Главная страница

Общие вопросы виктимологии


Скачать 7.53 Mb.
НазваниеОбщие вопросы виктимологии
Дата03.11.2022
Размер7.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаviktimologia_psikhologia_povedenia_zhertvy.pdf
ТипДокументы
#769198
страница67 из 82
1   ...   63   64   65   66   67   68   69   70   ...   82
Стадия девятая. Чувства захлестывают. Это чувства обиды, одиночества, разочарования, гнева и напряженности.
Стадия десятая. Сам срыв — первая выпивка. А за ней — стыд и вина, бессилие и безнадежность, полная потеря контроля и изнеможение.
Между первым употреблением в срыве и возвращением к употреблению может пройти не один день. Выпив после периода трезвости стакан пива, алкоголик не обязательно потянется за водкой. Он даже может обрадоваться тому, что ничего страшного не произошло.
Пройдет совсем немного времени, и будет второй и третий стаканы. Не успеет он оглянуться, как трезвость исчезла, а вместе с ней и многое другое, что далось с огромным трудом, — уважение людей, любовь близких и вера в себя. От осознания этого многие просто уходят в запой, да такой, что некоторые не возвращаются. Вот где стоит еще раз вспомнить, что болезнь смертельная.
Именно срывом опасен алкоголизм. Бросить пить легче, чем не начать снова.
Есть множество распространенных ошибочных мнений по поводу срыва. Попробую их перечислить.

Срыв происходит неожиданно. Факт: процесс срыва начинается задолго до возобновления употребления. Пусковым механизмом могут быть боль и дискомфорт трезвости.

Выздоравливающий человек будет осознавать предупреждающие сигналы срыва. Факт: многие не видят этих сигналов. Только потом, оглянувшись назад, они смогут их проследить. Это происходит потому, что имеется недостаток информации об этом процессе,
работает процесс отрицания и, конечно, организм еще долго будет приходить в себя и учиться жить без химических веществ.

Если ты не пьешь, то ты выздоравливаешь. Факт: это самая распространенная ошибка. Выздоравливать — значит делать очень многое. Значит работать и устранять все причины, которые когда-то привели к употреблению.
▪ Если ты осознал сигналы, то можешь предупредить срыв. Факт: к сожалению, это не всегда так. Силы воли и самодисциплины может не хватить.

Те, кто срывается, просто не хотят жить трезво. Факт: решение бросить может не означать решения никогда больше не пить. Но это не значит, что у человека нет мотива быть трезвым. Возможно, он не достиг той боли, после которой он примет другое решение.
▪ Те, кто часто срывается, не смогут быть трезвыми. Факт: просто они не научились предотвращать срыв.

Можно заменить зависимость к алкоголю на «менее опасную». Факт: любая зависимость опасна. Не говоря уже о том, что поменять одну на другую и вернуться к прежней очень легко.

Если начал употреблять, то уже не остановиться, пока не «достигнешь дна». Факт: никогда не знаешь, что может случиться, если начнешь пить. Поэтому нельзя утверждать, что не сможешь остановиться.

Успешность выздоровления зависит от того, что, бросив, ни разу не употребишь и не сорвешься. Факт: очень немногим хватило одной попытки. Иногда срыв нужен, чтобы проверить свое решение быть трезвым.
Трудно сказать, кто более трагично переживает срыв — сам алкоголик или его близкие. Но знания о болезни, о том, что для алкоголизма срыв — обычное явление, поможет сохранить спокойствие и контроль над происходящим, не потерять веру. Потеря веры —
самое страшное, что происходит при алкоголизме.
Происходящий процесс иногда лучше видится близким, а не самому выздоравливающему. Но проблема в том, что если срыв уже начался, то говорить с алкоголиком крайне трудно. Он все будет отрицать и раздражаться. А так страшно его раздражать. Ведь если раньше он просто уходил и напивался, то теперь этот путь для него закрыт. И все раздражение выливается на близких. И они терпят. Но покой уже утрачен. Постарайтесь договориться между собой о том, что если вы заметили что-либо подозрительное, то имеете право об этом сказать алкоголику, а он выслушать. Сделать это надо заранее. Правда, это вовсе не означает, что вам удастся сохранить эту договоренность, но попытаться все же стоит.

5.9.1. Консультирование о выходе
Консультирование о реформировании мышления (синоним «консультирования о выходе») в узком смысле слова — это интенсивная информационная терапия участника деструктивного культа, проводимая группой консультантов из 3–4 человек при содействии близких и родственников непрерывно в течение 3–5 суток по 12–16 часов в день. Цель такого консультирования не обязательно заключается в обязательном уходе консультируемого из культа. Конечной целью является восстановление у культиста индивидуального умения разумно и критически мыслить и усиление основанного на информированности свободного волеизъявления. Этот процесс можно было бы точнее обозначить как консультирование об информации (или информирование), позволяющей более полно и критично оценить степень и средства влияния данной группы на личность (Волков, 1997).
Сами авторы этого подхода пишут о нем, что он «является добровольным, интенсивным, ограниченным по времени, договорным образовательным процессом, который придает особое значение сообщению информации членам эксплуататорски манипулятивных групп,
обычно называемых культами». Он «отличается от депрограммирования, которое получило большое освещение в средствах массовой информации в конце 1970-х и в 1980-е годы, здесь первое является добровольным процессом, в то время как последнее обычно ассоциируется с временным ограничением культиста».
Все подходы консультирования о выходе зависят от установления взаимопонимания с культистами, чтобы помочь им произвести более информированную оценку их участия в культе, которое консультанты по выходу рассматривают как эксплуататорски манипулятивную ситуацию (в противном случае они не стали бы проводить консультирование о выходе). Хассэн (
Hassan, 1988)
утверждает, что культисты находятся в капкане, который (1) они не выбирали (мы бы квалифицировали это заявление, говоря, что их выбор не был основан на информированности и им манипулировали), (2) похож на западни, пережитые культистами в других группах, и
(3) из него можно выбраться. Для Хассэна работа консультанта по выходу заключается в совершении перемен в поведении культистов,
чтобы вывести их из капкана.
Как уже говорилось, важное различие между консультированием о выходе и депрограммированием заключается в том, что при последнем культиста запирают, по крайней мере на начальном этапе, дома, в комнате отеля, в хижине или в каком-то другом подходящем уединенном месте. Это различие, однако, приводит к тому, что вызывает три других отличия между консультированием о выходе и депрограммированием.
Во-первых, консультанты по выходу должны обладать способностью быстро устанавливать взаимопонимание с культистом; иначе человек просто уйдет. Даже если некоторые депрограммисты так же уважительны и вежливы, как консультанты по выходу, ситуация депрограммирования не требует, чтобы они вели себя подобным образом. Следовательно, некоторые депрограммисты могут быть излишне конфронтационными.
Во-вторых, из-за физического ограничения культисты, вовлеченные в депрограммирование, гораздо более склонны приходить в ярость, чем это с ними случалось бы во время консультирования о выходе. Они могут проклинать и оскорблять депрограммистов и своих родителей. Они могут угрожать местью. Они могут прибегнуть к физическому насилию. Они даже могут попытаться совершить самоубийство или нанести себе физический вред, чтобы попасть в больницу, откуда они могут позвонить своим культовым лидерам.
Такое поведение может подвергнуть испытанию терпение депрограммиста с самыми мягкими манерами, а в случаях со склонным к конфронтации депрограммистом может привести к деструктивной эскалации резких слов и поведения. В самом деле, хотя большинство депрограммирований могут быть успешными в том, что культист уходит из группы (
Langone, 1984), психотерапевты, которые работают с экс-культистами, отмечали многие случаи, когда «успешное» депрограммирование имело вредные последствия.
В-третьих, некоторые, но не все, депрограммисты действуют так, словно культисты находятся под таким глубоким воздействием культов, что физическое ограничение необходимо, чтобы убедить их выслушать информацию, недоступную в культе.
Таким образом, консультирование о выходе отличается от депрограммирования отсутствием принуждения и всего, что с ним связано.
Подходы консультирования о выходе различаются между собой в соответствии со степенью, до которой они стремятся произвести перемену, в сравнении со стремлением побуждать к перемене; и со степенью, в которой они полагаются на осмотрительное использование методики, то есть мастерства, в сравнении с той степенью, в которой они полагаются на информацию. Подход консультанта по выходу должен заключаться в том, чтобы скорее побуждать к перемене, делясь информацией, нежели производить перемену путем умелого использования методики.
Одним из первых сторонников добровольного консультирования по выходу стал С. Хассен (1990), который, будучи лицензированным консультантом по психическому здоровью, практиковал терапию стратегического вмешательства, частично основанную на модели коммуникации и влияния Милтона Эриксона. Джамбалво (1995), которая написала «Консультирование по выходу», предложила метод,
построенный на высокой степени взаимодействия, для того чтобы помочь члену культа выйти из него или ее контролируемого и диссоциативного состояния сознания. Она придает особое значение обучению и приспособлению на основе эффективных, не травмирующих форм коммуникации. Лангон (1990), также считая, что жертвы культа, уходя из него, должны сделать свой собственный выбор в процессе восстановления индивидуальной автономии, контроля и достоинства, полагает, что его семья должна научиться умению помогать своему члену. Этот процесс должен включать три шага: сбор информации, установление определенной этики отношений, увеличение и улучшение общения.
Все эти формы вмешательства, включая и депрограммирование, делают акцент на том, чтобы предоставить полномочия жертве культовой манипуляции, что является полней противоположностью правилам культов.
Сиркин (1990) предлагает системный подход к терапии вмешательства. Он рассматривает вовлечение в культ как дезорганизацию отношений и предлагает лечебную сеть как эффективную форму вмешательства. Цель семейного терапевта, которого он предназначает для лечения — облегчить общение и помочь члену культа на пути нормального приспособления к его или ее жизненному циклу. Задача индивидуального врача — помочь человеку, установить и добиться индивидуальных целей, отличных от требований группы, независимо от того, является ли эта группа семьей или религиозной общиной. Верования здесь, как и в большинстве других форм лечения, менее важны, чем способность выбрать персональные цели.
Другое интересное открытие в психиатрическом аспекте сделала Галанти (1993) в статье «Культовое превращение,
депрограммирование и триединый мозг». Рассматривая свой культовый опыт в аспекте функционирования мозга, Галанти, которая посещала семинары Церкви объединения, заметила, что промывание мозгов действовало на нее эмоционально (на лимбическую систему)
сильнее, чем интеллектуально. По ее рассказу, культовая жизнь включает много элементов ритуального поведения (Р-комплекс), но не стимулирует интеллектуальные процессы (новую кору). Поэтому особое значение имеет развитие критического мышления для того, чтобы стимулировать запущенные и атрофированные области мозга. Это, в свою очередь, может помочь члену культа распознать вредную манипулятивную природу культового окружения и дать ей или ему возможность освободиться от него.
Объяснение Галанти базируется на модели Пауля Маклина о тройственности мозга, который функционально разделен на три главных системы.
1. Р-комплекс, ответственный за инстинктивное поведение и обучает ритуалам.
2. Лимбическая система, включающая таламус и гипоталамус, ответственная за телесные функции.

