Главная страница
Навигация по странице:

  • РАЗМЕР ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ АВТОРА ПО АВТОРСКОМУ ДОГОВОРУ

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПИРАТСТВО

  • УБЫТКИ РОССИИ ОТ ПИРАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ БОРЬБЫ С ПИРАТСТ­ВОМ В РОССИИ

  • ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ США: — «Закон об авторском праве», 1976 г.; — «Закон о борьбе с пиратским копированием». («Ко­декс законов США»).

  • ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ

  • Пригожин. Оглавление дорогие читатели! От автора часть i. Истоки музыкального шоубизнеса в россии


    Скачать 486.84 Kb.
    НазваниеОглавление дорогие читатели! От автора часть i. Истоки музыкального шоубизнеса в россии
    АнкорПригожин
    Дата21.10.2020
    Размер486.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПригожин.docx
    ТипДокументы
    #144576
    страница11 из 20
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20

    166

    АВТОР — физическое лицо, творческим тру­дом которого создано произведение. ПРАВА АВТОРА:

    право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозво­ленными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначе­ния имени (анонимно);

    — неприкосновенность произведения;

    — на получение вознаграждения за использова­ние произведения другими лицами, кроме случаев указанных в законе.

    ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. Следует иметь в виду, что в настоящее время стороны свободны сами опре­делять размер авторского вознаграждения. Правила по вознаграждению будут рассмотрены ниже.

    ОХРАНА НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ПРОИЗ­ВЕДЕНИЙ И ИМЕНИ АВТОРА ПРИ ЕГО ЖИЗНИ:

    —  при любом использовании произведения воспрещается без согласия автора, вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название, и в обозначение имени автора;

    —  воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстраци­ями, предисловиями, послесловиями, комментария­ми и какими бы то ни было пояснениями;

    — согласие автора, данное при заключении ав­торского договора, не может быть отозвано в одно­стороннем порядке.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВ­ТОРА ДРУГИМИ ЛИЦАМИ (в том числе перевод на другой язык) допускается не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками, кроме

    167

    случаев, указанных в законе в редакции Указа ПВС РСФСР от 01.03.74 г. Право на вознаграждение за ис­пользование произведения в переводе на другой язык принадлежит автору оригинала во всех случаях, кроме указанных в выше названном законе.

    АВТОРСКОЕ ПРАВО ЛИЦА, ИСПОЛЬЗО­ВАВШЕГО ЧУЖОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ СО­ЗДАНИЯ НОВОГО:

    — новому автору принадлежит авторское право на вновь созданное произведение;

    —  это право не препятствует другим лицам ис­пользовать то же произведение для создания нового произведения.

    СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА:

    —  авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 ян­варя года, следующего за годом смерти автора;

    — авторское право переходит по наследству. НЕ переходит по наследству право автора на имя и право на неприкосновенность произведения;

    — после смерти автора охрана его имени и не­прикосновенности произведения осуществляется в соответствии с положениями статей 480 и 481 ГК РФ.

    СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА НА КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:

    —  действует в течение всей жизни каждого из авторов и переходит по наследству;

    —  наследники каждого соавтора пользуются АП в течение 25 лет, считая с 1 января года, следую­щего за годом смерти автора.

    ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ АВТО­РА В СЛУЧАЯХ НАРУШЕНИЯ ЕГО АВТОРСКОГО ПРАВА:

    168

    —  если нарушением АП автору или его преем­никам причинены убытки, то независимо от требова­ний, указанных в статье 499 ГК РФ, автор и его пре­емники вправе требовать возмещение убытков.

    АВТОРСКИЙ ДОГОВОР И ЕГО ТИПЫ:

    — в целях использования произведения автор и его правопреемник вправе заключить с соответствую­щей организацией авторский договор (АД). Автор­ский договор может быть двух типов:

    — АД о передаче произведения для использова­ния;

    — авторский лицензионный договор, по которо­му автор предоставляет организации право использо­вания произведения, в том числе путем перевода на другой язык или переделки в обусловленных догово­ром пределах и на определенный договором срок, а ор­ганизация обязуется уплатить вознаграждение за пре­доставление ей этого права или за использование ею произведения в форме, предусмотренной договором.

