Сердце разума. Оглавление Как преодолеть страх перед аудиторией
Скачать 405.36 Kb.
|
Наверх Четыре наиболее часто встречающихся стиля мотивации В результате нашей работы с людьми мы смогли выявить четыре типичных мотивационных стиля, когда все в мотивации "идет неправильно". Возможно, что какие-то из этих стилей вам покажутся знакомыми, они не являются взаимоисключающими. Некоторые люди сочетают в себе все четыре стиля до тех пор, пока не найдут более оптимального способа. 1. Негативный мотиватор. Как и Брайан, многие люди могут мотивировать себя, лишь представляя все те несчастья, которые могут случиться, если они не выполнят того, что от них требуется. Они представляют, что их уволят, если они вовремя не появятся на работе. Им кажется, что их семья разрушится, если они не будут любезными. Они представляют, как их машина разваливается на части, так как они не следят за ней. Таким образом, представление неприятных последствий - малоприятное занятие и не является достаточно быстрым побудителем к действию. Такой негативный мотивационный стиль может оказаться очень эффективным для определенных людей и в определенных ситуациях. Иногда очень полезно представлять, чего вам лучше избегать. Законодатели часто задумываются над тем, что может пойти не так, как надо, а затем принимают продуманные законы, которые помогут устранить возможные проблемы. Я знал одного лесоруба, которому удавалось избегать несчастных случаев, так как он постоянно пользовался стратегией "избежания несчастного случая", постоянно напоминая себе, что может произойти, если он не будет достаточно внимательным. Если бы он не задумывался над тем, чего ему нужно избегать, он бы, возможно, не был таким осторожным. Однако, если человек мотивирует себя только с помощью опасений, он, вероятнее всего, будет постоянно находиться в стрессовом состоянии. Другая проблема, связанная с негативной мотивацией, очень хорошо подмечена в старой пословице: "Из огня да в полымя". Сфокусировавшись на том, чего вы должны избежать, вы можете не заметить, что попадаете в худшую ситуацию. Постоянное реагирование только на отрицательное не оставляет вам времени на то, чтобы понять, что хорошее вы хотите от жизни. Многим людям, придерживающимся негативной мотивации, было очень полезно добавить определенную долю позитивной мотивации. Именно это мы и сделали с Брайаном, и теперь он думает о том, какое удовлетворение он получит от выполнения возложенных на него обязанностей. Отныне Брайан думает о том, чего он хочет, а не о том, чего он не хочет. Мы рекомендуем людям, руководствующимся данным стилем мотивации, подключить то, что они хотят сделать,, к своим мыслям о том, каких катастроф следует избежать. Если мы видим, что стиль негативной мотивации является .в человеке достаточно эффективным, то мы бываем очень осторожны в предложении любых изменений или добавлений к данному стилю. Например, Говард был преуспевающим банкиром. При каждом новом обороте денег он мотивировал себя страхом потери денег. Поскольку Говард очень ценил свой успех и не попросил нас ни о каких изменениях в своей мотивации, мы не стали ему этого предлагать. Если бы мы даже и захотели внести некоторые изменения в его стиль мотивации, мы были бы чрезвычайно осторожны, с тем, чтобы сохранить его эффективность как банкира. 2. "Диктаторский" стиль мотивации был так же свойствен подходу Брайана. Диктатор мотивирует себя с помощью приказов, данных непреклонным, неприятным тоном голоса. Часто голос можно идентифицировать с голосом родителей или с каким-то другим авторитетным лицом из нашего прошлого. Люди, часто прибегающие к данному стилю, склонны использовать такие слова, как "ВЫНУЖДЕН", "ДОЛЖЕН" и "ОБЯЗАН". Так же как и Брайан, люди в большинстве своем реагируют на подобный приказ нежеланием подчиняться и предпочитают отложить выполнение дела на потом. Человек, прибегающий к данному стилю, может быть мотивирован гораздо проще, если сменит форму приказа на форму приглашения к действию. Переход к более приятному, соблазнительному тону голоса, а так же изменение формулировки обращения меняют все дело. "вынужден", "должен" и "обязан" могут быть легко заменены такими фразами, как "Было бы очень мило, если бы", "Было бы полезно, если бы" и "Я хочу". 