Главная страница

общество. "Проблема самореализации личности" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем самореализации личности


Скачать 32.4 Kb.
Название"Проблема самореализации личности" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем самореализации личности
Дата22.11.2021
Размер32.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаобщество.docx
ТипДокументы
#278805

Министерство образования и науки Челябинской области государственное
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КОПЕЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ С.В.ХОХРЯКОВА»
ГБПОУ «КПК имени С.В.ХОХРЯКОВА»

Зачётная работа по
обществознанию
«Проблема самореализации личности»




  • Выполнил: обучающийся
    Группы пк-19
    Зямцов Александр
    Проверила: Глазкова.И.И

Введение
Глава
Понятие самореализации 4
Взгляд ученых на процесс самореализации 9
Факторы, сдерживающие процесс самореализации 12
Значение образования в самореализации личности 13
Творчество-способ самореализации 15
Фазы самореализации личности 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Введение

Представленная работа посвящена теме "Проблема самореализации личности". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Проблема самореализации личности" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем самореализации личности.
Внимание к проблеме самореализации личности в современной психологии обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активностиличности, максимального использования ресурсов для полного самоосуществления личности в процессе развития. Самореализация рассматривается как необходимое условие развития отдельной личности и поступательного развития общества в целом, таким образом, все это и является свидетельством актуальности темы данной работы.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы самореализации личности. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы самореализации личности определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Проблема самореализации личности" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Проблема самореализации личности" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Термин «самореализация» встречается в исследованиях и публикациях часто, но в науке ещё не определился единый подход к исследуемой проблеме. Сегодня наблюдается многовариативность в методологических подходах обоснования сущностной природы явления «самореализация», что свидетельствует о том, что решение этой проблемы находится в стадии поиска.


Понятие самореализации
Самореализация – что это такое? В мире написано сотни книг, тысячи статей и заметок, посвященных самореализации человека. Дано сотни определений и тысячи наставлений по ее достижению.
Говоря о самореализации человека, мне представляется важным отметить, что здесь нет, и не может быть никаких внешних показателей, критериев покоторым некий сторонний наблюдатель мог бы судить о том, насколько далеко человек продвинулся в реализации себя самого.
Самореализация – мир внутреннего. Такие внешние признаки как семья, карьера, материальное благополучие, социальный статус и успех – не говорят о самореализации человека ровным счетом ничего.
Человек может иметь все это и быть полностью не удовлетворенным своей жизнью.
Здесь показательным будем пример Ульяма Бройля – известного американского редактора, рассказывающего о том, насколько пустым может оказаться успех: “Каждое утро я упаковывал себя в костюм, брал портфель и шел на свою престижную работу. Это была маленькая смерть. Я работал главным редактором журнала «Ньюсвик». Для многих такой пост – предел мечтаний, а для меня – ничто. Управление большой организацией не доставляло мне никакого удовольствия. Я хотел личных достижений, а не власти. Для меня успех на этом пути оказался более опасным, чем была бы неудача, - неудача вынудила бы меня задуматься, чего я хочу на самом деле. Я вскарабкался на самую вершину, и оказалось, что мне там совсем не нравится… “
Да, человек может не иметь ни социального положения, ни статуса, ни богатства, но в его глазах будет царить решимость и покой, удовлетворение и радость полностью реализующего весь свой потенциал существа. Критерии того насколько полно и гармонично происходит реализация себя самого, могут быть определены только самим человеком. И эти критерии определяются не умом, а сердцем. Насколько человек удовлетворен своей жизнью? Насколько гармонично он себя ощущает? С радостью ли встречает новый день? Спокойно ли засыпает? Чувствует ли он, что тот жизненный путь, который он выбрал – его? Чувствует ли он, что весь свой потенциал использует на сто процентов, не оставляя в тени никакие из аспектов своей жизни.
Только так можно определить, насколько человек успешен в деле реализации себя и своей жизни. Только самостоятельно ответив на все эти вопросы – не умом, но сердцем, человек можетпонять, насколько он успешен в своей самореализации. Насколько он является мастером своей жизни.
Люди часто поддаются на увещевания общества, которое через телевидение и глянцевые журналы, через коллег по работе и друзей, через родителей и супругов пытается навязать свои – внешние стандарты успеха. Со всех сторон нас одолевают рекламные лозунги: «Купи этот телефон и помолодей душой. Открой счет в том банке и стань счастливым. Приобрети наш автомобиль и управляй своей мечтой». Это звучит абсурдно, счастье невозможно получить благодаря приобретенному телефону или открытому в банке счету. Все эти призывы, все эти формулы-заклинания направлены на личность. Но личность не может быть ответственна за то, счастлив ли человек или нет.
Слово личность произошло от слова личина – маска. Личность это не более чем маска, которую человек одевает для взаимодействия с социумом. Это неотъемлемая часть человеческого существа, но отнюдь не главная. Личность это внешнее – скорлупа-раковина за которой скрывается настоящая жемчужина –индивидуальность. Задача личности изначально заключается в осуществлении коммуникативных и защитных функций в море человеческих отношений и не более того. К сожалению, у абсолютного большинства людей происходит полное отождествление себя со своей личностью.