    РАЗМЕР ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ АВТОРА ПО АВТОРСКОМУ ДОГОВОРУ:

    — устанавливается соглашением сторон в пре­делах утвержденных ставок при наличие таковых (статья 479 ГК РФ).

    Следует также знать, что порядок вознагражде­ния предусматривает:

    —  право автора на получение АВ относится к числу имущественных прав автора (статья 16 «Закона об авторском праве и смежных правах»);

    — Упомянутые в статье 507 ГК РФ ставки, это, в частности, ставки утвержденные Правительством РФ в следующих нормативных актах:

    1. Постановление № 64 (вознаграждение за не-

    169

    которые виды исполнения, например, за передачу произведения в эфир).

    2. Постановление № 524 (вознаграждение авто­рам кинематографических произведений).

    3.   Постановление № 218 (вознаграждение за концертные, эстрадные, цирковые, танцевальные программы и др.).

    4. В пункте 3 статьи 31 «Закона об авторском пра­ве и смежных правах» установлены иные (нежели в ста­тье 507) правила: «Вознаграждение определяется в ав­торском договоре в виде процента от договора за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи характе­ром произведения или особенностью его использова­ния, в виде фиксированной в договоре суммы, либо иным образом.

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПИРАТСТВО

    Незаконное присвоение и использование объ­ектов авторского права обозначается терминами «пи­ратство» или «интеллектуальное пиратство». Эти тер­мины особенно хорошо известны каждому участнику музыкального бизнеса.

    Сейчас видеорынок заполнен нелегальными и нелицензионными (контрафактными) видеокассета­ми. В России пиратство приняло не только широкие масштабы, но и устойчивые организованные формы. На территории нашего государства торговые прилав­ки заполнены видеокассетами, компакт-дисками, программами ЭВМ пиратского происхождения, они изготовлены и реализуются с нарушением авторского права. Повсеместно налажены нелегальные каналы

    170

    быстрого получения экземпляров новых аудиовизу­альных произведений, массового их тиражирования.

    Пиратство причиняет огромный ущерб право­обладателям, а также государственному бюджету, се­рьезно влияя в негативном плане на экономические отношения.

    Ущерб России от видеопиратства, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, оценивается в 5 млрд. долларов ежегодно.

    По данным американских исследователей, тор­говые убытки России в 1998 году в связи с нарушение «Закона об авторском праве и смежных правах» были весьма велики. Они наглядно видны из следующей таблицы:

    Таблица № 4

    УБЫТКИ РОССИИ ОТ ПИРАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Продукция

    Убытки, в млн. $ США

    % общего объема

    Видеофильмы

    312,0

    85

    Аудиозаписи

    170,0

    75

    Развлекательные ком­пьютерные программы

    240,0

    97

    Деловые компьютерные программы

    196,0

    92

    Книги

    45,0

    -

    Всего:

    963,0

     

    Пиратство наносит вред экономике повсеме­стно. Например, в США копирование одного лазер­ного диска с программным обеспечением обходится

    171

    в 34 цента, а розничная стоимость такого же диска составляет от 100 до 450 долларов. В результате при­быль составляет до 1300%.

    Таблица № 5

    ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ

     

    Основные трудности борьбы с пиратством

    1.

    Данный вид правонарушений сравнительно новый

    2.

    Нет достаточного опыта и навыков расследова­ния этой категории дел

    3.

    Правообладатели не имеют возможности в пол­ном объеме обеспечить необходимой информа­цией и консультациями сотрудников правоохра­нительных органов

    4.

    Предприниматели не имеют необходимых зна­ний в области прав интеллектуальной собствен­ности хотя бы для того, чтобы не стать жертвами «пиратства» и мошенничества

    5.

    Следователи и адвокаты также не имеют доста­точных знаний об особенностях интеллектуаль­ного пиратства в России и признаках квалифи­кации подобных преступлений.

    6.

    Законодательство не предусматривает достаточ­ных мер уголовно-правового воздействия за пре­ступления в сфере авторского права

    7.

    Российское пиратство имеет сложные и отрабо­танные разветвленные связи, что усложняет борьбу с этим видом правонарушений

    172

    Из-за пиратских операций с авторскими права­ми предприятия США при реализации своей продук­ции теряют в год более 200 млрд. долларов. Деньги эти, как правило, оказываются на счетах криминаль­ных структур, действующих в сфере интеллектуаль­ной собственности.

    По оценкам производителей программного обеспечения США, объем пиратской продукции в этой сфере в мире в среднем составляет 50%, а в неко­торых странах 95%.

    Почему же так малоэффективно ведется борьба с пиратством? Можно указать причины как объектив­ного, так и субъективного характера.

    Безусловно, расследования преступлений, свя­занных с пиратством, сопряжены со значительными трудностями. Основные из них отражены в таблице № 5.

    Конечно, есть и другие причины. Ответствен­ность за обеспечение строго соблюдения авторских прав в сфере музыкального бизнеса ложится на госу­дарство.

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ БОРЬБЫ С ПИРАТСТ­ВОМ В РОССИИ

    1. Принятая в 1993 году Конституция Россий­ской Федерации в статье 44 закрепила использование термина «интеллектуальная собственность», провоз­гласив, что она охраняется законом.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации статьей 138 закрепляет исключительное право интел­лектуальной собственности на результаты интеллек­туальной деятельности.

    3.  Закон РФ «Об авторском праве и смежных

    173

    правах» от 9 июля 1993 года положил начало борьбе с интеллектуальным пиратством.

    4. Правительство РФ Постановлением от 28 ап­реля 1993 года №396 «О регистрации киновидеофиль­мов, и регулировании их публичной демонстрации разрешило распространение фильмов на территории страны только при наличии у правообладателя: а) го­сударственной регистрации; б) прокатного удостове­рения, выданного Госкино.

    5. Правительство РФ Постановлением от 17 но­ября 1994 года №1264 установило, что публичная де­монстрация кино-видеофильмов без лицензии и про­катного удостоверения не допускается.

    6. Мэр Москвы Распоряжением от 18 марта 1998 года №237-РМ установил порядок регулирова­ния данного вида деятельности на территории Моск­вы, утвердив Временное положение о лицензирова­нии деятельности по производству (тиражированию) оптовой и розничной реализации видеопродукции. Согласно распоряжению право на осуществление этой деятельности появляется у юридического лица с момента выдачи ему лицензии или в указанный в ней срок, который не может превышать трех лет.

    7. Правительство Москвы 12 мая 1998 года ут­вердило «Правила тиражирования и распространения аудио- и видеопродукции, компьютерных информа­ционных носителей, элементов их оформления и идентификации».

    8. С 19 января 1998 года в соответствии с поста­новление Правительства г. Москвы №33 определен порядок продажи аудиовизуальной продукции и вве­ден защитный идентификационный знак на видео- и аудиокассеты, компьютерные информационные но-

    174

    сители, лазерные и компакт-диски. Ответственность за осуществление розничной аудио- и видеопродук­ции, компьютерных информационных носителей без знаков возлагается на торговые точки.

    Как видим, есть законы и постановления, пра­вила и инструкции по охране авторских прав, а вмес­те с тем проблемы борьбы с пиратством в России не решены. Есть, видимо, обстоятельства, позволяющие интеллектуальному пиратству господствовать на тер­ритории страны.

    В числе таких обстоятельств, по моему мне­нию, можно назвать:

    — отсутствие единого закона по борьбе с интел­лектуальным пиратством;

    — мягкость УК РФ в борьбе с этим грозным яв­лением;

    — слабость оперативно-розыскной деятельнос­ти подразделений по борьбе с экономическими пре­ступлениями;

    — недостаточное использование опыта борьбы с пиратством в других странах;

    —  низкий уровень активности оперативно-ро­зыскных служб по борьбе с экономическими преступ­лениями;

    —  малоэффективная деятельность судов (так, по итогам 1997 года, из 290 дел по нарушению автор­ских прав судом рассмотрены только 30, а приговоры вынесены только по двум; за 1998 год выявлено 607 нарушений, выявлено 210 лиц, нарушивших закон, осуждено 28 человек; в 1999 году выявлено 836 нару­шений, 296 нарушителей, данных по осужденным на конец года не было).

