ЭССЕ:Какие элементы культуры и быта русского народа сохранили на себе влияние монголо-татарского ига. эссе. Однако под воздействием ига произошел упадок летописания, которое стало немногословным, а во многих землях и вовсе прервалось
Скачать 14.77 Kb.
|
Говоря о влиянии монголо-татарского ига на культуру Руси, хочется отметить свое согласие с мнением историков, считающих, что влиянию подверглись в основном экономическая и политическая сферы, и лишь в незначительной степени культурная. При этом влияние ига на культуру и быт было больше положительным или нейтральным, нежели отрицательным. Можно сказать, что период монголо-татарского ига стал периодом теснейшего взаимодействия Руси с Востоком, временем заимствования Русью достижений Востока и культурного обогащения Руси. С монгольским игом пришли в русскую жизнь новая одежда: вместо длинных белых славянских рубах, длинных штанов, бритых голов с «оселедцами» появились золотые кафтаны, цветные шаровары, сафьяновые сапоги и тафьи и мурмолки. Стали использоваться такие популярные на Востоке женские украшения как бисер, бусы и раковины. Если рассматривать как часть культуры военное дело, можно отметить влияние ига на него. Была освоена и введена в использование такая форма боевого строя, как монгольская лава. Из одежды, снаряжения и вооружения у монголов были заимствованы седло, нагайка, чекмень, посеребренный пояс, лук, сабля, пика, бунчук. Некоторые казаки и по сей день носят серьгу, как это делали монголы. Курень – еще одно наследие ханов. Слово «казак» имеет тюркское происхождение со значением «всадник». В Золотой Орде имелась область под названием «Казакстан» - созвучное с ныне существующим Казахстаном. Влияние Востока на русскую культуру ощутимо в народном художественном творчестве. Существенная часть русских народных песен составлена в так называемой «пятитонной» («индокитайской») гамме, которая является единственной у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у всех монголов. В Индокитае она господствует и сейчас. Русская сказка похожа на сказки тюрков и кавказцев. Русский эпос по своим сюжетам связан со степным «ордынским» эпосом. Однако под воздействием ига произошел упадок летописания, которое стало немногословным, а во многих землях и вовсе прервалось. В целом и сам русский язык изменился под влиянием Золотой Орды, включив в себя новые слова тюркского происхождения. Такие слова составляют около одной пятой – одной шестой части русского словаря. Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому (казна, тамга (откуда таможня) товар) устройству. Другие заимствования относятся к таким сферам, как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). Есть и другие заимствования этого периода: барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма. Изменился и стиль письма – на смену «уставу» с его геометричными, сложно выписанными буквами приходит более свободный и бегло прописываемый «полуустав». Русские народные танцы тоже отмечены влиянием монгол: в отличие от западного обязательно парного танца здесь, как и в восточных танцах, этой обязательности нет. Танцуют по одному, а если даже и возникает пара, то она совсем не обязательно состоит из мужчины и женщины. Движения в основном имеют характер импровизации (в отличие от западных танцев с четко определенными последовательностями движений) с сохранением неподвижности головы и передвижением на носках, с красотой гибкости и пластичности движений. Как и восточные танцы, русский народный танец имеет больше характер соревнования в ловкости, гибкости и ритмике. Отдельно стоит сказать о влиянии ига на православную церковь. Золотая Орда отличалась совершенно особенной веротерпимостью и уважением к местным религиям. В период владычества монголов церковь получила свободу и независимость от княжеской власти, благодаря чему быстро разбогатела и получила возможность предоставлять убежище множеству людей, искавших защиты от княжеского произвола. Все это сформировала большое влияние церкви в финансовом и идеологическом аспектах. Ощутимое влияние ига произошло на положение женщины, которая стала «затворницей» под влиянием нового для нее, теремного быта. Произошло значительное ограничение прав женщин, характерное для восточного общества. Подражание обычаям ханского двора обеспечивало вхождение в русскую культуру некоторых восточных обычаев. Заимствования у монголо-татар произошли и в использовании различных предметов быта: счёты, валенки, пельмени, кофе, плотнический и столярный инструмент. Чувствуется влияние и в области зодчества, где легко заметить сходство стен кремлей Пекина и Москвы. Есть предположение, что именно благодаря монголо-татарскому игу (принесшему с Востока, из Китая с его развитым литейным искусством) на Руси появились церковные колокола и ямские колокольчики. Конечно, негативное влияние Орды на культуры происходило – разрушения памятников культуры и зодчества (прежде всего соборов, которые часто становились последним оплотом обороны русских городов), ликвидация мастеров в различных областях ремесла, торможение в каменном строительстве, уничтожение многих литературных памятников. Но из описанных фактов можно сделать вывод о том, что Орда в основном не посягала на русскую культуру, а напротив, подспудно обогащала ее и способствовала ее развитию, которое, однако, пошло по новому пути, формируя новую, обновленную восточным влиянием русскую культуру. |