Главная страница

Пригожин. Оглавление дорогие читатели! От автора часть i. Истоки музыкального шоубизнеса в россии


Скачать 486.84 Kb.
НазваниеОглавление дорогие читатели! От автора часть i. Истоки музыкального шоубизнеса в россии
АнкорПригожин
Дата21.10.2020
Размер486.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПригожин.docx
ТипДокументы
#144576
страница13 из 20
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   20

182

Ни для кого не секрет, что в СНГ немало про­блем. По-настоящему объединить наши народы, кро­ме экономики, может русская музыкальная культура и популярные исполнители из России. Это неоспори­мый факт.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИИ

Таблица № 9

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКО­ГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА

 

 

 

 

 

 

 

Легальный рынок

около $155 млн.

МС — 95 млн. шт.

CD — 8 млн. шт.

LP — 0,1 млн. шт.

Пиратский рынок

около $180 млн.

МС — 160 млн. шт.

CD — 25 млн. шт.

Репертуар

66% — национальный

32% — международный

2% — классический

Проигрыватели компакт-дисков

имеют 5 млн. семей (10% семей)

Российский музыкальный бизнес напрямую за­висит от общих тенденций развития отечественной экономики. Пример тому — кризис августа 1998 года, когда вся музыкальная индустрия оказалась практи-

183

чески парализованной. В результате количество зву­козаписывающих компаний уменьшилось в три раза, объем продаж сократился в 3-5 раз (в некоторых ре­пертуарных группах — в 10 раз), цены снизились в 2-3 раза в пересчете на валютный эквивалент.

Огромное количество проблем, накопившихся за последние годы, мешает дальнейшему развитию музыкальной индустрии. Прежде всего это вопросы: прав, взаимных долгов и доверия между компаниями. Сейчас многие фирмы еще не имеют полного ком­плекта документов, подтверждающих их права на те или иные фонограммы (речь идет как об авторских, так и о смежных правах). Договоры заключались без соблюдения необходимых формальностей, поэтому в настоящее время происходит серьезнейший передел собственности на проекты, выпущенные в свет в тече­ние последних десяти лет. Многие предприниматели поняли, что нужно покупать права, а не фонограммы.

Еще одной проблемой времени стала новая це­новая политика. Крупнейшие продавцы ориентиру­ются на минимальные, сравнимые с пиратскими це­ны. Подобный подход стал единственно возможным условием для выживания отечественной музыкаль­ной индустрии и зарубежных компаний, делающих в России свой бизнес. Однако решение о работе по низ­ким ценам принималось непросто. Мейджеры, на­пример, боялись реэкспорта дешевых дисков на За­пад. И реэкспорт действительно был и есть даже сейчас. О массовом продвижении дешевых дисков из России не могло быть и речи, поскольку ни один ува­жающий себя дистрибьютор или владелец сети мага­зинов не стал бы масштабно продавать диски «неяс­ного происхождения», без кодов IFPI и другой

184

символики, подтверждающей их легальный характер. Большой проблемой остается параллельный импорт.

Кассетный рынок страны в 1999 г. показал, что его потенциал достаточно значителен, хотя он и на­чинает сдавать свои позиции, подчиняясь общемиро­вым тенденциям.

Помимо продаж таких традиционных носите­лей, как МС и CD, в 1999 году достаточно активно раз­вивался рынок CD-R. К уже ставшим традиционным CD-R прибавились диски CD-RW и DVD-RAM. В 2000 году в России вступила в строй первая линия по производству CD-R на Уральском электронном заводе.

Одной из главных проблем развития бизнеса является высокий уровень пиратства в стране — 65-70%. В некоторых репертуарных группах он доходит до 90%

Таким образом, российский рынок в целом вы­глядит следующим образом (разделение по видам но­сителей):

Таблица № 10

СУММАРНЫЕ ДАННЫЕ ЛЕГАЛЬНЫХ И ПИРАТ­СКИХ ПРОДАЖ В МЛН. $

Год

Общий объем продаж

MC+CD

МС

CD

1995

557

302

290

12

1996

548

295

295

15

1997

571

318

318

18

1998

535*

302*

302*

22*

1999

335*

288*

288*

33*

185

* Последствия кризиса 17 августа 1998 года Как видно из таблицы и рисунков, основным носителем музыкальной продукции остается ком­пакт-кассета.

Таблица № 11

ПРОДАЖА ПО РЕПЕРТУАРУ В МЛН. ЭКЗ. (MC+CD3).

Год

1999

Отечественный

85,000

Международный

16,500

Классический

1,600

Легальный

103

Пиратский

185

Всего копий

288

Таблица № 12

СТРУКТУРА РЫНКА ПО РЕПЕРТУАРУ (% ОТ ОБ­ЩЕГО ОБЪЕМА ЛЕГАЛЬНЫХ ПРОДАЖ).