2. Лимбическая система, включающая таламус и гипоталамус, ответственная за телесные функции.
3. Нео-кора, известная как «думающий мозг», который обеспечивает критическое мышление.
Галанти обнаружила, что на семинарах Церкви объединения вопросы или критические замечания запрещены. Они должны «учить материал» без вопросов. Это сильное ослабление функции нео-коры. Отсюда логический вывод, что необходимо реанимировать высшие мозговые центры.
Консультирования о насилии над сознанием обычно начинаются по инициативе родителей или мужа (жены) члена группы. Что влечет за собой такое консультирование? Кратко, родитель или муж (жена), обеспокоенные участием близкого в культе, договариваются о встрече наедине или о телефонной консультации с консультантом «по реформированию мышления» или с «командой» таких консультантов. Если thought reform consultant считает случай подходящим и клиент соглашается, они будут действовать. Во-первых,
родители или супруг(а) должны узнать о культовом манипулировании (особенно о том, которое использует группа, привлекшая их близкого человека) и о моделях общения, которые могут помешать их отношениям с культистом. Если необходимо, они могут участвовать в семейных консультациях с психотерапевтами или, в некоторых случаях, с консультантом «по реформированию мышления». Затем консультант и клиент примут решение о том, как эффективнее всего убедить культиста поговорить с консультантом «по реформированию мышления».
Когда семья представляет консультанта по психологическому насилию культисту, консультант обычно будет представлять участие в культе как семейную проблему, каким оно действительно является. Консультант «по реформированию мышления» просит культиста принять участие в просмотре (прочтении, прослушивании) информации, которая может помочь ему и его семье лучше понять и справиться со своими проблемами. Если культист соглашается, что случается в большинстве случаев, консультант «по реформированию мышления» может потратить один или несколько дней, обсуждая культы и психологическое манипулирование, проводя обзор письменных материалов, просматривая и обсуждая видеофильмы и обсуждая значение этой информации для культиста и семьи.
Консультант «по реформированию мышления», хотя и не прячет свои взгляды относительно культов, стремится не оказывать на культиста, который решает, как реагировать на эту информацию, давление и не манипулировать им.
Консультант «по реформированию мышления» уважает окончательное решение культиста, заключается ли оно в том, чтобы остаться в группе, или в том, чтобы уйти. Если культист покидает группу, консультант обеспечивает его информацией о том, как продолжать образовательный процесс, начатый во время консультирования «о реформировании мышления», и где получить помощь для того, чтобы справиться с послекультовыми проблемами. Большинство консультантов «по реформированию мышления» полагают, что когда культист дает им достаточное время для представления их информации — обычно около трех дней — человек решает уйти из культа примерно в
90 % случаев. Если культист не дает консультантам достаточного времени, но слушает их информацию до определенной степени, то, по неофициальным оценкам, около 60 % решат в конечном счете покинуть группу. Однако, не существует способа предсказать заранее, даст ли конкретный культист (1) достаточно времени консультанту и (2), если даст, будет ли он среди тех 90 %, которые уходят, или среди тех
10 %, которые остаются в группе.
Хотя существуют различные подходы к консультированию о выходе, все они отвечают потребностям семьи или пострадавшего члена семьи и стремятся помочь культистам, обеспечивая их информацией, о которой они не знают. Подход, предлагаемый К. Джиамбалво,
можно назвать сосредоточенным на информации консультированием о выходе. Он связан, но, тем не менее, отличается от сосредоточенного на процессе консультирования о выходе, или от того, что С. Хассен называет «стратегической терапией воздействия», и от подходов, которые выдвигают на первый план определенные теологические моменты, прежде всего то или иное религиозное переобращение. Основное различие первых двух подходов состоит в том, что С. Хассен допускает более активную и целенаправленную роль консультанта в подведении клиента к выходу из культа, в том числе и за счет некоторых технических приемов. При этом главная идея заключается в том, что чем меньше принуждения и чем больше неманипулятивного побуждения в процессе консультирования, тем эффект чище и надежнее.
Необходимо понимать, что консультирование о выходе не производит существенной психологической перемены. Оно просто обеспечивает информацией, которая является катализатором перемены, которая пробуждает культистов, затем уже способных сделать истинный выбор, вытекающий скорее изнутри, нежели снаружи. Опора на психологические «методики» в консультировании о выходе может, в конечном счете, сделать более трудным для культистов определение того, был ли выбор, сделанный ими во время консультирования о выходе, действительно их выбором, а не консультанта по выходу.
Основные особенности консультирования о реформировании мышления заключаются в следующем.
1. Значительная роль предварительного сбора информации.
2. Активное участие семьи и близких (но не семейная терапия).
3. «Командная» работа консультантов.
4. Длительность и интенсивность.
5. Акцент на предоставление информации как на единственную цель консультирования, т. е. информирование вместо психотехники.
6. Участие бывших культистов.
Реально консультирование по реформированию мышления может быть востребовано и использовано не каждой семьей. Основные ограничения: психологические мотивы и финансовые возможности. Далеко не все родители, даже те, которые вполне понимают и наблюдают пагубные последствия пребывания своих детей под прессом деструктивного культа, находят в себе силы и терпение обучаться тому, как справляться с этой ситуацией и помогать своим детям.
Аш (1985) дал обширный обзор литературы, относящейся к стадиям выздоровления, хотя время, необходимое для каждой стадии,
может быть различно в каждом конкретном случае. Он цитирует стадии выздоровления от культов, предложенные Гольдбергом.
1.
Начальное постдепрограммирование — начинается с «выхода». Эта стадия обычно продолжается от 6 до 3 недель и включает обширное множество симптомов, определяющих клиническую картину экс-культиста. Некоторые из наиболее общих симптомов — это
«
плавание, которое стремится разрушить свойственное личности чувство реальности, где переживания субъекта чем-то похожи на отделение от самого себя, неясное ощущение, что он находится далеко от того места, где он находится физически». Кроме того, это
«
детская пассивная зависимость с некритическим принятием авторитетов» и «когнитивный дефицит личности (включающий нерешительность, раболепное поведение и стеклянные глаза».
2.
Появление (всплытие вновь) предкультовой личности — начинается примерно через один-два месяца после ухода и может продолжаться до двух лет. Эта стадия характеризуется увеличением доверия к себе, гнева на культ и родителей которые не помогли,
стремлением к антикультовой деятельности, возвращения к прежним «удовольствиям», которые осуждались или запрещались культом; во многих случаях больше всего беспокоит то, «что он не такой как все, странный».
3.
Интеграция культового опыта индивида в его жизнь. Эта стадия начинается через шесть месяцев и продолжается до двух лет после ухода из культа. Придавая особое значение этой стадии, как ориентированной на будущие цели, специалист определяет, что лечение,
которое должно быть выбрано на этой стадии, — это психотерапия, сфокусированная на исследовании факторов, которые содействовали индивидуальной уязвимости к культовым манипуляциям. Большинство терапевтических приемов здесь должно быть направлено на помощь в приспособлении к жизни вне культа.
Эта модель выздоровления базируется на предположении, что индивид прошел консультирование по выходу или был

