Главная страница
Навигация по странице:

  • Итак, насколько же верно и точно отразился в Русской Правде действовавший на Руси юридический порядок

  • реферат Шиковец. Обязательственное и наследственное право по Русской Правде


    Скачать 43.66 Kb.
    НазваниеОбязательственное и наследственное право по Русской Правде
    Дата16.07.2022
    Размер43.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат Шиковец.docx
    ТипРеферат
    #631838

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

    Зачетная (экзаменационная) работа

    Дисциплина: Теория государства и права

    Реферат

    Тема: «Обязательственное и наследственное право по Русской Правде»

    Выполнил(а):

    Шиковец Диана Сергеевна

    Юридический факультет,

    уголовное право

    26.01.2022

    Омск 2022г.

    Содержание


    ВВЕДЕНИЕ 3

    ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПРАВДА КАК ИСТОЧНИК ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА 5

    1.1. Происхождение и источники Русской Правды 5

    1.2. Русская Правда - основоположник древнерусского права 7

    ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕЙ РУСИ 10

    2.1. Наследственное право и семейные отношения по Русской Правде 10

    2.2. Обязательственное право по Русской Правде 12

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

    Список использованных источников 17


    ВВЕДЕНИЕ


    Крупнейшим памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая классификация до сих пор отсутствует.

    Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.

    В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество: коней, бобров, орудия производства и др.[3, 125 c.]

    Для эпохи предшествовавшей Русской Правде характерным объединением сельского населения была соседская община. Она выросла в процессе разложения семейной общины.

    Древнейшая часть Русской Правды является записью более старых норм сделанной при князе Ярославле Владимировиче. Ее иногда называют «Правдой Ярослава». Эта часть состоит из первых 16 статей «Краткой Правды». За ней следует «Правда Ярославичей», т.е. сыновей Ярослава. Пространная редакция более сложна по составу и включает в себя множество княжеских законов изданных между серединой XI и началом XIII в.в., систематизированных и хронологически перемешанных.[3, 47-48 c.]

    Актуальность заключается в сравнении первоисточника русского законодательства с ныне существующим и в выводах о переходе и трансформации правовых норм.

    Цель данной работы - рассмотреть содержание этого уникального памятника древнерусского права, проанализировать изложенные в нем правовые нормы.

    Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

    • раскрыть происхождение Русской Правды и ее источники

    • рассмотреть и определить значение Русской Правды в системе древнерусского права

    • исследовать обязательственное право в древнерусском государстве

    • охарактеризовать наследственное право по Русской Правде

    Проблемой является мало изученность данной темы.

    Теоретическая значимость заключается в устранении пробелов в теории, а практическая значимость в том, что данное исследование можно применять при написании рефератов и других экзаменационных работ.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы.

    ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПРАВДА КАК ИСТОЧНИК ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА



    1.1. Происхождение и источники Русской Правды


    Русская Правда - древнейший русский сборник законов, сформировалась на протяжении Х1-Х11 вв., но отдельные ее статьи «уходят» в языческую старину.

    Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым.

    Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки - закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

    Принято делить сборник на три редакции (большие группы статей. Объединённые хронологическим и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава( или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. [3, 14-16 c.]

    Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию

    Ярослав задобрил новгородцев, дав им Правду и устав. 

    Правда Ярославичей включает ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).[1, 233-234 c.]

    Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов, социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

    В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности. [5, 255-256 c.]

    1.2. Русская Правда - основоположник древнерусского права


    Древнейшим источником любого права, в том числе и русского, является обычай, то есть такое правило, которое исполнялось в силу многократного применения и вошло в привычку людей. В родовом обществе не было антагонизмов, потому обычаи соблюдались добровольно. Отсутствовали специальные органы для охраны обычаев от нарушения. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества. Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы, и прежде всего суды.

    Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей. Когда обычай санкционируется государственной властью, он становится нормой обычного права.

    В IX – X веках на Руси действовала как раз система норм устного, обычного права. Часть этих норм, к сожалению, не была зафиксирована в дошедших до нас сборниках права и летописях, о них можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературных памятниках и договорах Руси с Византией X века. [6, 121-122 c.]

    Одним из самых известных древнерусских правовых памятников того времени, в котором эти нормы нашли отражение , является крупнейший источник древнерусского права - Русская Правда. Источниками ее кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права зафиксированные в Русской Правде относятся прежде всего положения о кровной мести ( ст. 1 КП ) и о круговой поруке (ст.20 КП ). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом – вирой (наблюдается сходство с «Салической правдой» франков, где кровная месть также была заменена денежным штрафом) ; в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («Дикая вира» налагалась на всю общину). [4, 45-47 c.]