Человек начинает думать, что он и его личность это одно и тоже, и больше ничего нет. Он перестает прислушиваться к своему существу, общаться со своей душой, погружаться в центр своего Я и становится социальным роботом без души и сердца, запрограммированным на выполнение определенных действий. И вроде бы он чувствует, что что-то не так, что-то идет в его жизни не совсем так как хотелось бы, но понять что именно не может, так как это понимание приходит не из личности, а из сердца, из души, связь с которой утрачена.
Личности необходима постоянная подпитка вниманием окружающих. Именно поэтому столь часто люди осуществляют действия вроде бы им не нужные и не приятные, но предназначенные для того чтобы их заметили и оценили. Личностьне может существовать без внимания извне. В этом достаточно легко убедиться, если рассмотреть примеры, когда человек остается абсолютно один на длительный промежуток времени. Личность начинает метаться – нет больше общения, нет окружающих людей и их мнений, неоткуда брать энергию на поддержания образа самого себя. И оболочка личности начинает постепенно задыхаться, съеживается и умирает. Для большинства неподготовленных людей это оказывается кошмаром. Часто люди просто сходят с ума – известно множество случаев, когда узники сидящие в одиночных камерах сходили с ума – именно от своего одиночества. Робинзон Крузо, попавший на необитаемый остров, чтобы не сойти с ума и не потерять свою личность постоянно разговаривал со своим попугаем.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.
Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великихмастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.
Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.
Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.
Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.
Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему нибудь хорошему она научит.

Как и любая деятельность,самореализация «не дается» человеку в готовом виде. Включаясь в нее, человек должен освоить ее специфические средства, используя прогностическую функцию, научиться ставить цели, выбирать пути их достижения и т. д., т. е. стать субъектом этой деятельности.

Взгляд ученых на процесс самореализации

Рассмотрим взгляд ученых на сущность процесса самореализации личности. Ф.Бэкон, Л.Фейербах дают объяснение смысла самореализации человека неотделимого от тех целей, которые он перед собой неизбежно ставит. В целях адекватно или специфически отражаются тенденции общественного развития, в конечном счете, -законы этого развития. Человеку присуще стремление реализовать себя. В этом, видимо, заключается смысл жизни. Ф.Бэкон и Л.Фейербах соотносят понятие самореализации с предназначением человека.
В систему социальной самореализации по мнению Э.Фромма входят потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанностях, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь предмет поклонения. Поиск содержания своего "Я", собственной идентичности, стремление к сохранению традиций есть глубинная и фундаментальная потребность личности осознавать себя, свою экзистенциальную ситуацию. Корни свободы духа, полагает Фромм, в человеческом самопознании, преодолении нашей ограниченности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать.
Большинство современных западных философов, как гуманистического, так и бихевиористского направлений, исследования по проблемам реализации человеком своей сущности и духовному становлению личности осуществляли на стыке философии и психологии, поскольку являлись известными специалистами в области психиатрии. С целью приведения в систему взглядов на реализацию личностных возможностей в психологии приведём результаты исследования в свёрнутом виде (табл.1):
Таблица 1
Акцентуации показателей творческой самореализацииличности
в западной психологии
Автор | Акцентуация | Технологические принципы |
Г.Олпорт | Личность-система,ядро-человеческое"Я" | Системный подход к развивающейся и открытойличности, стремящейся к реализации своего жизненного потенциала и самоактуализации |
К.Рождерс | Способность и стремление к непрерывномуЛичностному самосовершенствованию | Интегральный механизм саморегуляции поведения путём воздействия на Я-концепцию (пожительную, амбивалентную, отрицательную) |
У.Шутц | Самореализация - этостремление к радостисамоосуществления | Оценка перспективбиологических, психологических,социальных с целью тренировки иразвития. Интерперсональнаятеория. |
Л. Бинсвангер | Критерий духовности-Психическое здоровье личности | Открытость личности,непрерывность в становлении,углубление в себя |
А.Маслоу | Духовное становлениесамореализующихсяперсоналий | Освоение технологии самореализации исамоактуализации путём выявления путей к успеху и специфичности окружения |
Э.Франкл | Самоактуализация-побочный продукт осуществления смысла | Логотерапия – средство и инструмент постижения универсального смысла жизниданной личности |
А.Адлер | Личностный смыслжизни объясняет"индивидуальнуюпсихологию" | Основные силы развития личности:-стремление к превосходству, успеху, совершенству;-чувство общности, сотрудничество |