Эта модель выздоровления базируется на предположении, что индивид прошел консультирование по выходу или был депрограммирован. По словам Аша, Гольдберг утверждал, что «те индивиды, которые не были депрограммированы, имели гораздо больше трудностей и дольше проходили стадии выздоровления, чем те, которые прошли депрограммирование». Независимо от того, какой промежуток времени каждая из этих стадий потребует, все из значительных литературных источников, кажется, согласны с тем, что эта последовательность должна быть пройдена, чтобы выздоровление произошло. Другими словами, ни один этап не должен быть пропущен,
и задача консультанта — обеспечить, чтобы бывший культист прошел их.
Это может быть нелегко, так как многие из бывших культистов склонны пропустить этот решающий этап огорчений, боли, эмоций гнева для того, чтобы «поспешить» жить дальше.
Герман (1992) усиливает трехступенчатую модель Гольдберга, отмечая следующее: «Излечение развертывается на трех этапах.
Центральная задача первого этапа — это упрочить безопасность. Центральная задача второго этапа — это воспоминания и оплакивание.
Центральная задача третьего этапа — это воссоединение с обычной жизнью».
Эффективная стратегия лечения бывших членов культа обычно связывается с восстановлением предкульторого поведения и улучшения способности справляться с трудной ситуацией, повышение автономии и уверенности в себе, укрепление личности. При лечении жертв надо придавать особое значение восстановлению оптимального психологического и личностного развития и нормального приспособления к себе, другим и обществу (МакГовек, 1991).
По мнению Соломон (1991), эффективное лечение должно включать когнитивную терапию, изменение поведения, теория обучения и психоаналитические техники. Она также предложила специфические техники, помогающие клиентам обновить свои способности критического мышления, понимания своего опыта, опознания индуцированного культом символического («нагруженного») языка —
стереотипной терминологии, ослабляющей критическое мышление, объяснять себе соматические недомогания, распознавать плавающие состояния, диссоциативные шизофренические послания и чувства вины, уметь объяснить себе причины их возвращения, уменьшить ночные ужасы, отдавать себе отчет в их происхождении, выразить чувства гнева по отношению к руководителям культов и изменить свое неуместное поведение.
В общем, суть предложений, содержащихся в литературе по проблеме, в том, что лечение должно быть индивидуальным и соответствующим этапу выздоровления индивида. Затем, поняв техники культовой манипуляции и их последствия, терапевты должны также сами освоить «нагруженный язык» культа (ослабляющие мышление стереотипы) и термины, имеющие дополнительное негативное значение в культе, так как бывшие культисты могут очень чувствительно реагировать на них. Как показано в работе Лангона (1991),
«
выходцы из культов относятся хуже к традиционным терминам, таким как „культ“ и „промывание мозгов“, чем к таким, как
„психологический вред“, духовная травма» и «злоупотребление доверием».
Некоторые из лечебных методов, описанных для ПТСР, такие как когнитивное реструктурирование и рациональная терапия (Эллис,
1994), могут быть обоснованными и полезными для людей, страдающих от последствий культовых злоупотреблений. Иррациональные,
дисфункциональные и деструктивные убеждения владеют бывшими членами культов, и они могут наносить постоянный эмоциональный ущерб и интеллектуальный вред. Помощь в корректировке таких ошибочных парадигм может быть очень полезной для излечения культистов.
Благодаря сходной природе посткультовой травмы могут быть очень полезны упражнения, назначаемые при стрессах, возникающих в ситуациях, связанных с опасностью для жизни (Смит, ДеЧасней, 1994), те, что используются для спасателей и военных, направляемых в места больших инцидентов с многочисленными ранениями или смертями, для того чтобы предотвратить или помочь излечиться от ПТСР.
По существу эти руководства разработаны для того, чтобы помочь жертве понять природу своей травмы и обеспечить выход эмоций. Как показывают другие исследования, крики и мужчин, и женщин довольно частое явление на таких занятиях, что показывает эмоциональную природу такой терапии. В одном ряду с ними стоят также исследования, сделанные в области посттравматических стрессов у взрослых после нападения на них, которые были следствием нарушения индивидуального мироощущения. Травма может оказаться интегрированной с общим мироощущением, связанным с безопасностью, путем интерпретации самой травмы, ее значения, роли, которую играл клиент в процессе травмы и общей важности травмы. Полагают, что в результате таких занятий и реконструкции когнитивного диссонанса внутренний конфликт, возникший в результате индивидуального опыта, должен уменьшиться. Индивид должен научиться видеть и эмоционально переживать свою травму на основе приспособленного и ней, но здорового видения мира.
Вест (1990) предлагает трехступенчатую модель социального вмешательства:.
I ступень.
A. Признание проблемы.
Б. Программы религиозного просвещения.
B. Восстановление семейных ценностей. Г. Обзор факторов риска.
II ступень.
A.
Обнаружение: Необходима государственная организация, предоставляющая услуги любого вида, включая интеллектуальные и духовные, для того чтобы заранее обнаружить все виды вовлечения, участия и членства. В медицине это называется полностью информированное разрешение.
Б. Расчет: подсчет необходимых ресурсов.
B.
Переезд члена культа на короткий период для проведения экспертизы государственным органом, таким как суд, в случае обоснованной тревоги за его физическое и психическое здоровье.
III ступень.
Проведение начального консультирования и других программ для бывших членов культов.
Когнитивный или когнитивно-поведенческий подход в консультировании, включающий такие терапии, как рационально возбуждающая и десенсибилизирующая, основан на попытках переделать ассоциации и ложные восприятия действительности для того,
чтобы конструктивно воздействовать на эмоции и поведение. Хассен полагает, что, поощряя клиента двигаться обратно, в прошлое,
регрессировать и так освобождаться от травмы, можно в реальности нанести вред, как бы ретравмируя его. Такой взгляд противоречит
Веллспрингской модели выздоровления, которая предполагает, что клиенту нужно вновь пережить травматическое событие, но с эмоциями, которые ему не были разрешены тогда (или самим, иди его лидером), чтобы эти эмоции были обработаны и растворились.
Для снятия эмоционального «якоря» (триггер, ассоциации, которые были созданы культовыми злоупотреблениями или другими травмами) Хассен разработал техники, основанные на комбинации нескольких терапий, включающих разные концепции от
Эриксоновской гипнотерапии до психодрамы. Техники работают следующим образом.
1.
Клиента просят рассказать о травматическом событии и проанализировать его эмоционально. Это сопровождается изображением сцены на экране телевизора, в дальнейшем, если сцена слишком назойлива, ее убирают.
2.
Затем клиента просят нарисовать эту сцену — это время ассоциативных эмоций, — творчески изменив ее путем включения ресурсов, которыми он сейчас обладает, а именно понимание ситуации и сила личности. Клиента просят изменить эту ситуацию таким образом, каким, как он чувствует, это надо сделать. Далее продолжается исследование различных сценариев, от наилучших и наихудшим,
используя честность и силу личности клиента. Конец сценария предусматривает победоносный выход его или ее из данной ситуации при
сохранении целостности и силы личности. Например, член культа мог представить себе изгнание культового лидера с применением скрытых сил военного искусства, а затем выйти из комнаты… и из культа.
Важно сохранить последовательность этих двух шагов, так как травматический опыт должен быть эмоционально проанализирован или
«
разоружен» для второго сценария, перезаписи памяти, чтобы возникла возможность отвергнуть его. Этот метод может оказаться полезным и дать новые шансы не только в случаях культовой травмы, но и для других видов психологических травм, так как клиент получает возможность почувствовать и выразить эмоции оскорбленности и гнева, которые ему или ей не позволено было выразить, или они не могли их почувствовать во время инцидента. Изменением воспоминаний и присоединением новых эмоций жертва в известной степени восстанавливает свое прошлое и выходит из него победоносно. Следует также заметить, что в соответствии с принципами излечения от травмы действие, позволившее кому-то почувствовать и выразить искренние чувства боли и горечи, которые были диссоциированы во время инцидента, — важный шаг в процессе лечения.
Веллспрингская модель культовой травмы и выздоровления базируется на теории транзактного анализа Э. Берна (Берн, 1997) (см.
раздел 2.1 главы 2).
В растущем человеке внутренний диалог идет преимущественно между воспитывающим родителем и свободным ребенком. Диалог контролируется и сравнивается аналитически с обильной запасенной информацией «для проверки реальности». Часть негативной и ограничивающей информации от критикующего родителя к адаптированному ребенку минимально необходима и нравственна (такая как
«не садись в кресло этой пожилой леди! Ты должен уважать пожилого человека!»).
Истинно верующий готов защищать своего лидера любой ценой, так как он отказался от всех видов взрослого критического мышления,
чтобы принять на себя роль «идеального, совершенного объекта». Его самооценка и собственный имидж полностью определяются одобрением или осуждением лидеров и исполнением своей роли и миссии. Истинно верующий также становится сердитым и злым, если кто-то не отвечает на его «заботу».
Перекрестная (неблагоприятная) транзакция происходит, когда ответ неравный, когда «критический родитель» говорит «сверху вниз» с другим человеком, адресуясь к «адаптированному ребенку». Всякий раз, когда происходит такое подавление, отношения доверия уменьшаются, и самооценке подавленного индивида наносится ущерб. Более тонкий, и поэтому, возможно, более мощный путь влияния
— это перекрестная транзакция, при которой кажется, что это как будто параллельная транзакция, но ответ содержит утонченное подавление.
Как результат повторяющихся подавляющих транзакций, связь, которая строится на доверии, подменяется напряженностью, которая может перейти в манию. Хотя такие отношения болезненные и патологические, они могут производить интенсивное возбуждение,
которое укрепляет зависимость. Каждая кросс-акция, открытая или скрытая, вызывает психологическую травму. Аналогия с физической травмой: небольшая царапина на кончике пальца не имеет значения, но последовательная и непрерывная ретравматизация приведет к повреждению, которое может стать причиной серьезных проблем и даже смерти из-за инфекции или потери крови. Подобно этому,
