Пригожин. Оглавление дорогие читатели! От автора часть i. Истоки музыкального шоубизнеса в россии
Скачать 486.84 Kb.
|
99 воры. В этический контрольный список могут войти следующие принципы и вопросы. Основные принципы: — бизнес на любом конце сделки получает что-либо ценное. Здесь проигравших нет. Основой этого принципа является этическая философия двойного выигрыша («win-win»); — сделка не может причинить ущерба ни одной из договаривающихся сторон; — в основе этической ответственности лежит концепция справедливости. Фирма должна быть честной во всех сделках; Основные вопросы этического контрольного списка: — является ли предполагаемая договоренность, сделка или действие законными и не выходящими за рамки уставных документов фирмы, группы, а также проекта? — будут ли возможные действия честными по отношению ко всем, кого они касаются? — не будет ли непреднамеренно нанесен вред договаривающим сторонам, обществу? — какие могут быть последствия этих действий в будущем? — каков будет полный экономический эффект с учетом соблюдения этических отношений? РЕЗЮМЕ. Соблюдение всеми работающими в сфере музыкального шоу-бизнеса этических норм внесет неоценимый вклад в решение социальных проблем в целом, в борьбу с необязательностью, коррупцией, чиновничьим произволом, взломом баз данных, манипуляциями в бизнесе, кражами, подкупом и, наконец, нарушением законов и гражданских прав. 100 СОХРАНЯТЬ И РАЗВИВАТЬ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ Во времена Советского Союза существовала совсем неплохая модель организации концертной деятельности. Уверен, современный шоу-бизнес может и должен использовать лучшее, что было создано в то время. Ну, например, опыт деятельности филармоний, эффективно работавших до 1989 года, вполне подходит нынешним компаниям. При этом головная организация такой компании должна находиться в Москве и объединять сеть представительств, действующих в регионах России. Следующим шагом должно стать создание единой межгосударственной организации «Европейское культурное сообщество» под патронажем глав СНГ с ежегодным фестивалем по образу «Евровидения». Фестиваль может проводиться в разных странах (в этом смысле опыт проведения Олимпийских игр представляется весьма показательным). При такой системе получат возможность широко развиваться национальные культуры народов России и СНГ. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ШОУ-БИЗНЕС Как известно, театр начинается с вешалки. А шоу-бизнес должен начинаться с ПРАВИЛ. Почему? Да хотя бы просто потому, что сейчас бизнес в России — это бои без правил. А ведь очень важно бороться и побеждать только в цивилизованной конкурентной борьбе. Каковы должны быть эти правила? Начнем с главного. Каким бы талантливым артист ни был, без продюсера в наше время пробиться 101 невозможно. Значит, правило первое — артист в бизнесе следует за продюсером, которому отводится главная роль. К сожалению, артист не всегда это понимает. Должна быть выстроена четкая система взаимоотношений между менеджером и артистами. Однако законодательная, юридическая база еще нечетко отражают и регулируют отношения между ними. А это, на мой взгляд, ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА В ШОУ-БИЗНЕСЕ. Без успешного решения этих проблем не представляется возможным объединить их усилия в развитии шоу-бизнеса. Артистов нередко переманивают. А это уже не бизнес. Правило второе — борьба с пиратством по всему фронту — вот что сейчас необходимо! Функционирование шоу-бизнеса опирается на законы, на людей и на правила, установленные прежде всего государственными органами. Что сегодня происходит с шоу-бизнесом? Государство теряет колоссальные деньги. Почему? Потому что нет закона о пиратстве. А те, которые имеются, далеко не совершенны. Почему нет закона о лишении свободы, о наказании тех, кто занимается пиратской деятельностью? Кому выгодно, чтобы таких законов не было? Пиратство настоящая контрабанда, наносящая ущерб, как шоу-бизнесу, так и государству в целом. Причин у этого явления немало. Одна из них — экономическая несостоятельность общества. Низкая платежеспособность населения лишает его возможности приобрести качественный продукт. Они покупают дешевые пиратские диски. Хочу отметить: производители готовы продавать музыкальную продукцию и по более низким ценам. Но пока сделать это они не в состоянии, поскольку коррупция перекрывает все, питая 102 пиратский рынок. Я полностью поддерживаю позицию Президента РФ В. В. Путина о том, что в стране должна быть установлена ДИКТАТУРА ЗАКОНА. Это позволит легальным компаниям заработать легальные средства и пополнить казну. Деньги будут активнее поступать в бюджет за счет разумных налогов, за счет легального, честного бизнеса. Необходимо наконец закрыть пиратскую лавку и установить тотальный контроль за этим видом деятельности. Например, на Западе с этой проблемой уже почти справились. Очень интересно показано это в книге Б. Гейтса «Дорога в будущее», в которой идет речь о законе против перепродажи компакт-дисков. Мне кажется, назрела ситуация, когда все бизнесмены должны объединиться и совместно с Думой, Налоговой инспекцией, государственными и общественными органами, лидерами различных партий собраться за КРУГЛЫМ СТОЛОМ, чтобы очертить круг решения проблем в данной сфере, объявить войну коррупции. Правило третье — газеты и телевидение, СМИ в целом должны платить большие деньги за хороший материал и хороших артистов. Сейчас же все происходит наоборот. Взаимосвязь шоу-бизнеса с прессой и телевидением искажена. У изданий нет малейшего интереса к нашим артистам. Представители СМИ приходят на концерты и презентации, но почему-то спят, а если пишут, то неинтересно или за деньги. Сейчас продюсеры должны платить телевидению, чтобы артистов показали в передачах. Мне кажется, все должно быть наоборот. Думаю, свод правил для цивилизованного шоу-бизнеса может быть продолжен и развит. Для этого нужны совместные усилия всех заинтересованных сторон. Сейчас шоу-бизнес похож на воз, который тя- 103 нут лебедь, рак да щука — каждый в свою сторону. Назрела необходимость в создании Ассоциации шоу-бизнеса. Такие попытки были предприняты моими коллегами. Однако проект потерпел неудачу из-за несогласованности действий, амбиций и тщетной суеты. В настоящее время созданы предпосылки для ее организации. Проблема объединения — в мышлении бизнесменов. Необходимо собраться вместе, оценить какова сейчас ситуация в шоу-бизнесе, что еще предстоит сделать, какие условия необходимо создать на рынке для того, чтобы этот рынок стал цивилизованным, легально-прибыльным, разработать предложения по его совершенствованию. В основу организации представителей шоу-бизнеса, на мой взгляд, следует положить опыт Лас-Вегаса, где заинтересованные группы бизнеса создали и выработали свои правила игры, где существует комиссия, принимающая решения и можно дорого заплатить за нарушение этих правил и за невыполнение ее решений. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕНЬГИ Мне нравится фраза легендарного Махмуда Эсамбаева: «У человека нет званий. У человека есть одно звание — человек». Для меня деньги — это не источник богатства, а прежде всего возможность трудиться, создавать духовные и материальные ценности, возможность делиться с людьми, помогать им раскрыться, утвердить себя в творчестве, в науке, в искусстве и, наконец, в жизни. Безусловно, деньги помогают жить достойно, хорошо, позволять себе многое. Каждый человек имеет на это право. Но эти средства должны быть заработанными честно. Сейчас боль- 104 шинство менеджеров работают для сиюминутного получения денег — урвать побольше и побыстрее. Возможно ли с этим бороться? Думаю, что да. И вот что я предлагаю: поделиться с ними своими мыслями о цивилизованных отношениях в бизнесе, своей философией, помочь найти своих партнеров, соратников по бизнесу, единомышленников, и тем самым направить их на путь истинный а они, в свою очередь, помогут становлению других. КАК СОЗДАТЬ ПРОДЮСЕРСКУЮ ФИРМУ По мере развития цивилизации возрастает потенциальный рынок шоу-бизнеса, как индустрии развлечений. Для успешного развития вашего бизнеса в этой сфере надо решить две задачи: ОРГАНИЗАЦИОННО ОФОРМИТЬ СВОЮ ПРОДЮСЕРСКУЮ ФИРМУ И ПОДОБРАТЬ КОМАНДУ. Мой опыт и опыт моих коллег подсказывает, что начинать следует с создания небольшой фирмы, поскольку малое предприятие может быть организованно любым физическим лицом. Прежде всего, необходимо определиться с формой собственности и видом организации. Субъектами права собственности и предпринимательской деятельности являются частные лица, юридические лица и государство. А организации по форме собственности различаются на государственные, альтернативные (частные) и смешанные. При этом следует отметить, что предпринимательская деятельность в частной фирме осуществляется на основе собственного имущества, полной коммерче- 105 ской самостоятельности, а фирма может создаваться как одним лицом, так и несколькими лицами. Для регистрации частной фирмы необходимы только два документа — устав и учредительный договор. Устав должен содержать следующие данные: — вид предприятия; — его наименование; — место нахождения; — предмет и цели деятельности; — орган управления и контроля, их компетенция; — порядок образования имущества и его выкупа; — распределение прибыли (дохода); — условия организации и прекращения деятельности. Устав составляйте предельно внимательно, особенно подробно оговорите в нем вопросы собственности и распределения дохода — это позволит обезопасить себя от возможных конфликтов с сотрудниками фирмы, — как в части управления, так в части распределения прибыли. Целесообразно на стадии организации фирмы привлечь юриста. Он поможет правильно оформить всю документацию и зарегистрировать ее в местных исполнительных органах. Зарегистрировавшись, фирма приобретает статус юридического лица и может заниматься бизнесом на официальной основе, то есть вы получаете все хозяйственные права, которым обладает любое предприятие: можете открывать счет в банке, осуществлять безналичные расчеты, а после регистрации в МВЭС — совершать внеэкономические сделки. Условия и порядок найма рабочей силы в частной фирме могут основываться на контрактах. 106 ПОЧЕМУ ВАЖЕН ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ Продюсер создаваемой формы предпринимательства должен серьезно подумать о том, какую юридическую форму принять, так как последствия этого выбора очень важны. В США, например, 99% фирм являются индивидуальными предпринимателями, товариществами или корпорациями. Из них примерно 75% являются индивидуальными предприятиями и на них приходится приблизительно 1/3 общего объема продаж в стране. Примерно 9% — товарищества, на которые приходится приблизительно 10-15% от общего объема продаж, и примерно 16% — корпорации, обладающие 50-процентной долей в общем, объеме продаж. Таблица № 2 ПРЕИМУЩЕСТВАМ НЕДОСТАТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
107 Таблица № 3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТОВАРИЩЕСТВА
КАК СОБРАТЬ КОМАНДУ Для того чтобы сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, надо подобрать надежную профессиональную команду. В результате своей практической деятельности в качестве продюсера я убедился: без команды я — никто, да и команда без меня — тоже. Для этого нужно найти и объединить как можно больше профессионалов (артистов, музыкантов, вокалистов, менеджеров, продюсеров и т.д.), людей, знающих свое дело и умеющих его делать лучше других. Потребитель обращается, прежде всего, в такую фирму, в которой лучше сервис, в которой его хорошо могут обслужить. 108 То же самое и в шоу-бизнесе. Мой принцип формирования команды заключается в следующем: если каждый сотрудник, каждый специалист будет стремиться сделать свое дело как можно лучше, то и фирма и каждый ее представитель будут лучше жить. На опыте коллег по шоу-бизнесу и на своем опыте я убедился, что только друзья, только профессионалы-единомышленники помогут выжить и победить. КТО ЕСТЬ КТО В КОМАНДЕ Основным персоналом в организации шоу-бизнеса являются продюсер, персональный менеджер, агент, юрист. Мы рассмотрим их в порядке значимости для подбора команды. ПРОДЮСЕР В западной литературе и практике «менеджер» и «продюсер» понятия разные, сам термин «продюсер» (от английского produce — производить, создавать) пришло из американского кинематографа и относится к предпринимателю в области кинопроизводства, который осуществляет идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. В дальнейшем это понятие распространилось на постановку спектаклей, мюзиклов, театральных представлений. В мировом музыкальном бизнесе продюсер рассматривается как «лицо, организующее и контролирующее процесс звукозаписи». И в этом случае его функции сводятся к подбору исполнителей, студии, звукорежиссеров и аранжировщиков; контролю за 109 работой в студии; обеспечению качества звукозаписи в соответствии с задачей, поставленной фирмой грамзаписи, которая впоследствии выплачивает ему процент от продажи диска, в соответствии с заключенным контрактом. Главным требованием к продюсеру в этом случае является наличие профессиональной музыкальной подготовки, поскольку он определяет музыкальный материал (музыка, текст), корректирует его, работает с исполнителем, следит за репетиционным процессом и действиями музыкантов, ищет индивидуальность звучания. Так, известная группа «Beatles» стала во многом знаменита благодаря работе продюсера Джорджа Мартина. В российском шоу-бизнесе продюсер — это центральная, КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА; поскольку он полностью осуществляет творческий и производственный процесс, финансирование проекта, являясь распорядителем кредитов. Он руководит наймом и увольнением творческого и технического персонала, обеспечивает контроль за исполнением проекта, коррекцию его на всех стадиях создания художественной продукции. Кроме участия в создании качественного продукта, продюсер выполняет обязанности персонального менеджера (управление карьерой артиста, а иногда и его личной жизнью), бизнес-менеджера (контроль финансового обеспечения проекта), пресс-атташе, спонсора, а иногда и юриста (заключение сделки и т.д.). В большей степени такая концентрация функций характерна для независимых продюсеров: Б. Алибасов и группа «На-На», Ю. Айзеншпис и В. Сташевский, А. Шульгин и Валерия, И. Матвиенко и группа «Любе», группа «Иванушки», И. Пригожин и Н. Носков, В. Кикабидзе, А. Маршал и т.д. Однако 110 нередко продюсеры не имеют никакого отношения непосредственно к изготовлению музыкального носителя, занимаясь в основном промоутерской деятельностью, то есть полностью отвечают только за финансовую поддержку, создание имиджа артиста, его прокат. Продюсер, как правило, является штатным сотрудником, но может выступать частным лицом, заключив контракт на разовый проект. Продюсер может под определенную запись, программу, шоу брать финансовые средства от частных или юридических лиц или вкладывать собственные средства. При этом он несет полную финансовую ответственность за осуществление проекта. В дальнейшем продюсер имеет юридическое и моральное право на созданную художественную продукцию. Он должен получать определенный процент от проката, продажи видео- и аудиокассет, видеофильмов, клипов, концертных выступлений артистов. По отношению к инвесторам, спонсорам, он обязан выполнять все условия, согласно которым ему были предоставлены финансовые средства. В процессе создания программы, видеофильма и т.д. продюсер имеет право на корректировку работы режиссера, художника, композитора и т.д. ЮРИСТ У начинающего продюсера, как правило, возникает вопрос — с кого начинать формировать команду. На мой взгляд, начинать надо с подбора менеджера или юриста. Если из окружающих друзей нельзя выбрать менеджера, или он не обладает соот- |