Главная страница
Навигация по странице:

  • ▪ Что для него самое плохое в сложившихся отношениях

  • ▪ В чем причина того, что за помощью обращается «благополучный» партнер (или член семьи), а не тот, у кого проблемы

  • ▪ Каким образом и в какой степени проблемы ПП, о котором печется обратившийся, касаются его самого

  • ▪ Что больше всего волнует обратившегося в поведении, образе жизни ПП

  • ▪ Насколько клиент отделяет свои цели от целей ПП ▪ Что он знает об интересах, склонностях, способностях ПП▪ Что он знает об особенностях темперамента и характера ПП

  • ▪ Что он знает о прежних и настоящих жизненных целях ПП ▪ Что он знает о прежних и настоящих жизненных целях ПП

  • ▪ Что он знает о внутренних психологических проблемах, убеждениях, переживаниях ПП

  • ▪ установление близких взаимоотношений: что мешает установлению близких отношений что помогает что необходимо изменить

  • Общие вопросы виктимологии


    Скачать 7.53 Mb.
    НазваниеОбщие вопросы виктимологии
    Дата03.11.2022
    Размер7.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаviktimologia_psikhologia_povedenia_zhertvy.pdf
    ТипДокументы
    #769198
    страница69 из 82
    1   ...   65   66   67   68   69   70   71   72   ...   82
    ▪ Что именно волнует клиента в той или иной ситуации?
    ▪ Чем именно для него неудобна, неприятна или непереносима сложившаяся ситуация?

    ▪ Что для него самое плохое в сложившихся отношениях?
    ▪ Что было бы для него лучшим выходом?
    ▪ Что именно он предпринимал для решения проблемы? и т. д.
    Возможно и еще одно из состояний клиента.
    «
    Гость» — это человек, которого привели на консультацию или заставили посетить психолога для решения проблемы, которую сам человек не считает своей или не собирается ее решать. Такой клиент — жертва давления со стороны, однако он может не пойти в своих жертвоприношениях дальше посещения психолога. У него может быть своя осознанная позиция относительно той проблемы, которую его заставляют решать, или относительно тех людей, которые желали бы его изменить. Особенно часто «гостями» становятся подростки или супруги.
    Работать с таким клиентом чрезвычайно тяжело, однако возможно. Для этого необходимо выразить сочувствие и принятие нежелания клиента работать с психологом. А затем поинтересоваться, есть ли в сложившейся ситуации нечто, интересующее его самого.
    Итак, задача консультанта, в первую очередь, состоит в том, чтобы определить, с кем он имеет дело — с «гостем», «заказчиком» или с клиентом. Эффективной может быть только работа с «собственно клиентом».
    К сожалению, очень часто обратившиеся по поводу деструктивных отношений с близким, в том числе и в случаях созависимости,
    ограничиваются одной консультацией, либо посещают психолога регулярно, иногда на протяжении длительного времени, но так никогда и не приходят к каким-либо позитивным изменениям в своих отношениях с близкими или в проблемной ситуации, которая их не удовлетворяет.
    Обычно это те, кто:
    1. хочет получить информацию о том, можно ли «исправить» проблемного близкого и где это можно сделать;
    2. собирается получить готовый рецепт по решению своей проблемы;
    3. считает, будто психолог обладает неким «волшебным набором» средств, которые сами по себе все изменят;
    4. хочет получить нравственную, социальную, моральную оценку происходящему;
    5. имеет скрытую цель доказать, что, несмотря на все старания, его проблему просто невозможно решить;
    6. имеет вторичную выгоду от существования проблемы и ищет внимания, а не решений.
    Как уже было показано, созависимые клиенты, становясь на позицию «заказчика», то есть собираясь изменить другого человека,
    первичной целью имеют получить «готовый рецепт», а именно способы манипуляции, с помощью которых они смогли бы изменить желания, вкусы, систему ценностей другого человека.
    Консультант может, конечно, прямо сказать клиенту о том, что его запрос невыполним. И это вполне приемлемый способ для того,
    чтобы исключить «зависание» и прекратить деструктивные попытки клиента по изменению другого. Но опыт показывает, что ничего,
    кроме разочарования и усилившегося отчаяния созависимого, такой ответ не дает. Поэтому более конструктивным будет предложение предварительно исследовать ситуацию, чтобы затем сообща поискать возможности достижения целей. Возможно, применение с этой целью следующего алгоритма работы консультанта.
    1 .
    Перевести «заказчика» в «клиенты».
    Необходимо выяснить, что хочет получить обратившийся в результате влияния на своего близкого.
    При ответе на этот вопрос полезно остановиться на том, уверен ли клиент, что ожидаемый результат действительно может быть достигнут именно в результате его влияния на «проблемного» партнера или члена семьи (для краткости в дальнейшем мы будем обозначать его аббревиатурой ПП). Лучше всего постараться убедить его в том, что никто не меняется не по своей воле. Но именно по той же причине у консультанта это может не получиться.
    Тогда можно продолжить исследование, задавая вопросы:

    Кем является клиент по отношению к «проблемному» члену семьи или партнеру по близким отношениям, на которого собираются влиять для его «изменения»?

    ▪ В чем причина того, что за помощью обращается «благополучный» партнер (или член семьи), а не тот, у кого проблемы?
    ▪ Считает ли ПП, что у него есть проблемы?

    ▪ Каким образом и в какой степени проблемы ПП, о котором печется обратившийся, касаются его самого?
    ▪ Что составляет проблему ПП, на которого собираются влиять?

    ▪ Что больше всего волнует обратившегося в поведении, образе жизни ПП?
    ▪ Что он уже делал для того, чтобы ПП отказался от «проблемного» поведения?

    ▪ Насколько успешными были его попытки?
    ▪ Как он объясняет неудачу этих попыток (ведь перед обратившимся снова стоит этот вопрос)?

    ▪ Каковы его реальные возможности повлиять на ПП?
    2. Обсудить цели и возможности влияния более подробно, рассматривая при этом следующие вопросы:

    ▪ Насколько клиент отделяет свои цели от целей ПП?
    ▪ Что он знает об интересах, склонностях, способностях ПП?

    ▪ Что он знает об особенностях темперамента и характера ПП?
    ▪ Что он знает о круге общения ПП?

    ▪ Что он знает о прежних и настоящих жизненных целях ПП?


    ▪ Что он знает о прежних и настоящих жизненных целях ПП?
    ▪ Что он знает о личной жизни ПП: его взаимоотношения с противоположным полом, душевные привязанности, дружба, вражда?

    ▪ Что он знает о внутренних психологических проблемах, убеждениях, переживаниях ПП?
    ▪ Что он знает об особенностях взаимоотношений с окружающими и моделях поведения ПП?
    Как правило, обратившиеся с трудом отвечают на эти вопросы. Таким образом, поднимается проблема об отсутствии понимания,
    настоящего внимания и эмпатии во взаимоотношениях обратившегося и «проблемного» партнера.
    3. Изучить стиль отношений с «проблемным» партнером, затрагивая в обсуждении следующие вопросы:
    ▪ психологическая территория и суверенитет человека;
    ▪ разделение ответственности во взаимодействии с близкими (свобода и ответственность, права и ответственность, зависимость и подчинение и т. п.);
    ▪ партнерство, то есть равноправие в отношениях;
    ▪ самоценность и равнозначность ценности жизни каждого человека: не может быть жизни, более значимой и менее значимой (речь идет о том, что часто созависимые делают свою жизнь приложением к жизням других или, наоборот, считают жизни других людей приложением к своей);
    ▪ треугольник «спасательства» (спасатель — жертва — преследователь), закономерности «перетекания» ролей;

    ▪ установление близких взаимоотношений: что мешает установлению близких отношений? что помогает? что необходимо изменить?
    какие шаги необходимо предпринять?
    Если удается изменить позицию клиента, то дальнейший вопрос о манипулятивном влиянии отпадает. Но клиенту и консультанту необходимо приготовиться к длительному консультативному сопровождению, так как понимание «головой» еще не решает все проблемы,
    да и «проблемный» член семьи может систематически разрушать все благие порывы созависимого, поскольку не собирается
    «перевоспитываться».
    Созависимые клиенты часто проявляют следующие особенности мышления.

    Эгоцентризм в рассуждениях: все события в окружающем мире происходят вокруг, ради клиента и по его поводу; все, что делает партнер или другие члены семьи, по его мнению, нацелено исключительно на то, чтобы досадить ему, противостоять ему, показать ему его ненужность, ничтожность и т. д.
    ▪ Мыслительные процессы не подвержены влиянию логики и логической аргументации.
    ▪ Разговор строится в режиме монолога как размышление вслух, ответы собеседника не влияют на стиль и содержание речи.
    ▪ Эмоции, поступки, мотивы другого человека не понимаются, не рассматриваются при принятии решений (отсутствие эмпатии).
    ▪ Собственное состояние плохо понимается, часто отсутствует реальное представление о причинах своего состояния.