Жанр

%

Жанр

%

Поп-музыка

40

Классический репертуар

2

Рок-музыка

20

Джаз

2

Танцевальная музыка

10

Народная музыка

2

Русский шансон

10

Учебные прграммы

1

Детские записи

6

Музыка кино

1

Авторская песня

5

Медитативная музыка

1

186

ЧТО ТАКОЕ АПКА? ЧТО ТАКОЕ НАПА?

Чтобы полнее понять состояние видеорынка США, рассмотрим активную деятельность Ассоциа­ции производителей кинопродукции Америки (АП­КА). Это профессиональное объединение ведущих ки­но-, фото- и телевизионных компаний США. В число ее членов входят такие компании, как «Буэна Виста Пикчерс Дистрибьюшн» («Уолт Дисней компани», «Голливуд пикчерс корпорейшен», «Сони пикчерс энтертейнмент», («Колумбия», «Триста»), «Твентис Сентчури Фокс Фильм Корпорейшн», «Юниверсал Сити Студиос» и «Уорнер Бразерс».

АПКА решает множество задач: защита автор­ских прав и интересов кино-, видео- и телевизионных компаний, предотвращение видеопиратства путем ужесточения наказаний за этот вид нелегальной дея­тельности. Юристы Ассоциации помогают прокура­туре лучшим образом сформулировать обвинение; со­брать доказательства, обеспечить участие свидетелей и экспертов, провести юридический и правовой ана­лиз, рассчитать сумму компенсации.

Около 100 следователей АПКА действуют на всей территории США, помогая полиции в расследо­вании «пиратских» действий и наказании виновных. В 1998 году проведено 2022 таких расследования. По результатам 262-х из них были возбуждены уголовные дела и вынесены судебные решения. 52 виновных приговорены к тюремному заключению.

Члены Ассоциации содействуют проведению антипиратских операций более чем в 70 странах мира, включая Россию. Они осуществляют прокат своих

187

фильмов в России через организации, имеющие соот­ветствующие российские лицензии, такие как «Кас­кад», «Восток-Запад», «Джемми» и «Премьер».

С октября 1998 года 32 кинофильма производ­ства студий-членов АПКА были на законных основа­ниях поставлены в российский прокат для демонстра­ции в кинотеатрах. Среди них: «Влюбленный Шекспир», «Армагеддон», «Мумия», «Маска Зорро», «Приключения Флика» и «Целитель Адаме». Допол­нительно серия фильмов представлена на видео. Фильмы, находящиеся в прокате в кинотеатрах, как правило, не подлежат одновременному распростра­нению на видеокассетах. Обычно последние поступа­ют в продажу после завершения кинопроката. Это де­лается для защиты интересов кинопрокатчиков.

АПКА поддерживает Российскую антипират­скую организацию — РАПО. Администрация РАПО находится в Москве, а сама организация действует в крупных городах на всей территории России. Члена­ми РАПО являются не только киностудии США и держатели их лицензий в России, но также независи­мые российские кинопрокатные организации, две российские телекомпании, Российский союз кинема­тографистов, Российское общество коллекционеров и Российская ассоциация видео.

Сотрудники РАПО оказывают помощь правоо­хранительным органам и налоговой полиции в рас­следовании источников пиратской продукции, в про­ведении рейдов по выявлению ее производителей и продавцов. РАПО представляет экспертов, которые могут идентифицировать предметы «пиратской» про­дукции и выступать с показаниями в суде.

НАПА — Национальная ассоциация произво-

188

дителей аудиопродукции России. Решение о созда­нии Национальной ассоциации производителей ау­диопродукции России было принято на первом после августовского кризиса совещании Восточно-европей­ской комиссии IFPI (сентябрь 1998 года). В итоге НА­ПА была зарегистрирована в июне 1999 года.

Основные цели НАПА: подготовка в России на основе НАПА национальной группы IFPI, которая со временем объединится с аппаратом представительст­ва IFPI в Москве; защита прав и законных интересов производителей аудиопродукции — российских му­зыкальных компаний, борьба с воспроизведением и распространением нелегальной аудиопродукции и координация деятельности обладателей прав на аудио-продукцию в целях соблюдения существующего зако­нодательства на территории Российской Федерации.

В настоящее время в НАПА входят крупнейшие российские компании и компании-мейджоры, имею­щие свои отделения и филиалы в России, такие как Universal, BMG, EMI (S.B.A.), Gala Records, Real Records «Арт-старз», «Студия Союз», Продюсерский центр Игоря Матвиенко, FeeLee Records Company, «NOX-MUSIC» и другие.