3. Стиль мотивации, предполагающий представление о выполнении дела. Многие люди представляют не результат своего труда, а процесс его выполнения. Как это было в случае с Дженнифер, подобные люди легко мотивируют себя к выполнению того, что доставит им удовольствие, но никак не к обыденной домашней работе. Мотивация действительно бывает очень сложна в тех случаях, когда речь идет о работе, а не об отдыхе. Отсутствие мотивации часто является главным препятствием к достижению успеха и эффективности. Вы сможете преодолеть эту трудность, если начнете думать об уже завершенном деле, вместо того, чтобы представлять весь процесс его выполнения. Иногда вам придется сделать еще один шаг и представить, в чем ценность осуществления данного дела. Если окажется, что выполнение задачи действительно не несет в себе ничего полезного, то, возможно, она не стоит выполнения. Если же в ней действительно содержится что-то ценное, вы можете представить это, и тогда мотивация пройдет гораздо легче. 4. Всеохватывающий стиль мотивации. Некоторые люди начинают представлять всю задачу в виде одной большой, бесформенной, трудноразличимой массы работы и, естественно, чувствуют себя подавленными. Если мы представим уборку по дому в виде одной большой работы, это может нас ошеломить. Если мы представим, что нам сейчас, в данный момент предстоит написать диссертацию или книгу, это может показаться нам невозможным. Если человек ошеломлен и подавлен, он обычно чувствует себя неспособным даже начать дело и склоняется к тому, чтобы отложить его на более поздний срок. Часто лучше всего бывает отодвинуть картину работы как можно дальше и сделать ее как можно меньше. Таким образом, работа как бы уменьшается в размерах. Затем вы можете сделать то, что мы называем "разламыванием на куски". Возможно вы помните старую шутку: "Как можно съесть слона? - Каждый раз откусывая по кусочку". Вы можете начать с того, что представите свою работу завершенной. Затем вы обратите внимание на то, какие небольшие шаги приведут вас к осуществлению работы. Например, я могу представить, что вся уборка по дому закончена, затем я представлю те шаги, которые приведут меня к этому: пыль, окна, комнаты (каждая по отдельности). Я могу представить каждый из этих этапов завершенным, что поможет мне почувствовать побуждение к поочередному выполнению более мелких задач. Итак, теперь вместо одной большой угнетающей задачи у меня несколько более мелких задач. В случае, если даже эти задачи удручают меня, я могу разбить их на еще более мелкие. Если же я не знаю, как это сделать, я могу обратиться за помощью, прочесть книгу или журнал или сделать что-нибудь еще, что позволило бы мне собрать нужную информацию. В таком случае сбор информации становится первым этапом на пути продвижения к моей цели. Наверх Как овладеть новым стилем мотивации Некоторым людям бывает достаточно лишь понять, какие их действия не срабатывают и какой мотивационный стиль будет для них более эффективен, чтобы добиться необходимых изменений. Однако большинству людей требуется многократно проиграть новую мотивационную стратегию, прежде чем она будет доведена до автоматизма. Обычно бывает достаточно шести повторений, чтобы овладеть новым стилем мотивации. Дженнифер и Брайан овладели новой мотивационной целью, которая стала настолько же автоматичной и подсознательной, какой была их старая цепь мотивации. После того как мы провели с ними ряд репетиций, у них отпала необходимость "пытаться" заставить себя действовать по-новому или работать над приобретенным навыком. Они просто обнаружили, что способны делать это автоматически. В этом и заключается одно из отличий НЛП от проповедования и раздачи советов. Вам могут сказать: "Думайте позитивно. Думайте о пользе, и вы получите необходимую мотивацию". Иногда такой совет действительно помогает. Эффективность же НЛП основывается на том, что мы знаем, как следует давать конкретные указания к проигрыванию новой стратегии с тем, чтобы она стала действительно автоматичной. Мы знаем, как направить человека на использование соответствующей части мозга на каждом этапе, к тому же мы умеем пользоваться невербальными указателями, помогающими нам понять, происходят ли в человеке необходимые изменения или нет. Мы так же знаем, что нужно предложить человеку, если он неправильно нас понял, или если он столкнулся во время процесса с какими-то препятствиями. Наверх Как сделать так, чтобы новый стиль мотивации заработал Бывают случаи, когда человек, овладевший новым мотивационным стилем, обнаруживает, что нуждается в дополнительных изменениях, способствующих еще большей эффективности нового мотивационного стиля. Брайан, например, обнаружил, что