    В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают ее не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченной переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей. Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. По времени своего возникновения она является древнейшим памятником славянского права, целиком основанным на судебной практике восточных славян. Еще Прокопий Кессарийский в VI веке заметил, что у славян и антов “вся жизнь и узаконения одинаковы”. Конечно, подразумевать здесь под “узаконении” Русскую Правду нет никаких оснований, но признать наличие каких-то норм, по которым текла жизнь антов и которые запоминались знатоками обычаев и сохранялись родовыми властями необходимо. Недаром русское слово “закон” перешло к печенегам и было у них в обиходе в XII веке. Можно с уверенностью сказать, что кровная месть была хорошо известна в то время, хотя и в урезанном виде в Русской Правде. Не приходится сомневаться и в том, что родовая община с обычаями в процессе разложения, происходящим под влиянием развития института частной собственности на землю, превратилась в общину соседскую с определенным кругом прав и обязанностей. Эта новая община нашла отражение в Русской Правде. Все попытки доказать какое - либо влияние на Русскую Правду со стороны византийского, южнославянского, скандинавского законодательства оказались совершенно бесплодными. Русская Правда возникла целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической мысли X -XII веков.



    ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕЙ РУСИ



    2.1. Наследственное право и семейные отношения по Русской Правде


    В Древней Руси к XI в. господствовала моногамная семья с индивидуальным хозяйством. С принятием христианства в конце X в. церковь вела активную борьбу с язычеством, за торжество индивидуальной семьи и семейной нравственности. Брак, развод, моральные отношения в семье стали санкционироваться ею. Не освященный брак считался грехом и мог отразиться на потомках. Летопись гласит: "От греховного корня злой бывает плод". Верховенство мужчины в христианской семье сохранилось и упрочилось, постепенно становилось частью государственной идеологии.
    Христианская семья должна была подчиняться суровым нравственным канонам, в основе новой идеологии лежали трудолюбие, смирение, ответственность перед Богом. Формирование семьи христианского типа происходило постепенно, государство относилось к язычеству достаточно терпимо, но подтвердить конкретными фактами сосуществование христианских и языческих семей невозможно.
    Споры о наследстве возникали довольно часто, и Уставы церковные Владимира I и Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою юрисдикцию. Но поскольку положение церкви в это время не было достаточно прочным, нормы о наследовании имущества, вошедшие в Русскую Правду, расписаны очень подробно. В XI в. брак стал церковной прерогативой. В участии в судебных процессах о наследстве могли отказать лицам без соответствующих церковных свидетельств. [3, 98-102 c.]

    В Пространной Правде имеется целый устав о наследстве (ст. 90 - 95, 98 - 106). Две первые статьи (ст. 90, 91) закрепляют древние ограничения в общинах смердов: имущество умершего, не оставившего сыновей, переходит князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданое. В то же время в среде дружинников и бояр действовал иной принцип: "наследство князю не идет, его наследуют дочери". В остальных статьях регулируется наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства.
    Общий принцип известен еще по Договорам с Византией: приоритет наследования по завещанию с обеспечением законных долей членов семьи. Статья 92 гласит: "Кто, умирая, разделит свой дом детям, на том стоять, кто без ряда умрет, всем детям идет имущество". Наследование по завещанию ограничено сыновьями и женой, дочери получают только часть (ст. 93, 95). Дети от первой жены имеют право на часть имущества, принадлежащего матери (ст. 94). Дети от рабыни не наследуют ничего, но получают с матерью свободу (ст. 98). Во всех случаях "двор" переладит младшему сыну (ст. 100) как менее способному к самостоятельному существованию. Имущество малолетних детей находится под управлением матери: если она выходит замуж, то назначается родственник-опекун. Мать, опекун, отчим отвечают за это имущество и несут материальную ответственность за его утрату. Своей частью имущества мать распоряжается самостоятельно, может завещать его детям, лишать их наследства, если они будут "лихи" (ст. 106).
    Такой порядок наследования обеспечивал имущественные права всех членов семьи и в целом просуществовал до того момента, когда к наследованию стали допускаться женщины. Одновременно установилась зависимость благополучия детей мужского пола от воли завещателя как основа "доброго" отношения к родителям, при сохранении младшим детям гарантии средств к существованию. [1, 401-402 c.]

    2.2. Обязательственное право по Русской Правде


    Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь, на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.

