Главная страница
Навигация по странице:

  • Психическая регуляция

  • Изменение направленности сознания.

  • Использование дыхательных упражнений.

  • Реферат - Психология эмоций. Общие представления об эмоциях 1 Понятие эмоций, функции


    Скачать 133 Kb.
    НазваниеОбщие представления об эмоциях 1 Понятие эмоций, функции
    Дата28.08.2019
    Размер133 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат - Психология эмоций.doc
    ТипГлава
    #85504
    страница3 из 3
    1   2   3

    Глава 3. Внешнее выражение эмоций



    Эмоция, набравшая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Она проявляется:

    - в форме выразительных движений;

    - в форме эмоциональных действий;

    - в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

    - в форме определенного отношения к окружающему.

    Зачем же нужны выразительные эмоциональные движения? По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе — все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей. "Для примера, — пишет Дарвин, — достаточно вспомнить о таком движении, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги... Или же такие движения, как едва заметное опускание углов рта должны рассматриваться как последние следы или остатки более резко выраженных в прошлом движений, имевших понятный смысл".

    Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизвольного аккомпанемента эмоций; они играют огромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), эмоциональным компонентам речи и т. д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Мы сплошь и рядом производим то или иное выра­зительное движение именно потому, что, как мы знаем, оно имеет определенное значение для других. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Именно на лице другого человека "прочитываем" мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Точно так же "прочитываются" разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице.

    Обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем всю ситуацию, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание. На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияет состояние того, кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены.

    Язык эмоций — это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Мы в принципе можем правильно понять эмоции людей других культур и национальностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, в некоторых частях Африки смех — показатель изумления и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. В некоторых странах Азии от гостя ждут отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен. Тот же жест в американском обществе вряд ли повлечет за собой повторное приглашение в гости.

    Мимика. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Рейковский (1979) отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

    - врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

    - приобретенные, заученные, социализированные способы проявления эмоций, произвольно контролируемые;

    - индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду. (Рубинштейн)

    П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Проведенные исследования позволили разработать своеобразные «формулы» мимических выражений, фиксирующих характерные изменения в каждой из трех зон лица (рис. 1), а также сконструировать фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций.



    Рис. 1. Схемы-эталоны выражения удивления:

    а) мимические изменения во всех зонах лица (I тип) ;

    б) мимические изменения в области лба - бровей (II тип) ;

    в) мимические изменения в нижней части лица (III тип) ;

    г) мимические изменения в области глаз (IV тип) .
    В. А. Барабанщиков и Т. Н. Малкова (1988) показали, что наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица и значительно реже в области лба-бровей. Характерно, что ведущие признаки не локализуются в области глаз. Это, на первый взгляд, странное обстоятельство хотя бы потому, что в художественной литературе большое внимание уделяется выражению глаз. Да и ряд ученых считает, что область глаз среди других черт лица особенно важна для общения. Барабанщиков и Малкова объясняют это тем, что глаза представляют собой своеобразный смысловой центр лица, в котором как бы аккумулируется влияние сильных мимических изменений верхней и нижней частей. (Ильин).

    Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач.

    Смех является выразителем нескольких эмоций, поэтому он имеет разные оттенки и смысл. Одно дело, когда человек радуется, и другое - когда человек смеется при удачной шутке, комичном положении или когда его щекочут.

    Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств является речь. Интонация, сила звука, ритм — все это всегда, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния и, с другой стороны, служит средством его выражения.(Рубинштейн).

    Глава 4. Практическое управление эмоциями



    Эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение способствуют осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению. Желательно научиться управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление.

    Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

    Влияние музыки. Роль музыки в эмоциональном развитии человека и формировании черт характера рассматривалась еще древнегреческими философами. В средние века эта проблема изучалась в русле теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными явлениями человека и способами их отражения в музыке. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы, и консонансы успокаивают.

    По мнению В. И. Петрушина (1988), кодирование музыкальных эмоций и отнесение различных произведений к выражению эмоций одной и той же модальности можно осуществить при помощи системы координат, изображенной на рис. 2



    Рис. 2. Система координат, показывающая кодирование музыкальных эмоций.
    Таблица 1. Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального состояния (по Н. Н. Обозову, 1997).

