Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель исследования

  • Предмет исследования

  • Соотношение науки и философии в Античности и Средневековье

  • Философия. философия. Оглавление Введение 3 Соотношение науки и философии в Античности и Средневековье 5 Заключение 13 Литература 15 Введение


    Скачать 34.19 Kb.
    НазваниеОглавление Введение 3 Соотношение науки и философии в Античности и Средневековье 5 Заключение 13 Литература 15 Введение
    АнкорФилософия
    Дата06.04.2022
    Размер34.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипЛитература
    #447754

    Оглавление


    Введение 3

    Соотношение науки и философии в Античности и Средневековье 5

    Заключение 13

    Литература 15






    Введение


    Античность – знаковый этап для развития философии. Благодаря многочисленным научным открытиям и расцвету философской мысли, расширяют свою сферу влияния науки, образование становится более разноплановым и фундаментальным. В этот период человека живо интересует окружающий мир, познание его законов и поиски собственного места в этой системе [3, 19].

    Мы можем сказать, что в античности развитие наук достигает такого расцвета, к которому затем долгое время не могут прийти и более поздние государства. Более того, концепциями античной философии и науки мы пользуемся по сей день.

    В противоположность этому, период Средневековья ставит науку и философию на службу религиозным догмам, мешая им развиваться самостоятельно. Главную роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство. Это был важный шаг на пути гуманизации варварского мира, но одновременно именно христианство на долгие века стало методом угнетения свободного познания и изучения окружающей природы [6, 85].

    Одновременно происходит переход к новой концепции восприятия человеческой личности, она уже угнетена религиозными догмами, уже не так свободна, как в Античном мире, и вместо человека понятие божества, религиозного служения с отказом от индивидуальности выходит на первый план в восприятии мира. Безусловно, это тоже является важным фактором изменений подходов к науке и философии.

    С другой стороны, наука и философия в Античности являют собой единое целое, философское знание плотно пронизывает основные научные сферы. В Средневековье же происходит постепенное дробление наук, а философское знание входит в русло религиозной философии и начинает ставить перед собой более узкие проблемы познания.

    Таким образом, мы ставим перед собой задачу изучить те социальные процессы, которые вызвали радикальный поворот в понимании функций науки и философии, случившийся в Средневековье.

    Цель исследования – осветить социальные процессы, повлиявшие на научную систему эпохи Средневековья.

    Объект исследования – наука и философия в эпохи Античности и Средневековья.

    Предмет исследования – качественные различия в понимании функций науки и философии в эпохи Античности и Средневековье.

    Задачи исследования:

    1. Определить специфику науки в период Античности.

    2. Выделить основные социальные тенденции, изменившие подход к знанию в более поздние периоды.

    3. Рассмотреть качественные различия в понимании функций науки и философии в эпохи Античности и Средневековье.

    Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

    Соотношение науки и философии в Античности и Средневековье


    Говоря о возникновении науки (эта проблема особенно обстоятельно рассмотрена в работах П. П. Гайденко, Л. М. Косаревой, Л. А. Микешиной, В. С. Степина и др.), надо подчеркнуть следующее. В Античности и в Средние века, в обоих рассматриваемых нами периодах, в основном имело место философское познание мира [1, 73].

    Мы можем сказать, что философия была призмой, через которую проходило любое новое знание, какой бы сфере науки оно ни принадлежало.

    Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было, по выражению В.П. Кохановкого, «триединое целое», не разделенное еще на свои части [2, 35]. 

    А.Г. Спиркин уверен, что наука и философия, в силу «одновременности» своего рождения, в Античности были еще едины. Лишь учение Аристотеля несколько поспособствовало тому, чтобы наука и философия стали восприниматься как разные сферы человеческого познания. Изначально же их «интересовали» общие вопросы. В частности, вопросы поиска первоначала мира (архэ). А.С. Надточаев, в свою очередь, уточняет, что таким первоначалом Фалес, например, считает воду, а Анаксимандр – соединение противоположных свойств – апейрон [7, 88].

    Система научного знания Античности строится вокруг идеи космоцентризма. Космос в данном понимании подразумевает в самом широком смысле окружающую вселенную, не исчерпываясь проблемами астрономии. Космоцентризм – это поиск логических детерминант самоорганизации мира во всей его полноте и сложности взаимосвязей.

