Документ. Общие причины возникновения государства и права
Скачать 61.18 Kb.
|
Общие причины возникновения государства и права Введение Происхождение государства и права в современной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных вопросов. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития. Изучение процесса происхождения государства и права позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Цель работы - рассмотреть возникновение государства и права. Для достижения поставленной цели рассмотрим такие задачи: · рассмотрим основные причины возникновения государств; · рассмотрим особенности возникновения права; · изучим основные теории происхождения государства и права. 1. Основные причины возникновения государства Современная наука, исходя из объективного материалистического понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт внутренней эволюции общества. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных и разнообразных причин. Речь, прежде всего, идёт о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению государства как новой организационной формы жизни общества. Государство появилось тогда, когда социальные и классовые противоречия объективно не могли быть примирены, а социально-экономическое развитие общества позволило содержать за счет населения особый аппарат управления для руководства ими. Государство возникло по следующим причинам: · неолитическая революция - переход от собирательной к производственной экономике. · разделение труда: - отделение скотоводства от земледелия; - отделение ремесел; - появление купечества. · рост производительности труда и появление излишек, дополнительного продукта (богатства). · появление частной собственности. · раскол общества на антагонистические страты (класса, группы) Современная теория государства и права выделяет следующие пути образования государства: · Восточное государство - государство азиатского способа производства. Выделялось через расслоение общества, одна малая община не могла построить каналы, поэтому общины стали объединяться, потом выделяется орган управления. Данная теория характеризует путь образования государства как естественный путь развития государства. · Европейское государство выделяют по основным направлениям создания: полисная система. Государства бассейна Средиземноморья (полисы, города-государства) становились центром для жителей, после роста «лишние» жители отправляются на новые территории, которые захватывали. Суть государства бассейна Средиземного моря - добровольное формирование государства, изначально демократическое. По мере укрепления власти - власть вождей усиливается, подчиненные - в повиновении, либо в зависимости, и власть перерастает в царства. франкский путь, выражается через налет, захват чужих территорий. Жителей захваченных территорий делали рабами, богатство отбирали и делили, города ставили на данные отношения. Например, варвары распространили свою власть на территорию Галлии. Оставаясь надсмотрщиками, франки оставили государственную верхушку, ассимилировались с местным населением (франкская знать, римская, галльская) буржуазное направление, образовывались в результате революции, свержения монархии, например, Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия. · распад крупных государств, СССР, др. империи. · крах колониализма. Таким образом, государство - это механизм, аппарат управления обществом. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов сложившихся в рамках родового строя, частично путем вытеснения последних. Появление признаков государства - это, прежде всего, выделение особого слоя людей занятых лишь управленческими делами, наделенных особыми правами и полномочиями, и правом собирать налоги, появление особых отрядов вооруженных людей призванных защищать территорию и общество. Основными признаками государства является: · Единая организация политической власти, распространяющаяся на все население страны в пределах ее территории, т.е. государственной границы · Государственный суверенитет, который включает в себя полноту и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти на всей территории. Верховенство по отношению к другим властям внутри страны и независимость от других государств. · Социальный аппарат власти, т.е. публичная власть управления и принуждения существует для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. · Правовая форма организации и осуществления власти. · Выступление государства в качестве официального представителя общества. · Наличие налогов. · Наличие символов, флага, гимна, др. атрибутов. В целом, государство - это политико-территориальная организация общества, обладающее суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих дел общества. 