А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн, авторы концепции деятельностного подхода считали, что через деятельность человек приобщается к жизни других людей, присваивая их культуру, привычки, навыки, приёмы обращения с орудиями труда. Они считают, что деятельность формирует и развивает психику, а значит и саму личность. А.Н.Леонтьев считает, что "подлинное рождение личности происходит тогда, когда подросток начинает осознавать себя частью общества, когда он осознанно участвует в совместной, общественно значимой деятельности. В основе становления и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов, побуждающих человека к деятельности". Процесс самореализации, по мнению А. Н. Леонтьева, представляет собойопредмечивание своих сущностных сил и способностей личности в её социальной деятельности, полагания себя в продуктах своей деятельности и в личностных вкладах в других людей. Механизм "опредмечивания - распредмечивания" имеет собое значение при анализе проблематики культуры: раскрывает связь пространства и созданного им предметного мира; помогает постичь действительный смысл понятия "культура";позволяет выявить специфический, сугубо человеческий способ трансляции культуры от поколения к поколению как показателя развития. С.Л.Рубинштейн считает, что растущая личность выстраивает свой "жизненный путь", отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность. Такое понимание самореализации сближает парадигму деятельностного подхода и ортодоксальную гуманистическую психологию.

Факторы, сдерживающие процесс самореализации

Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. "Когда человек освободиться настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц в сложнейшей взаимосвязанности элементов природы, только тогда он сможет наиболее полно раскрыть свои способности… Невротическая потребность в признании и одобрении – серьезное препятствие на пути развития уникальности человеческой личности в работе, жизни и любви. Многим кажется, что они обретут покой и безопасность в толпе. Но если толпа мчится к пропасти, то чего стоит иллюзия подобного ощущения".
Кроме того, выделены характеристики, присущие самореализующимся людям: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, детскаявосприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми. Уровень развития этих характеристик важно учитывать при индивидуализации обучения и воспитания.

Значение образования в самореализации личности

Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:
- человек осознано и глубоко верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни;
- человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;
- человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях;
- человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной реализации на всех этапах жизненного пути.
Указанные условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования. "Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с "законченным" образованием, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми" – пишет К. Роджерс. Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к целям и ценностям образования. Один из важнейших принципов перестройки системы образования – переход на позиции гуманистической педагогики и психологии. Как сказал А. Маслоу: "Гуманистическое образование – это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания".
Образование способствует актуализации важнейших смыслообразующихсфер личности, формирующих его позиции: ценностную, мотивационно-потребностную и целеполагающую. Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в культуре – такова логика образования сегодня.
Образование как система ориентации человека на познание и раскрытие своих способностей создает необходимые условия для сознательного выбора человеком приоритетной сферы своей будущей трудовой деятельности, для самоопределения личности в профессиональном плане.
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании внутренней готовности человека к осознанному и самостоятельному построению, корректировки и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Осознание целей будущей профессиональной деятельности и активно-положительное отношение к ней способствуют актуализации личностных и профессиональных качеств, создают условия для постоянного самопознания, самосовершенствования, самоутверждения как механизма творческой самореализации. Речь идет не о подражании, а об активном процессе, о своего рода "продолжении себя в другом". Так многие знаменитые люди как бы обретают вторую жизнь в подрастающем поколении не только непосредственно, но и опосредованно, через систему образования, через его содержание.
Образование как источник необходимых для человека знаний, умений и навыков предоставляет возможность каждому человеку овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.
Образование как сфера реальной жизнедеятельности человека вводит его в систему разнообразныхмежличностных отношений, способствующих формированию нравственных качеств личности.