    Ярко проявляется пессимистическая модель мышления: негативное воспринимается как постоянное, глобальное и закономерное,
    происходящее по вине (то есть по причине неумелости, бестолковости, бессилия и т. п.) клиента или «проблемного» члена семьи;
    положительное воспринимается как временное, случайное, произошедшее по причине незаслуженного везения.

    Мысли и фразы структурируются с позиции жертвы, ответственность за свое состояние передается окружающей среде и социуму.
    Фразы строятся с пассивной Я-функцией: «меня это угнетает», «он со мной не считается», «они меня не замечают», «она часто ссорится со мной».

    Наблюдается обилие иррациональных установок, то есть инкорпорированных убеждений, носящих нереалистичный и нелогичный характер.
    ▪ Отсутствует четкое представление о собственных желаниях и целях.

    Часто ставятся нереалистичные цели, в том числе и как задача терапии. Распространено обобщенное и туманное формулирование целей. Например: «Хочу, чтобы мои близкие были счастливы, тогда и я буду счастлива».
    Как правило, созависимые люди склонны создавать отношения, в которых происходит:
    ▪ «растворение» одного из партнеров, например, при склонности к самоуничижению;
    ▪ «
    поглощение» партнера (окружение «заботой», ведущей к ощущению зависимости и беспомощности, установление тотального контроля, лишение человека права на самоопределение, на собственные желания и т. п.), например, при комплексе мученичества,
    склонности к контролю, власти и доминированию, садистских наклонностях;
    ▪ использование партнера в качестве «зеркала» для подтверждения мифа о собственной непревзойденности, необычайности и т. п.,
    например, при нарциссизме; использование партнера для подтверждения способности вызывать к себе любовь, обычно при невротической потребности в любви.
    Легко просматривается склонность к бессознательному созданию жизненных сценариев, в которых партнер избирается в соответствии с личностными качествами, позволяющими играть отведенную ему роль. Поскольку сценарий, в сущности, не зависит от конкретного партнера, а нуждается лишь в соответствующем наборе свойств личности, то смена партнеров не ведет к выходу из сценария (без соответствующей проработки).
    Подобные созависимые отношения никогда не приносят удовлетворения и, в то же время, не могут быть прерваны, что приводит к состоянию бессилия и беспомощности, и, следовательно, к состоянию хронической подавленности и депрессии.
    Основная задача терапии в данной ситуации — отслеживание и осознавание паттернов сценарного поведения, связанного с созависимыми отношениями (то есть с отношениями, в которых партнер используется для заполнения нарушенной структуры «Я»), выбор нового способа взаимодействия и постепенное освоение навыков автономного поведения. Наиболее подходящим психотерапевтическим направлением для проработки сценарного поведения является транзактный анализ (см. раздел 2.1 главы 2 настоящего справочника).
    Для того чтобы вывести на уровень сознания внутренние конфликты и причину амбивалентности чувств и желаний, а также стимулировать развитие позитивного самоотношения и принятия себя, очень эффективной бывает работа с субличностями клиента в рамках психосинтеза (см. раздел 2.3 главы 2 настоящего справочника).
    Особенно эффективной бывает работа с субличностями, когда необходимо:
    ▪ изменить негативное отношение к себе на принятие себя,
    ▪ снизить интенсивность постоянной внутренней самокритики,
    ▪ осознать в случае амбивалентных чувств и желаний внутренний конфликт, мешающий принять решение, и следовать ему.
    Жертва как субличность может быть исследована отдельно. Мысленно посадив свою Жертву перед собой, клиент может провести диалог на тему: «Жертва, для чего ты хочешь оставаться обиженной? Что это дает тебе?» Пересев затем на место Жертвы и приняв ее воображаемую позу, клиент может говорить от имени Жертвы. Консультант помогает ему формулировать вопросы для данной субличности. Важно при этом вести себя по отношению к ней не враждебно и не осуждающе, а принимая ее. Нужно понять, какую пользу она хочет принести своему «хозяину», чего она добивается таким путем и в чем ее ошибка, то есть чего она не достигает своими методами.
    Переходя от работы с субличностями к обстоятельствам реальной жизни, важно:
    ▪ рассмотреть особенности проявления позиции Жертвы в конкретных ситуациях;
    ▪ очертить поведенческие паттерны так, чтобы они стали легкоузнаваемы;

    ▪ поработать над тем, как можно их заменить более конструктивным поведением.
    Осознание клиентом имеющегося у него позитивного опыта — очень важная часть работы. Положительное отношение к себе, вера в себя, самоуважение тесно связаны с самореализацией. Кроме того, именно движение к собственным целям помогает выйти из
    «беспросветной» погруженности в проблемы близких и начать жить полноценной жизнью.

