общая психология. Общетеоретические проблемы психологии
Скачать 0.64 Mb.
|
Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации. Факторы социализации. Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три: Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство). Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность). Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы). В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации. Виды и этапы социализации. Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека. Остальные виды социализации: Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.). Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери). Основными институтами социализации являются: семья; сверстники; образовательные учреждения; религия; правовая система; средства массовой информации. В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры. Институты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа и группы сверстников, средства массовой информации. Формирование человека происходит в рамках институтов социализации. В широком смысле под институтами социализации понимаются устойчивые группы, в которых человек усваивает распространенные в обществе ценности, оценки, представления, социальные нормы и формы поведения. Одни институты социализации более универсальны: через них проходит подавляющее большинство людей. К таким институтам обычно причисляют семью (сообщество, которое ее заменяет), образовательные учреждения (от детского сада до университета) и средства массовой информации. Другие институты более специфичны: через них проходят только некоторые люди. К таким институтам относятся профессиональные организации, клубы (движения) по интересам, армия, религиозные организации и т.д. Содержание, которое передается через институты социализации, имеет отношение к самым разным сферам жизни: от личных достижений и семейных отношений до процессов, происходящих в обществе в целом. В частности, в рамках этих институтов формируются правый авторитаризм и ориентация на социальное доминирование, социальные идентичности и параметры категоризации, ощущение межгрупповой угрозы, стереотипы и предрассудки. Давайте рассмотрим это влияние подробнее. Семья. Это первый институт социализации, с которым мы сталкиваемся в своей жизни. Родители являются для ребенка источником эмоциональной поддержки и формируют у него инструментальные навыки. В семье передаются первые оценки и представления, базовые ценности и модели поведения. Родители оказывают большое влияние на ребенка с момента рождения и до подросткового возраста. После этого влияние семьи ослабевает, но не исчезает полностью. В области межгрупповых отношений семья оказывает тройное воздействие. Во-первых, в общении с родителями ребенок усваивает идеологические предпочтения, которые впоследствии окажут влияние на его отношение к социальным группам. В частности, исследования показывают, что родители оказывают влияние на уровень правого авторитаризма ребенка: передают склонность некритически принимать или критически относиться к идеям представителей власти (более подробно см. главу 1). Во-вторых, родители передают ребенку определенные стереотипы и предрассудки. Чем более опасными родители считают какие-то группы, чем более негативное отношение к ним выражают, тем более негативное отношение к этим сообществам демонстрирует ребенок. Например, чем более сильными эксплицитными и имплицитными предрассудками к расовым (этническим) аутгруппам обладают родители, тем большие предрассудки к этим группам выражают их дети (Меешеп, 2014; Rodriuez-Garcia, Wagner, 2009). Интересно, что дошкольники больше реагируют на имплицитные предрассудки родителей, которые проявляются в малозаметных и не поддающихся контролю действиях, чем на эксплицитные, которые родители выражают открыто (Castelli, Zogmaister, Tomelleri, 2009). В-третьих, родители передают ребенку представление о социальных нормах, регулирующих отношение между социальными группами. Они демонстрируют допустимость (желательность) публичного выражения стереотипов и предрассудков, агрессии и помощи членам других групп. Представление о социальных нормах может передаваться прямым и косвенным путем. В первом случае родители открыто проговаривают эти нормы, а во втором — демонстрируют допустимость того или иного поведения своими действиями (например, поощряя улыбкой за доброжелательное или враждебное отношение к членам других групп). Образование. В образовательные учреждения (детский сад, школу, университет) разные дети попадают в различное время. Это зависит как от предпочтений семьи, в которой воспитывается ребенок (например, некоторые родители предпочитают не отдавать детей в детский сад), так и от страны, в которой он живет. В большинстве европейских стран, Северной Америке и Австралии дети идут в школу в возрасте пяти — семи лет. Влияние образовательных учреждений накладывается на влияние родителей и оказывает воздействие на дальнейшую жизнь. Традиционно считается, что люди, работающие