2. Особенности возникновения права Становление права происходило в течение многих веков. Именно право, опирающееся на государственное принуждение, явилось мощнейшим социальным регулятивным средством, способным стабилизировать, упорядочить и защитить общественные отношения. Образование права и государства шло параллельно, взаимозависимо, поэтому причины и условия возникновения права и государства во многом схожи. В целом же право, как и государство, вырастало из потребностей производящей экономики. Условно выделяют особенности возникновения права на Востоке и Западе. На Востоке переход к производящей экономике привел к делению населения общин на управляющих и управляемых. Управляющие одновременно выступали организаторами производства, контролерами и распределителями произведенного продукта. Для того чтобы организовывать и регулировать процесс производства в сложных условиях поливного земледелия, необходимы были специальные правила, нормы. На определенном этапе формирования раннеклассового общества эти правила закрепляются в агрокалендарях, становясь основой производственной, общественной и личной жизни раннеземледельческой общины. В них указывается, что надо делать обязательно («должно»), что делать разрешено («можно»), что делать запрещено («нельзя») и что безразлично для общества, т.е.: можно действовать по своему усмотрению. Именно с агрокалендарей началось становление собственного права в раннеземледельческих обществах Месопотамии, Египта, Индии примерно в IV-III тыс. до н.э. Право органично вытекало из норм религии и морали, играло по отношению к ним вспомогательную роль. Поэтому правонарушение было одновременно и нарушением норм религии и морали. Основными источниками права стали религиозные положения (поучения) - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. Таким образом, на Востоке право должно было, во-первых, обеспечить новый тип трудовой деятельности, поддержать новое состояние общества и, во-вторых, закрепить сложившееся неравенство, служить инструментом господства правящей верхушки над остальным населением. На Западе, в результате перехода к производящей экономике, произошло общественное разделение труда, что, в свою очередь, способствовало повышению производительности индивидуального труда, дало возможность отдельным семьям существовать независимо от общины и изменило положение человека в обществе. Он стал свободным (относительно) благодаря способности личным трудом удовлетворять свои потребности. То есть возникла необходимость в защите интересов индивидуальных производителей от возможного произвола и обмана со стороны других лиц с помощью норм права. Прибавочный продукт, который появился вследствие роста производительности труда, совершенствования культуры производства, повлиял на возникновение возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, появления частной собственности и имущественного неравенства, усиления конфликтов и противоречий между бедными и богатыми. Традиции, обычаи, религиозные и моральные нормы уже не могут обеспечить порядок в обществе, стабильный способ разрешения конфликтов. В результате возникает насущная потребность в праве как таком социальном регуляторе, который бы установил и закрепил господство имущих классов с помощью обязательных для всех правил. Итак, право на Западе появляется, с одной стороны, как мера общественной и индивидуальной свободы производителя-собственника, а с другой - как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей. В западных странах право развивалось от обычая к правовому обычаю, т.е. государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов. Далее развитие шло от правовых обычаев к законам, судебным и административным прецедентам, договорам. 3. Основные теории происхождения государства и права Возникновение государства и права - сложный, трудно изучаемый процесс. Попыток объяснить его очень много. Более сложный вопрос - возникновение государства в «доисторический» период, в условиях родового общества, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. В процессе исторического развития и накопления знания выдвигались различные теории, каждая из которых имеет свое рациональное зерно. В связи с этим (и по другим причинам) в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства. Теорий происхождения государства и права множество, поэтому остановимся на основных, самых известных и наиболее разработанных. К таким теориям (концепций) относятся: - теологическая (божественная), - договорная, - патриархальная, - завоевание (насилия), - социально-экономическая или классовая. Одной из древнейших теорий является теологическая или теория божественного происхождения государства. Государство и право являются божественным промыслом, такого мнения придерживались многие восточные мыслители. Фома Аквинский разделял божественное и человеческое - управляющее общественными отношениями - право, а также некоторые современные идеологи католицизма и ислама. Ее суть сводится к тому, что государство возникло по Божьей воле. Подтверждение этой теории мы можем найти в Библии (Старое Завещание), где говорится о возникновении государства в Древнем Израиле, когда Моисей выводил евреев из Египта. Эта теория имела успех в древнем мире: в странах Далекого Востока, в Египте, Вавилоне, Сирии и других. Теологическая теория не раскрывает процесс создания государства и права, а доказательством её правильности может служить только вера. Второй теорией является договорная теория о происхождении государства, которая является составной частью теории «естественного права» (XVII-XVIII столетие). Суть этой концепции сводится к тому, что государство и право возникли из человеческих соглашений, что они созданы по воле людей путем общественного договора для защиты