    5.10. Метод сказкотерапии в психотерапии зависимостей

    Данный тренинг взят из материалов книги (Зинкевич-Евстигнеева, 2002).
    Основная идея использования метода сказкотерапии при работе с зависимостями заключается в том, что с помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Как уже говорилось, возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей. Другими словами, данный вид психотерапии химических зависимостей связана, прежде всего, с формированием нравственной зрелости и «здоровых» ценностных ориентации.
    В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия — прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия клиентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
    Сказкотерапия зависимостей дает шанс духовного излечения, эффективна для поддержки близких зависимого человека и служит в большей степени профилактическим целям. Ее основа — формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе ребенка, подростка и взрослого.
    Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:
    ▪ диагностическом;
    ▪ воздействующем;
    ▪ профилактическом, развивающем. Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять видов сказок:
    ▪ художественные;
    ▪ дидактические;
    ▪ психокоррекционные;
    ▪ психотерапевтические;
    ▪ медитативные.
    В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок.
    Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С
    другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса. Для каждой стадии сказкотерапии зависимостей подбираются специальные художественные психотерапевтические сказки.
    Варианты таких сказок приведены в этой книге, однако они не являются единственно возможными.
    Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (медитативные сказки первого вида),
    насыщения бессознательного положительными созидательными образами (медитативные сказки второго вида), для раскрытия личностного ресурса клиента (медитативные сказки третьего типа).
    Выделяют семь стадий терапевтического консультирования в контексте сказкотерапии зависимостей:
    1-я стадия — поддержка клиента и его близких, убеждение.
    2-я стадия — проблематизация, усугубление кризисного состояния.
    3-я стадия — осмысление жизненного опыта.
    4-я стадия — актуализация и подпитка личностного ресурса клиента.
    5-я стадия — формирование конструктивного созидательного альтруизма.
    6-я стадия — профилактика срыва.
    7-я стадия — формирование созидательной жизненной программы.
    Основными задачами первой стадии терапевтического консультирования являются:
    ▪ стабилизация психоэмоционального состояния близких клиента;
    ▪ снижение уровня тревоги по поводу предстоящего лечения (если консультирование проводится в реабилитационном центре);
    ▪ указание положительных перспектив;
    ▪ формирование позитивной мотивации к лечению.
    Если основная цель — профилактика зависимостей, то основное внимание можно уделить анализу жизненных ценностей,
    передаваемых через сказки и притчи.
    Принципы подбора сказок для первой стадии сказкотерапии зависимостей.
    1.
    Наличие «проблемного» героя.
    Герой находится в сложном положении из-за трудно разрешаемой проблемы. Любые его попытки разрешить проблему известными ему способами не приводят к успеху и даже могут усугублять ситуацию.
    2.
    Наличие в сказке доброго совета, подсказанного более мудрым персонажем.
    Герой встречает доброго советчика, но не может сразу принять его совет из-за внутренней неготовности к его осуществлению.
    3.
    Доверие к происходящему.
    Только доверие героя естественной динамике собственного процесса и добрым намерениям тех, кто его окружает и желает помочь, приводят его к решению проблемы.
    4 .
    Чудесная трансформация героя.
    Внутренние изменения героя меняют его внешность и мировоззрение. Он осознает ценность данного ему ранее доброго совета.
    5.
    Вера окружающих в созидательное начало героя.
    Окружающие героя персонажи большей частью доброжелательны и стремятся ему помочь, кто словом, кто делом, кто верой.
    Таким образом, для этой стадии сказкотерапии подбираются сказки и притчи только с однозначно хорошим концом (то есть благоприятность конца должна быть понятна всем, независимо от уровня их развития, образования, мировоззрения и вероисповедания).
    Начальное напряжение главного героя символизирует сложное психоэмоциональное состояние клиента и его близких, находящихся перед лицом практически неразрешимой проблемы. Появление в сказке доброго советчика символизирует психолога, который видит решение в дальней перспективе. Сомнение главного героя в состоятельности доброго совета символизирует внутреннюю неготовность клиента к предстоящей работе и сомнения его близких. Усугубление тяжелого состояния героя, чувство безысходности отражают актуальное психоэмоциональное состояние клиента. Изменения в мировосприятии и мировоззрении героя указывают на перспективы терапии.
    На первой стадии сказкотерапии важна идея трансформации клиента, которая станет возможной в результате его работы над собой.
    Подбираемые сказки не рисуют радужные картины, они предупреждают о сложностях, испытаниях и неприятностях. В контексте обсуждения сказок эти темы обязательно проговариваются с клиентом.
    Алгоритм работы со сказкой:
    1. Обсуждение мыслей и чувств клиента, возникших в ответ на сказку.
    2. Ответы на вопросы для размышления и обсуждения (приведены в конце каждой сказки).
    3.
    Интерпретация «сказочных уроков». Каждая сказочная ситуация несет в себе один или несколько жизненных уроков. В совместной