в образовательных учреждениях, формируют у детей инструментальные навыки. На самом деле влияние детского сада, школы, университета гораздо шире. Попадая в образовательные учреждения, ребенок напрямую сталкивается с разными точками зрения и моделями поведения, учится понимать других людей и строить отношения с ними. Одновременно с этим он усваивает ценности, лежащие в основе образовательной системы. Общение с ровесниками и преподавателями помогает ему ответить на вопросы, которые еще много раз встанут перед ним на протяжении жизни: что важнее — самостоятельность или послушание? поиск нового или верность традициям? власть или равенство? Благодаря этому образовательные учреждения оказывают разностороннее влияние на межгрупповые отношения. Во-первых, в школе и университете ребенок усваивает идеологические предпочтения, которые впоследствии окажут воздействие на его отношение к социальным группам. Исследования показывают, что образование оказывает влияние на уровень правого авторитаризма и ориентации социального доминирования ребенка: формирует склонность некритически принимать или критически относиться к идеям представителей власти, а также одобрение или неодобрение иерархической структуры общества (более подробно см. главу 1). Во-вторых, в детском саду, школе, университете люди усваивают негативное отношение к некоторым группам. Например, исследование, проведенное в 22 странах, показало, что отношение к мигрантам связано с уровнем образования. Чем больше лет человек провел в учебных заведениях, тем лучше его отношение к мигрантам. Однако влияние образования было сильнее в странах Северной Америки и Западной Европы (США Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Швеция), чем в восточноевропейских странах (Болгария, Венгрия, Латвия, Польша, Россия, Словакия, Словения) (Coenders, Scheepers, 2003). Помимо кросс-культурных различий существуют различия между разными образовательными учреждениями в одной стране, поскольку в различных школах и университетах складывается разный климат, который включает в себя отношение к другим группам. Например, недавнее российское исследование показало, что учащиеся кадетской школы демонстрируют более высокий уровень национализма (неприязненного отношения к людям других национальностей (этнических групп), чем учащиеся обычных школ Армавира и Москвы (Хухлаев, 2009). В-третьих, образовательные учреждения передают ребенку представление о социальных нормах, регулирующих отношение между социальными группами. Они демонстрируют допустимость (желательность) публичного выражения стереотипов и предрассудков, агрессии и помощи членам других групп. Как и в семье, в образовательных учреждениях нормы передаются прямым и косвенным образом. Однако детские сады, школы и университеты дают возможность реализовать специальные программы для улучшения межгрупповых отношений. И наконец, в-четвертых, детские сады, школы и университеты создают условия для контакта между представителями разных групп. Яркий пример — школы, смешанные по этническому (расовому) признаку. В таких школах люди могут познакомиться и приобрести друзей среди представителей других культурных сообществ. В следующей главе мы увидим, что такая дружба оказывает непосредственное влияние на межгрупповые отношения. Средства массовой информации (СМИ) — газеты и журналы, радио и телевидение — привлекают внимание психологов на протяжении многих лет. Они сопровождают современного человека всю жизнь от рождения до смерти, при этом оказывая комплексное влияние на представления, оценки, эмоции и поведение человека. Длительность воздействия СМИ варьируется от нескольких часов до десятков лет. Каким образом это происходит? Ответ на этот вопрос дают теории прайминга, повестки дня, культивации и социального научения. Модель прайминга описывает кратковременное воздействие СМИ на когнитивную и эмоциональную сферу человека. В соответствии с ней сообщения массовой коммуникации выполняют роль прайминга — напоминают человеку об эмоциях и мыслях, которые он испытывал в прошлом. Ситуативно возникшее психологическое состояние оказывает влияние на поведение. Модель повестки дня описывает влияние СМИ на оценку важности различных проблем и событий. Согласно этой модели, люди считают более важными те проблемы и события, которые чаще освещаются в СМИ, чем те, которые освещаются редко или не освещаются совсем. Возможно, это происходит, поскольку такие сообщения привлекают внимание и описывают суть проблемы (события). Модель культивации описывает долговременное влияние СМИ на когнитивную сферу. Согласно модели, СМИ служат источником представлений о мире. Они позволяют аудитории получить информацию о том, что происходит вокруг. Чем больше времени человек посвящает таким сообщениям, тем больше его представления о мире соответствуют представлениям, которые транслирует СМИ. Социально-когнитивная теория описывает влияние СМИ на поведение. Согласно этой теории, СМИ оказывают двоякое воздействие на человека. С одной стороны, они передают