собственности, жизнь и свободы людей. Элементы этой теории можно найти в процессе возникновения государства в Старинном Риме, когда точилась борьба между патрициями и плебеями за государственную власть, и они пришли к компромиссу - соглашения. Третья - патриархальная теория выводит происхождение государства от семьи, которая путем развития переходит в род, от рода до племени, к объединению племен и к возникновению народностей, как союза племен. Государственная власть постепенно вырастает от власти отца в семье к власти Рады старейшин племени и достигает власти князя, короля или вождя. Четвертой теорией является теория «завоевание» или насилия. Ее суть сводится к тому, что государство возникшее в результате насилия и завоевание одного племени другим, одного народа другим. Она рассматривается как господство сильного над слабым. Эта теория раскрывает внешние, политические факторы возникновения государства, но упускает социальные причины возникновения государства. Основные идеологи теории насилия - марксисты (Гумплович, Каутский, Дюринг). Наиболее распространенной теорией возникновения государства есть социально-экономическая или классовая (марксистская) теория. Она объясняет причины распада родового общества возникновением моногамной семьи, большими общественными разделениями труда, переходом от родовой (коллективной) собственности к частной собственности, а также возникновением противоположных антагонистических классов. С возникновением антагонистических классов и социальных групп родовое общество (Совет старейшин) уже не могли регулировать отношения между этими классами и социальными группами. В связи с этим необходимая была новая организация власти - государственная власть и ее аппарат, чиновники, для которых управление и принуждение были основной деятельностью или единой. Эта концепция изложена в работе Ф. Енгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на обобщении и анализе возникновения государств в Афинах, Старинном Риме и у германцев. Возникновение каждого конкретного государства имеет свои особенности и общие закономерности: возникновения моногамной семьи, частной собственности и противоположных антагонистических классов. В последние десятилетия разрабатывается космическая теория возникновения государства. Ее суть сводится к тому, что возникшее государство было рекомендованное другими космическими цивилизациями как высшая организация управления обществом. Суть этой концепции можно найти в литературе последних десятилетий, где рассказывается о роли космических цивилизаций в жизни земной цивилизации. Из всех этих теорий наиболее обоснованная социально-экономическая теория происхождения государства, поскольку рассматривает социальные и экономические причины возникновения государства, а также частично политические факторы. Эта теория выходит из внутренних факторов, но почти не учитывает внешних факторов, которые влияли на возникновение государства. К возникновению государства необходимо подходить из разных позиций, рассматривать как внутренние, так и внешние факторы, как причины, так и условия возникновения государства, а также политические, экономические, социальные и естественные факторы, которые влияли на возникновение государства. Вопрос о возникновении права нужно также рассматривать с двух позиций: права, которое создано государством, и права, как естественного социального явления. Возникновение права, как общих правил поведения, нельзя отторгать от социально-экономических и политических факторов жизни общества. Оно возникает как естественное право членов общества, семьи, рода, племени и существует в форме субъективных прав и обязанностей, в форме правовых обычаев, которые имеют моральное, религиозное, экономическое и политическое содержание. С возникновением государства много правовых обычаев было приспособлено или санкционировано ею, они стали официальными нормами права и законами. Кроме того, государство начала выдавать новые нормативно-правовые акты и законы для регулирования нового общественного отношения. Заключение общество право государство В ходе выполнения работы мной были рассмотрены причины возникновения государства и права. Можно сказать, что уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. При всем существующем множестве теорий происхождения государства и права вопрос о причинах и процессе происхождения был и остается ключевым для теории государства и права. Возникновение права, как общих правил поведения, нельзя отторгать от социально-экономических и политических факторов жизни общества. Оно возникает как естественное право членов общества, семьи, рода, племени и существует в форме субъективных прав и обязанностей, в форме правовых обычаев, которые имеют моральное, религиозное, экономическое и политическое содержание. С возникновением государства много правовых обычаев было приспособлено или санкционировано ею и они стали официальными нормами права и законами. Причины возникновения государства и права до сих пор носят дискуссионный характер. Из всех теорий возникновения государства и права на сегодняшний день наиболее разработанной остается марксистская теория, поскольку только она обладает научными и практическими доказательствами своей правоты, по крайней мере, сегодня. |