образцы отношений, характеризующиеся перекрестной транзакцией, могут быть причиной серьезного психологического ущерба, особенно при учете средней величины потенциально травмирующей транзакции на индивида ежедневно. Культовые лидеры и другие злоумышленники используют кросс-транзакцию для разрушения самооценки своих последователей, их уверенности в себе с тем, чтобы незаконно добиться послушания, согласия и зависимости.
В то время как растущий человек перерабатывает травмирующие переживания, если они случаются, член культа теряет такую способность, так как взрослая часть его личности смята вместе с воспитывающим родителей и свободным ребенком. Критический родитель наполняет теперь адаптированного ребенка негативными посланиями типа: «Не чувствуй так!», «Ты не должен быть злым или печальным! Это слабость!». Адаптированный ребенок не может переработать эмоции, такие как гнев или боль от унижений. Это продвигает их в своего рода «эмоциональный бак». В результате «эмоциональный бак», который используется у растущего человека только для наполнения при экстремально травмирующих ситуациях (таких, как травмирующие эмоции при катастрофах, несчастных случаях) на короткий период времени, чтобы затем переработать их, становится постоянно наполненным у члена культа. Он заполняется у него до такой степени, когда избыточное давление выходит наружу в форме взрыва, ярости и т. п. Это называется «распылением». Оно уменьшает давление эмоций лишь временно, и человек продолжает испытывать страдания и колебания между интенсивными негативными эмоциями и эмоциональной опустошенностью.
Другой способ облегчить это давление — это «дать течь» в виде недомоганий, физических жалоб, плаксивости, обидчивости,
депрессии и пр. Растущий человек обрабатывает интенсивные эмоции в связи с событиями, которые их вызвали. Эти укомплектованные
(
завершенные) и переработанные воспоминания можно сравнить с «полными карманами». Член культа, которому не разрешено испытывать такие чувства, запасает факты без чувств, во многом напоминающие «пустые карманы». В результате член культа отделяется или диссоциируется от своих реальных эмоций, что часто рассматривается как зомбиподобный феномен.
Реабилитация, что означает «жить снова» — это процесс поворота от влияния деструктивных образцов отношений и восстановление естественного способа обработки эмоций. Основываясь на описанных выше моделях, следует вывод, что обучающий, воспитывающий родитель и свободный ребенок должны быть поощрены в обстановке безопасности и доверия, и взрослый должен быть активизирован,
чтобы определить ответственность, обследовать внутренний диалог между родителем и ребенком и классифицировать чувства.
Первичные цели реабилитации — это:
1. «осушить бак»;
2. жить без культовой поддержки;
3. научиться обрабатывать эмоции, когда они возникают;
4. научиться жить по принципу: «У меня все в порядке, у тебя все в порядке».
В случае излечения от культов, предоставление возможности пережить и выразить первоначальные чувства, возможно, должно быть осуществлено двумя этапами эмоциональной и когнитивной перестройки, предложенными Хассеном, так как иначе травматические воспоминания могут продолжать существовать обособленно, как «пустые карманы», в то время как «полный бак» не выплеснутой боли и гнева останется. Важно не только изменить положение «триггера» и переоценить пережитое, но также и «опустошить эмоциональный бак».
Хотя культист может проявлять враждебность, отрицание и диссоциацию (расщепление личности) в любой момент консультирования о выходе, эти реакции чаще всего наблюдаются на ранней стадии воздействия. Несмотря на самые искренние стремления консультанта по выходу быть уважительным и непредубежденным, культист будет обычно демонстрировать по крайней мере приглушенную враждебность. Культисты могут, например, требовать больше подноготной информации (о биографических и профессиональных данных)
о консультантах по выходу, и те будут ее предоставлять (Clark et al ., 1995).
В ходе этих дискуссий передачи-и-принятия культист часто может отрицать или отмежевываться от определенных фактов или воспоминаний (говоря, например: «Я поддерживаю контакт со своей семьей так же часто, как делал это всегда»). При отрицании факт или воспоминание подавляются или заново истолковываются таким образом, что это вызывает не выраженное словами замалчивание.
Остается неясное осознание. Позднее, когда культист больше не чувствует необходимости отрицать, он может «взять назад» то, что сказал раньше.
раньше.
В момент отрицания культисты не лгут сознательно, даже если то, что они говорят, является ложью. Отрицание в нашем использовании этого термина является неосознанным обманом; ложь является осознанным введением в заблуждение.
При расщеплении личности культисты не замалчивают факты или воспоминания; они просто не имеют к ним доступа — хотя бы даже только временно, — потому что эти факты или воспоминания «отделены» от сознания. Хотя расщепление сознания имеет причины, эти причины обычно не являются мотивационными по характеру, как в случае с отрицанием и ложью. В ходе ритуалов, которые используют гипнотическую практику, например, культист может не запечатлевать — может не «кодировать» — определенные переживания или аспекты переживаний. Например, произнесение лидером нараспев «Ты и я — одно» в ходе тренировочного занятия может едва уловимо заставить культиста неосознанно принять на себя индивидуальность лидера. Утверждение культиста во время консультирования о выходе, что лидер не был манипулирующим во время конкретного обсуждаемого события, может быть на самом деле совершенно честным с точки зрения культиста. Это не отрицание неприятной правды. Просто никогда не существовало понимания манипулирования,
присущего этому событию.
Культисты часто могут начать ретроспективно «складывать вещи воедино» и понимать, как порождающая трансы культовая практика и клевета на размышляющее, критическое мышление ограничивают их восприятие (осознавание). Это ведет к тому, что многие бывшие культисты не в состоянии точно описать, когда и как они пришли к принятию конкретных аспектов учения или идеологии группы. Эти процессы разъединены, отделены от их сознания.
Демонстративное сопротивление культиста информации консультанта по выходу является положительным знаком, так как оно слабее,
чем отрицание, поскольку при нем человек просто старается скорее уйти от обсуждения предмета, нежели отрицать его. Признаки сопротивления обычно включают смену сюжета или придирки.
Консультанты по выходу уважают мысленное послание сопротивления: «Эта информация заставляет меня чувствовать себя неловко».
Они не отталкивают клиента, потому что (1) их подход исходит из предпосылки уважения к клиенту, и (2) отталкивание скорее вызовет рост уровня страха у клиента и повысит вероятность того, что клиент будет обращаться к отрицанию как к средству справиться с эмоциональным дискомфортом. Вместо этого консультант по выходу будет просто делать мысленную отметку о сопротивлении и будет продолжать обсуждение информации. Когда возвращение к предмету является подходящим, он может быть обсужден снова. Когда культист не будет больше чувствовать угрозы со стороны информации, сопротивление исчезнет.
Терапия бывшего члена культа может включать в себя следующее (Тобиас, Лалич 2002):
▪ образовательная программа для обеспечения понимания контроля сознания и культового опыта;
▪ консультирование по корректировке трудностей в отношениях, карьере и т. д.;
▪ терапия посттравматических осложнений;
▪ терапия существовавших ранее психологических и эмоциональных расстройств;
▪ терапия тревоги и депрессии, если это необходимо. Способность видеть сквозь вводящие в заблуждение вербовочные методы,
понимать использование реформирования сознания и манипулирования и развеять магическое мышление группы — важная предпосылка эффективной терапии. Способность клиента ко всему этому можно иногда активизировать путем занятий консультированием по выходу, в организованном семинаре с другими экс-членами или через частную консультацию с консультантом по выходу.
Консультант может быть особенно полезен для экс-члена культа в объективном исследовании его специфической уязвимости,
возможно, существовавшей до вербовки, а также тактики вербовки, эксплуатировавшей эту уязвимость. Это поможет уменьшать чувство вины и позора в процессе стимулирования понимания и самопринятия.
Терапевт может оказать бывшему члену культа помощь в проработке следующих главных проблем адаптации:
▪ эмоциональное непостоянство;
▪ диссоциативные симптомы;
▪ депрессия;
▪ одиночество;
▪ вина;
▪ нерешительность;
▪ трудности общения;
▪ боязнь возмездия (духовного или физического);
▪ духовная, философская или идеологическая пустота;
▪ конфликты с семьей.
Терапевт должен занимать в терапевтическом процессе активную позицию. Нормальные мысли клиента и чувства получали иное толкование и/или подавлялись группой или отношениями, возможно, многие годы. Бывший член культа в ходе терапии нуждается в активной обратной связи с терапевтом, чтобы помочь разгадать постепенно внушенные культом извращения и убеждения и их остатки.
Консультант должен поддерживать способность клиента классифицировать последствия новооткрытой свободы, проверки действительности и исправления когнитивных нарушений.
Бывшие члены культа иногда необычайно чувствительны к невербальным сигналам, таким, как язык тела, интонация голоса и молчание, и склонны к сверхбдительности в отношении любых знаков гнева или неприятия со стороны терапевта. Лорна Голдберг пишет о трех важных соображениях.
1.
Бывший член культа может бояться стать объектом контроля и манипулирования терапевта, что понятно после культового опыта и не является примером параноидального мышления.
2. Бывший член культа в процессе терапии должен быть участником команды равных при обстоятельно объясняемых границах.
3.
Терапевт должен ясно сказать, что имеет человеческие ограничения, не обладает никакими магическими силами и может делать ошибки.
У некоторых клиентов — бывших членов культа могут быть волшебные ожидания быстрого исцеления в процессе терапии. Они иногда испытывают нетерпение из-за медлительности своего прогресса. Ожидание «магической пули» или немедленного восстановления нормальной жизни является нереалистичным, особенно если они испытывали интенсивное и долговременное психологическое насилие.
В то же время терапевтам следует принимать меры против чрезмерного растягивания сроков терапии.