    1. Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувства бренности жизни

    Бах «Кантата № 2»

    Бетховен «Лунная соната»

    Прокофьев «Соната «Ре»

    Франк «Симфония ре-минор»

    2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего

    Шопен «Мазурка и прелюдии»

    Штраус «Вальсы»

    Рубинштейн «Мелодия»

    3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть

    Бетховен «6-я симфония», ч. 2

    Брамс «Колыбельная»

    Шуберт «Аве Мария» ,«Анданте из квартета»

    Шопен «Ноктюрн соль минор»

    Дебюсси «Свет луны»

    4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей

    Бах «Итальянский концерт»

    Гайдн «Симфония»

    Сибелиус «Финляндия»

    5. Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми

    Бах «Концерт ре-минор для скрипки»

    Барток «Соната для фортепьяно» , «Квартет № 5»

    Брукнер «Месса ми-минор»

    Бах «Кантата № 21»

    6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением

    Бетховен «Фиделио»

    Моцарт «Дон Жуан»

    Лист «Венгерская рапсодия № 1»

    Хачатурян «Сюита «Маскарад»

    Гершвин «Американец в Париже»

    7. Для улучшения настроения

    Шопен «Прелюдия»

    Лист «Венгерская рапсодия № 2»

    В последнее время заявило о себе новое направление управления эмоциональными состояниями - гелотология (от греч. gelos - смех). Установлено, что смех оказывает разнообразное положительное воздействие на психические и физиологические процессы. Он подавляет боль, так как во время смеха высвобождаются гормоны катехоламины и эндорфины. Первые препятствуют воспалению, вторые действуют как морфин. Показано благотворное влияние смеха на состав крови. Положительное влияние смеха сохраняется в течение суток. Смех уменьшает стресс и его последствия, снижая концентрацию стрессовых гормонов - норэпинефрина, кортизола и допамина.
    Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

    Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоцио-генных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций (Свенцицкая, 1999).

    Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

    Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д.

    Использование дыхательных упражнений. По мнению психологов и физиологов, этот способ является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы.

    Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы:

    1) без паузы: обычное дыхание - вдох, выдох;

    2) пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;

    3) пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;

    4) пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;

    5) полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;

    6) вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;

    7) полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.

    Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:

    - вдох носом - выдох носом;

    - вдох носом - выдох ртом;

    - вдох ртом - выдох ртом;

    - вдох ртом - выдох носом.

    Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.

    Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение.

    Заключение


    В заключение я хотела бы сказать то, что я узнала, поняла в результате данной работы. Чтобы достигнуть цель, поставленную для изучения темы работы, я выдвинула задачи. Я считаю, что я выполнила их в полной мере. Метод, который помог мне в решении поставленных задач – анализ и обзор литературы.

    Процесс изучения данной темы действительно, на мой взгляд, оказался сложным, так как на эту тему существует большое количество литературы, при этом у каждого автора свой взгляд на мир эмоций. Это доказывается тем, что на протяжении уже десятков лет данная проблема изучается психологами, и все еще нет четкого определения понятия «эмоция». К тому же не выработана четкая классификация эмоций; это, возможно, зависит от самой разнообразности и сложности психологии эмоций. Некоторые авторы книг и психологи все же путают такие понятия, как «чувства» и «эмоции». И ко всему этому рассматривают класс эмоций, включающий в себя чувства, как высшие эмоции, и собственно эмоции.

    Конечно, как это уже было отмечено, я не старалась рассматривать тему эмоций подробно и изучать «глубокие» вопросы, так как считаю, что, для того, чтобы рассматривать психологию эмоций глубже, нужно для начала иметь общее представление по данной теме, что я и хотела сделать.

    Понятие «эмоция» настолько является сложным, что лаконичное определение не сможет определить его сути. Я соглашусь с Изардом, в том, что «эмоции – нечто, что переживается как чувство». Именно «как чувство», потому что, по моему мнению, чувство и эмоции – разные понятия (еще и выделяют чувствования).

    Невозможно представить человека и вообще животных без проявления эмоций. Я считаю, что эмоции играют по-настоящему важную роль в нашей жизни, иначе жизнь наша была бы скучной, серой и однообразной; люди, возможно, не могли бы понять друг друга с первого раза (взгляда).

    Эмоция мотивирует, руководит нашей умственной и физической активностью, регулирует наши действия. В результате всего этого мы осознаем наше личное «я», убеждаемся в достижении наших целей и потребностей.

    Я считаю, что вполне любая эмоция, в зависимости от интересов и характера личности, может перевернуть его жизнь – не только отдельно взятую жизнь, но и любого человека. В связи с этим очень важно уметь управлять эмоциями, регулировать их.

    Список литературы


    1. Анюхин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. – М.; 1964. – 339 с.

    2. Изард К. Психология эмоций / Пер. с англ. Татлыбаева А. – С.-П.: Питер, 2008. – 464 с.

    3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – С.-П.: Питер, 2001.- 752 с.

    4. Лебединский М. С., Мясицев В. Н. Введение в медицинскую психологию. – Л.: Медицина, 1966. – 430 с.

    5. Рубинштейн Е. П. Основы общей психологии. – С.-П.: Питер, 1999. – 720 с.


    1   2   3


    написать администратору сайта