    3.
    Интерпретация «сказочных уроков». Каждая сказочная ситуация несет в себе один или несколько жизненных уроков. В совместной работе с клиентом происходит их «расшифровка» и интерпретация с позиции вопросов, значимых для клиента.
    4.
    Выполнение некоторого практического задания, навеянного сказкой и ее обсуждением. Таким заданием может быть игра. Этот завершающий встречу шаг необходим для символического «закрепления» сказкотерапевтического воздействия.
    Вторая стадия сказкотерапии зависимостей тесно перекликается с первым шагом программы «Двенадцати шагов».
    Первый шаг программы предлагает признать, что человек не в состоянии справиться с зависимостью. Первый шаг — это признание своего истинного состояния. И чем глубже это убеждение в вашей душе, тем серьезнее вы будете работать по программе. Первый шаг состоит из двух частей: «Бессилие перед зависимостью» и «Признание того, что зависимость начала управлять моей жизнью». Очень важно прийти к «моменту истины», то есть признать, что: «Вчера я напился не потому, что моя любимая команда проиграла. И не потому,
    что дочь принесла в дом блохастого щенка и я поссорился с женой. Я напился не потому, что мой начальник сделал мне выговор, и не потому, что вчера отмечался Всемирный день спасения утопающих. Я напился потому, что не мог не напиться». К этому убеждению можно прийти, только честно признав свое истинное состояние, — таковы рекомендации зависимым людям, начинающим заниматься по программе «Двенадцати шагов».
    Таким образом, задача второй стадии сказкотерапии зависимостей — убедить человека в серьезности проблемы, в состоянии его бессилия перед предметом зависимости.
    В Программе «Двенадцати шагов» поясняется, что значит бессилие перед алкоголем. Для этого человеку предлагается честно ответить на вопросы:
    1.
    Бывают ли у вас настойчивые мысли о выпивке? Например: У вас бывает сильное желание пойти туда, где вам представится возможность выпить? Или: вы с нетерпением ждете конца рабочего дня, чтобы можно было «спокойно» выпить? И пр.
    2.
    Были ли у вас неудачные попытки контролировать выпивку? Например: Вы пытались перейти на более легкие напитки, но в конце концов однажды напились тем, что было под рукой.
    Или: Вы пытались пить только по субботам и воскресеньям, не пить во время работы, не пить дома при детях или, наоборот, пить только дома, но не на улице или с друзьями в «забегаловке».
    3.
    Бывали ли у вас когда-нибудь «провалы» в памяти? Например: Вы в пьяном виде упали. Вас избили или вы ударили кого-нибудь, но вы не помните, как все произошло.
    Программа «Двенадцати шагов» поясняет также, в чем проявляется потеря контроля над своей жизнью.
    1.
    Семейная жизнь. Финансовые трудности в связи с зависимостью, нежелание заниматься домашними делами, отчужденность детей,
    скандалы в доме.
    2. Работа. Дисциплинарные взыскания по поводу прогулов или грубых ошибок, похмелье в рабочее время, нежелание работать.
    3.
    Здоровье. Проблемы с памятью, бессонница, приступы депрессии, учащенное сердцебиение, тошнота, слабость, проблемы с желудком.
    4.
    Сексуальная жизнь. Страх перед половым контактом в трезвом состоянии, страх перед неудачей, неразборчивость в связях,
    супружеская неверность.
    5.
    Поведение, угрожающее собственной жизни или жизни окружающих. Попытки самоубийства, провоцирование скандалов и драк,
    езда в автомобиле в нетрезвом состоянии с детьми или знакомыми и пр.
    Если на первой стадии терапевтического консультирования доминировала идея поддержки, то теперь задача психолога — показать клиенту весь «ужас создавшегося положения». Только на этой стадии «отрезвляющий ужас» может стать мощным терапевтическим средством.
    Принципы подбора и создания сказок для второй стадии сказкотерапии зависимостей таковы.
    1.
    Наличие зависимого героя, не разрешающего, а усугубляющего свою проблему по собственной воле или под давлением обстоятельств.
    2.
    Неоднозначно благополучный или трагичный конец. Задача сказки — нагнетать, катализировать напряжение. Поэтому конец истории должен быть поучительным и достаточно трагичным.
    3.
    Наличие «злого рока» в сказке. Обстоятельства все время складываются не в пользу героя. Появляющиеся «лучи надежды»
    угнетаются последующими событиями.
    Продолжительность этой стадии терапевтического консультирования исключительно индивидуальна. Иногда достаточно одной сказки, притчи даже без их обсуждения. Однако нередко эта стадия занимает до четырех встреч.
    Если сказка оказала глубокое воздействие, клиент находится под ее впечатлением, проводить ее обсуждение необязательно.
    Достаточно попросить клиента нарисовать свое состояние. Если же клиент демонстрирует достаточно поверхностное переживание,
    сказку необходимо обсудить и связать с его жизнью.
    Если нечто: алкоголь, наркотики, азартные игры — могут формировать у человека зависимость, может быть, у них есть душа? Душа темная, в начале искушающая, а потом порабощающая человека? Как переживает человек искушение и состояние «порабощенности»?
    На второй стадии терапевтического консультирования важно поговорить с клиентом об этом. Сказка создает условия для осознания человеком собственных переживаний зависимости. Обсуждение этих ощущений и чувств — это путь к сознательному контролю над ними.
    После разговора с клиентом об этой сказке и его впечатлениях, собственных переживаниях зависимости можно предложить ему сочинить свою сказку, героем которой станет предмет зависимости. Таким образом, сказка стимулирует процесс одухотворения предмета зависимости, что, в свою очередь, превращает его из врага тайного, в явного соперника. С явным злом всегда легче бороться, чем с тайным. Создание клиентом собственных сказок о противоборстве с предметом зависимости — еще один терапевтический путь. Однако не каждый человек на этой стадии терапевтического консультирования способен к сочинению, поэтому путь совместного размышления над сказкой более реален.
    Закончить обсуждение данной сказки можно следующим резюме. Итак, герой сказки признал свое бессилие перед бутылкой. Это его выбор. Он принял свою судьбу, определенную наследственностью. Это его путь, и ведет он к смерти. Вероятно, необходимо обладать огромным мужеством, чтобы сделать такой выбор; чтобы принять на себя ответственность за разрушение своего дара, за «неделание» того,
    зачем пришел в этот мир путь в «никуда» — такова перспектива. Но есть ли внутренняя готовность принять этот путь у нашего клиента? С
    этим вопросом важно оставить его до следующего занятия.