5.9.2. Консультирование и психотерапия при наркомании
Обращения консультанту/психотерапевту в связи с употреблением наркотиков и токсических веществ являются частыми как от зависимых, так и от их родственников или друзей. Виды обращений по этой проблеме следующие (Моховиков, 2001):
а) клиент находится в состоянии опьянения;
б) испытывает похмелье (абстиненцию);
в) ищет помощи в связи с возникающей или возникшей наркотической зависимостью;
г) обращаются родственники или друзья, озабоченные аддиктивным поведением близких (обращения «третьих лиц»).
Для прояснения ситуации с зависимостью от наркотиков при исследовании проблемы обращается внимание на следующие высказывания клиента, отражающие те или иные ее проявления.
1. «Я не могу отказаться уколоться вновь» — сильное желание или неодолимое влечение.
2. «Еще два месяца назад я мог соскочить с иглы» — нарушение способности контролировать употребление (начало, окончание и дозу).
3. «Уже некоторое время меня „ломает“ без наркотика»— вещество употребляется, чтобы предотвратить абстиненцию.
4. «Тогда мне очень плохо, всего трясет» — наличие абстиненции.
5. «Когда-то были только „колеса“, а теперь все, что попадает под руку» — повышение толерантности.
6. «Кроме того, где его достать, меня ничего не интересует» — сужение и стереотипность поведения, ориентированного на аддикцию.
7. «
Друзей… их нет… были. Я не помню, когда последний раз бывал у родителей» — сужение и распад социальных и эмоциональных связей.
8. «Я продолжаю… У меня нет выхода» — устойчивое злоупотребление, несмотря на осознание нанесения себе явного вреда.
Присутствия трех из восьми такого рода высказываний достаточно для уверенности, что беседа ведется с человеком, страдающим от химической зависимости.
В консультативных беседах эти люди обычно непоследовательны, нечетко излагают факты, расплывчато формулируют мысли и оказываются совершенно не способными к описанию чувств. Эту реальность следует принять, ни в коем случае не подсказывая или, тем более, не навязывая свое мнение. Безответственность таких клиентов приводит к тому что они легко соглашаются с утверждениями консультанта. Так могут возникнуть совместные заблуждения.
В подавляющем большинстве слова этих людей далеки от правды. Ложь является основой отношений клиента, препятствующих установлению доверительных отношений. Даже если они действительно ищут помощи, сообщаемые ими сведения отличаются крайней недостоверностью. Поэтому консультанту не стоит тратить время на сличение сообщаемых фактов с действительностью — расследование обязательно натолкнется на непреодолимые противоречия и будет непродуктивным.
Использование аккуратных и тактичных «подразумеваний» позволит определить актуальные трудности в жизни клиента и их связь с болезненной зависимостью от наркотиков. Нередко беседа бывает уклончивой из-за боязни санкций, которые могут последовать со стороны окружения или общества. Например, если подросток считает себя «предателем», важно разубедить его в этом заблуждении.
Сославшись на анонимность и конфиденциальность, следует, в основном, сосредоточиться на мыслях и чувствах собеседника.
Позитивные изменения возникают не после детальной инвентаризации фактов злоупотребления, а в силу работы с личностью клиента.
Довольно большое число звонящих сталкивались по поводу наркотических проблем с правоохранительными органами, но эта информация не столь существенна для консультанта. Клиенты обычно:
1. отрицают свое пристрастие в настоящее время, признавая его в прошлом;
2. говорят об отдельных эпизодах приема наркотиков и токсических средств, приводя внешне понятные объяснения и представляя их чем-то обыденным;
3. сообщают об употреблении «безобидных» препаратов (болеутоляющих, снотворных и т. д.);
4. часто создают своеобразный «туман» из жалоб на телесное недомогание, детально описывая различные болезненные признаки.
Нередко клиенты склонны, наоборот, преувеличивать выраженность наркотической зависимости. Например, собеседник не желает призыва на воинскую службу или ему импонирует образ «наркомана» в глазах значимого окружения. Но получить описание реального состояния дел крайне трудно или невозможно. Используя тактику «подразумеваний», стоит исследовать скрытые мотивы, а также какие чувства это вызывает.
Кроме того, в беседах отмечается почти постоянное использование различных механизмов психологической защиты. Клиенты могут вытеснять обстоятельства наркотизации и особенно чувства, связанные с приемом наркотиков. Они обращаются к рационализации своего поведения для приемлемого толкования наркотической зависимости, например, ссылаясь на «тяжелую жизнь», неблагоприятные внешние обстоятельства. Склонность к проецированию, приписыванию наркотической зависимости значительному числу сверстников или знакомых уменьшает или освобождает от чувства вины за собственное поведение. Защита приводит к тому, что негативизм и сопротивление не только оказываются неизменными спутниками консультативного процесса, но и ярко проявляются в вербальной агрессии.
А. В. Ларионов (1997) предлагает следующую схему работы с наркоманом.
1. Выявление ключевых (пусковых) моментов принятия наркоманом решения «употребить наркотик».
2. Осознание наркоманом этих моментов.
3.
Обучение наркомана самостоятельно входить в трансовое состояние при возникновении ощущений физической или психологической зависимости.
4. Встраивание в подсознание наркомана генератора «любви к себе» и «ответственности».
В работе с наркоманами также используется групповая психотерапия. На специально организованных тренинговых занятиях наркоманы учатся говорить «нет» наркотикам и «нет» вообще. Ларионов (1997) приводит некоторые формы как принимающего, так и отвергающего поведения, выделенные участниками группы в ходе групповых занятий.
1.
Жесткое «нет» при продолжающихся предложениях уколоться, отказ облачается в экзальтированную форму (повышенный тон голоса, крик и т. д.).
2. «Нет» и далее — уход.
3. Обвинение предлагающему наркотик: «Ты что мне предлагаешь? Я же сказал „нет“. Ты что, дурак?»
4.
Полное молчание, которое может сопровождаться мимикой и жестами. (При подобной тактике поведения всякая коммуникация быстро заходит в тупик, и предложения прекращаются.)
5. «Нет» и взгляд прямо в глаза тому, кто предлагает наркотик.
6.
Создание образа того, что на самом деле предлагается. У одних это образ потери денег, нищеты, у других — образ потери здоровья,
опустившегося человека или образ тюрьмы, слез матери и т. д.
7. Твердое и короткое «нет». Когда отвечающий говорит: «Да нет. Я же сказал, что не хочу…», — его «да нет» воспринимается как «да».
8.
Принятие замаскированного приглашения типа «Пойдем, есть дело», «Давай поднимемся ко мне» и т. п. (При этом человек стопроцентно знает, что там, куда его приглашают, принимают наркотики. То есть фактически он дает согласие на употребление
стопроцентно знает, что там, куда его приглашают, принимают наркотики. То есть фактически он дает согласие на употребление наркотиков.)
9.
Принятие приглашения «просто посидеть», пока другие будут готовить и употреблять наркотики, предоставление наркоманам своей квартиры для приготовления наркотиков. (При таком поведении практически невозможно отказаться от последующего употребления наркотиков: у человека есть тенденция вслед за согласием на небольшую просьбу давать согласие на более существенную.)
10.
Намерение «уколоться в последний раз, а потом больше никогда» после выхода из физической зависимости. (По сути, это самообман.)