На сегодняшний день на территории России у НАПА есть семь организаций, действующих на пра­вах филиалов. Идут переговоры с другими регионами. НАПА активно расширяется «в глубинку», в то же время делая основной упор в ориентировании на биз­нес регионы страны, города-миллионеры.

В состав НАПА входят многие компании — чле­ны НАПА одновременно являются и членами IFPI. Чтобы понять эту конструкцию, рассмотрим сначала структуру IFPI в других странах и в мире в целом.

189

Международная федерация производителей фоно­грамм (IFPI) объединяет звукозаписывающие компа­нии, которые, в свою очередь, объединены по терри­ториальному признаку в национальные группы. То есть федерация состоит из национальных групп раз­личных стран, например, национальных групп Герма­нии, США и т.д. В России до сегодняшнего дня такого объединения не было. В территориях рискового веде­ния бизнеса IFPI начинает свою деятельность с от­крытия представительств. Через какое-то время, в за­висимости от динамики развития каждой отдельно взятой страны, на месте представительства или с его помощью создается национальная группа IFPI данной страны. Функции представительства федерации в раз­личных странах (и в России тоже) сводятся к тому, чтобы разъяснить местным музыкальным компаниям роль IFPI в международном музыкальном бизнесе, предложить им стать членами федерации и в итоге со­здать национальную группу. К сожалению, у нас этот процесс пошел по «особому российскому пути».

Завершение создания национальной группы IFPI в России не за горами. В НАПА полностью гото­вы к этому — Ассоциация была создана как ядро на­циональной группы IFPI. У них общие цели и задачи: легализация музыкального бизнеса, юридическая и правовая помощь компаниям — членам IFPI, актив­ная борьба с пиратством в России в целом, но особен­но в регионах с миллионным населением. Конечно же, особое место занимает работа в Москве и Мос­ковской области.

НАПА содействует государственным структу­рам в совершенствовании законодательства в области авторских и смежных прав, участвует в качестве неза-

190

висимых экспертов в выработке решений органов го­сударственной власти и управления в вопросах музы­кального бизнеса.

У нас также создана и действует Российская фонографическая ассоциация. Она создавалась как организация, объединяющая звукозаписывающие компании. Главными задачами ставились сбор возна­граждений за публичное воспроизведение и распре­деление сохранных денежных средств среди компа­ний-правообладателей.

Членом НАПА может стать любая отечествен­ная легально работающая на рынке компания, при­знающая уставные документы и действующая в сфере звукозаписи и звуковоспроизведения. Для вступле­ния необходимо обратиться в НАПА с заявлением, приложив к нему комплект уставных и регистрацион­ных документов. Процедура несложна, на налагает высокую ответственность на членов.

В период с июля 1999 по июль 200 года в России НАПА изучила 62.076 экземпляров аудионосителей на предмет контрафактности. Поданы двадцать два заявления о привлечении к уголовной ответственнос­ти лиц, виновных в незаконном использовании ав­торских и смежных прав, восемь исковых заявлений, направлено пять ходатайств в суды, проведено пять антипиратских акций совместно с правоохранитель­ными органами и IFPI, и пятнадцать акций совмест­но с органами МВД.

Ассоциация занимается исследованием рынка аудиопродукции на территории Российской Федера­ции, созданием банка данных аудиопродукции, аудио-производителей и торговой сети дилеров и дистрибь­юторов — вплоть до информации по каждой торговой

191

точке. Консультирует государственные органы, пред­приятия, общественные объединения и граждан по вопросам музыкального бизнеса, занимается пропа­гандой цивилизованных способов развития музыкаль­ного рынка, организацией семинаров, симпозиумов, стажировками в России и за рубежом. В ближайших планах — организация национальных конкурсов в об­ласти музыкальной индустрии.

НАПА представляет российских производите­лей аудиопродукции в Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) и участвует в ее де­ятельности (взаимодействует с иными национальны­ми группами).

Постоянными партнерами НАПА являются, во-первых, правообладатели, во-вторых, различные экспертные организации, в том числе система экспертно-криминалистических центров МВД РФ, Центр независимой комплексной экспертизы систем и технологий, которые проводят весь возможный комплекс исследований и экспертиз изъятой продук­ции. В-третьих, предприятия, осуществляющие транспортировку и ответственное хранение контра­фактной продукции.

Посредством комплекса проводимых экспер­тиз можно доказать факт производства контрафакт­ной продукции на конкретном предприятии, или, как говорят эксперты, «привязать» аудиокассеты к кон­кретному станку, конкретному звукозаписывающему устройству. В частности, магнитная лента, перемеща­ющаяся в процессе записи на нее звуковой информа­ции, имеет характерные для этого звукозаписываю­щего устройства изменения поверхностного слоя, что

192

и выявляется совершенно безошибочно трассологической экспертизой.