    Пример размышления о сказке
    Как часто события нашей жизни развиваются не по тому сценарию, о котором мечталось в детстве! Как часто обстоятельства круто меняют течение жизни. Как часто человек говорит себе: «Но уж от таких-то событий я точно застрахован!», и появляется ситуация,
    демонстрирующая его заблуждение!
    Что же смогло так круто изменить жизненное кредо и судьбу героя сказки? Страх потерять команду, попавшую в зависимость к карточному шулеру? Нечто иррациональное, не поддающееся контролю разума и продуманного жизненного сценария? Что заставляет нас сворачивать с намеченного пути и попадать в зависимость от привычки, человека, напитка, игры? Отчего сильный человек вдруг становится «бессильным»?
    Над этими вопросами важно поразмышлять совместно с клиентом. На этой стадии терапевтического консультирования необходимо просто «заронить» в сознание и подсознание клиента вопрос. Тактика психолога достаточно проста: он формулирует вопрос, задает его
    «
    как будто себе», а не клиенту, и, услышав ответ, повторяет его «как эхо». Таким образом стимулируется собственный процесс размышлений клиента.
    После совместного размышления над сказкой психолог обобщает возникшие идеи. Сделать это можно, например, в таком направлении.
    Наверное, рядом с нами существуют некоторые силы, которым человек просто не может противостоять. Но, быть может, именно сам человек «запускает» эти силы? Ведь без его воли они бы просто «дремали» где-то рядом. Это невероятно, но даже одно наше разрушительное желание, подкрепленное действием, может вызвать к жизни силы, которые завершат процесс разрушения помимо воли человека. Сколько таких разрушительных желаний было «спродуцировано»? Сколько разрушающих сил пришло в движение?
    С этими вопросами необходимо оставить клиента. Вопросы тяжелы, однако без усиления напряжения невозможно сформировать у зависимого человека искреннего желания изменений. И только тогда, когда клиент в той или иной форме искренне задаст вопрос: «А что же делать, как теперь быть?», можно переходить к третьей стадии сказкотерапии зависимостей.
    Переход к третьей стадии сказкотерапии зависимостей происходит тогда, когда у зависимого клиента формируется осознанный запрос о помощи. Он начинает ощущать, что корни его проблемы — в нем самом. Если это так — он готов к работе.
    Задача консультанта на этой стадии — помочь клиенту найти ситуации, в которых он, осознанно или неосознанно, вступил в противоречие с внутренним чувством гармонии. Или, если следовать сказке, солгал самому себе и другому. Причем ложь повлекла «сделку с совестью» или потерю ощущения «правильности» своей жизни.
    В программе «Двенадцати шагов» такой процесс называют «моральной оценкой». Вот что под этим понимается: «Правильное понятие слов „моральная оценка“ касается бесстрастного анализа своего поведения и поступков. Не следует ни осуждать, ни оправдывать себя.
    Основное требование при работе — максимальное приближение к действительному положению дел. Это необходимо для того, чтобы сломать механизм отрицания в подлинной оценке того или иного поступка. Кое-кто без особых раздумий может сказать: „Ах да, я порой бываю эгоцентричным“. Если же попросить этого человека привести конкретный пример, он не сможет этого сделать. Иными словами,
    этот человек не видит своего эгоцентризма и не может сказать, как эта черта влияет на его жизнь».
    Итак, главной задачей психолога на третьей стадии сказкотерапии зависимостей является помощь клиенту в осознании значения своей жизни, сути событий, происходивших в ней.