Творчество-способ самореализации
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.
Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое – у Э. Гофмана, философско-лирическое – у Ф. И. Тютчева, романтически-возвышенное – у М. Врубеля, болезненно-гипертрофированное – у С. Дали, полное таинственности – у И. Бергмана, реально-строгое – у Ф. Феллини и т.д.
В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.
Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). Высокая роль подсознательного в художественном творчестве приводила уже древнегреческих философов (в особенности Платона) к трактовке этого феномена как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния.
Идеалистические концепции в эстетике абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе. Так, Ф. Шеллинг писал: «…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества… Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняетздесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».
В в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план бессознательное сексуальное начало. Художник, по мнению фрейдистов, личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов.
По Фрейду, неудовлетворенные желания – побудительные стимулы фантазии.
На значение интуиции в творчестве обращают внимание сами художники.
Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника».
И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.
Особенно важна рольсознательного начала при создании крупномасштабных произведений. Если миниатюру можно исполнить и по наитию, то крупное произведение нуждается в глубоком, серьёзном обдумывании. Уместно вспомнить в этой связи, что Л. Н. Толстой писал по поводу «Войны и мира»: «Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000 – ужасно трудно».
Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.
Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен является крылатый конь – Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

Фазы самореализации личности

В процессе самореализации выделяются: виды (продуктивная – непродуктивная, успешная – неуспешная); стороны (социально-родовая и индивидуально-психологическая, внутренняя и внешняя); формы или способы (деятельность, самодеятельность, активность, социальная активность, жизнетворчество, культурализация, персонализация); внешние и внутренние условия приоритетной роли внутренних условий.
Сравнивая различные научные точки зрения, приходим к мысли о том, что самореализация выступает как процесс развития личностного Я субъекта, как самообретение, самоосуществление, как мотив человеческой деятельности, а также как деятельность, детерминированная изнутри, проявляющаяся в своеобразном для каждой личности образе действий.Анализ научных работ показал, что ученые исследуют процесс самореализации человека в игре, в учебной деятельности, в процессе профессиональной подготовки, в труде, в системе непрерывного образования, что позволяет рассматривать самореализацию как деятельность, характерную для всех этапов онтогенеза.
Для обращения к фазам развития личности, так как, проходя через них, человек накапливает свой потенциал, используя его в дальнейшем для осуществления своих возможностей, своей «самости».
Самореализующаяся личность в процессе формирования проходит три фазы – адаптации, индивидуализации и интеграции.
Первая фаза формирования личности предполагает овладение действующими нравственными, учебными, производственными и другими нормами, а также приемами и средствами деятельности. В процессе профессиональной подготовки студентов, на наш взгляд, важна система профессиональной адаптации, которая носит непрерывный характер от довузовских образовательных учреждений. Под воздействием вузовской среды происходит формирование отношения к учебе, к своей карьере, вырабатываются жизненные цели и представления об избранной специальности, то есть формируется ценностная база личности.
Выпускник вуза с изменившимися мотивами попадает в среду профессиональной деятельности, где претерпевает очередные изменения, подстраивая свои мотивы, профессиональные качества, творческие способности под требования профессиональной деятельности, формируя образцы мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм конкретной профессиональной среды. Таким образом, на стадии адаптации формируется мотивационноценностная сфера личности.
Вторая фаза развития личности – индивидуализация – порождается обостряющимся противоречием между необходимостью «быть, как все» и стремлением человека к обозначению своей индивидуальности, ее фиксации. Под индивидуальностью понимают человека, обладающего уникальностью, самодостаточностью, цельностью, которые выступают мотивами самореализации. Индивидуальность является саморегулируемой и самоактуализирующейсясистемой, иерархически состоящей из трех уровней: индивидуальных свойств организма; индивидуальных психических свойств; социально-психологических индивидуальных свойств . Следовательно, так как процесс профессиональной подготовки имеет социальный и индивидуальный характер, а самореализация выступает как процесс реализации личностных возможностей и как баланс между социальной и внутренней успешностью, то в ходе профессиональной подготовки в современных условиях выявляется необходимость развития специалиста, отличающегося индивидуальностью, неповторимостью, внутренней детерминацией, активностью, что соответствует идеям гуманизации общества.
