Главная страница
Навигация по странице:

  • Наверх

  • Сердце разума. Оглавление Как преодолеть страх перед аудиторией


    Скачать 405.36 Kb.
    НазваниеОглавление Как преодолеть страх перед аудиторией
    Дата13.09.2020
    Размер405.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСердце разума.docx
    ТипДокументы
    #137728
    страница20 из 29
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   29
    Наверх

    Изменение ее автоматической реакции

    Итак, в тот момент я знал, что именно вызвало у Кейт панический страх. Это было воспоминание о лице мужчины, которое как бы приближалось к ней. Я так же помог Кейт создать образ собственной активной личности. Однако мало быть способным представить себя находчивым. Этот образ должен вспыхивать в ее сознании в нужное время, а именно, когда она думает о несчастном случае или когда она сталкивается с ним в действительности.

    Следующим шагом было соединить эти два образа в ее сознании для того, чтобы каждый раз, когда Кейт будет видеть перед собой лицо этого мужчины, она автоматически будет превращаться в образ Кейт, способный справиться с подобной ситуацией. Именно это поможет ей почувствовать себя находчивой, когда это потребуется.

    НЛП предлагает множество способов соединения образов в нашем сознании. Но каждый из нас уникален, и лишь какой-то один способ может оказаться нам самым подходящим. Поскольку я уже знал, что на Кейт особое впечатление оказывает так называемое приближение образа, я решил воспользоваться именно этим для слияния двух образов.

    Сначала я решил убедиться в том, что мое предположение о большей привлекательности для Кейт созданного ею нового образа действительно верно. Для этого я попросил ее приблизить этот новый для нее образ как можно ближе, как бы сфокусироваться на нем. Кейт выполнила мою просьбу и улыбнулась: образ ей нравился. После этого я попросил ее освободить ее визуальный экран, приготовить его тем самым к слиянию двух образов.
    - Представьте сейчас человека, потерявшего сознание, приблизьте этот образ, увеличив его в размерах. Как только вы это сделаете, представьте вдалеке на горизонте маленькую фигурку находчивой Кейт... А сейчас очень быстро приблизьте к себе эту фигурку, одновременно увеличивая ее в размерах. В то же время фигурка человека, лежащего без сознания будет быстро уменьшаться в размерах и удаляться до тех пор, пока она совсем не скроется из вида.

    На этом этапе мы столкнулись с еще одним небольшим препятствием. Попытавшись сделать то, о чем я просил, Кейт слегка нахмурилась и сказала:
    - Я не уверена в том, что я действительно вижу эти образы. - Очевидно она была озабочена тем, что делает что-то неправильно.
    - Я хочу, чтобы вы только сделали вид, что видите их. Многие люди не способны создать в своем сознании реальные образы, но они поступают так, как если бы они в действительности существовали. Я не всегда осознаю все свои внутренние образы, но если я сделаю вид, что я их действительно вижу, я получу те же самые результаты, что и человек, способный увидеть возникающие в его мозгу образы.

    Мои слова успокоили Кейт, она закрыла глаза и быстро заменила возникшие образы, приблизив один из них и удалив другой. На этот раз ее невербальная реакция подтверждала, что она действительно делает это. В самом начале тело ее было неподвижно, оно как бы застыло. Спустя минуту или две она расслабилась и улыбнулась точно так же, как и в тот момент, когда она впервые представила себе находчивую Кейт.
    - А сейчас сотрите все с вашего внутреннего экрана и повторите то же самое еще пять раз. Каждый раз начинайте с лица мужчины, расположенного непосредственно перед вами и фигуры активной Кейт, находящейся где-то вдалеке. Вы можете заменять эти образы с каждым разом все быстрее...

    Наверх

    Результаты

    Когда Кейт выполнила то, о чем я ее просил, я решил проверить, стала ли ее реакция автоматической. Сначала я попросил Кейт представить лицо того мужчины, так как хотел понаблюдать ее реакцию. На этот раз ее не охватило чувство паники, она была способной и находчивой. Она также сказала, что чувствует себя такой же, если представляет другие моменты происшедшей аварии или видит себя за рулем.

    Несмотря на это, Кейт не верила, что в действительности все будет именно так. Мне так же трудно было поверить в эти быстрые изменения, если бы до этого я не применял успешно данный метод в работе с другими людьми. Я решил, что лучшей проверкой результатов будет сесть за руль и отправиться домой через то место, где случилась авария. Кейт согласилась со мной. Вся работа с Кейт заняла у меня один час.

