Главная страница

Документ по Дизайну ! — копия. Оглавление диссертации доктор искусствоведения Бытачевская, Тамара Никифоровна


Скачать 232.92 Kb.
НазваниеОглавление диссертации доктор искусствоведения Бытачевская, Тамара Никифоровна
Дата23.03.2018
Размер232.92 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаДокумент по Дизайну ! — копия.rtf
ТипРеферат
#39278
страница2 из 4
1   2   3   4

Исследуются циклические процессы дизайна на основе когнитивных систем в социокультурной сфере, теории информации, особенности функционирования правого и левого полушария мозга человека.

Новым также является определение фрактального характера объектов искусства и дизайна, на основе синергетической природы формообразования.

Исследуются индивидуальные особенности восприятия среды обитания и деятельности человека и показывается, что типы восприятия определяются характерными чертами личности, отражающими интегрированность когнитивных процессов восприятия объектов дизайна.

Теоретическое значение работы определяется тем, что в ходе проведённого анализа были выявлены особенности воздействия пластических искусств на формообразование в дизайне. Обосновано использование методов сравнительного, системно-структурного, социологического и статистического анализов наблюдения в процессе предметного творчества. Автором предложен методологический подход к исследованию особенности пластических искусств в формообразовании дизайна на основе проблемно ориентированного представления процесса творчества.

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что большая часть разработанных в диссертации выводов и предложений адаптированы для реальных условий и могут быть использованы при практическом создании дизайна форм среды обитания и деятельности человека.

Основные положения диссертации могут быть использованы в общетеоретических и отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением не только формообразования в дизайне, но и всего ряда тем дизайн-приложений. Кроме того, научными выводами можно пользоваться в ходе учебной работы со студентами, при разработке курсов лекций, подготовке учебно-методических пособий по теории дизайна.

Апробация результатов исследования. Апробация материалов диссертационного исследования проходила в «Дизайн-центре» г. Ставрополя, на конференциях и семинарах Союза дизайнеров России, в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова. Результаты исследования нашли отражение в образовательном процессе на кафедре «Дизайн» в Северо-Кавказском государственном техническом университете города Ставрополя, а так же в докладах, выступлениях, публикациях автора по данной теме исследования, в учебном пособии «История дизайна, науки и техники», в монографии «Искусство как формообразующий фактор».

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Приложение содержит иллюстрационный материал.

Заключение диссертации

по теме "Техническая эстетика и дизайн", Бытачевская, Тамара Никифоровна

Выводы

Прослеживая развитие современных вещей как произведений дизайна начала XXI века, как объектов эволюции стилей искусства, подверженных искусству трансформации формообразующих факторов дизайна, следует отметить, что в них отражается прототипность, новации, традиции и авангардная фантазия компоновки форм, композиционное объединение элементов предметной среды, совместимость параметров материала и технологии, гармонизация формы, психология восприятия формы, эффектность и их социальная значимость. Современный мобильный телефон, одежда, холодильник, мебель и пр. выступают как вещи многофункциональные, эстетичные, имиджевые, стильные, призванные подчеркнуть вкус и достаток своих владельцев.

В современных интерьерах можно встретить весь опыт предметного мира, накопленный историей: мы вошли в XXI век с мебельной модой, включающей всю гамму стилистик прошлого, новых материалов, технологий, давших толчок формированию новаторских стилей дизайнерских концепций. Можно отметить, что новые ракурсы представления и реализации дизайна среды обитания диктуются закономерностями развития форм в русле синергетики.

С помощью дизайна активно формируется и используется мировое когнитивное пространство среды Интернет. В нем уже сегодня действуют крупные электронные информационные конгломераты, объединяющие системы создания информации (издательские дома, редакции газет и журналов, телестудии). В среде Интернет сосредоточена электронная деловая, образовательная, развлекательная информация, электронные газеты и журналы, базы данных практически по всем областям жизнедеятельности общества, электронная почта, электронные библиотеки, информационные ресурсы государственных и частных учреждений и компаний.

Необходимо отметить, что развитие, динамика человека, материальной и виртуальной среды, организационных структур, технологий среды Интернет происходит не изолировано, а в тесном их взаимодействии, что обусловлено когнитивной психологией ее создателей, психофизиологическими, эргономическими, культурными и художественными аспектами субъектов среды Интернет. Дизайн для компьютеров и компьютеры для дизайна, графический дизайн, компьютерные технологии художественного творчества по созданию форм, веб-дизайн демонстрируются на различных примерах разработки компьютерных вариантов электронных предприятий, магазинов, музеев, энциклопедий, истории театров, основанных на технологии формирования и представления виртуальных знаний, с учетом психологии восприятия информации пользователями.

В настоящее время можно увидеть сотни интересных дизайнерских форм представления знаний в виртуальной среде, разработанных отечественными и зарубежными дизайнерами, в сети Интернет и на дисках-СО, как проявления искусства формообразующего фактора в дизайне.

В дизайнерских формах многих телевизионных каналов используется различный художественный опыт, например, стиль конструктивистов - чёткие и действенные приёмы художественного выражения: кубофутуристиче-ские решения, основанные на фактурной и пространственной разработке плоскости; многослойность пространства за счёт игры геометрических и буквенных элементов композиции; орнаментность через применение смысловой иерархии слов и надписей. Образы насыщаются экспрессией, динамизмом.

Иные по характеру и смыслу программы оформляются по В. Фаворскому, где присутствует выверенная гармония оттенков, построенная на пространственной весомости каждого элемента композиции, система зрительных опор и поддержек, рассчитанная на визуальную культуру, жизненный и культурный опыт зрителя.

Таким образом, информация, подготовленная для зрительного восприятия человека, сегодня является результатом тесного взаимодействия графического дизайна, психологии зрительского восприятия человека и современной техники. Можно сказать, что искусство формообразования в дизайне визуальной информации - это творческая деятельность, основанная на синтезе искусства и точного прагматического расчёта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основываясь на синергетнческих законах зарождения безграничных организационных процессов, явлений и даже новых видов жизни из хаоса мироздания, для появления которых нужны особые внешние условия и определенные характеристики состояния материи в точках их зарождения, можно говорить, что формообразование в дизайне имеет аналогичную картину развития.

В 10-х и 20-х годах прошлого века произошло изменение структурных соотношений в искусстве: наряду с реализмом возникают авангардные направления, течения, стили - кубизм, модерн, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, супрематизм, конструктивизм. Эти отличные от классического искусства направления объединяла доминирующая роль субъективного начала и преобладание формы над содержанием. Появление нового мышления, новой визуальной культуры в искусстве оказалось отправной точкой развития современных принципов формообразования в дизайне. Это наглядно демонстрирует русский конструктивизм, язык которого основан на структурном построении, конструкциях, линейных геометрических рисунках, на принципах модульности, на научных исследованиях средств формально-композиционной выразительности цвета, фактуры, плоскости, пространства. Идея практичного утилитарного использования искусства и составляла сущность конструктивизма.

Вторая послевоенная волна авангардизма 60-х - 80-х годов продемонстрировала зримые конкретные черты нового формообразования в творческих концепциях минимализма, концептуализма, поп-арта, оп-арта, кинетиз-ма и т.д.

Формообразование этого периода развивалось в русле различных явлений соотнесения элементов организации и самоорганизации, поисками "нового дизайна". Акцентировалось внимание на самостоятельной ценности предмета, не связанной с его функцией. Форма объекта обогащалась эмоциональностью.

В 60-е годы XX века стилеобразование руководствовалось концепцией "кинетизма", в 70-е - "технологическим искусством", а в 80-е стилеобразование характеризуется смыканием с наукой, моделированием визуальных образов современного мира, природы, ощущений, возвращением конструктивизма в строгом минимализме. Необходимо отметить, что попытки выработать заново язык дизайна в 80-х неизбежно возвращались к формам 50-х годов. Циклическая повторяемость инноваций в 80-е годы стала важнейшим компонентом успеха во всех областях дизайна. В 90-е годы роль формообразующего фактора в объектах среды обитания деятельности человека начинают играть информационная технология, информация, проявление семиотики, семантики, прагматики.

В последнее десятилетие XX века стало неприемлемо создавать предметы, которые переживут свое время: формы должны принадлежать своему времени. Дизайнеры разработали идею "семантики продукта": значение, которое продукт олицетворяет для потребителя также важно, как и чисто функциональные элементы. Но форма и функция более не представляют собой достаточный набор для удовлетворения потребителя - необходим еще и эмоциональный аспект воздействия. Форма, цвет, обозначение и маркировочные знаки продукта устанавливают невербальную коммуникацию между человеком и предметом.

Характерной чертой предмета среды обитания человека начала третьего тысячелетия следует назвать значительность, многозначность объекта, которые превосходят его простую форму, иными словами - форма поглощает функцию.

Выделенные в работе современные дизайнерские стили: хай-тек, информационно-семиотический, фрактальный, синергетический образуют качественно новые структуры формообразования, в которых основной чертой являются элементы концепций формообразования, характерные для стилевых направлений авангарда - конструктивизма, супрематизма, минимализма и т.п.

Можно отметить, что новые ракурсы представления и реализации дизайна среды обитания диктуются закономерностями развития форм в русле синергетики: свойства частей (художественный опыт историзма) проявляется в свойствах целого (культура, искусство, дизайн), а свойства целого - в его элементах (в стилях, концепциях, теориях и т.п.). Целостные фрагменты культуры входят в композицию новых целостностей.

Таким образом, в современных условиях развитие формообразования в дизайне зависит от чередования циклов эволюционного изменения состояния культуры, искусства, науки, техники в ходе жизненного цикла и скачкообразных переходов в конце цикла на новый качественный уровень, что одновременно означает начало нового этапа развития.

На основании изложенного, в соответствии с целью и задачами исследования формируются следующие выводы:

1. Рассмотрена динамика эволюции искусства, влияющая на развитие формообразующих факторов в дизайне с позиции нового философского направления - эволюционной эпистемологии, в основе которой лежит тезис о взаимосвязи когнитивной, культурной, социальной и биологической сущностей.

2. Определена система взглядов на современный дизайн с точки зрения опыта экспериментального авангардного искусства XX века, художественного мышления, эстетического сознания и формообразования.

3. Выстроены подходы, ключевые моменты для формирования целостной концепции анализа дизайнерского формообразования, позволяющие оценивать современные произведения дизайна: от самолета - радио - невидимки до предметов электроники - мультимедийного оборудования, мобильного телефона, перспективной одежды.

4. Разработаны актуальные вопросы теории формообразования на основе междисциплинарного подхода.

5. Рассмотрена категория пространства дизайн-творчества, в котором реализуется структура креативного процесса формообразования.

6. Показана фрактальная основа формообразования в экспериментальном искусстве авангарда XX века и его синергетическая сущность в современном процессе создания форм среды обитания и деятельности человека.

7. Впервые выделены по формально-композиционным признакам стилевые направления в дизайне XX века. Они систематизированы, описаны и дополнены согласно расширившимся границам и представлениям о современном дизайне.

8. Сформулирована проблема, обозначенная XX веком - взаимосвязь экспериментального авангардного искусства с дизайном как актуальность настоящего времени. Авангард, в том числе русский конструктивизм, являясь частью культуры и дизайн-творчества, превращается в проектную деятельность, ассимилируется в дизайн и предстает базой, источником новых идей и принципов в современном формообразовании.

Список литературы диссертационного исследования

доктор искусствоведения Бытачевская, Тамара Никифоровна, 2005 год

1. 100 дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994.

2. Аверинцев С.С. Символ. Т. 6.-М.: КПЗ, 1971.

3. Адамар Ж. Исследование психологии процессов построения вобласти математики. М.: Советское радио, 1970.

4. Азрикан Д. Американские записки. / Союз дизайнеров. 1998. -№3.

5. Аксёнова М. Энциклопедия искусства. М.: Аванта, 1999.

6. Антонов P.O. Особенности формообразования в советском дизайне 30-х годов. // Некоторые проблемы развития отечественного дизайна.

7. Сборник. М.: ВНИИТЭ, 1983.

8. Арватов Б. Искусство и производство. / Сб. статей. М., 1926.

9. Аркин Д. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей ф художественной промышленности. -М., 1932.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс,1974.

11. Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992.

12. Асланов В.Г. История западного искусства XX века. М.:к

13. Академический проект, 2003.

14. Асеева Е.Н., Асеев П.В. Рекламная кампания. М.: Экспертное бюро, Приор, 1997.

15. Асс Е.О разрушительной роли дизайна. // Design illustrated, декабрь 2001 январь 2002 (№9-10).

16. Бажанов Л., Турчин В. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления. / Советское искусствознание. М.: Советский художник,1991.-Вып. 27.

17. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. -М., 1995.

18. Барокко в авангарде авангард в барокко. // Тезисы и материалы конференции в Москве. - М., 1993.

19. Барташевич A.A. Основы художественного конструирования. -Мн.: Вышэйшая школа, 1984.

20. Барташевич A.A., Богуш В.Д. Конструирование мебели: Учеб. -Мн.: Вышэйшая школа, 1998.

21. Бархатова Е. Реклам-конструкторы. // Мир дизайна. 1998. - №11. Ю).

22. Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и Интернет. (Путь к Sinergonet). СПб.: Наука, 1999.

23. Батраков С.П. Реальность ирреального. Что есть реальность? Что есть смысл? // Западное искусство XX века: образы времени и язык искусства. М.: УРСС, 2003.

24. Батраков С.П. Художник XX века и язык живописи. -М., 1996.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979.

26. Безмоздин JI.H. В мире дизайна. Ташкент: Фан, 1990.

27. Белов A.A., Гвоздев Е.М. История дизайна. Лекции. СПб., 1993.

28. Беляева-Экземплярская С.Н. Об иллюзии выступающих вперёд цветов. // Журнал психологии, неврологии психиатрии. 1925. - T.IV (дополнительный).

29. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Владос, 2002.

30. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я, Стор И.Н. и др. Живопись: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Владос, 2003.

31. Бердяев H.A. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

32. Бердяев Н. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990.

33. Бобровский С. Жизнь замечательных технологий. PC Week/RE № (227)5 от 22.02.00. // Коммерсантъ. 2003. - № 235.

34. Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. с фр. М.: Рудомино, 1995.

35. Байкова Е.В., Волошинов A.B. Антропоморфные паттерны какметаязык искусства. // Языки науки языки искусства. Труды международной конференции. Суздаль 7-12 июня 1999. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

36. Бойцов С.Ф. Комбинаторные системы в художественном конструировании: Автореферат дис.-М.: МГХПУ, 1982.

37. Боне K.JI., Арене У.Ф. Современная реклама. / Пер. с англ. -Тольятти: Издательский дом "Довгань", 1995.

38. Борев Ю. Эстетика. В 2-х томах. Смоленск: Русич, 1997.

39. Борецкий P.A. Телевидение на перепутье. М., 1998.

40. Борисова Е.А., Стерни Г.Ю. Русский модерн. -М.: Галард, 1994.

41. Борисова Е.А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка. (У истоков «неорусского стиля»). // Художественные процессы и русской культуре второй половины XIX века. / ВНИИ искусствознания Минкульт. СССР. М., 1984.

42. Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филинъ, 1998.

43. Бурмистрова Т.П. Приключения американского дизайна. // Техническая эстетика. 1990. - № 1.

44. Бытачевская Т.Н. К вопросу о развитии творческого о воображения младших школьников. В кн.: Проблемы дидактики и методики преподавания учебных предметов в школе: научно-реферативный сборник. -М.: ОДНИ «Школа и педагогика» АПНССР, 1985. - Вып. 6.

45. Бытачевская Т.Н. Изобразительное искусство как средство художественной подготовки студентов к воспитательной работе в школе. В сб.: Формирование профессиональной готовности студентов к воспитательной работе в школе. - Ставрополь: СГГГИ, 1990.

46. Бытачевская Т.Н. Художественное воспитание учителя начальных классов в процессе подготовки к преподаванию изобразительного искусства (автореферат канд. диссертации). -М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1990.

1   2   3   4


написать администратору сайта