ему необходимо научиться выделять главное в том, что ему предстоит сделать. Это позволило бы ему находить время для необходимого отдыха. Луиза, еще одна наша клиентка, обнаружила, что не способна овладеть новой мотивационной стратегией. После того как мы создали атмосферу, в которой Луиза почувствовала себя способной изучить свои возражения, она обнаружила, что боится потерпеть неудачу. Будучи любителем откладывать все на потом, она никогда в действительности не испытывала свои возможности. Она всегда говорила: "Я могла бы это сделать. Я просто никогда не пыталась". Она боялась, что, если почувствует побуждение сделать больше, то окажется, что она не настолько способна, насколько ей это кажется. Мы воспользовались другим методом, чтобы помочь Луизе ценить и уважать эту свою часть таким образом,, чтобы она смогла овладеть новой мотивационной стратегией. Если человек принимает неудачные решения, это не будет большой проблемой в случае, если он с трудом побуждает себя к их осуществлению. Однако, если он овладеет более удачной стратегией мотивации, он начнет осуществлять все свои ошибочные решения и, возможно, попадет в беду. В данном случае очень важно улучшить стратегию принятия решения (см. следующую главу). Важность позитивной мотивации давно уже является широко признанной. Однако то, как люди пытались изменить свою мотивацию, в лучшем случае напоминает игру "горячо-холодно". НЛП сегодня представляет системный подход к данной проблеме, предполагающий приспособление к конкретным нуждам конкретного человека. Как пережить катастрофу или несчастный случай Кейт работала с нами к тому времени уже два года. И вот однажды утром она встретила меня на лестнице, и я сразу же обратил внимание на то, что она плохо выглядит. Она была необычайно бледна, а глаза распухли от слез. "Вы знаете, что произошло?!" - обратилась она ко мне. И затем, с необычайной поспешностью в голосе, она изложила мне все детали произошедшего ночью несчастного случая. "Я видела, как все произошло! Машина потеряла управление прямо передо мной. Если бы я не затормозила, она бы врезалась прямо в меня. Два человека погибли и два находятся в тяжелом состоянии". Кейт увидела, как машина вышла из-под контроля в каких-то дюймах от нее, затем врезалась в грузовик, перевернулась и приземлилась на крышу. Кейт немедленно остановила машину, выскочила, движимая желанием оказать необходимую помощь и, одновременно, испытывая нежелание увидеть то, что произошло. Кейт предусмотрительно прихватила покрывало и направилась к грузовику, возле которого лежал человек. Очевидно, он был ранен, так как на лице и на руке у него были следы крови. Приближаясь к нему, Кейт увидела, как человек вдруг повалился на землю, глаза у него закатились. Кейт была в панике, решив, что мужчина умер. "Я не могла примириться с мыслью, что он умер на моих глазах, я ушла прочь". Затем Кейт долго ждала, когда у нее возьмут сведения об аварии, а после этого отправилась домой в состоянии шока. Первый раз, когда я выслушал ее историю, я подумал: "Вполне понятно, что она была потрясена. Она стала свидетелем смертельного случая, вполне осознавал при этом, что то же самое могло произойти и с ней". Подобные случаи часто заставляют людей задуматься о своей кончине. Однако в последующие дни, рассказывая о случившемся, она каждый раз вспоминала что-то новое и сообщала об этом все тем же поспешным голосом и с тем же беспокойством в глазах. "Вы знаете какие-нибудь новости о человеке, находящемся в больнице?" - спрашивала она нас. Казалось, что этот несчастный случай занимает все ее внимание. И мы, и сама Кейт были обеспокоены подобной ее реакцией на случившееся и решили изменить ее. Кейт рассказала мне, что после этого случая она очень нервничала, находясь в машине. Особое беспокойство охватывало ее вечером и ночью, когда машину вела не она, а кто-то другой. Она представляла все возможные несчастные случаи и впадала в панику. Кейт вынуждена была каждый раз, возвращаясь с работы, проезжать мимо места происшествия. И даже после того, как она целая и невредимая добиралась до дома, она вновь и вновь вспоминала подробности аварии, постоянно испытывая сильное беспокойство. Хотя сцена аварии была сама по себе достаточно неприятной, Кейт беспокоила совсем не она. Она была особенно озабочена тем, что не смогла помочь, когда увидела, что мужчина упал. Она хотела помочь, но не смогла. Именно в тот момент, по ее словам, она лишилась