Поиск правообладателей проводится по базам данных, в которых содержится информация об отече­ственных альбомах (и в этом НАПА очень помогает из­даваемый агентством «Inter Media» «Российский музы­кальный ежегодник») и в зарубежных изданиях. Здесь НАПА опирается на базы данных полученные от зару­бежных партнеров. Важно определить дату первой пуб­ликации произведения и фонограммы по каждому на­именованию. Одним из существенных составляющих акта экспертизы или исследования является определе­ние размера ущерба, нанесенного правообладателям в результате незаконного использования произведений и фонограмм. Важным моментом является признание правообладателя гражданским истцом.

Денежные средства, полученные после перера­ботки контрафактной продукции и изготовления ле­гальной продукции из высвобожденных комплектую­щих материалов, распределяются в согласованном размере между правообладателями, предприятиями, осуществляющими ответственное за хранение кон­трафактной продукции, системой предприятий по переработке контрафактной и изготовлению легаль­ной продукции, и бюджетом.

ЧТО ТАКОЕ «НОКС»?

«НОКС» — это Национальное объединение культурных сообществ. Основными идеями «Нокса» являются:

— сохранение и развитие национальных и эт­нических культур;

193

— пропаганда культурного наследия;

— объединение людей посредством культурно­го взаимообмена, укрепление дружеских и братских связей между народами;

—  утверждение гордости каждого человека за свою нацию;

— содействие в укреплении России как много­национального государства, в котором все народы равны в своих правах.

Я много лет пропагандирую идею, что все люди должны жить в дружбе и мире, контактировать в делах, взаимно обогащаться посредством культурных связей. На нашей земле не должно быть войн. Ведь матери рождают детей для счастливой жизни, усердно разви­вают их дарования, воспитывают в них лучшие чувства и, непременно гордость за свою нацию, ибо в каждой нации есть необыкновенно талантливые люди.

Для решения проблем нашего общества через культуру я и создал «НОКС».

Сейчас важно найти людей, которым можно полностью доверять в реализации этих идей. «НОКС» должно стать настоящей кузницей таких кадров. Я постоянно передаю свои идеи менеджерам, воспиты­ваю новое поколение продюсеров, доверяю им свои проекты и помогаю их реализовывать.

О КОМПАНИИ NOX-MUSIC

Компания «NOX-MUSIC» — новое имя в рос­сийском шоу-бизнесе. Она стартовала 1 июня 2000 года. Компания реализовала много хороших и достой­ных проектов Кристины Орбакайте, Валерия Сюткина, Андрея Макаревича и группы «Квартал», Николая

194

Носкова (10 октября 2000 года, в день релиза альбома «Я дышу тишиной» Николай Носков пел в Кремлев­ском Дворце Съездов, а затем выступал в самых пре­стижных залах Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Риги).

В компании переизданы альбомы группы «Горький Парк», «Король и Шут», Александра Мар­шала, Николая Носкова, Евгения Кемеровского, «Зо­лотая коллекция» Вахтанга Кикабидзе. Выпущены альбомы Паскаля, Оскара, Алены Свиридовой, от­крыто новое имя — гитарист Ди Дюля. В проекте — первый иностранный проект — Авраам Руссо.

17 и 18 марта 2001 года компания «NOX Music» организовала концерты самой стильной артистки Кристины Орбакайте, который прошел с триумфом. На мой взгляд, это было настоящее супер-шоу года, в котором принимали участие самые именитые люди: режисер-постановщик Алла Пугачева, художник-по­становщик Борис Краснов, балетмейстер-постанов­щик Алла Духова и балет «Тодес», Ваш покорный слу­га продюсер Иосиф Пригожин и директор Александр Качан.

В таком составе программу на любой площадке страны можно увидеть очень редко.

Мы открыты для сотрудничества, готовы помо­гать ЛЮБОМУ человеку, работающему в этой сфере и совместными усилиями добиваться успеха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В музыкальном бизнесе территорией профес­сионального общения являются продюсерские цент­ры. Ведь музыка, так или иначе, проникает во все ви­ды творчества и обладает удивительной эмоциональной силой. Объем данной работы не мог охватить всех проблем, связанных с организацией и проведением продюсерских проектов. Однако основ­ная их часть была рассмотрена: истоки шоу-бизнеса, его основы, проблемы жизнедеятельности продюсер­ских центров. Определены особенности профессии продюсера, сущность и специфика музыкального шоу-бизнеса.

Наше сотрудничество с мастерами российского шоу-бизнеса, осуществление новых проектов, осмыс­ление научно-методической информации позволяет нам сделать вывод о том, что специфика современной музыкальной культуры делает злободневной и акту­альной задачу организации и развития продюсерских центров. Этот вид популяризации музыки становится все более востребованным и эффективным.