    На следующий день Кейт пришла на работу в хорошем настроении. Она рассказала мне, что была совершенно спокойна, ведя машину и проезжая место аварии. В тот вечер ее не мучили никакие мысли о несчастных случаях или о вождении машины. Спустя месяц после нашего занятия Кейт стала свидетелем другого несчастного случая. Велосипедист, попав в аварию, порезал лицо ободом от солнцезащитных, очков и все лицо было у него в крови. Кейт тут же отреагировала на случившееся спокойно и гибко, оказав ему помощь. Спустя еще два месяца Кейт присутствовала еще при одной аварии, в которую попали машина и велосипед. И вновь Кейт спокойно помогла пожилому велосипедисту и водителю машины, успокоив их и взяв в свои руки ситуацию. С момента нашего занятия прошло уже три года, и Кейт по-прежнему остается спокойной и гибкой во всем, что касается вождения машины и несчастных случаев.

    Наверх

    Метод

    Метод, которым я воспользовался в работе с Кейт называется "свистящей" моделью, так как в момент, когда человек взаимозаменяет два образа, бывает полезно издать звук, напоминающий свист. Данная модель была разработана Ричардом Бендлером. Многие годы люди говорили о важности иметь хороший собственный образ. Он способствует хорошему умственному здоровью и повышает способность человека справляться с трудностями и изменяться. Но никто до Ричарда Бендлера не смог предложить конкретные пути изменения собственного образа, сделав его более гибким и использовать всю его мощь, с тем, чтобы изменить человека.

    Наверх

    Когда следует пользоваться свистящей моделью

    Мы применяли данный метод в работе с людьми, страдающими от нежелательного поведения или нежелательных реакций. Особенно полезным этот метод оказался в борьбе с дурными привычками: перееданием, курением, обгрызанием ногтей.

    Наверх

    Супружеские пары и семьи

    Хотя "свистящий" метод и является индивидуальным методом, мы часто прибегали к нему с тем, чтобы помочь супружеским парам построить такую семейную жизнь, к которой они стремятся. Все мы время от времени замечали, что реагируем друг на друга или на члена семьи не так, как это следовало бы делать. Даже если члены нашей семьи ведут себя неучтиво и неласково и даже если все неприятности идут от них самих, мы сможем реагировать на них более правильно, если станем сами более гибкими.

    Например, одна женщина приходила в гнев, когда ее дочь разговаривала с ней "противным" голосом. Вполне возможно, что девочка действительно была несносной, однако мать решила, что должна научиться чувствовать себя лучше и добиваться желаемого независимо от того, как ведет себя ее дочь. Воспользовавшись данным методом, мы смогли улучшить ее взаимоотношения с дочерью, не затрагивая при этом поведение девочки. Следует отметить, что в этом случае мы имели дело не с образами, а со звуками. Если наши чувства являются результатом того, что мы слышим или говорим себе, то в данном случае гораздо более эффективно использовать звуки, а не образы.

    Иногда несколько членов семьи обращаются к нам с желанием приобрести больший выбор в своих реакциях. Одна супружеская пара в основном не имела никаких проблем, но хотела улучшить взаимоотношения в области различных долговременных трудностей. Жена жаловалась на то, что ее муж часто "удалял себя" от нее, за что она его всегда критиковала. Мы обнаружили, что в тот момент, когда жена рассматривала подобную ситуацию, она буквально отдаляла мужа, хотя в действительности он находился в том же месте в "реальном мире". Муж воспринимал критические замечания своей жены, как "уколы". Он представлял ее критику в виде "лазерного луча", пронизывающего его грудь, и он терял всякую способность ответить жене хоть что-нибудь. Установив эти внутренние образы и слив их в один гибкий собственный образ, они приобрели способность реагировать друг на друга в подобных ситуациях с большей любовью.

    Раскрытие внутренних образов, создающих проблемы, по-прежнему завораживают нас. Несмотря на их кажущуюся странность и неясность, они проявляют себя в наших чувствах и поступках. Мы сами замечали в себе подобные образы (или звуки) в тот момент, когда мы действовали с меньшей гибкостью. Умение обнаружить эти образы и умение соединить их в один образ более гибкого себя, может значительно изменять нашу жизнь.

    Проблемы всегда будут с нами. Проблема сама по себе не представляет проблемы, проблема в том, как человек с ней справляется. Именно это и действует на людей разрушающе. Если мы научимся справляться с проблемами как-то иначе, то и сами проблемы станут иными.

    Наверх

    Близость, безопасность и насилие

    К моменту нашей встречи Маку было 30 лет, он уже десять лет как не пил, хотя до этого четыре года страдал алкоголизмом. Он носил черную кожаную куртку, ездил на мотоцикле Харли-Дэвидсон, был абсолютно невозмутим и имел над собой полный контроль. Его любимым выражением было: "Сдери с себя свое лицо". Мак жаловался на то, что он часто чувствовал себя плохо и хотел как-то избавиться от этого. Когда я поинтересовался, что являлось причиной его дурных чувств, он ответил:
    - Я как бы вижу лицо определенного человека, а затем мне вдруг становится не по себе.

    Я начал задавать ему вопросы, пытаясь понять, какие конкретные образы и звуки, возникающие в сознании Мака, влекут за собой эти чувства:
    - Так как же возникает у вас это неприятное чувство?
    - Все дело в том, что произошло в последний раз между мной и этим человеком.

    Мак рукой сделал жест вверх и влево, что означало, что отложившийся в памяти образ находится за рамками его сознания, а значит он не имеет над ним никакой власти. Он просто замечает, что внезапно ему становится плохо. Я продолжал задавать ему вопросы, стараясь, чтобы мучающий его образ стал более осознанным.
    - А оттуда вы знаете, что причина именно в этом?
    - Я пережил это. Я смотрю на лицо этого человека и ухожу прочь. О, черт! (Мак произносит это со смешанным чувством омерзения и гнева.)
    - Предположим, что этот человек только что вошел к нам в комнату и вы увидели его лицо. Что приводит вас к восклицанию: "О, черт!"?

    Мак вновь делает жест в направлении вверх и влево.
    - Я просто вспоминаю последний случай, который произошел с нами. Мне не понравилось, как он поступил. Впрочем, я также остался недоволен и собственным поведением.
    - Значит, именно это воспоминание является причиной ваших дурных чувств. Вы можете вспомнить, как вы представляете это?
    - Да, я вижу все случившееся.

    Итак, теперь у нас есть достаточно материала, и мы можем приступить к работе. Изменив его реакцию на это воспоминание, мы сможем изменить и его чувства.
    - Давайте, Мак, немного поэкспериментируем с этой картиной. Сначала удалите ее от себя. - (Мак расслабляется.) - Влияет ли это на вашу реакцию на случившееся?
    - Да, она стала менее интенсивной.
    - А теперь вновь приблизьте эту картину к себе. Мак пытается отпрянуть от наступившего образа, он

    вновь напряжен.
    - Теперь все стало гораздо хуже.
    - Сейчас попробуйте увеличить картину в размерах. - (Вновь Мак пытается удалиться от надвигающегося на него образа.) - Не правда ли, это лишь ухудшает дело?
    - Да, безусловно.

    Наверх

    Ключ к проблеме: трехмерность

    - В скольких измерениях находится данная картина: в двух или в трех?
    - Скорее всего в одном. Она плоская и напоминает слайд.
    - Давайте попытаемся сделать ее трехмерной.

    До настоящего времени все тело Мака как бы подтверждало его реакцию: "О, черт!" Теперь же реакция выглядит несколько иной. Его тело становится более пластичным, плечи опускаются, дыхание становится более мягким. "Что изменилось при этом?" Голос Мака становится очень мягким.
    - Она стала реальной. Она стала больше напоминать человека, а не просто образ.
    - Каким образом это влияет на вашу реакцию? Вы также выглядите намного мягче.
    - Картина стала намного мягче. Теперь мне хочется не рычать, а вздохнуть с облегчением. У меня больше нет такого чувства насилия.
    - Теперь представьте, что этот человек вошел в комнату, вы видите его, и вы вспоминаете, что произошло с вами ранее, но видите при этом все в трех измерениях. Проиграйте небольшой фильм. Как это будет выглядеть?

    Мак выглядит задумчивым и созерцательным. Вновь все его тело расслабляется.
    - Все совсем иначе. Все действительно совсем иначе, - говорит Мак мягким голосом. - Это не значит, что мне хочется подбежать к нему и сказать: "О! Все в порядке!" Но в то же время я не подойду к нему и не скажу ему: "Пошел вон, скотина!" Все гораздо мягче. Это уже не просто черно-белая реакция.
    - Совершенно верно. Сделав картину трехмерной, БЫ также стали трехмерным. Вы стали мягче и глубже. Теперь попробуйте то же самое в другой ситуации, где подобная трехмерность могла бы оказаться на ваш взгляд

