Практическое занятие №1_Раца А.А.. Обучающийся Шершевило Анастасия Владиславовна Преподаватель Мазаева Анастасия Андреевна Практическое занятие
Скачать 400.06 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) Дисциплина: Содержание и методика проведения культурно-досуговых массовых мероприятий Практическое занятие 1 Выполнил: Обучающийся Шершевило Анастасия Владиславовна Преподаватель: Мазаева Анастасия Андреевна Практическое занятие 1 Задания по теме 1. 1. Массовая культура: роль и место в жизни детей и взрослых Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях массовой культуры в современном обществе; формирование умений определять роль и место массовой культуры в жизни детей и взрослых. Задание 1. Проанализируйте, какова роль массовой культуры в социализации взрослых и детей. Какие цели достигаются и с помощью чего? Социализирующая функция массовой культуры заключается в том, что она через главные свои элементы и инструменты: телевидение, кинематограф, популярную литературу - формирует у молодых людей представление о жизненном успехе, определяет ценности молодых, меняет установки взрослых, предлагает модели поведения, изменяет представления о социальном статусе, престиже, формирует образы успешного человека. Вовлекая человека в мир культуры, прикладная культурология призвана раскрыть все ее многообразие, всю многослойность культурных явлений и процессов на разных уровнях функционирования духовной жизни. Во-первых, это исследуемый этнологией и культурной антропологией уровень эстетической культуры, характеризующийся локально-групповым восприятием действительности и представленный наследием дописьменных средств общения и информации, родовыми и семейными устоями, народной педагогикой, обрядами, ритуалами и иными формами традиционной культуры. Во-вторых, это изучаемый семиотикой и смежными науками уровень национальной культуры, который закреплен в литературе, музыке, хореографии, театральном, изобразительном и иных жанрах искусства и наиболее ярко выражает себя в национальном менталитете. В-третьих, это анализируемый социальной культурологией уровень массовой культуры, принимающий благодаря современным средствам информации транснациональный характер. Задание 2. Найдите и проанализируйте несколько статей (не менее 3) по тематике «Современная массовая культура», определите содержание и особенности подходов к анализу данного феномена в выбранных Вами статьях. Современная массовая культура и её влияние на человека, https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-massovaya-kultura-i-eyo-vliyanie-na-cheloveka В данной статье рассматривается массовая культура как одно из наиболее примечательных и характерных явлений современного мира. Анализ включает в себя изучение понятия поп-культуры, взаимодействия человека с ней, её источников и оказываемого культурой влияния. Массовая культура как «дух» современности, Приходько, Е. А. Массовая культура как «дух» современности / Е. А. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3340/ (дата обращения: 30.10.2022). Акцентируя внимание на позитивных аспектах развития массовой культуры, отметим, что массовая культура делает высокие ценности доступными для массового человека и тем самым гуманизирует его. Исключив человека из «большой» истории, массовая культура предоставила ему иные возможности самоидентификации. Свое самоопределение человек, как известно, обретает лишь посредством связей. И массовая культура связала человека с миром в целом. Она дала человеку возможность узнать то, чего он, ограниченный физическими условиями пространства и времени, ни при каких обстоятельствах не мог знать раньше. Мир как целое перестал быть для человека туманным образом или логической конструкцией. Он явился ему на экране суммой живых картинок и заговорил на разных языках, изменив его представление о пространственно-временных связях и современности. Следовательно, сегодня необходимо стимулировать внутрикультурный диалог между высшей и низшей культурами, ведь массовая культура может быть не только «мертвой», но и «живой». Она, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь коммерческих соображений, обращается к личности и стремится ответить на ее многообразные запросы, вызвать интерес к ее ценностям, не заслоняя и не подменяя профессиональной виртуозностью гуманистический смысл, содержание предлагаемых ею образцов, произведений, норм и т.п. Она и должна быть взята за основу изменения качества повседневного бытия людей, их сознания и образа жизни. Это даст импульс для развития культуры в целом и преодоления тех образцов массовой культуры, которые выступают как антигуманные по своему внутреннему содержанию формы. По мнению В.В. Сергеева, сохранение и обеспечение безопасности духовной культуры – необходимое условие, позволяющее России и россиянам отстоять основополагающие принципы, нормы, традиции, уклад, национальное самосознание и культурную самобытность, культурную самоидентификацию, складывавшиеся на всем долгом пути исторического развития. Большинство же СМИ, распространяющие продукты массовой культуры, в современной России находятся вне контроля государства и институтов гражданского общества. Государственные органы обеспечения национальной (духовной) безопасности должны сосредоточить свое внимание не только на противодействии физическим проявлениям терроризма, экстремизма, сектантства, но и на предупреждении, пресечении и профилактике духовного, виртуального терроризма, экстремизма и сектантства. Современная массовая культура, https://center-yf.ru/data/stat/sovremennaya-massovaya-kultura.php Существует достаточно разветвленная система индустрии массовой культуры, которая включает в себя следующие подразделения: средства массовой информации - СМИ (практически все частные каналы радио и телевидения, газеты и журналы существуют за счет рекламы потребительских товаров и услуг); система организации и стимулирования массового спроса на продукцию (реклама на улицах, в транспорте, индустрия моды); индустрия здоровья (формирование имиджа здорового образа жизни); индустрия досуга (туризм, книгоиздания, популярная музыка и др.); международная компьютерная сеть Internet; массовая социальная мифология (интересно наблюдать за развитием этого жанра в последнее время в Украине: выходят многочисленные материалы о жизни кумиров, распространяются мифы, псевдонаучные учение, где