11.
Четкое и однозначное публичное заявление о своей позиции по отношению к наркотикам. (Это помогает человеку отказываться от последующих предложений употребления наркотиков, особенно если человек подкрепляет свое заявление каким-либо особо значимым личным или групповым обязательством, например, «если я уколюсь, то буду…».)
12.
Оплата (сначала маленькая, а потом еще меньше) за услуги, предлагаемые «от души». (Предлагающий начинает рассматривать свои действия как управляемые извне, а не внутренне мотивированные, и у него пропадает желание «помочь». Например, знакомые,
предлагающие наркотик, оправдывают свои действия заботой о «страдающем», поэтому заведомо мизерная плата, предложенная за их
«услугу» (в сочетании с отказом от покупки либо употребления наркотика), прекращает последующие их попытки) (Ларионов, 1997).
Чрезвычайно важна роль родственников наркоманов. Зачастую они отнюдь не жертвы наркомании, а активные участники, создающие эмоциональный фон, на котором развивается зависимость. Причем большинство из них этой связи не видит, возможно, вытесняет. А. В.
Ларионов пишет о том, что общение наркомана с родителями жестко структурировано. По сути, оно ведет к избеганию близости и подлинности в отношениях. Например, когда ребенок пытается установить эмоциональный контакт, а в ответ получает: «Отвяжись! Не твое дело». Один из клиентов с удивлением заметил, что после скандала и он, и его мама имеют возможность не разговаривать друг с другом; смотреть не отвлекаясь телевизор, разговаривать по телефону или слушать музыку; возможность агрессивно общаться с другими родственниками; возможность показать, что он (она) обижен; возможность избежать определенных обязанностей. Дети превращаются в
«
козлов отпущения», им мстят за собственную несостоятельность. Приходит время, и подросший ребенок сам превращает родителей в
«козлов отпущения». Замыкается весь круг:
1. усвоение полученных («шизофренических») моделей адаптации к миру;
2. сохранение полученных навыков и периодическое их использование;
3. воспроизведение усвоенного и восприятие всего мира как чего-то отвратительного.
Кроме того, само употребление наркотика (алкоголя) одним из членов семьи может давать остальным вторичную выгоду. Например,
жена алкоголика может играть любимую роль жертвы, избегать сексуальной близости, агрессивно вести себя и т. д. При прекращении аддикции окружение зачастую начинает предпринимать усилия для того, чтобы вернуть аддикта к привычному для них поведению.
Соответственно, работа с родственниками наркоманов (алкоголиков) направлена не только на их поддержку, которая все же необходима, особенно на этапе построения рабочего альянса, но и на совсем другие вещи. Имеются в виду возможности эмоционального отреагирования, понимания своих чувств и причин собственных действий. Необходимым может быть и нахождение возможности изменения собственного поведения, в частности способов выражения чувств к близким людям.
Полезными могут оказаться и конкретные поведенческие программы поведения, скажем, ребенка-наркомана и его родителей. Между ними может быть заключен контракт, например, в такой форме:
Контракт заключается на 1–2 месяца, и при условии добросовестного соблюдения сторонами своих обязательств частота употребления наркотика резко сокращается (Ларионов, 1997).
Исходя из общего представления о наркомании как болезни личности в социальном контексте, можно предположить, что одним из принципов терапии наркомании должен быть экологический принцип: перестать быть наркоманом индивид может только в тех условиях,
в которых он наркоманом стал. Выход за пределы ограничений среды, преодоление ее давления является для наркомана актами неадаптивной активности, что, как это было показано выше, является условием развития здоровой части его личности и, с другой стороны, условием сокращения активности наркотической части личности индивида.
Амбулаторная форма работы с наркозависимым задает и амбулаторную форму работы с членами его семьи. Если предположить, что наркоман лечится стационарно, а люди, находящиеся с ним в отношениях созависимости — амбулаторно, то, очевидно, что это сразу же распределяет роли «больной» — «здоровые» и нарушает баланс ответственности за совместное выздоровление в семье. Таким образом,
одним из принципов терапии созависимости является экологический принцип, а наиболее оптимальной с точки зрения организации —
амбулаторная форма работы. Помимо создания и поддержания указанного условия «равенства» участников терапевтического процесса (в противовес «он — больной, а мы — родственники — здоровы»), являющегося основой равенства ответственности, амбулаторная форма организации терапии созависимости позволяет также:
1. свободно и оперативно выявлять семейную констелляцию;
2. гибко планировать работу: в отличие от стационарной формы амбулаторная менее жестко структурирована;
3. собрать и включить в терапевтический процесс максимальный состав семьи.
В работе с родителями наркоманов снятие напряжения и тревоги требует от психолога особой гибкости. Необходимый баланс фрустрации и поддержки здесь особенно важен из-за высокого уровня напряженности и тревоги (что создает необходимость поддержки) и суженности восприятия родителями ситуации (что определяет необходимость некоторого уровня фрустрации).
суженности восприятия родителями ситуации (что определяет необходимость некоторого уровня фрустрации).
При работе с родителями наркоманов необходимо учитывать их склонность к манипулятивному поведению, являющемуся одним из наиболее ярких проявлений созависимости. Разрушение манипуляций вызывает у родителей наркоманов (и других членов семьи)
естественное напряжение, которое способно разрешаться в широком диапазоне реакций (Берн, 1992). В связи с этим терапевт должен быть очень внимателен к проявлениям подлинных и искренних чувств, поддерживать их и разрушать манипуляции и типичные для созависимых игры.
Заметим также, что по мере формирования созависимости у родителей наркоманов снижается способность к адекватному отражению эмоциональных состояний других людей (Курек, 1997), происходит поляризация сознания.
Приоритетными формами работы с семьей наркомана считаются общесемейные встречи. Практика показывает, что собрать вместе всю семью наркомана удается с большим трудом. Однако это не означает, что такая работа не может быть начата в неполном численном составе. Важным здесь является не столько полнота представленности семьи на терапевтической сессии, сколько ориентация на работу с общесемейной проблемой, носителем которой является семья «как целое». Последовательная реализация этого принципа сопряжена со значительными сложностями, преодоление которых создает благоприятные условия для терапии семьи, и, с другой стороны, служит своеобразным индикатором семейной динамики. Среди основных трудностей укажем следующие.
1. К моменту начала терапии семья наркомана находится в состоянии острого семейного кризиса.
2. Отсутствие психологического запроса со стороны семьи.
3. Многослойность семейной проблематики.
4. Высокий уровень тревожности в семье.
5. Крайне низкая информированность родителей в вопросах, связанных с наркотиками и наркоманией.
Перечисленные трудности работы с семьей наркомана создают специфическую ситуацию, эффективная работа с которой невозможна в рамках какой-либо одной модели или терапевтического подхода. Важнейшим фактором эффективности в этом случае становится плюрализм методов при соблюдении принципа работы с семьей как целого.

5.9.3. Консультирование и психотерапия при алкоголизме
Выдвижение на первый план психологических факторов обусловлено признанием приоритета психотерапевтической помощи при алкоголизме перед биологической терапией (Кочюнас, 1999). Однако выбор способов конкретной помощи алкоголику зависит от осведомленности консультанта в проблеме алкоголизма, от его взгляда на этиологию алкоголизма и личность алкоголика. Например,
консультант бывает отягощен отрицательными переживаниями в связи с алкоголизмом родителей или сам злоупотреблял алкоголем, и это оказывает влияние на его установки. Он может испытывать антипатию к алкоголику и не видеть в нем человека. Отсутствие сочувствия не позволит установить с клиентом продуктивный консультативный контакт. В таких случаях, конечно, следует отказаться от работы,
потому что для успешного консультирования необходимо за отталкивающим и деструктивным поведением алкоголика все же увидеть лицо человека. Консультант обязан осознавать свое отношение к алкоголизму и истоки возникновения этого отношения.
Стратегия и тактика работы консультанта во многом обусловлены пониманием причин алкоголизма.
Bird (1973) описал варианты такой обусловленности.
Некоторые консультанты алкоголизм понимают как вредную привычку, порок, слабость характера. Серьезной причины для выпивки вроде и нет — просто пьют потому, что нравится, недостает воли, кто-то расстроил или рассердил, невозможно противиться влиянию друзей, или просто потому, что так уж получилось. Консультант при таком подходе прямо говорит клиенту, что он думает об алкоголиках вообще и конкретно о клиенте, а также разъясняет, что тот должен делать. Разумеется, следует перестать пить, больше времени уделять семье, работе, найти хобби и т. п. Иногда наставления дают хороший непосредственный эффект — клиент перестает пить и начинает
«
новую жизнь». Однако необходимо помнить, что алкоголику не представляет труда на некоторое время бросить пить. Он бросает пить десятки и сотни раз по самым разным причинам. Иногда происходит совпадение с «воспитательными» усилиями консультанта, и перерыв в питье бывает довольно продолжительным. Если выпивкам клиента сопутствует острое чувство вины, усилия консультанта могут уменьшить переживания и потребность в выпивке тоже значительно уменьшится. Следовательно, поучения и морализация в работе с алкоголиками — не всегда пустая трата времени. Тем не менее проблема остается — спустя какое-то время клиент, как правило, начинает пить снова.
Консультанты, которые видят причины пьянства в жизненных заботах, в стремлении убежать от трудной и болезненной реальности,
всю свою энергию направляют на раскрытие трудностей и проблем, избегаемых клиентом. И большинство алкоголиков охотно говорят о своих трудностях — тяжелом, бездомном детстве и отрочестве, неудавшемся браке, проблемах на работе и т. п. Это нередко вызывает сочувствие, даже желание конкретно помочь (дать денег, что-нибудь купить, найти жилье). Добродетельность консультанта порой приносит хороший непосредственный эффект, однако обычно ненадолго. Консультант должен быть любезен с клиентом, однако не мягкосердечен, поскольку очень легко можно стать жертвой манипуляций клиента, ведь алкоголики отличаются умением вызывать сочувствие, привлекать на свою сторону и таким образом удерживать консультанта на безопасном расстоянии.
В случае сведения причин алкоголизма единственно к жизненным трудностям часто не затрагивается существенный фактор —
внутренние конфликты, страх перед самим собой. Услужливость и благотворительность без понимания внутреннего состояния клиента вредят ему — увеличивают чувство вины, тревожность и тем самым побуждают к новым эпизодам пьянства.
Прежде всего консультанту следует иметь в виду, что некоторым алкоголикам вообще нельзя помочь. Важно также мнение консультанта об алкоголике. Многие алкоголики чувствительны к критике, они принимают защитную позу и становятся скрытными.
Алкоголик в такой же мере достоин уважения, как любое человеческое существо. В беседе надо помочь ему понять самого себя.
Большинство алкоголиков, несмотря на чувствительность к критике, имеют низкий уровень самооценки, вплоть до самоуничижения.
Безмерное пьянство по крайней мере отчасти отражает ненависть к себе и стремление к саморазрушению. Консультанту необходимо обратить внимание на сексуальную сферу алкоголика. Больным алкоголизмом присущи страхи по поводу половой потенции и вообще полноценности своей половой жизни. Поскольку алкоголик много времени проводит в однополом обществе, у него могут возникать страхи из-за мастурбации или гомосексуальных побуждений.
Раскрыть содержание своего внутреннего мира алкоголику нелегко и даже рискованно. Клиент, столкнувшись с фактом, что его страхи,
тайны половой жизни доступны постороннему человеку, может почувствовать себя обнаженным, испытывающим нападение и начать агрессивно реагировать на консультанта, а затем пьянствовать еще интенсивнее.
Как ни парадоксально, но сходным образом алкоголик воспринимает поверхностный подход консультанта, попытку избежать обсуждения острых вопросов и отказ от проникновения в его внутренний мир. Консультант по существу оказывается в безвыходном положении — что бы он ни делал, все заканчивается одним результатом — возвращением клиента к алкоголю. Это ранит профессиональное самолюбие и является одной из главных причин, почему многие консультанты и психотерапевты отказываются помогать алкоголикам.
В работе с алкоголиками, по мнению
Bird (1973), консультант должен учитывать две важные вещи. Во-первых, следует отказаться от профессиональной напыщенности, т. е. не думать о своей силе и власти над клиентами и не подразумевать их бесконечную благодарность, перестать кичиться своими успехами. Иначе говоря, не надо «надувать» пузырь своего тщеславия — «Вот какой я!». Во- вторых, следует яснее осознать склонность алкоголиков поддерживать и еще больше раздувать «пузырь» консультанта, чтобы потом
«
взорвать» его. Если консультант знает об этом, для него значительно менее болезненны попытки клиента подорвать его самолюбие, а кроме того, он спокойнее будет реагировать на заискивания клиента, усматривая в них лишь способ сопротивления консультированию, а следовательно, продолжение саморазрушения.
Консультант должен учитывать деструктивность алкоголика по отношению к самому себе. Сопротивляясь консультанту, алкоголик избегает самопонимания. Поскольку самодеструктивная тенденция составляет чуть ли не суть проблемы алкоголизма, надо всячески выставлять ее перед клиентом. Не осознав стремления к саморазрушению, клиент не поймет причины своего пристрастия к алкоголю.
Очень важно, как говорить об этом. Алкоголик и сам знает, что он разрушает семью и жизнь близких. Подчеркивать следует умышленный,
хотя и неосознанный характер стремления, отчасти выражающегося в сопротивлении усилиям консультанта. Консультант должен не только объяснить смысл теперешних действий клиента, но и предсказать его поведение после прекращения консультирования и то, чем все кончится. Предвидение, основанное на реалиях жизни клиента, предоставит ему определенную точку отсчета — когда многое из того,
о чем говорил консультант, начнет сбываться, клиент сможет спокойнее посмотреть на свое прошлое без излишней озлобленности и вины. Подобная тактика консультанта гораздо эффективнее, чем морализирование.
Работая с алкоголиком, консультант должен учитывать некоторые принципы.
▪ Во-первых, консультирование может происходить, только когда клиент не пьет. Пьющему клиенту помочь невозможно.