    В древности существовало два вида обязательств: из правонарушений (деликтов) и договоров. В Русской Правде обязательства из деликтов влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф. Взявший чужое имущество должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. 12. 13 Краткой Правды). Под договором стали понимать соглашение двух или нескольких лиц в результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности. В Древней Руси существовало несколько разновидностей договоров.

    Стороны (субъекты) договоров должны отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы. Холоп не являлся субъектом правоотношений и не мог отвечать по обязательствам, всю имущественную ответственность нес за него хозяин. Имущественные последствия сделок холопа, совершенных по поручению господина, также ложились на последнего. [6, 87-89 c.]

    Древнему праву известны два вида ответственности по договорам: личная и имущественная. В Русской Правде доминирует ответственность имущественная. При неразвитости рабства зарождается принцип, согласно которому не выполнивший обязательств, становился зависимым от кредитора на тот срок, в течение которого отрабатывал ему весь объем долга и убытков.

    В IХ—ХII вв. письменная форма договоров еще не развилась, они совершались, как правило, в устной форме. Для устранения последующих взаимных претензий, при заключении сделок должны были присутствовать свидетели, но суд принимал и любые другие доказательства, удостоверяющие договоры.

    В обиходе договор купли-продажи был самым распространенным. Продавались имущество (движимое и недвижимое) и холопы, причем продаже последних в законодательстве того времени уделяется весьма большое внимание. В Русской Правде регламентировался не столько сам договор купли-продажи (его условия зависели от воли сторон) сколько споры, возникавшие в результате взаимных претензий. Стороны могли распоряжаться лишь своей собственностью, имущество краденое или неизвестного происхождения оспаривалось после покупки в присутствии администрации. [5, 311-313 c.]

    В XII - XV вв. проявились три тенденции развития обязательственного права. Во-первых, развитие товарно-денежных отношений привело к появлению новых видов договоров (ударение, залог, поручительство) и умалению имущественной ответственности сторон в обязательствах. Обязательства из правонарушений постепенно смещаются в область уголовно наказуемую. Во-вторых, при господстве феодальных отношений сохранялась личная ответственность должников. Должники попадали в хозяйственную зависимость от заимодавцев, обязаны были отрабатывать долг, находясь как бы под патронатом. Личная зависимость распространялась даже в среде феодалов в вассальных, отношениях с государством или сюзереном. В-третьих, в Новгороде и Пскове формировалась система обязательственного Права с развитой имущественной ответственностью, основанной на товарно-денежном обмене.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.

    Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.

    Неизбежные исторические процессы развития феодализма влекут за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, приводит в конце концов к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в. [2, 147-148 c.]

    Как памятник права, Русская Правда дает изучающему нить к самым глубоким основам изучаемой жизни.


    Итак, насколько же верно и точно отразился в Русской Правде действовавший на Руси юридический порядок?

    Во-первых, она умалчивает о том, что считает необходимым устранить из судебной практики и чего не применял церковный суд.

    Во-вторых, многого в действовавшем праве она не захватила, или потому, что не было практической необходимости это формулировать, или потому, что при неупорядоченном состоянии княжеского судопроизводства трудно было формулировать.

    Из этого следует вывод о том, что Русская Правда есть довольно верное, но не цельное отражение действовавшего в древней Руси юридического порядка. В ней воспроизведены не все части современного ей права. Однако воспроизведенные обработаны и четко изложены.



    Список использованных источников


    1. Алексеев, С.В. «Владимир Святой. Ярослав Мудрый. Великие князья русские» / С.В. Алексеев. – Санкт-Петербург: Академический проспект, 2021. – 468 с.

    2. Болотин, Л.Е. «Странствия по времени. Древняя Русь сквозь призму «Повести временных лет» книга первая. / Л.Е. Болотин. – Москва: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2018. – 944 с.

    3. Пестель, П.И. «Русская Правда. Наказ временному Верховному правлению» / П.И. Пестель. – Москва: Ленанд, 2016. – 264 с.

    4. Северский, Я.Г. «Памятники древнерусского законодательства» / Я.Г. Северский. – Москва: Ленанд, 2017. – 136 с.

    5. Темушев, С.Н. «Образование Древнерусского государства» / С.Н. Темушев. – Москва: Квадрига, 2020. – 352 с.

    6. Яцко, В.А. «События истории России. Древнерусское государство» : учебное пособие / В.А. Яцко. – Москва: Панорама, 2022. – 153 с.


    написать администратору сайта