3_Общество как система (1). Общество как система. Культура как фактор социальных изменений
Скачать 4.95 Mb.
|
Общество как система. Культура как фактор социальных изменений1. Общество как системное образование 2. Основные признаки и типология обществ. 3. Социальные изменение и социальное развитие. 4. Культура как фактор социальных изменений Система - целое, которое образовано множеством взаимосвязанных элементов, где в качестве элементов выступают сложные, иерархически организованные подсистемы, внутренние связи которых прочнее внешних Важнейшими характеристиками любой системы являются: множественность элементов и уровней; структурность; организация (упорядоченность); иерархичность строения; целостность. Общество - это структурно сложная, динамично развивающаяся социальная система, исторически сложившаяся на определенной территории, включающая в себя большие и малые группы людей, которых объединяет совместная, взаимозависимая деятельность, регулируемая социальными организациями и социальными институтами на основании определенных правовых и нравственных норм и ценностей. Специфические признаки общества: наличие взаимодействий между сознательно действующими людьми; наличие территории, на которой осуществляются взаимодействия; социокультурное единство; функционирование в определенном социальном пространстве и социальном времени; саморегуляция и автономность индивид - личность; социальные группы и общности (в том числе этнические); социальные организации; основные сферы общественной жизни: экономическая, политико-правовая, духовная, социальная общество Подсистемы объединены сложной сетью разнообразных кооперативных, функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции. Общество имеет сверхсложный иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека; оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственностью; у него есть собственное название и своя история; браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения; оно пополняется преимущественно за счет собственного прироста, т.е. рождения детей внутри объединения; его объединяет общая система ценностей; оно обладает собственной системой управления. 2. Типология обществ2. Типология обществТрадиционное (аграрное) общество
2. Типология обществИндустриальное общество
2. Типологии обществПостиндустриальное (информационное) общество
Социальное изменение - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид). Виды социальных изменений структурные изменения, т.е. изменения, касающиеся структур различных социальных образований - государства, корпораций, сословно-классовых образований, социальных слоев, массовых общностей, малой группы, семьи и т.п.; процессуальные изменения, т.е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий; функциональные изменения, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.; мотивационные изменения, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности Эволюционные изменения -постепенные, плавные, частичные изменения общества, могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ. Социальные реформы, как правило, изменяют лишь отдельные части социальной системы и ее структурные элементы. Революционные изменения - относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества от одного качественного состояния в другое. Социальное развитие - изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей линейно-восходящий характер: общество в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, А.Тоффлер, Д.Белл и др.) циклический, повторяющийся характер: аналогия между обществом и природой (период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т.д.). исторические циклы (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.) Нелинейное развитие общества: общество как социальная система обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных субъектов создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития (М.Хечтер, Д.Коулмэн) и др. 3. Социальные изменения и социальное развитие.Современное общество – мировое общество (квазиобщество). ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Глобализация - многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития. 2 подхода к глобализации Культура (от лат. cultura - возделывание почвы, воспитание, образование, развитие, почитание) охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность 4. Культура как фактор социальных изменений. Черты культурыкультура как социальный феномен связана с сознанием; культура проявляется в двух основных формах: материальной (продукты ремесел и производства, орудия труда, инструменты, сооружения, здания, техника и др.) и духовной (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.); культура выступает как интегративное средство связи прошлого (накопленного опыта и традиций) с настоящим и будущим. 4. Культура как фактор социальных изменений. Функции культурыгуманистическая функция, т. е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности; гносеологическая (познавательная) функция, т.к. культура является средством познания и самопознания общества, социальных групп и отдельного человека; информационная - функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего; коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания; ценностно-ориентационная - культура задает определенную систему координат, т.е. жизненные ценности, в которых существует и на которые ориентируется человек; нормативно-регулирующая (управленческая) - проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека. Язык - система знаков и символов, наделенных определенным значением, благодаря которому становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык - форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта: язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; конкретный, так называемый этнический язык Социальные ценности - это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Социальные нормы - это правила, образцы и стандарты поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры: стандарты поведения, санкции. Обычаи - это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять (обряды, праздники, производственные навыки, традиции). Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения (стереотип поведения в определенных ситуациях). Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих, которые основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом. Этикет - принятая в обществе система правил поведения, которая включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами и включает изящное искусство, высокоинтеллектуальную литературу и т.д. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Иначе народную культуру называют любительской и коллективной (мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д.). Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Как правило, она обладает незначительной художественной ценностью, но у нее самая широкая аудитория. регулятор общественных настроений, средство социального программирования, средство первичной социализации индивида (стереотипное поведение, система первичных ценностных предпочтений) Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями, но она не противостоит доминирующей культуре, как это происходит в случае контркультуры. Контркультура представляет такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями (террористическая субкультура, молодежное движение хиппи в 60-е годы ХХ века отрицало господствующие американские ценности). Совокупность субкультур, базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной культуры. Причины формирования маргинальной культуры: процессы трансформации общества (модернизация, «перестройка» и т.п.); изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса); различные формы взаимодействия культур (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). . Направления взаимодействия культур : этническое направление, характерное для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этно-конфессиональными социальными общностями; межнациональное направление, основанное на диалоге различных государственно-политических структур и политических элит; цивилизационное направление, основанное на диалоге культур, который наиболее продуктивен с точки зрения культурно-инновационной деятельности. |