    Однако третья стадия терапевтического консультирования не должна превращаться в процесс самобичевания клиента. Чтобы этого не произошло, психолог говорит клиенту о важности принятия своего прошлого. Жизненный опыт — это то, что уже ЕСТЬ, независимо от того, доволен человек прожитой жизнью или нет. Переосмысление тесно связано с честностью перед собой, но не с виной.
    Эта стадия сказкотерапии зависимостей может стать самой продолжительной. Совершенно необязательно на каждую встречу готовить сказку для клиента. На этой стадии сказка становится своего рода «стимулятором переосмысления» и рассказывается для того, чтобы клиенту было легче вспоминать свою жизнь. Ситуации, когда он принес кому-то боль или ему сделали больно. Ситуации, связанные с
    «несправедливостью», ложью, предательством, сомнениями, выбором.
    Наиболее значимая техника на этой стадии — это сочинение сказок.
    Здесь задача психолога, после обсуждения конкретной жизненной ситуации, помочь клиенту записать ее в виде сказки.
    Для того чтобы клиенту было легче «упаковать» конкретную жизненную ситуацию в сказку, можно предложить ему выполнить некоторые задания.
    Задания для облегчения сочинения сказок.
    1. Представьте всех действующих лиц ситуации в образах сказочных героев и нарисуйте их.
    2.
    Задание для групповой работы. Из участников группы выберите исполнителей ролей и разыграйте ситуацию в пантомиме. Теперь опишите все это в сказочной форме.
    3.
    Задание с использованием оборудования имидж-терапии. Выберите себе костюм сказочного героя и расскажите всю историю от его лица (при этом психолог может записывать рассказ на диктофон, это облегчит процесс написания сказки).
    4. Не думая долго, скажите и запишите 10 слов. Они помогут вам описать ситуацию в форме сказки.
    5.
    Положите перед собой белый лист. Возьмите в руку ручку. На некоторых людей действует так называемый «страх белого листа».
    Особенно тогда, когда отсутствует привычка что-либо писать или сочинять. Размышляя о ситуации, просто начните «калякать» ручкой по листу. Когда вы почувствуете, что рука остановилась, начните записывать сказку. Начало может быть таким: «Давным-давно жил на свете один человек…», или «История эта произошла совсем недавно, а может быть, и давно…», или «Однажды…».
    В процессе сочинения сказок клиент активно переосмысливает ситуации своей жизни, и его мудрое бессознательное подсказывает ему некоторое символическое действие, которое поможет освободиться от боли прошлого.
    К такому поступку, доступному ему, клиент должен прийти самостоятельно. Поступками-искуплениями могут быть письма
    (
    отправленные и неотправленные) к обиженным вольно или невольно, создание творческого продукта, общественно полезное дело.
    Важно, чтобы клиент сам придумал это дело и сам реализовал его.
    Показателем результативности третьей стадии сказкотерапии зависимостей будет спокойное и объективное отношение клиента к неоднозначным ситуациям своей жизни, принятие жизненного опыта и желание дальнейших, позитивных изменений.
    Таким образом, алгоритм терапевтического консультирования на третьей стадии можно представить в виде следующей последовательности.
    1.
    Рассказывание клиенту психотерапевтической сказки, стимулирующей процесс переосмысления жизненного опыта, «моральной оценки». Размышления о сказке.
    2.
    Размышление клиента о своей жизни. Выбор «неоднозначной» ситуации. Обсуждение ситуации с психологом. Переписывание ситуации в сказочной форме. Поступок-искупление.
    3.
    Рассказывание клиенту психотерапевтической сказки, стимулирующей процесс переосмысления жизненного опыта, «моральной оценки». Размышления о сказке.
    4.
    Размышление клиента о своей жизни. Выбор «неоднозначной» ситуации. Обсуждение ситуации с психологом. Переписывание

