отношения через призму культуры. Без сомнения культурные черты по своей природе являются социальными чертами, они не существуют вне человеческих отношений. «Культура, писал Арнольдов, – система открытая, отличающаяся восприимчивостью не только ко всему новому, но и к накопленным ценностям прошлого, в ней живет историческая глубина». В настоящее время основополагающим курсом человеческого развития стала глобализация, устремленная к интеграции и унификации всемирного пространства. Вместе с приходом эпохи глобализации, произошел всплеск социокультурного кризиса, что привело к актуализации проблемного поля идентичности. Стоит отметить, что сама по себе идентичность не существует вне человеческого сознания, она передается и впитывается через культуру. Поэтому каждый человек может быть носителем различного рода идентичностей – от культурной до этнической. Идентичность по своей природе подвижна, она имеет свойство меняться, переплетаться и трансформироваться в зависимости от заданных условий при этом иметь неиссякаемый потенциал многообразия идентификаций. И может потому нам необходимо заново осознать свою причастность, как к научному, так и к культурному пространству Большого Алтая и Центральной Азии, основанному на историко-культурной общности. Осознание своей причастности к социокультурному пространству будет содействовать в построении благоприятных условий в процессе формирования новой идентичности. Здесь стоит отметить и тот факт, что данный процесс может проходить достаточно безболезненно. Так, несмотря на многовековую трансформацию человеческого бытия, социальная память хранится в нас и по сей день. Все это усматривается в нашем схожем миропонимании, языке, культуре и даже быте. Поэтому на наш взгляд, попытки создания единого научного и культурного пространства Большого Алтая и Центральной Азии, в сфере общественной дипломатии и культурной политики достаточно актуальны и представляют для нас особый интерес. |