Главная страница
Навигация по странице:

  • ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • СТРУКТУРА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • ПРОДЮСИРОВАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ

  • КАК МЫ НАЧИНАЛИ Когда мы начинали работы над промоушном группы «Божья коровка», мы были уверенны в успехе слышали еле сдерживаемые крики: «Дешевая попса!»125

  • СТРУКТУРА «ОРТ-РЕКОРДС» представлена на рисунке №11. Рисунок № 11

  • Пригожин. Оглавление дорогие читатели! От автора часть i. Истоки музыкального шоубизнеса в россии


    Скачать 486.84 Kb.
    НазваниеОглавление дорогие читатели! От автора часть i. Истоки музыкального шоубизнеса в россии
    АнкорПригожин
    Дата21.10.2020
    Размер486.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПригожин.docx
    ТипДокументы
    #144576
    страница7 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20

    111

    ветствующим опытом, первым в команде по своей значимости должен стать юрист, поскольку он может использовать свои связи со звукозаписывающими компаниями и предпочитает работать с людьми, ко­торые как можно скорее могут направить деятель­ность в нужном для вас направлении и от которых за­висит окончательное принятие решения.

    Мне хочется предложить несколько советов при выборе юриста.

    СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Поинтересуйтесь рекомен­дациями выбранного вами юриста, поскольку боль­шинство из них придает значение своей репутации.

    СОВЕТ ВТОРОЙ. Постарайтесь выяснить, с какими исполнителями ему приходилось работать, каковы результаты их продвижения на рынке шоу-бизнеса.

    СОВЕТ ТРЕТИЙ. Постарайтесь связаться с этими исполнителями и детально выяснить, что у них состоялось или не состоялось с данным юристом.

    СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Постарайтесь устано­вить отношения с авторитетными людьми шоу-биз­неса, или ближайшими друзьями, которые могли бы вам порекомендовать толкового юриста.

    Юристы являются достаточно влиятельными людьми в шоу-бизнесе, поскольку работают одновре­менно с целым рядом контрактов и гораздо больше информированы о проблемах музыкальной индуст­рии. Они не только проверяют контракты и кон­сультируют по юридическим вопросам, они непо­средственно связаны с коммерческой деятельностью фирмы, помогают определить, с какой компанией за­ключать сделку, на каких условиях и т.д. Одним сло­вом, связи юриста в шоу-бизнесе являются одним из

    112

    определяющих факторов в его выборе. Юрист с хоро­шими связями гораздо быстрее может решить про­блемы и даже сделать больше, чем можно себе пред­ставить.

    ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР

    Персональный менеджер — одна из важных фигур в музыкальном шоу-бизнесе. Это правая рука продюсера. От качества его деятельности зависит ус­пех реализации проекта. Самый лучший менеджер — это человек, обладающий большими возможностями, полезными связями и горящий энтузиазмом по отно­шению к делу.

    Его функции заключаются в следующем:

    — давать советы по условиям заключения кон­тракта с той или иной фирмой;

    — содействовать организации творческого про­цесса: отбор музыкального материала, подбор музы­кантов, художников, фотографов и т.д.;

    —  осуществлять деловые связи с нужными людьми, координацию рекламных компаний и т.д.;

    — осуществлять анализ рекламной и маркетин­говой компании для производства альбомов, пласти­нок и т.д.;

    —  определять имидж фирмы, заключать ком­мерческие сделки и т.д.

    Обычно соглашения с менеджерами подписы­ваются на три-пять лет.

    Поначалу лучше заключить контракт на более короткий срок. При заключении контракта следует обсудить с менеджером сумму, которая ему причита­ется по истечении срока, если источником заработков

    113

    явились сделки, подписанные или детально обгово­ренные в течение срока действия контракта. Поэтому важно продумать базис, на основании которого опла­та по окончании срока будет строго определенной. Подробно на условиях оплаты персонального менед­жера мы остановимся ниже, в специальном разделе.

    БИЗНЕС-МЕНЕДЖЕР

    Бизнес-менеджер отвечает за финансовое по­ложение фирмы. Он получает деньги, контролирует их потоки, оплачивает счета, проверяет налоговые декларации и т.д. Поэтому вы постоянно должны осу­ществлять контроль над его деятельностью, чтобы из­бежать финансовых катастроф. Порой среди этих специалистов попадаются люди нечистоплотные, а иногда просто мошенники.

    Найти хорошего бизнес-менеджера не просто. Обратитесь, прежде всего, за советом к членам вашей команды.

    При выборе бизнес-менеджера обратите вни­мание на следующее:

    — форма финансовых отчетов и сроки их пред­ставления;

    —  есть ли у него диплом, лицензия или серти­фикат бухгалтера;

    — каковы его претензии по оплате;

    — какие функции он будет выполнять для вас, кроме оплаты ваших счетов и контроля доходов; будет ли советовать, как обходиться с налоговыми деклара­циями, будет ли заниматься вашими инвестициями, займется ли вашей страховкой и т.д.;

    — настаивает ли на подписании с ним контракта;

    114

    — будет ли возражать против периодических ау­диторских проверок;

    — представляет ли другие фирмы или артистов шоу-бизнеса;

    — знаком ли он со всеми нюансами шоу-бизнеса;

    — приходилось ли ему работать с представителя­ми шоу-бизнеса, у которых были проблемы, как у вас.

    Для начинающих продюсеров еще раз хочу подчеркнуть БУДЬТЕ КРАЙНЕ ОСТОРОЖНЫ ПРИ ВЫБОРЕ БИЗНЕС-МЕНЕДЖЕРА. Известна в кру­гах шоу-бизнеса расхожая фраза: «ЕСЛИ ТЫ САМ НЕ ПОЗАБОТИШЬСЯ О СВОЕМ ФИНАНСОВОМ БУДУЩЕМ, ВРЯД ЛИ ОБ ЭТОМ ПОЗАБОТИТЬСЯ КТО-ТО ДРУГОЙ».

    АГЕНТ

    Агенты в музыкальном шоу-бизнесе занимают­ся концертной деятельностью. Основная их функция заключается в том, что они находят работу артисту. Однако агенты работают не только с музыкантами, но и с киноактерами, актерами, режиссерами, топ-моде­лями и т.д. Иногда они также занимаются рекламой, финансированием турне, организацией выступлений на телевидении, радио, а порой помогают и в осуще­ствлении звукозаписи.

    Оплату агенты получают исключительно за конкретный проект. Максимальный процент, кото­рый они могут требовать — 10%. Как правило, их до­ход составляет 5%.

    При заключении контракта с агентом следует учесть следующее:

    — оговорите срок сделки на один год;

    — если контракт заключен на срок более одно-

    115

    — поинтересуйтесь, сколько денег берет канди­дат за работу;

    — постарайтесь уяснить личные качества буду­щих членов команды про следующей схеме: умны и опытны; умны, но не опытны; не умны, но опытны; не умны и не опытны;

    —  осторожно относитесь к любому, кто начнет уверять вас в своей честности и преданности. Настоя­щие люди никогда не афишируют свою честность и преданность;

    —  принимайте решения быстро, а проверяйте медленно. Внимательно следите за работой каждого и группы в целом. Люди и обстоятельства со временем меняются;

    — если потеряли доверие к человеку, постарай­тесь, по возможности дальше не продолжать с ним со­трудничество. Откровенно поговорите с ним о своих мыслях и чувствах. Дальнейшее сотрудничество, как говорится, встанет себе дороже.

    ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Поскольку печатная продукция имеет массо­вый спрос, многие фирмы, работающие в шоу-бизне­се, занимаются издательской деятельностью или яв­ляются учредителями журналов, газет, что помогает им разместить рекламные публикации, связанные с выходом на рынок продукции шоу-бизнеса. В музы­кальном шоу-бизнесе к издательской деятельности относится также грамзапись, в основе которой лежит производство музыкального продукта — звуконосите­ля: компакт-диски (CD), компакт-кассеты (СМ), грампластинки (LP) и т.д., для последующей продажи и получения прибыли.

    118

    Музыкальное издательство по своей природе — исключительно коммерческое предприятие.