Но социальная среда музыкального бизнеса по­ка неоднородна. Специфика сегодняшней ситуации состоит в том, что необходимо освоить все художест­венно-ценные способы организации музыкальных проектов. При этом придется преодолевать сопротив­ление установившихся правил и негласных законов. Нужно стремиться к тому, чтобы начали действовать законы.

Что же касается промоушена, то эта деятель-

196

ность (за редким исключением) практически не раз­вита. Организаторов, называющих себя продюсера­ми, в российском шоу-бизнесе достаточно. Однако результат их деятельности — многолетний дефицит доверия со стороны исполнителя.

Отрадно, что многоплановое развитие отечест­венной музыкальной жизни породило адекватные со­временной исполнительской культуре новые формы организации — агентства, продюсерские фирмы, центры, компании. Правда, сотрудничество многих из них с государственными институтами музыкально­го просветительства — частный факт биографии от­дельных энтузиастов. Но сам этот опыт показателен. Деятельность продюсерских компаний позволила сконцентрировать лидеров музыкальных направле­ний, помогая зрителям и слушателям в максимальном объеме постигнуть современный мир музыки.

Несмотря на то, что российский шоу-бизнес только формируется, что пробуксовывает юридичес­кая, правовая база, несовершенен закон об авторском праве, есть уверенность: музыкальный бизнес — ин­дустрия с долгой жизнью.

Открытие продюсерских факультетов с мощ­ной информационно-методической базой, консоли­дация сил и поддержка на государственном уровне будут способствовать развитию и укреплению взаи­моотношений на рынке шоу-бизнеса.

Путь к «национальной идее», будь то организа­ция благотворительных акций, телевизионных мара­фонов, юбилейных концертов, культурных междуна­родных программ, праздничных презентаций, дней высокой моды, возрождение и открытие творческих имен, — прокладывается уже не теоретически и даже

197

не политически. Эта идея вынашивается и кристалли­зуется деятельностью тех продюсерских центров, опыт которых закрепляется осознанием своей граж­данской роли в формировании социо-культурного, информационного пространства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абчук В. Азбука менеджмента. — М., 1968.

2. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. — М., 1978.

3.  Алешина И. Паблик рилейшенз для менед­жеров и маркетеров. — М., 1997.

4. Авербах Е. Рождение звукового образа. — М., 1985.

5. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и мас­совая коммуникация. — М., 1986.

6.  Борев В.Ю. Видео: техника, досуг, культу­ра. - М., 1996.

7. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. — М., 1987.

8. Голядкин А. Телелабиринты. — М., 1988.

9.  Говоркин Н.М. Справочник по рок- и поп-прогрессу. — Н. Новгород, 1998.

10. Дудков Е.В. Формы отчетности и проблемы концертной деятельности. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищным предприятием. — М., 1984.

11. Дудков Е.В. Анализ современных механиз­мов функционирования государственных и негосу­дарственных театрально-зрелищных предприятий «Информкультура» Вып.5, М., 1994.

12. Зверинцев А. Коммуникационный менедж­мент. - СПб., 1997.

13.  Карцев Н. Телевидение в нашей жизни. — М., 1981.

14.   Конецкая В.П. Социология коммуника­ций. - М.: 1997.

199

15.  Капустин Ю.В. Музыкант и публика. — Л., 1985.

16.   Калеш В. Театральная вертикаль. — М., 1991.

17.  Конен В. Пути американской музыки. — М., 1977.

18.  Конников А. Мир эстрады. — М., 1980.

19.  Клитин С. Эстрада: Проблемы теории, ис­тории и методики. — Л., 1958.

20.  Купицкий В.М. Театр — искусство и расчет: Учебное пособие. — М., 1995.

21.  Колер Дж. Становление джаза. — М.: Раду­га, 1984.

22. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994.

23.  Лурье А.С. Концерты и жанры концертной деятельности: Лекция. — М., 1994.

24. Лурье А.С. Специфика концертной деятель­ности: Лекция. — М., 1996.

25.  Актуальные вопросы экономики и органи­зации театрального дела. — М., 1986.

26.  Лурье А.С. Управление концертным де­лом. - М., 1998.

27.  Минцберг Г. О менеджменте. — М., 1996.

28.  Михалкович В.И. Изобразительный язык СМК.-М.,1986.

29.  Максимова В.А. И рождается чудо спектак­ля. - М., 1980.

30.  Мороз А.Г. Три века русской сцены. — М., 1978.

31.   Михалевскйи Д. Маленькие рассказы о большом шоу-бизнесе. — М., 1994.

200

32.   Музыкальный энциклопедический сло­варь. - М., 1990.

33.  Орлов А.Г. О труде работников театрально-зрелищных учреждений. — М., 1976.

34.  Пссман Д. Все о музыкальном бизнесе: пе­ревод, набор, верстка. — М., 1996.

35.  Почепцов ГГ. Паблик рилейшнз. Рефа-бук, Ваклер, 2000.

36. Почепцов ГГ. Коммуникационные техноло­гии XX века. - Киев, 2000.

37.  Розанов В. Психологические парадоксы уп­равления. — М., 1997.

38. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику ис­полнительского искусства. — М., 1991.

39.  Раабен Л.Н. концертная жизнь. Русская ху­дожественная культура конца XIX — начала XX ве­ков. - М., 1977.

40. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? — М., 1992.

41. Скороходов Г Звезды советской эстрады. — М., 1986.

42.  Турчинов B.C. Авангардистские течения в современном исполнительском искусстве Западаю — М., 1988.

43. Уварова Е. Эстрадный театр: Обозрение мю­зик-холлы. — М., 1983.

44.   Чичановский А.А.  Инстанции истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск. — М., 1989.

45. Чередниченко Т. Типология советской мас­совой культуры: между «Брежневым» и «Пугаче­вой». — М.,1994.

46.  Шульгин В.И. Искусство и личность в сис­теме СМИ. - М., 1979.

201

47.  Шеркович Ю.А. Психологические пробле­мы массовых информационных процессов. — М., 1973.

48.  Юровский А. телевидение: поиск и реше­ния. - М., 1975.

49. Музыка и телевидение // Вып. 1 и 2., — М., 1978.

50.  Контуры будущего: перспективы и тенден­ции развития СМК в художественной культуре. Сбор­ник статей. — М., 1984.

51.  Традиционный виды искусства в эпоху СМК. Сборник статей. — М., 1987.

52.  Жизнь сцены и контрактный мир. — И.: ГИТИС, 1994.

53. Практическое руководство по менеджменту. Международный опыт достижения успеха. — Минск, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЯ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИДЕОПРОДУКЦИИ

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 ИЮЛЯ 1993 Г. № 5351-1 «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ НРАВАХ»

(в ред. Федерального закона от 19 июля 1995 г. № 110-ФЗ) (извлечения)

Раздел V. Защита авторских и смежных прав Статья 48. Нарушение авторских и смежных нрав. Контрафактные экземпляры произведения и фо­нограммы.

1. За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных прав наступает граж-

203

данская, уголовная и административная ответствен­ность в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

2.  Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, являет­ся нарушителем авторских и смежных нрав.

3. Контрафактными являются экземпляры про­изведения и фонограммы, изготовление или распро­странение которых влечет за собой нарушение автор­ских и смежных прав.

4.  Контрафактными являются также экземпля­ры охраняемых в Российской Федерации в соответст­вии с настоящим Законом произведений и фоно­грамм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фоно­граммы никогда не охранялись или перестали охра­няться.

Статья 49. Гражданско-правовые и иные меры за­щиты авторских и смежных прав.

1. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания нрав;

2) восстановления положения, существовавше­го до нарушения права, и прекращения действий, на­рушающих право или создающих угрозу его наруше­нию;

3)  возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4)  взыскания дохода, полученного нарушите­лем вследствие нарушения авторских и смежных нрав, вместо возмещения убытков;

204

5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливае­мых законодательством Российской Федерации, оп­ределяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания до­хода;

6)  принятия иных предусмотренных законода­тельными актами мер, связанных с защитой их прав. Указанные в подпунктах 3, 4, 5 настоящего пункта ме­ры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.

2.   Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюд­жеты.

3.  За защитой своего права обладатели исклю­чительных авторских и смежных прав вправе обра­титься в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предва­рительного следствия в соответствии с их компетен­цией.

4.  Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные кон­трафактные экземпляры произведений или фоно­грамм подлежат уничтожению, за исключением слу­чаев их передачи обладателю авторских или смежных

205

прав по его просьбе. Суд или судья единолично, а так­же арбитражный суд могут вынести решение о кон­фискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Статья 50. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав.

1.  Суд или судья единолично, а также арбит­ражный суд может вынести определение о запреще­нии ответчику либо лицу, в отношении которого име­ются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, со­вершать определенные действия (изготовление, вос­произведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом исполь­зование, а также транспортировку, хранение или вла­дение с целью выпуска в гражданский оборот экземп­ляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контра­фактными).

2.  Суд или судья единолично, а также арбит­ражный суд может вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материа­лов и оборудования, предназначенных для их изго­товления и воспроизведения.

При наличии достаточных данных о наруше­нии авторских или смежных прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично обязаны при­нять меры для розыска и наложения ареста на эк-

206

земпляры произведений или фонограмм, в отноше­нии которых предполагается, что они являются кон­трафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведе­ния указанных экземпляров произведений или фоно­грамм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (извлечения)

Статья 150.4. Продажа, сдача в прокат и иное не­законное использование экземпляров произведений или фонограмм.