Существенное влияние на процесс индивидуализации оказывают такие внутренние факторы, как опыт и интеллект. Обладая опытом, субъект, с одной стороны, может использовать свой потенциал в соответствии с условиями и требованиями деятельности, а с другой стороны, по мере накопления опыта усиливаются динамические возможности субъекта и ограничиваются негативные тенденции в деятельности. В процессе овладения профессиональной деятельностью проявляются особенности и в интеллектуальном факторе, который играет важную роль в организации и совершенствовании деятельности, так как обеспечивает анализ, оценку и учет не только объективных условий деятельности, но и индивидуальных возможностей личности и особенностей ее деятельности .
Таким образом, в период индивидуализации происходят аккумулирование того материала, который предоставила личности среда, и формирование того индивидуального потенциала, который становится основой для творческого познания и преобразования среды, деятельности и самого себя, то есть самореализации.
По завершении процесса индивидуализации осуществляется переход к
третьей фазе формирования личности – интеграции, которая является характеристикой меры совпадения целей, интересов различных социальных групп или индивидов. Интеграция детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением личности быть идеально представленной в других своимиособенностями и потребностью окружающих принять, одобрить и поддержать те индивидуальные свойства личности, которые соответствуют их системе ценностей, стандартов. В результате интеграции личность становится способной функционировать в широких общностях, «ограничивать себя и вступать в компромиссно-переговорные процессы, в договорные отношения с другими людьми», следовательно, личности необходимо научиться рефлексии, выражающейся в отношении к деятельности, самооценке интеллектуальных возможностей, опыта, эмоциональных реакций.
Интеграция личности связана с освоением культуры общества или группы, ибо «культура появляется там, где люди пытаются договориться между собой о приемлемых правилах общежития, той или иной деятельности, общих мировоззренческих и нравственных взглядах и суждениях, моральных и эстетических оценках, о системе ценностей». Являясь продуктом общественной самоорганизации, культура реализуется отдельной личностью, которая осуществляет практические или интеллектуальные действия, детерминированные культурными нормами данного общества. В рамках этой фазы в групповой деятельности складываются новообразования личности, а также появляются черты, которых, возможно, не было у других членов группы, но которые необходимы для внесения значимого вклада в жизнь группы. Таким образом,
на стадии интеграции формируются механизмы внутреннего самоконтроля и
саморегуляции личности, обеспечивающие развитие социально-полезных качеств, возможности для овладения культурой как способом регулирования и реализации человеческой деятельности.
Итак, проходя в своем развитии фазы адаптации, индивидуализации и интеграции, личность вносит изменения в объекты и субъекты мира, согласуя их со своими потребностями, смыслами и ценностями, реализуя свою индивидуальность. Эти этапы взаимно проникают друг в друга, ибо адаптация связана с накоплением первичного опыта; индивидуализация личности актуализируется через вклады, которые совершает индивидуальность в окружающих ее людях, преобразуя и изменяя их; культурное наследие осваиваетсяиндивидуально, а интеграция как заключительный этап определяется предыдущими фазами, закрепляя приобретенные новообразования и обеспечивая устойчивую структуру индивидуальности. Проходя этапы развития, личность самореализуется, максимально раскрывая и используя свой потенциал.

Заключение
Самореализация человека возможна в различных сферах. Самореализация связана наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем. Самореализация влечет за собой реализацию мира. Основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности.

Список используемой литературы
1.  Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. – Екатеринбург.: Изд-во Деловая книга, 1998.
2.  Личность, внутренний мир и самореализация /Под. ред. Ю. Н. Кулюткина,. Г. С. Сухобской. – С-П.: Изд-во Тускарора, 1996.
3. Гордон Олпорт. Становление личности: Избранные труды . – М.: Смысл, 2006. - 462 с.
4. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис….д-ра психол. наук: 19.00.01 / Л.А.Коростылева – СПб,2001.– 398 с.

5. Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.

6. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность. Внутренний мир и самореализация. - С -Пб.: Изд-во "Тускарора". 1996. - 175 с.

7. Кон И.С. Социология личности. М.: Наука. 1967

8.Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М., 1997. — С. 156—175.

--------------------------------------------
[ 2 ]. Маклаков А.В. Общая психология.– СПб.: Питер, 2006. – С.113.


написать администратору сайта