социальные нормы, определяющие допустимость того или иного поведения, с другой — служат источником моделей для подражания, по которым человек учится вести себя тем или иным образом. Эти модели описывают различные пути влияния СМИ на межгрупповые отношения. Однако наибольший интерес психологов вызывает теория культивации. В этом случае средства массовой информации рассматриваются как источник «достоверной» информации о различных социальных группах. Такую информацию передают новости и рекламные сообщения, развлекательные шоу, детские книжки и мультфильмы, художественные и документальные фильмы. Рассмотрим эту идею на примере гендерных и расовых (этнических) групп. Гендерные стереотипы привлекают внимание ученых из разных стран: Северной Америки (США), Европы (Великобритании, Испании, Италии, Нидерландов), Азии (Израиля, Индии, Филиппин, Японии) и Африки (ЮАР). Исследования, проведенные в разных регионах мира, показали, что существуют систематические различия в описании мужчин и женщин в сообщениях СМИ (подробнее см .Харрис, 2002; журнал Sex Roles за 2011 и 2014 гг.): Частота описания. В некоторых странах мужчины появляются в сообщениях СМИ чаще, чем женщины, и занимают в них более важные позиции. Например, в испанских газетах им посвящается больше статей, они чаще упоминаются в длинных новостных сообщениях и цитируются в качестве источника информации. В израильских телепередачах мужчины выступают в качестве экспертов в семь раз чаще женщин. Профессиональная деятельность. Мужчины чаще, чем женщины, описываются в рабочем контексте, при выполнении профессиональных ролей. Они чаще выступают в роли бизнесменов, политиков, спортсменов, военных; являются экспертами в вопросах, связанных с безопасностью и самозащитой; рекламируют товары, связанные с техникой. В то же время женщины чаще появляются в рубриках, связанных с людьми и культурой; выступают экспертами в вопросах воспитания детей и ухода за телом; рекламируют товары, связанные с внешним видом и здоровьем. Домашнее хозяйство. Женщины чаще, чем мужчины, описываются при выполнении работы по дому, в домашней обстановке или на отдыхе. Кроме того, женщины чаще, чем мужчины, изображаются в роли родителей или супругов. В некоторых странах распространен образ «суперженщины», которая работает, ухаживает за детьми, занимается сексом с мужем и при этом не испытывает стресса. Сексуальность. Образ женщины в СМИ более сексуализирован, чем образ мужчины. Женщины моложе, более привлекательны, чаще изображаются в полный рост и в соблазнительной одежде. Стиль общения. Женщины чаще изображаются как теплые, эмоциональные, общительные, тогда как мужчины — холодные, неэмоциональные и настойчивые. При этом дружба между мужчинами чаще описывается как совместные действия, а дружба между женщинами — как эмоциональная связь. Криминальные роли. Мужчины чаще, чем женщины, изображаются в роли преступников, совершающих насильственные преступления. Вместе с тем женщины чаще, чем мужчины, изображаются в роли жертвы насилия. Таким образом, сообщения в средствах массовой коммуникации отражают представление, что женщины больше нацелены на формирование личных отношений, играют более важную роль в семье и близком окружении, а мужчины в то же самое время больше нацелены на профессиональные достижения, играют более важную роль в профессиональной сфере. Интересно, что выраженность этих различий зависит от культурного контекста. Например, в итальянских СМИ различия в описании мужчин и женщин выражены больше, чем в нидерландских. Расовые (этнические) стереотипы привлекают внимание исследователей в тех странах, где остро стоит проблема межрасовых (межэтнических) отношений. Первые исследования, посвященные расовым стереотипам в СМИ, были проведены в США. Их авторы анализировали описания расового большинства (американцев европейского происхождения) и расовых меньшинств (афро- и латиноамериканцев). Сейчас такие исследования часто проводятся в Канаде и европейских странах (например, Австрии, Франции, Испании, Норвегии). В них анализируются описания этнических меньшинств (например, цыган), а также мигрантов из азиатских и африканских стран. Как ни парадоксально, но описания разных расовых (этнических) меньшинств имеют много общего. Частота и сложность описания. Низкостатусные группы описываются реже и проще, чем высокостатусные. Например, американские исследования показали, что в испаноязычных мыльных операх, которые транслируются на территории США, персонажи со светлой кожей появляются чаще, чем темнокожие (Rivadeneyra, 2011). В детских книжках мигранты описываются реже, чем принимающее население; при этом авторы уделяют большее внимание их внешнему виду, чем психологическим особенностям (Mullen, 2004). Криминальные роли. Высокостатусные группы чаще изображаются в роли жертв преступлений и реже — в качестве преступников, а низкостатусные — наоборот. Например, анализ американских телевизионных новостей показал, что евроамериканцы гораздо чаще изображаются как жертвы преступлений, чем как