1. Продажа, сдача в прокат или иное незакон­ное использование в случаях, если: экземпляры про­изведений или фонограмм являются контрафактны­ми в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, или на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях и о местах производства, а также иная информация, ко­торая может ввести в заблуждение потребителей, или на экземплярах произведений или фонограмм унич­тожен либо изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные обла­дателем авторских или смежных прав, влечет наложе­ние штрафа на граждан в размере от пяти до десяти

208

минимальных размеров оплаты труда, а на должност­ных лиц в размере от десяти до двадцати минималь­ных размеров оплаты труда с конфискацией контра­фактных экземпляров произведений или фонограмм.

2.  Те же действия, совершенные лицом, кото­рое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, влекут наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должност­ных лиц в размере от тридцати до пятидесяти мини­мальных размеров оплаты труда с конфискацией кон­трафактных     экземпляров     произведений     или фонограмм.

3.  Конфискованные в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи экземпляры про­изведений или фонограмм подлежат уничтожению в порядке, предусмотренном статьей 244 настоящего Кодекса, за исключением случаен их передачи обла­дателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Статья 241. Органы (должностные лица), право­мочные осуществлять административное задержание.

Административное задержание лица, совер­шившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лица­ми), уполномоченными на то законодательством Со­юза ССР и РСФСР, а именно:

1) органы внутренних дел — при совершении... незаконной торговли товарами, свободная реализа­ция которых запрещена или ограничена, торговли, сдачи в прокат и иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм...

209

Статья 290. Органы, осуществляющие исполне­ние постановления о конфискации.

Постановление о конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредствен­ным объектом административного правонарушения, приводится в исполнение:

...судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) судах, — при совершении пра­вонарушения, предусмотренного ст. 150-4.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (извлечение)

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав.

1.  Незаконное использование объектов автор­ского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от двух­сот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного до­хода осужденного за период от двух до четырех меся­цев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишени­ем свободы на срок до двух лет.

2.  Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной пла­ты или иного дохода осужденного за период от четы­рех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четы­рех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ

Утверждены постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 (извлечение)

XII. Особенности продажи экземпляров фильмов, вос­произведенных на видеоносителях (раздел введен Постановлением Правительства РФ от 20 октября 1998 г. № 1222)

90. При продаже воспроизведенных на кассе­тах, дисках и других видеоносителях экземпляров фильмов продавец обязан предоставить покупателю помимо сведений, указанных в пункте XI настоящих Правил, следующую информацию о предлагаемом к продаже товаре: номер и дата выданного в установ­ленном законодательством Российской Федерации порядке прокатного удостоверения; наименование фильма, страны и студии, на которой снят фильм, год его выпуска; основные фильмографические данные (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, ре­жиссере, композиторе, исполнителях главных ролей и другие); продолжительность фильма (в минутах), рекомендации по возрастному ограничению зритель-

212

ской аудитории в соответствии с прокатным удосто­верением (при их наличии): наименование, место на­хождения (юридический адрес) изготовителя экземп­ляра фильма, воспроизведенного на видеоносителе (организации, осуществившей тиражирование филь­ма), технические характеристики видеоносителя: тип видеокассеты, диска, системы видеосигнала, системы записи звука: наименование изготовителя видеоноси­теля.

91.   Экземпляры фильмов, воспроизведенных на видеоносителях, до подачи в торговый зал (разме­щения в месте продажи) должны пройти предпродаж­ную подготовку, которая включает осмотр и проверку целостности упаковки каждой единицы товара, нали­чия необходимой информации о товаре и его изгото­вителе.

92. При передаче оплаченного товара покупате­лю лицо, осуществляющее продажу, проверяет цело­стность его упаковки, а по требованию покупателя предоставляет ему возможность просмотра фрагмен­тов фильма.

93.  Продажа экземпляров фильмов, воспроиз­веденных на видеоносителях, осуществляется толь­ко в упаковке изготовителя.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 19 января 1999 г. № 33

«О ВВЕДЕНИИ ЗАЩИТНОГО ИДЕНТИФИКАЦИ­ОННОГО ЗНАКА НА ВИДЕО- И АУДИОКАССЕТЫ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ НО­СИТЕЛИ, ЛАЗЕРНЫЕ И КОМПАКТ-ДИСКИ» (с изменениями от 27 апреля 1999 г.)

В целях упорядочения распространения видео-и аудио-продукции, компьютерных информацион­ных носителей, лазерных и компакт-дисков, защиты прав потребителей, предотвращения нарушений ав­торских прав, пресечения продажи продукции низко­го нравственно-этического содержания, в том числе пропагандирующей насилие и порнографию, а также во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 23.03.98 № 265-РМ «О новом порядке реализации ви­део- и аудиокассет, компьютерных информационных носителей, лазерных и компакт-дисков в г. Москве Правительство Москвы постановляет:

1. Провести в городе Москве поэтапное введе­ние защитного идентификационного знака на видео и аудиопродукцию, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски.

214

2. Утвердить Положение о порядке присвоения защитного идентификационного знака аудио и ви­деопродукции, компьютерным информационным носителям, распространяемым на территории города Москвы (приложение 1).

3.  Для проведения работы по присвоению за­щитных идентификационных знаков на единой нор­мативной и организационно-методической базе со­здать в установленном порядке государственное унитарное предприятие «Информзащита» (ГУП «Информзащита»).

4.  Департаменту государственного и муници­пального имущества города Москвы:

4.1.  Выступить учредителем ГУП «Информза­щита» в порядке, предусмотренном действующим за­конодательством и постановлением Правительства Москвы от 31.10.9.5 № 908 «О порядке создания, ре­организации и ликвидации государственных и муни­ципальных предприятий г. Москвы, государственных учреждений и коммерческих организаций с участием г. Москвы».

4.2. В месячный срок по согласованию с Коми­тетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации и Департаментом экономической поли­тики и развития г. Москвы утвердить Устав ГУП «Ин­формзащита».

4.3.  Сформировать уставный фонд ГУП «Ин­формзащита» в размере 85.000 рублей за счет бюджет­ных средств.

4.4. Рассмотреть вопрос о предоставлении ГУП «Информзащита» в аренду нежилых помещений по­сле образования юридического лица и представления предприятием утвержденного штатного расписания.

215

4.5. Заключить договор о закреплении за ГУП «Информзащита» имущества на праве хозяйственно­го ведения (за исключением недвижимого).

5.  Утвердить план финансирования ГУП «Ин­формзащита» на 1999 год (приложение 2).

6.  Комитету по телекоммуникациям и средст­вам массовой информации:

6.1.  Заключить контракт с руководителем ГУП «Информзащита» по согласованию с Департаментом государственного и муниципального имущества горо­да Москвы.

6.2.  В 3-месячный срок разработать и предста­вить на утверждение порядок распределения средств, получаемых в виде платы за присвоение защитных идентификационных знаков.

7. Департаменту финансов:

7.1.  Перечислить в первом полугодии 1999 года Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы 85.000 рублей для формиро­вания уставного фонда ГУП «Информзащита» за счет средств бюджета города Москвы на 1999 год, предус­мотренных по статье «Участие государственных орга­нов в формировании уставных фондов, взносов, паев.

7.2. Обеспечить дополнительное финансирова­ние Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации в соответствии с утвержден­ным планом финансирование ГУП «Информзащита» за счет резервного фонда города.

8.  Установить, что в дальнейшем расходы ГУП «Информзащита» будут производиться за счет части средств, получаемых в виде платы за защитный иден­тификационный знак.

9.  Установить, что первым этапом по реализа-

216

ции данной программы является присвоение защит­ного идентификационного знака на видеопродукцию.

10. ГУП «Информзащита» обеспечить присвое­ние защитного идентификационного знака на видео­продукцию начиная с 01.06.99.

11. Установить, что реализация видеопродук­ции без защитных идентификационных знаков после 01.09.99 будете являться незаконной.

12. Предусмотреть введение защитных иденти­фикационных знаков на компьютерные информаци­онные носит ли, аудиокассеты, лазерные и компакт-диски с 01.11.99.

13. Установить, что реализация компьютерных информационных носителей, аудиокассет, лазерных и компакт-дисков без защитных идентификационных знаков 01.02.2000 будет являться незаконной.

14.  Контроль за выполнением настоящего по­становления возложить на первого заместителя Пре­мьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к постановлению Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 33

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ ЗА­ЩИТНОГО ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО ЗНАКА АУДИО- И ВИДЕОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕР­НЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ НОСИТЕЛЯМ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫМ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРО­ДА МОСКВЫ

Настоящее Положение (далее — Положение) разработано в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 23.03.98 № 265-РМ «О новом порядке ре­ализации видео- и аудиокассет, компьютерных ин­формационных носителей, лазерных и компакт дис­ков в г. Москве.

Положение определяет основные нормы и принципы, регламентирующие проведение на единой нормативной и организационно-методической базе деятельности по присвоению аудио- и видеопродук­ции, компьютерным информационным носителям за­щитных идентификационных Знаков (далее — Знаки), устанавливает порядок и условия присвоения Знаков продукции, распространяемой в городе Москве.

218

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   20


написать администратору сайта