    полезной.
    - Гм, - Мак задумывается секунд на пятнадцать, а

    затем улыбается и говорит мягким голосом, - я вспомнил, как раньше мы говорили с Эйми о том, что ей было нужно. Когда картина перестает быть плоской, гораздо легче увидеть другие вещи. В результате передо мной открывается множество новых возможностей.
    - Таким образом, вы согласны с тем, что подобное изменение будет для вас полезно?
    - Я не очень уверен в этом. Если я все время буду так поступать, я не смогу больше держать дистанцию между собой и окружающими меня людьми, - сказал Мак, сделав останавливающий жест левой рукой.
    - Если вы не умеете ладить с людьми, вам приходится держать их на расстоянии, так как с ними бывает очень нелегко. Но если мы создадим такие умения, вы сможете общаться с людьми, ладить с ними. Совсем не обязательно, чтобы вопрос стоял или-или. Вы по-прежнему сможете держать определенных людей на расстоянии, если считаете это необходимым. Мы никогда не избавляемся от возможностей, мы лишь добавляем к ним новые. К тому же мы не будем приступать ни к каким изменениям до тех пор, пока вы не решите, что вы действительно в них нуждаетесь.
    - Все это выглядит совсем неплохо. Я думаю, что мне это подходит.

    Наверх

    Создание нового, гибкого "я"

    Закройте глаза и не торопясь создайте такой образ собственной личности, каким бы вы хотели быть в отношениях с тем человеком из вашего прошлого. Я могу предложить вам некоторые возможности, и вы выберете то, что вам подходит. Возможно, вы захотите представить Мака, способного реагировать на окружающих как на людей трехмерных. А может быть, вы увидите Мака, способного одновременно реагировать на позитивное и негативное. Этот Мак не просто подразделяет людей на плохих и хороших. Он видит их положительные и отрицательные стороны.

    Мак кивает головой и делает несколько раз движение левой рукой слева направо.
    - Оттенки цветов.
    - Именно. В таком случае Маку будет гораздо легче иметь уравновешенную реакцию и в том случае, когда он знакомится с понравившимся ему человеком, и в том случае, когда человек оказывается излишне назойливым и его приходится держать на расстоянии... Это также поможет Маку лучше понимать людей, и ему будет легче с ними общаться... Возможно, вам захочется, чтобы Мак умел решать, когда он хочет быть с человеком в близких отношениях, а когда хочет держать дистанцию. Он способен стать близким другом, и он ценит это (Мак широко улыбается), но в то же время он знает, когда ему этого не хочется (Мак утвердительно кивает). К тому же ему известны все другие возможности общения, находящиеся внутри этих двух крайних точек. Мак открывает глаза.
    - Все хорошо, но мне не хватает во всем этом одного чувства - чувства безопасности. - Мак двумя рука ми как бы изображает щит, находящийся на уровне его груди.
    - Безопасность от чего? Может быть, вы имеете в виду физическую безопасность?
    - Нет, с этим у меня нет никаких проблем. Вы забираете у меня созданное мной чувство безопасности.
    - Но вы по-прежнему владеете тем поведением, которое было, присуще вам в течение многих лет. Мы не можем отнять это у вас, мы, впрочем, и не хотим этого делать. Я просто хочу, чтобы вы по-новому пользовались своими прежними умениями.
    - Но мое прежнее поведение не кажется мне больше приемлемым.
    - Понятно. Вы чувствуете, что означает для вас безопасность, но вы не можете объяснить это словами. - Мак соглашается со мной. - Снова закройте глаза и попытайтесь понять это чувство. Подсознательно вы хорошо знаете, что значит для вас безопасность. Сделайте так, чтобы это подсознательное знание трансформировалось в образ Мака, способного быть в безопасности, используя какие-либо другие способы. Вам совсем необязательно знать, как ему удается быть в безопасности или какой у него при этом есть выбор. Вам нужно лишь суметь признать в нем такую способность. Я предполагаю, что этот Мак будет находиться в гораздо большей безопасности, нежели прежний Мак, так как его безопасность будет основываться на более твердой, реальной почве... Итак, как же выглядит этот Мак?

    Мак открывает глаза, смотрит вверх, задумывается на некоторое время, затем улыбается.
    - Достаточно, - подтверждая сказанное, он слегка ударяет себя по бедрам.
    - Уверены ли вы, глядя на этого Мака, что он находится в безопасности?
    - Абсолютно уверен и не только в этом. - Мак улыбается и кивает головой.
    - Вам нравится этот Мак? - Мак быстро кивает головой. - Внимательно проверьте это. Устроит ли вас, если вы станете, как он? - Мак внимательно изучает созданный им образ, а я продолжаю говорить. - Если у вас вдруг возникнут какие-то возражения, мы модифицируем этот образ. Способен ли созданный вами Мак справиться с различными ситуациями, в которых вы можете оказаться, умеет ли он извлекать пользу из сделанных им ошибок, чтобы не повторить их в будущем?
    - Я все понял, я понял. Этот Мак способен на все это. - Он вновь бьет себя по бедрам, чтобы подтвердить сказанное.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   29


    написать администратору сайта