    Во-первых, музыкальное издательство — это собственник прав и может распоряжаться правами в своих интересах, а значит и в интересах автора. Во-вто­рых, музыкально издательство — это коллектив про­фессионалов со своим финансовым и юридическим обеспечением. По существу, издательство является по­средником между автором и потребителем. Кто-то умеет писать музыку, кто-то — заниматься бизнесом. Издатель, получая по договору авторские права на ис­пользование музыкальных произведений, берет на се­бя ответственность за этот бизнес. В беседе с автором он заявляет примерно следующее: «Я найду людей, ко­торые заинтересуются вашей музыкой, предоставлю им лицензии, проконтролирую, чтобы они вам запла­тили, а прибыль мы распределим в соответствии с до­говором». Казалось бы, на первый взгляд, автор теряет много, поскольку издательская доля составляет обыч­но 25-30%. Но, с другой стороны, охват рынка, способ­ность эффективно контролировать его, отстаивать свои интересы и принимать быстрые и эффективные меры против тех, кто посягает на эти интересы, ставят музыкальные издательства вне конкуренции по срав­нению с агентствами по охране авторских прав. И ред­ко кто из авторов отказывается от сотрудничества с из­дателями из-за того, что он получает меньше, чем получал бы, управляя правами на свои произведения самостоятельно.

    Приобретая права у автора на условиях выплаты авторской доли, как мы уже отмечали до 30% от дохо­дов издательства, издатель вынужден находить новые источники гонораров. А соответственно, авторская

    119

    доля тоже возрастает. Суть деятельности музыкально­го издательства, как отмечают многие мои коллеги по шоу-бизнесу, заключается в том, что, приобретая у ав­тора исключительные и имущественные права, музы­кальные издательства становятся единственными пра­вообладателями всех видов произведений, на которые им переданы права (то есть права на непосредственное использование произведения в любой среде и любым способом). Ограничения могут касаться только объе­ма видов использования, сроков правообладания и территории.

    Структура издательской фирмы, компании, концерна и т.д. выглядит следующим образом:

    Рисунок № 9

    СТРУКТУРА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



    120

    Приоритет в этой структуре принадлежит издате­лю, поскольку без его согласия никто не может восполь­зоваться продукцией, так как он соединяет композито­ра с поэтом, помогает им работать, а на более позднем этапе находит подходящих исполнителей или наоборот (исполнитель поручает издателю осуществлять поиск поэта, композитора и т.д.). Издатель осуществляет по­иск заинтересованных людей, предоставляет лицензии, осуществляет оплату авторского вознаграждения, или, как сейчас все чаще говорят, «роялти». То есть, заключая сделку с автором, издатель берет на себя обязательство реализации проекта и соблюдения прав автора. Изда­тельство вычисляет, сколько можно заработать с кон­цертной сделки и платят авторскую долю, чтобы выку­пить необходимые права. Однако в последнее время встречаются случаи, когда популярные авторы самосто­ятельно занимаются издательской деятельностью, со­храняя за собой целиком авторские права.

    ШТАТ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ФИРМЫ

    Штат зависит от типа организации — крупная, средняя или мелкая компания. Но независимо от это­го в штате издательства должны присутствовать сле­дующие специалисты:

    — АДМИНИСТРАТОР (генеральный дирек­тор, президент, директор и т.п.) — осуществляет кон­троль за соблюдением авторских прав, предоставле­нием лицензий, выплатой гонорара авторам, другим творческим работникам и т.д.;

    — РЕДАКТОР — осуществляет процесс обра­ботки авторского произведения, подготовки его к публикации;

    121

    — АГЕНТ — занимается реализацией проекта;

    —  МЕНЕДЖЕР — выполняет продюсерские функции: поиск авторов, создание творческих кол­лективов, работа с материалом.

    Нередко все эти функции выполняет один че­ловек, самостоятельно выступающий в качестве изда­теля. Он самостоятельно занимается всей админист­ративной работой: осуществляет оплату, производит бухгалтерские расчеты, проводит переговоры с типо­графией, подыскивает студию и т.д. Примером может служить музыкальное издательство «Мелограф».

    Особенностью организации издательской фир­мы является то, что для ее создания не требуется боль­шого капитала, многочисленного персонала, создания дорогостоящей системы сбыта, складов и т.д., если это не крупная компания типа музыкального издательства «Союз» с большим профессиональным персоналом, осуществляющим сделки по всей России.

    ПРОДЮСИРОВАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ

    Организационные вопросы, связанные. с ос­новными аспектами продюсерской деятельности, рассмотрены на опыте компаний «ОРТ-Рекорде» и «ОРТ-Концерт», в создании и продюсировании кото­рых я принимал непосредственное участие. Полагаю, этот опыт поможет молодым продюсерам грамотно построить свой бизнес в данном направлении.

    В шоу-бизнесе мало взять вес. Главное — его удержать. А удержать в данном случае значило начать новое серьезное дело.

    122

    НАЧНИТЕ С КОНТРАКТА

    С каждым артистом у компании должны быть хорошие партнерские отношения. Так, заключая кон­тракт, мы всегда обговаривали систему «роялти», то есть процент. Компания брала на себя определенные расходы: съемки клипа, запись в студии, гонорар аранжировщикам, режиссерам, операторам... После возврата расходной части и 15% коммерческого рис­ка, оплаты в РАО от 4 до 8% налогов, автоматически выплачивались «роялти» — от 15 до 50%. И выгодные условия оплаты для артистов были очевидны.

    ПОДБОР КОМАНДЫ

    Труд каждого артиста, менеджера, продюсера имеет определенную стоимость, поэтому первой зада­чей явилось создание уверенности исполнителя в том, что со своим предложением он обращается к профессионалам. В команде «ОРТ-Рекорде» работали 10 специалистов, в «ОРТ-Концерт» — трое. Это были мобильные, деловые специалисты, способные кон­тролировать несколько ситуаций одновременно, ус­пешно решать самые сложные задачи. Вторая задача заключалась в том, чтобы ясно и доступно сформули­ровать цель, четко разработать функциональную це­почку, правильно выстроить межличностные отноше­ния. Основой нашей политики на «ОРТ-Рекорде» было СОЗДАНИЕ НОВЫХ ИМЕН, НОВЫХ ЗВЕЗД, А ТАКЖЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ИМЕНИТЫМИ ЗВЕЗДАМИ.

    123

    ОРГАНИЗАЦИЯ ШТАТНОЙ СТРУКТУРЫ КОМПАНИИ

    Рисунок № 10

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОМПАНИИ



    Рассмотрим подробнее виды деятельности компании.

    ПОИСК ТАЛАНТОВ — этим занимаются со­трудники с обостренной интуицией, «со слухом», ак­тивно ищущие, способные взращивать новые таланты, определяющие исполнителей, репертуар, работающие с артистами творчески.

    СБЫТ — за этот участок отвечают сотрудники, разбирающиеся в тонкостях дистрибуции. Цель — как можно более широкий охват торговых точек.

    МАРКЕТИНГ — этот ответственный участок работы поручается специалистам, способным к ана­литической работе по исследованию, анализу состоя­ния рынка, востребованности артиста.

    124

    ПРОДВИЖЕНИЕ — здесь работают люди, за­нимающиеся разработкой креативных проектов и по­явления исполнителей в теле- и радиоэфире:

    УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРОМ — специалисты этого подразделения отвечают за то, чтобы все отделы работали в четком взаимодействии.

    ТВОРЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - это продюсирование. Специалисты этого подразделения создают имидж артиста, занимаются организацией постано­вочной, репетиционной части.

    ПРОИЗВОДСТВО — это подразделение произ­водит тиражирование аудио-, видео, CD, DVD-носи­телей, печатно-полиграфической продукции и достав­ку ее дистрибьюторам.

    ФИНАНСЫ — ведение учета.

    ЮРИСТЫ — юридическая консультация, со­ставление контрактов.

    Весь цикл работы с артистами: от поиска и зна­комства с ними до выпуска дисков, их рекламы, рас­пространения, съемки клипов, запуска в эфир осуще­ствлялся ЕДИНЫМ ПРОДЮСЕРСКИМ ЦЕНТРОМ, который в течение года, разрабатывал до семидесяти проектов и проводил 400-600 концертов. Именно эта идея - РАБОТА НЕ С ПЛАСТИНКАМИ, А С АРТИ­СТАМИ, КАК ПАРТНЕРАМИ в коммуникативном пространстве одного холдинга, легла в основу созда­ния компании.

    КАК МЫ НАЧИНАЛИ

    Когда мы начинали работы над промоушном группы «Божья коровка», мы были уверенны в успехе слышали еле сдерживаемые крики: «Дешевая попса!»

    125

    Однако довольно скоро позиция скептиков измени­лась. Причина такой перемены заключалась в том, что, записав в КРЕДИТ (изначально была лишь идея, но не было средств) альбом «Божья коровка», сняв в КРЕДИТ клип и продав этот проект, мы заработали первые деньги, расплатились с долгами, а оставшиеся средства вложили на развитие новых проектов: выпуск альбомов групп «Сплин», «А-студио», К. Орбакайте, Н. Носкова, А. Маршала.

    Кроме коммерческих акций у нас было значи­тельное число музыкальных проектов, которые нельзя расценивать как бизнес. Выпуск альбомов И. Кобзо­на, В. Кикабидзе, делает честь любому рекорд-лейблу — это наша художественная гордость и вклад в ис­торию российского искусства.

    ФУНКЦИИ ПРОДЮСЕРА

    В бизнесе аудиозаписей продюсер совмещает роли менеджера, директора, промоутера, антрепрене­ра. Он отвечает за контроль и реализацию творческо­го продукта. То есть отвечает за оптимизацию творче­ского процесса (находит и выбирает песни, занимается аранжировками, определяет окончатель­ный саунд), берет на себя административную работу (контролирует бюджет, подписывает контракты, ко­ординирует турне), подбирает профессиональную бригаду, анализирует рынок и подготавливает реклам­ную компанию.

    Так, в практике компании «ОРТ-Рекорде» про­дюсер САМ прослушивал музыкальный материал и лично принимал решение на заключение контракта о производстве альбома. Компания вкладывала деньги в

    126

    цикл «ЗАПИСЬ-РЕАЛИЗАЦИЯ. Сам же артист при этом занимался только творчеством. Проект длился, в основном, год. За это время мы успевали сделать и реа­лизовать альбом, «раскрутить» музыканта, организо­вать гастроли, окупить расходы, распределить прибыль.

    Мы имели возможность размещать клипы ар­тистов на канале ОРТ. Это была прекрасная идея. Она ликвидировала посредников и взяточников, которые портили имидж канала. Создавая «ОРТ-Рекорде», мы прежде всего заботились о чистоте и качестве музы­кальных программ.

    СТРУКТУРА «ОРТ-РЕКОРДС» представлена на рисунке №11.

    Рисунок № 11

    СТРУКТУРА «ОРТ-РЕКОРДС»



    Хотелось бы обратить внимание на взаимо­связь подразделения «ОРТ-КАНАЛ» с ДРУГИМИ КАНАЛАМИ. Искусство продюсера заключается в

    127

    том, чтобы уметь построить отношения с различными подразделениями, используя фактор доверия. В этом отношении очень важна ваша РЕПУТАЦИЯ.

    НЕМНОГО ИСТОРИИ ЗВУКОЗАПИСИ

    Раньше музыканты записывали свои произве­дения для каждой отдельной пластинки. Получалось, что каждая пластинка, продававшаяся в магазине, со­держала на себе уникальное и неповторимое звучание.

    Сегодня мастер-оригиналы создаются на многодорожечной аппаратуре, где каждый инструмент и каж­дая вокальная партия записываются на отдельной до­рожке или канале: на одном гитара, на другом — барабаны, на третьем — голос и т.д. В большинстве со­временных студий используется двадцати четырехдорожечная аппаратура, в некоторых — тридцати двухдорожечная и даже больше.

    Подобная система постепенно внедрялась в зву­козаписывающих компаниях. На первоначальном этапе они не стремились записывать альбом, а записывали СИНГЛ. Если сингл продавался успешно, компания выступала с предложением записать альбом. Но в те времена именно синглы были центром прибыли.

    Времена меняются, меняются обстоятельства. Синглы постепенно вышли из моды. Сегодня они слу­жат в основном целям продвижения альбомов. А если альбома нет, то выпуск сингла не имеет смысла.

    Сегодня не смену синглам пришли ДЕМО. Зву­козаписывающая компания дает средства для изго­товления демонстрационной записи (отсюда и тер­мин). По этой записи компания судит, что вы собой представляете как профессиональный музыкант, по-
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20


    написать администратору сайта