Главная страница
Навигация по странице:

  • Федора Михайловича Достоевского

  • Льва Николаевича Толстого

  • Доклад по философии. Документ Microsoft Word (2). Одна из сложных и фундаментальных проблем проблема свободы актуальна всегда, нуждается в теоретическом осмыслении и практическом разрешении постоянно, на каждом этапе исторического развития человеческой цивилизации


    Скачать 15.42 Kb.
    НазваниеОдна из сложных и фундаментальных проблем проблема свободы актуальна всегда, нуждается в теоретическом осмыслении и практическом разрешении постоянно, на каждом этапе исторического развития человеческой цивилизации
    АнкорДоклад по философии
    Дата15.03.2023
    Размер15.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word (2).docx
    ТипДокументы
    #991347

    Одна из сложных и фундаментальных проблем - проблема свободы — актуальна всегда, нуждается в теоретическом осмыслении и практическом разрешении постоянно, на каждом этапе исторического развития человеческой цивилизации. Каждое поколение, не говоря уже о различных эпохах, культурах, цивилизациях, понимает ее по-своему, вновь осмысливает и расширяет (или суживает) пространство своей свободы.

    Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

    Философские взгляды Бердяева основаны на оригинальных концепциях личности и свободы и смысла исторического процесса. Бердяев сторонник ценностей индивидуализма. «Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности – вот настоящее испытание для всякой философии», - считает он. Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущность человека, то, следовательно, она выступает как обязанность; человек порабощен своей свободой. Она является тяжким бременем, которое несет человек. Он ответственен за свои поступки и происходящее в мире: «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри... не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, - считает автор. Само состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности... даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем». Бердяев воспринимает свободу «не как легкость, а как трудность». По мысли писателя, даже простая политическая свобода, свобода выбора убеждений и поступков - это тяжелая и ответственная обязанность.

    Свобода для Бердяева есть отсутствие любого ограничения извне и изнутри. Он не признает ни запретов, ни ущемлений, ни простых указаний, которые бы могли ущемить его как личность. Его свобода – это «божественная жизнь», которой обладать может лишь Бог. Такой свободе автор посвящает много книг и статей, пишет о ней с большим вдохновением и мы знаем, почему он это делает.

    Огромное значение для формирования в русской философии представлений о свободе и счастье человека имело творчество Федора Михайловича Достоевского (1821 1881). Религия Христа, полагал Достоевский, является высшим воплощением нравственного идеала личности, основанного на понятиях: «смысл жизни», «свобода и ответственность», «человек и Бог», «добро и зло», «влечение и долг», «рассудок и мораль».

    Проблема свободы и счастья человеческого решается Достоевским, исходя из противоборства двух правд. Первая – правда «здравого смысла», общественной пользы и закона, который регламентирует отношения людей друг к другу и к Богу. Другая – правда чувства, личного и свободного «хотения».

    В художественной литературе нравственные искания русской общественной и философской мысли получили выражение в творчестве Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Он доказывал бессмысленность жизни без абсолютного добра, носителем которого является религия. Толстой создал собственную версию христианства. Вся религия Толстого оказалась сведена к этике. Все в жизни – науку, искусство, семью, государство и самого человека – он хотел подчинить единому нравственному закону. Смысл человеческой жизни, по Толстому, состоит в свободном объединении людей на основе любви; в слиянии их с Богом путем борьбы со злом в себе; в непротивлении злу силою, т. е. в личном совершенствовании.

    В.С. Соловьев- Русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

    Свобода характеризуется Соловьевым как основа человеческого существования. Это не предмет потребления и не готовый, извне преподнесенный дар, а определенное, постоянно меняющееся отношение – к себе, людям, бытию, оптимальный образ мысли и жизни. Свобода процессуальна по своей сущности. В неорганическом мире ее вообще не существует.

    Он видел в свободе единственный способ достойного человеческого самоопределения. Для этого ее динамизм должен сочетаться с внутренней самодисциплиной, чувством долга. Глушение свободы пагубно для общественного здоровья.

    Подлинная философия и свобода, считал Соловьев, нераздельны, они тянутся друг к другу и питают, обогащают одна другую, работая в едином силовом поле – всеобщности и бесконечности Бытия. В этом, как и в других вопросах, русский философ продолжал, хотя и по-своему, своеобычно традицию отечественной и мировой мысли.


    написать администратору сайта