    4.
    Размышление клиента о своей жизни. Выбор «неоднозначной» ситуации. Обсуждение ситуации с психологом. Переписывание ситуации в сказочной форме. Поступок-искупление.
    Психотерапевтические сказки, подбираемые или сочиняемые для третьей стадии, должны соответствовать следующим требованиям.
    1.
    Герой сказки находится в состоянии осмысления собственной жизни. При этом он может встретиться со своим Внутренним ребенком; или находится в состоянии экзистенциального кризиса; или поставлен перед важным выбором и делает его «не по сердцу», или
    «против совести». Так или иначе, герой осуществляет «моральную оценку» прошлых событий.
    2. В сказке описаны конкретные ситуации жизни, которые существенно повлияли на всю последующую жизнь героя.
    3.
    Счастливый конец сказки. В конце сказки герой может потерять материальные блага, достигнутые им в результате «сделки с совестью». Однако, несмотря на материальные потери, герой оказывается счастливым.
    Возможные линии обсуждения сказки:
    ▪ прошлое является источником настоящего;
    ▪ нередко человек во взрослой жизни борется с детскими страхами и обидами;
    ▪ внутренний надлом или поступок против совести невозможно скрыть за внешним обаянием и успешностью;
    ▪ если человек обратился ко злу, даже исполнение желаний не принесет радости в его сердце;
    ▪ неправедный образ мыслей и жизни, разрушительные поступки обрекают душу человека на заточение в темнице внутренних противоречий. Освобождение души может повлечь существенные материальные потери, но главным приобретением станут ощущения счастья и покоя.
    Возможные линии обсуждения сказки:
    ▪ сожаление об упущенных возможностях, неправильном выборе в важной жизненной ситуации. Ситуации, после которых все в жизни «идет наперекосяк»;
    ▪ ответственность перед теми возможностями, которые дает жизнь;
    ▪ чужие советы и их влияние на жизнь человека;
    ▪ горечь утраты и «собственной глупости» может привести к остановке в развитии и регрессу. События, связанные с потерями или неверными решениями, служат жизненными уроками. Они осмысляются и поступают в копилку жизненного опыта. Если этого не происходит, некоторое событие может стать «камнем преткновения» и овладеть мыслями и чувствами человека. Чувство «невозможности что-либо изменить» может довести до отчаяния.
    Возможные линии обсуждения.

    Разговор со своим Внутренним ребенком. В чем нуждается Внутренний ребенок: в поддержке, информации, любви?.. Что может дать

    1   ...   65   66   67   68   69   70   71   72   ...   82


    написать администратору сайта