сложные или недостаточно исследованы проблемы сводятся к простых объяснений, типа: влияние пришельцев из космоса, звезд, знаков зодиака, предсказания Нострадамуса). В массовой культуре есть немало значимых, даже выдающихся произведений, которые необходимо пропагандировать. Хорошо это или плохо, но на рубеже XX и XXI вв. ее лучшие образцы действеннее влияют на уровень культуры общества, чем произведения гениев. Каково соотношение между массовой и элитарной, или фундаментальной культурой? В. П. Руднев, автор "Словарь культуры XX века", подчеркивает, что обе культуры - как два полушария головного мозга, каждая из которых осуществляет принцип дополнения. Массовая культура как первичная воссоздает образ реальности, фундаментальная же выступает как вторичная, моделирующая система. В этом отношении массовая культура XX в. была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом. Так, сняв кассовый фильм "Парк юрского периода", знаменитый голливудский режиссер С. Спилберг, сэкономил на фундаментальную картину "Список Шиндлера", который рассказывает о трагедии холокоста. Успех "Сибирского цирюльника" М. Михалкова дает возможность возродить неприбыльное российское документальное кино. Во многих странах с хорошо развитой рыночной экономикой, несмотря на господство массовой культуры, вполне успешно развивается культура элитарная и народная. Итак, массовая культура, как и цивилизация, может нести потенциальную опасность бездуховности, но под контролем общества и его элиты она должна трансформироваться в прообраз новой будничной культуры человечества XXI ст. Задание по теме 1.2. Массовая культурно-досуговая деятельность для детей и молодежи в системе дополнительного образования Цель: закрепление знаний о сущности массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в дополнительном образовании; формирование умений определять сущность и специфику массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в системе дополнительного образования. Задание 3. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области реализации задач массовой культурно-досуговой работы. Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать об особенностях ее целей и задач, содержания, форм, принципов и методов реализации. Особенности целей и задач культурно-досуговых программ: Цель таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»- концепции. Эти цели могут достигаться посредством примерно следующих задач: развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей; приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры; формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности; укрепление здоровья детей; формирование опыта организации содержательного досуга. Содержание культурно-досуговой программы связано с: приобщением детей к культуре, и более всего к художественной; овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия; развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей; постижением искусства общения, поведения, культуры речи; воспитанием гуманности, толерантности; формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников; освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования). То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ. В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с: 1. приобщением детей к художественной культуре; 2. воспитанием у них культуры общения; 3. формированием культуры организации досуга; 4. обучением их основам культуры быта. Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания. Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь. У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников): 1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.); 2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.; 3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования); 4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей. Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов. Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей. I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации: всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники. II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности; игры на восприятие друг друга; спортивные игры, туризм; вечеринки; встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы); система зарабатывания каких-либо благ; праздники; драматизация. III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки; диско-шоу; вечера авторской песни; спортивные игры; дискуссии; тренинги; всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.). Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка. Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов: 1. информационной насыщенности; 2. эмоциональности; 3. массовости; 4. активности; 5. диалогичности; 6. преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия. Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать: игровые методы; упражнения; обсуждения; создание, проигрывание и анализ ситуаций; творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.); театрализации. Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано: осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности; осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время; изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга; приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время; освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры; повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях; формирование традиций образовательного учреждения. Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ школьников. С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ. В. П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени, и выделяет следующие задачи его деятельности: осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности; комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения; обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности; обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников; составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения; выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей; поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии; организация участия воспитанников в массовых мероприятиях; оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции; при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации |