Начальные этапы становления государственности, урбанизации и взаимодействия кочевой и оседлой культурных зон на территории Велик. Презентация Microsoft PowerPoint. Одним из племен, проживавших на территории Казахстана были
Скачать 6.14 Mb.
|
Начальные этапы становления государственности, урбанизации и взаимодействия кочевой и оседлой культурных зон на территории Великой степи (III век до н э. II век н э.) Происхождение родоплеменных союзов и ранних государственных объединений в Казахстане – это долгий процесс, который длился веками, совершенствуясь каждый раз. Эпоха бронзы. Именно тогда произошли заметно высокое развитие в скотоводстве и земледелии. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы на территории Казахстана, Европы. Археологические раскопки доказывают то, что одомашнивание диких животных происходило еще в период неолита, а в эпоху бронзы численность домашних животных увеличилась в разы. Эпоха бронзы является подтверждением, что именно этот период стал непрерывным развитием скотоводства как основной формы хозяйства, в связи с изменением климата. В это же время активно развивается и земледелие. Эти два вида хозяйства дополняли друг друга и были взаимосвязаны. Успешно развивалось примитивное земледелие, а скотоводство давало не только питание, но и сырье с помощью которого можно было изготавливать одежду и обувь. Кочевое скотоводство сформировалось в Западном и Центральном Казахстане, так как территория была степной и полупустынной, этот вид образа жизни стал основным. Полукочевое скотоводство получило распространение в Восточном Казахстане по отрогам Алтая и Тянь-Шаня, Жетысу. Оседлое скотоводство развивалось в Южном Казахстане, по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес. В эпоху железа произошли такие новшества, как изготовление орудий труда из железа. Железо стало основным материалом для производства орудий труда. Главные памятники, оставшихся от племен эпохи железа, являются курганы и могильники. Одним из племен, проживавших на территории Казахстана - были саки. В отличии от предыдущих эпох, эпоха раннего желез представлена в древнегреческих, китайских, персидских письменных источниках. Слово «саки» в персидских источниках означало «великие мужи». Иранские источники называют саков «туры с резвыми конями». Однако знаменитый греческий историк Геродот (484-425гг) называл саков азиатскими скифами, то есть массагетами. Геродот заметил множество сходств в жизнедеятельности саков и скифов. К примеру, сакские племена жили в тот же период, что и савромато-сарматские племена в низовьях Волги и правобережья реки Урал. «Народ этот считается многочисленным и воинственным, живет по ту сторону реки Сырдарья напротив исседонов… По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов» - такое описание оставил Геродот. Тем не менее, Бехистунская надпись иранского царя Дария 1, говорит об обратном. Эта надпись является доказательством о вооруженных схватках и войнах между саками и персами. Следовательно саки и персы не имели этнических сходств. Персидские письменные источники указывают на то, что на территории Казахстана было три сакских племени. Саки-тиграхауда, носившие остроконечные шапки; саки-хаомаварга, готовившие напиток хаома, саки-парадарайя, жившие за морем. В своем труде «география» Страбон дал характеристику сакам: «Эти кочевники очень простые, благородные люди. У них отсутствуют коварство и ненависть. Они во многом предпочитают свободу и независимость» Генезис сакской культуры – невероятно сложный вопрос. Так как многие историки еще не пришли к единому выводу о генетической связи саков и андроновцев. Большинство исследователей утверждают, что происхождение этнонима – «саки» не подтверждено. Ведь не все кочевые племена на территории Казахстана и Центральной Азии были саками. Уйсуни. 160 год до нашей эры – земли саков-тихрахауда заняли уйсуни, пришедшие из Центральной Азии. Их основная территория располагалась в Илийской долине. Столица уйсуней – Чигучен, которая находился на берегу Иссык-Куля. Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь. Он говорил о том, что данное племя говорили на древнетюркском языке. Глава общества носил титул – «гуньмо» (великий бек). Само же государство делилось на три части: центральную, восточную и западную. Известно, что хозяйство уйсуней было комплексным, то есть скотоводческо-земледельческим. Китайские источник упоминают о том, что уйсуни были кочевниками. В частности, они разводили лошадей, коров, овец, верблюдов. Природные условия Семиречья позволяли им по долгу кочевать с одного места на другое. Уйсуни долгое время могли оставаться на местах зимовок и летовок, строя там постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Это служит подтверждением оседлости и занятия земледелием. Скотоводство играло важнейшую роль в жизни этого племени. Частная собственность распространялась и на скот, и на землю. Социальное неравенство хорошо прослеживается по археологическим раскопкам. В их обществе были богатые и бедные. Богатые имели золотые и медные печати. Данный племенной союз занимал огромную территорию и представлял собой мощное племенное объединение. В этот период произошли колоссальные изменения в социально-экономической и политической жизни общества, положившее началу становление государств и росту городов. Уйсуны вели войны с канглами, гуннами за пастбища. Они имели широкие дипломатические отношения с Китаем. Поэтому общество уйсуней достигло государственности. Изначально кангюи упоминаются в китайских источниках во 2 веке до нашей эры. Племенной союз сформировался на юге Казахстана. Они жили в присырдарьинских оазисах и западной части Семиречья. Титул правителя кангюев – великий хан. Его помощников называли – визирь. А столицей государства был город – Битянь. В 138 году китайский император Уди отправил торговое посольство с страны Запада. Они же потерпели поражение. Вот что пишется в китайских источниках: «Кангюи горд и дерзок и никак не соглашается делать поклонения перед старшими. Чиновников, посылаемых к нему от наместников, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старшинам подают кушание прежде, а потом уже посланным от наместника». Всего чего хотели кангюи так это сохранить под своим контролем участок Великого Шелкового пути от Ферганы до Приаралья. Еще известно то, что кангюи находились в тесных экономических и политических связях с Китаем, Римом, Кушан. На левом берегу реки Арысь, на площади 100 кв. км, было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей. Это бугры-тобе размером от 0,5 до 100 гектаров и высотой от 3 до 20 метров. Среди них — городища Кок-Мардан и Джувантобе на Арыси, Сидак в туркестанском оазисе и группа городищ в низовьях Сырдарьи, где сохранились остатки цитаделей̆ с резиденциями правителей храмов. На рубеже нашей эры и первой половины 1-го тысячелетия нашей эры на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государство Кангюев. Гунны – это тюркоязычный народ, который образовался во 2-4 веках, путем смешения разных племен. В китайских источниках упоминаются, как хунну. В результате длительного продвижения к западу от границ Китая, гунны создают свое огромное государство от Волги до Рейна. Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство. Охота была их основным делом. Согласно источникам, гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Основной чертой, характеризующей объединения типа общества гуннов является: формирование государства со своей администрацией и аппаратом принуждения, которое сменяло органы родоплеменного союза. О достижении уровня ранней государственности говорят следующие признаки: наличие определенных территориальных владений, появление частной собственности на скот и на землю, существование примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, наличие права. В заключении хотелось бы сказать, что племена саков, уйсуней, кангюев и гуннов достигли высокого уровня в развитии кочевой цивилизации. Появилось такое понятие, как государство и государственное устройство, культура и искусство. |