преступники, а афро- и латиноамериканцы — наоборот. Интересно, что последующее сравнение этих изображений со статистическими данными показало, что евроамериканцы чаще изображаются в качестве жертв, а афроамериканцы — преступников, чем это происходит в реальности (Dixon, Linz, 2000). Использование фреймов. В некоторых странах существуют устойчивые фреймы, которые используются для описания этнических меньшинств (мигрантов). Эти фреймы могут быть позитивными («мигранты вносят позитивный вклад в экономику страны») и негативными («мигранты совершают много преступлений», «мигранты совершают террористические акты», «мигранты переносят опасные заболевания», «мигранты проникают в страну обманным путем»). Интересно, что одни фреймы (например, «мигранты — преступники») распространены в разных культурах, а другие (например, «мигранты проникли в страну обманным путем») специфичны для отдельных стран. Как сообщения СМИ связаны с распространенными в обществе стереотипами и предрассудками? Результаты исследований говорят, что между ними существует двусторонняя связь. С одной стороны, эти сообщения способны ослабить или усилить существующие стереотипы и предрассудки. Приведем несколько примеров: • люди, прочитавшие статью о женщине-политике, написанную в позитивном ключе, выражали более позитивное отношение к жен- щинам-политикам, чем те, кто прочитал такую статью, написанную в негативном ключе (Bligh et al, 2012); • чем больше американцы европейского происхождения смотрели телевизионные новости, тем чаще воспринимали афроамериканцев как бедных и агрессивных (Dixon, 2008); • жители Норвегии, прочитавшие статью о цыганах, написанную в негативном ключе (описывающую их негигиеничные привычки), больше дегуманизировали цыган и поддерживали их депортацию из Норвегии, чем люди, читавшие статью, написанную в более позитивном ключе (Dalsklev, Kunst, 2015); • испанцы, прочитавшие статью о том, что мигранты вносят вклад в развитие национальной экономики, выражали более позитивное отношение к мигрантам из Марокко и стран Латинской Америки, чем их соотечественники, прочитавшие, что мигранты совершают много преступлений (Igartua, Moral-Toranzo, Fernandez, 2011); • канадцы, видевшие карикатуру на мигранта, на которой он изображался как террорист, переносчик опасного заболевания или человек, проникнувший в страну обманным путем, впоследствии выражали более негативное отношение к мигрантам, чем те, кто ее не видел (Esses, Medianu, Lawson, 2013). Интересно, что подобные сообщения могут оказывать влияние на эксплицитные и имплицитные стереотипы и предрассудки. Иногда люди не хотят выражать негативное отношение к другим группам и отрицают воздействие СМИ. В результате сообщение не оказывает влияния на эксплицитные стереотипы и предрассудки, но изменяет имплицитное отношение. Например, политическая реклама, построенная на ассоциации между иностранцами и совершением преступлений, не оказывала влияния на эксплицитные, но оказывала — на имплицитные стереотипные представления австрийцев об иностранцах (Arendt, Marquart, Matthes, 2015). С другой стороны, влияние СМИ ограничено представлениями аудитории. В современном мире многие имеют возможность выбрать тот источник информации, которым они будут пользоваться. Как следствие, люди выбирают те СМИ, которые в определенной мере отражают их представления; более высоко оценивают те сообщения, которые соответствуют их точке зрения. Например, дают более позитивную оценку тем статьям о женщинах-политиках, которые отражают их представления о женщинах. Люди с высоким уровнем сексизма выше оценивают статью, в которой женщина-политик описана в негативном ключе. Те, у кого уровень сексизма низкий, напротив, выше оценивают статью, в которой женщина-политик описана положительно (Bligh et ah, 2012). Как следствие, в одних случаях аудитория соглашается с прочитанным, а в других — сопротивляется воздействию. В заключение стоит отметить, что влияние СМИ комбинируется с воздействием других институтов социализации: семьи и образовательных учреждений. В зависимости от содержания сообщений СМИ, семья и образование могут усиливать или ослаблять влияние друг друга. Относительное влияние трех институтов социализации зависит от того, насколько человек включен в каждый из них: как близко общается с родителями, одноклассниками и преподавателями, как часто обращается к средствам массовой информации. Как правило, максимальное влияние достигается, когда три основных института социализации действуют в одном направлении. Стереотипы и предрассудки, возникшие в собственном опыте человека, при общении с другими людьми и в рамках институтов социализации оказывают влияние на восприятие и поведение людей. Мы используем их при описании и объяснении действий партнера; ориентируемся на них, выбирая стратегию поведения. Понимая это, психологи на протяжении многих лет ищут способы уменьшения негативных стереотипов и предрассудков. Сегодня существует два основных подхода к решению этой проблемы: контроль и изменение. |