чего-то. Кейт так же сказала мне, что чувство паники, охватившее ее во время аварии, напомнило ей то, что она испытывала еще будучи ребенком, когда мать будила ее посреди ночи и с силой трясла. Кейт сказала, что в такие моменты она чувствовала, что теряет над собой контроль, что разум ее покидает. Возможно, что именно эта история способствовала тому, что ее реакция на аварию была такой сильной. Наверх Создание панического состояния Я попросил Кейт вернуться назад и вспомнить о несчастном случае, но до того, как ее охватила паника. Это мне нужно было для того, чтобы понять, что заставило ее прореагировать так сильно. Оказалось, что, когда Кейт увидела мужчину, лежащего на земле, все ее внимание сфокусировалось на его окровавленном лице, как бы приблизив его. И чем больше она его "приближала", тем больше ей казалось, что она теряет над собой контроль, как бы застывая на месте. Когда Кейт проигрывала все это в своем воображении, тело ее постепенно напрягалось и в конце концов стало неподвижным. Очевидно, панику у Кейт создавало именно это "приближение" лица. Когда я попросил ее отодвинуть лицо, удалить его от себя, она почувствовала себя лучше. Тело ее вновь расслабилось и пришло в движение. Наверх Новый образ собственного я Знание того, как Кейт сумела создать чувство беспомощности и потеряла контроль над собой, дали мне необходимую информацию для изменения данной ситуации. Моим первым шагом было помочь Кейт создать то, чему суждено было стать новым представлением о собственной личности, а именно Кейт, способную реагировать в подобной ситуации. - Представьте такую Кейт, которая легко справляется с подобной ситуацией. Возможно, что она вовсе не в восторге от подобных случаев, но, если они все-таки происходят, это для нее не представляет проблемы. У нее есть средства эффективно с ними справиться. Вам совсем необязательно знать, что это за средства, вы просто можете сказать, глядя на эту Кейт, что она обладает множеством способностей и альтернатив. Вы можете догадаться об этом по выражению ее лица, по тому, как она двигается, дышит, жестикулирует, по ее голосу и т.д. Кейт попыталась развить этот образ. Наблюдая за ней, я мог сказать, что она была очарована той Кейт, которую она представляла. - Удалось ли вам увидеть Кейт, способную справиться с подобной ситуацией? - Да, я ее вижу, но она не кажется мне реалистичной. Она - это не я. - А почему она не кажется вам реалистичной? Иногда у людей складывается подобное впечатление потому, что они видят себя в черно-белом изображении. Для того, чтобы образ стал для них реальным и убедительным, он должен быть цветным. У некоторых людей возникает некий прозрачный образ. Чтобы стать реальным, он должен быть непрозрачным и иметь четкие формы. Я ожидал получить от Кейт подобный ответ, но оказалось, что ее волнует совсем другое. - Эта Кейт способна справиться с подобной ситуацией, а я - нет. Я не знаю, как оказать первую медицинскую помощь, и вообще я в этом ничего не смыслю. Возможно, мне следует пройти какие-нибудь медицинские курсы, и тогда мне будет легче. На мой взгляд Кейт совсем не следовало паниковать и терять всякий контроль над собой только потому, что у нее нет медицинской подготовки. Я знаю многих людей, не имеющих дел с медициной, но способных без паники делать все, что в их силах во время несчастных случаев. Похоже, что Кейт рассматривала данную ситуацию как или-или: или она должна иметь медицинскую подготовку, и тогда она сможет держать себя в руках, или ей придется каждый раз впадать в панику. Итак, возражение Кейт подсказало мне мои следующие действия. - Вместо того, чтобы представлять Кейт, владеющую медицинскими навыками, представьте другую Кейт, разбирающуюся в медицине не более, чем вы в данный момент, но способную справиться с ситуацией, делая все, что в ее силах. Возможно, что эта Кейт может вмешаться в происходящее и решить на месте, чем она может быть полезна. Паника кажется ей совершенно неуместной, так как она знает, как быстро и спокойно оценить свои способности, и не пытается делать то, в чем она некомпетентна. Эта Кейт не разбирается в медицине, но она умеет воспользоваться имеющимися у нее навыками и знаниями. Как и все мы она иногда ошибается, но эти ошибки служат для нее уроком, и в следующий раз она обязательно их учитывает. Кейт слушала меня, и ее лицо постепенно расслаблялось. Кейт из будущего нравилась ей все больше и больше. Как раз эту невербальную реакцию я и ожидал увидеть. |