Во-вторых, контакт с клиентом-алкоголиком довольно амбивалентен, поскольку зависимость от консультанта смешивается с враждебным, манипулятивным отношением к нему. Консультанту приходится усиливать зависимость клиента от себя, заменяя ею зависимость от алкоголя, которую алкоголик склонен отрицать. Он думает, что может контролировать как свое пьянство, так и жизнь вообще, хотя в действительности все наоборот.

В-третьих, консультант обязан разобраться в своих реакциях контрпереноса по отношению к клиенту. При работе с алкоголиками нередко возникает чувство безнадежности, поскольку кажется, что вложенные усилия бесполезны. Консультант должен четко понимать,
нередко возникает чувство безнадежности, поскольку кажется, что вложенные усилия бесполезны. Консультант должен четко понимать,
что он не в силах остановить пьянство алкоголика. Он может лишь помочь алкоголику стремиться к трезвости, но не способен заставить его бросить пить. Клиент только собственными усилиями может полностью освободиться от пьянства. Понимая действительность,
консультант должен установить допустимые пределы проступков клиента и условия, при соблюдении которых возможно консультирование. Если условия не будут приняты, консультирование необходимо прекратить, но все же оставить открытой дверь для возвращения клиента.
В зависимости от частоты и продолжительности запоев, психофизиологического состояния человека в момент обращения к нам за помощью и системы его верований, подбирается тактика работы с ним. Существует две тактики изменения мышления. Первая — это однократная работа, за один сеанс. Этот метод придуман А. Р. Довженко и называется кодированием, он получил широкое распространение в России. Данная методика модифицирована разными авторами. Суть работы — за один сеанс изменить мышление человека и дать ему возможность отказаться от алкоголя на какой-либо промежуток времени. Рассмотрим, что при этом происходит с психологической точки зрения (Гребнев, 1998).
1. Врач берет на себя ответственность за выздоровление.
2. Врач выступает в роли родителя, запрещающего употребление алкоголя под страхом смерти или болезней.
3. Клиент выступает в роли подчиняющегося, чаще всего ребенка, отказывающегося от алкоголя под страхом смерти или болезней.
4.
Все это базируется на основном инстинкте — инстинкте самосохранения и создает новое базовое предположение: алкоголь —
смерть.
5. В результате формируется новое отношение к алкоголю, но ограниченное каким-либо сроком.
Вторая тактика — это проведение нескольких сеансов, во время которых формируется безразличное отношение к алкоголю под влиянием другой точки зрения, другого отношения к данной зависимости. Прежде всего, психотерапевт сам должен верить в выбранную методику, т. е., на языке психотерапии, быть конгруэнтным. Только глубокая степень убежденности в том, что алкоголь — это яд,
позволяет изменить мышление другого человека.
Целью психотерапии алкоголиков на первом этапе выздоровления должен быть не инсайт, а воздержание.
И понимание того, что нельзя вмешиваться, особенно неумело, в личностные структуры алкоголика, может быть, самая трудная часть терапевтического процесса,
которая познается лишь с опытом. Попытка изменить направленность защит сопряжена с риском некорректного применения. В результате возможно повышение тревожности или уровня невыраженного гнева, который может привести к возобновлению пьянства или прерыванию клиентом лечения.
У выздоровления существует пять уровней.
Первый — это физический.
И воздержание здесь является фундаментом. Соблюдение необходимой трезвости и чистоты от всех наркотиков, воздействующих на настроение, — это необходимое условие, но его не достаточно. Если мы имеем дело только с первым уровнем выздоровления, то сталкиваемся с синдромом «сухого пьяницы». Многим алкоголикам известен эффект «сухого похмелья» —
состояние физического недомогания при отсутствии употребления вещества. Симптомы ломки у наркоманов часто присутствуют в период трезвости и могут быть опасным моментом, провоцирующим срыв. У алкоголиков наблюдается такой же эффект. Но более страшная картина наблюдается в случае с «сухим пьяницей». Это алкоголик, прекративший употребление, но не изменившийся личностно. Он невыносим в быту и в общении. Постоянная раздражительность, вспышки гнева, обидчивость, депрессивное настроение и другие психологические нарушения личности становятся более яркими при отсутствии алкоголя. Многие жены зависимых говорят о том,
что начинают скучать по прежнему алкоголику, который хотя и пил, но был более уживчивым. С подобным эффектом чаще всего сталкиваются те, кто выбирает наиболее легкий путь лечения, короткий и соответственно, более дешевый.
Второй уровень выздоровления — ментальный, умственный.
Должно наступить умственное прояснение, понимание концепции заболевания, его характеристик. Личностная идентификация с болезнью позволит относиться к ней более серьезно. К сожалению, часто приходится иметь дело с клиентами, которые уже не в состоянии осилить этот уровень. Их мыслительные способности снижены алкоголизмом настолько, что они не могут оценить свое состояние. Интеллектуальный порог находится на уровне умственной отсталости,
так как алкоголизм приводит к органическим поражениям головного мозга. Или алкоголику слишком много лет и он находится уже не в здравом уме. Что делать в таких случаях? Это вопрос, на который надо отвечать в каждом конкретном случае по-разному. Иногда единственный способ — это страх, который может удержать от выпивки, поскольку он основывается на инстинкте самосохранения.
Иногда — изоляция.
Моральный уровень, пожалуй, самый непростой. Это способность взять на себя ответственность за собственную жизнь, за способность жить в правильных взаимоотношениях с миром. Человеку надо перестать находиться в роли жертвы. Он не виноват в том,
что заболел, но несет ответственность за свое выздоровление. Это включает и способность доверять самому себе в достаточной мере для того, чтобы принять последствия своих решений.
Н а эмоциональном уровне должна пройти серьезная работа с чувствами. Стремление избегать резких эмоциональных взлетов и падений, найти новые источники счастья: новых людей, места, вещи и т. д.
И, конечно, духовный уровень, который поможет открыть смысл и цель своей жизни, развить в себе смирение. «Мы не есть человеческие существа, пытающиеся обрести духовность. Мы есть духовные существа, пытающиеся жить в человеческой форме».
В диагностике необходимо определить мотивацию употребления психоактивных веществ, выяснить подробности предыдущих попыток лечения, определить тяжесть заболевания. Терапевтическую попытку следует рассматривать как способ диагностики.
Акценты в работе — воздержание как выздоровление, предотвращение рецидивов, работа с нарушениями в характере и взаимоотношениях (психическими расстройствами).
Терапевтическая позиция имеет свои особенности. Одним из важных факторов является установление и удержание границ.
Необходимо избегать «сговоров» с клиентом. Сделать это бывает трудно, так как химическая зависимость построена на системе сговора.
Необходимо помочь клиенту отыграть внутренние конфликты в противоположность аддикции.
В настоящее время считается, что наилучших результатов в помощи алкоголикам достигло распространенное во всем мире движение
«
Анонимные алкоголики» (АА), опирающееся на программу 12 шагов, о которой уже говорилось.
Bird (1973) считает, что программа АА
затрагивает самую сердцевину проблем алкоголика — страх перед собой.

5.9.4. Консультирование и психотерапия при игровой зависимости
Распознавание игровой зависимости в консультировании проводится с использованием активного выслушивания. Беседа включает выяснение следующих обстоятельств, касающихся пристрастия.

1   ...   63   64   65   66   67   68   69   70   ...   82


написать администратору сайта