    — минимальная уголовная ответственность.

    175

    Как же решаются проблемы защиты авторских прав в других странах? Например, в США, занимаю­щих лидирующее положение в мире по созданию и экспорту продуктов интеллектуальной собственности и смешанных видов собственности?

    ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА В США

    Известно, что в США совокупный продукт ин­дустрии интеллектуальной собственности и смежных областей превышает 433 млрд. долларов (5,68% вало­вого национального продукта). Понятно, что государ­ственное регулирование правовых вопросов такого важного сектора экономики не может не быть ответ­ственным и продуманным.

    ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ США:

    — «Закон об авторском праве», 1976 г.;

    —  «Закон о борьбе с пиратским копированием». («Ко­декс законов США»).

    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ШТАТОВ США.

    Законами предусмотрены следующие меры уголовно-правового воздействия к нарушителям ав­торских прав:

    — штрафы (с выплатой в казну штата);

    —  компенсации (выплачиваются непосредст­венно пострадавшему);

    —  изъятие видеозаписей, транспортных средств, денежных средств;

    испытательный срок для виновного (иногда вместо тюремного заключения);

    176

    — ликвидация (уничтожение) видео- и аудиоза­писей, изготовленных пиратским способом.

    РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛ ВЕДЕТСЯ:

    а) на федеральном уровне — ФБР и Таможенной служ­бой. Дела на рассмотрение передаются в соответствую­щую префектуру США;

    б) на уровне штатов — местной полицией. Дела на рас­смотрение передаются в Министерство юстиции.

    ПРЕСТУПНИК.

    Преступником считается лицо:

    — торгующее товарами и оказывающее услуги, либо совершившее попытку это сделать;

    — когда такая торговля или оказание услуг ли­бо попытка этого были умышленны;

    — когда «поддельная торговая марка» была ис­пользована в связи и такими товарами и услугами;

    — когда лицо знал, что используемая им торго­вая марка является поддельной.

    СУД:

    в процессе иска суд США может:

    — конфисковать товар, изготовляемый в нарушение ав­торского права;

    — возместить фактические убытки (вместе с прибылью нарушителя);

    —  при желании истца получить компенсацию, суд дол­жен присудить такую компенсацию в размере 20000 дол­ларов; в этих пределах судья может назначить сумму компенсации по своему усмотрению. При намеренном нарушении суд может увеличить сумму компенсации до 100000 долларов за работу;

    177

    —  если действия нарушитель ей авторских прав совер­шены с целью получения коммерческой выгоды или лич­ного обогащения — за эти действия назначает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а при по­вторном нарушении до десяти лет;

    —  за свершение преступлений, связанных с подделкой товарной марки, назначается наказание в виде лишения свободы сроком и до десяти лет и до 2000000 долларов штрафа с физических лиц или до 5000000 долларов с юридических лиц.

    Интеллектуальное пиратство — чума XXI века. Ее искоренение требует активного использования всего массива законных средств борьбы, ибо если не будет поставлен заслон на пути реализации суррогат­ных товаров, то средства, полученные незаконным путем, будут неизбежно питать наркобизнес, контра­банду и, наконец, терроризм.

    Если мы хотим обеспечить охрану авторских прав в стране, НЕОБХОДИМО:

    —  принять основополагающий и всеохватыва­ющий закон РФ о борьбе с интеллектуальным пират­ством;

    — внести необходимые изменения в УК РФ;

    —   создать всероссийское профессиональное объединение ведущих кино-, видео, радио-, телеви­зионных и издательских компаний (подобно АПКА в США, о чем речь пойдет ниже).

    ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ

    Очень важно, чтобы вы владели достоверной информацией о ситуации на музыкальных рынках
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20


    написать администратору сайта