    Обобщенно говоря, Античная философия ставила перед собой задачу понять законы «природных начал», подразумевая под этим термином самый широкий спектр явлений действительности: физических, химических, социальных, астрономических, биологических и пр. Природными силами было пронизано всё происходящее в Античном мире.

    Таким образом, существовала уникальная ситуация, где в русле одной науки объединилось и гуманитарное знание, и естественнонаучные направления. В рамках философии изучалась природа человека, природа окружающего мира, а также и сами методы познания и исследования этого мира. Философию Античного периода можно назвать системой познания, внутри которой развивались науки, но традиционной философией с предметом и объектом познания, определенными на сегодняшний день, она еще не стала.

    Мы можем отметить, что философия не автономна от других наук, но и другие науки взаимозависимы с ней, включены в ее сферу понимания мира.

    Лишь в Новое время происходит дробление наук на отдельные ветви – этот процесс подталкивается крупными открытиями (Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон), которые настолько усложняли изучение науки, что уже тяжело становилось изучать несколько направлений одновременно и необходимо было сосредоточиться на одном. Кроме того, большое влияние на формирование системы наук оказал социальный фактор, формирование социальных институтов образования и воспитания, развитие педагогической мысли [6, 67].

    Обобщая вышесказанное, философия в Античные времена имеет статус полноценной науки, она системна, в ней прослеживается преемственность знаний, она использует доказательную логику, чтобы выдвигать и опровергать свои теории. Что касается остальных наук – они включены в философию, поскольку еще не выработали специфическое знание и специфические методы, и пользуются единым методологическим и доказательным аппаратом. Зачастую научное знание относится к нескольким сферам познания, и философ свободно соотносит их друг с другом, проводя аналогии, например, между космологической наукой и социальным миром.

    Важным аспектом является и то, что чисто инструментально наука Античности не может себе позволить многих экспериментов (например, нет оборудования для изучения космоса), поэтому вынуждена теоретизировать, а теоретическое познание опирается на методы философии.

    Наука и философия Средневековья изначально, на раннем этапе развития, стоят на тех же позициях слияниях, как это было в Античный период.

    М.И. Саврушева отмечает, что зарождение философии и науки в античности стало возможным благодаря кризису мифологического знания, которое объясняло мир интуитивно, без пристального изучения и научного эксперимента. Можно отметить, что Средневековье отчасти является возвращением к такому мифологическому знанию, только теперь оно становится религиозным, это католицизм и другие сходные течения [4, 209].

    Широкое распространение религиозного знания требует мифологического сознания, принимающего религиозные тезисы на веру, бездоказательно. В определенном смысле, науки начинают угрожать религии, своими экспериментами подрывая основные религиозные положения.

    В Средневековье зарождается конфликт науки и религии. Он выражается в том, что некоторые области знания становятся и вовсе недоступными для изучения, например, космос, вмешательство в который считалось оскорблением божественного. Новую окраску принимает и философское знание, в котором зарождается религиозная философия.

    Таким образом, Средневековье «приносит» не столько разделение науки и философии, сколько, по мнению И.И. Чечеткиной, «попадание» науки в зависимость от теологии [5, 200].

    В.В. Миронов отмечает, что теоцентризм Средневековой науки является ключевым вектором развития познания. Патристика и схоластика активно развиваются в русле философии [7, 90].

    Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством).

    Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль», ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.

    В Средневековье философия не носит научного характера. Ее основа –религиозные догмы и вера в божественное. Она не обладает своим научным категориальным аппаратом, собственной проблематикой, которая могла бы быть признана научно значимой и неиллюзорной, сомнению можно подвергнуть и доказательную логику религиозной философии [3, 99].

    Те тезисы, которые выдвигает религиозная философия в Средневековье – это догадки о религиозном мироустройстве, но они не могут быть подкреплены практикой, экспериментом, поэтому не являются научными.

    Основными принципами средневековой философии были: креационизм - идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм - понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея - как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла; символизм - своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение - непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В развитии средневековой философии можно выделить два этапа - патристику и схоластику.

    Исходя из вышесказанного, мы задаемся вопросом, как же происходило развитие наук в такой ситуации. Вопросы, которые «ставит» перед наукой теоцентризм, просто неразрешимы, ведь они касаются непостижимого [2, 56].

    Тем не менее, развитие наук происходит, хотя и в мистическом ключе. Химия развивается в русле алхимии при наслоении мистических верований, и тем не менее, делает определенные вполне научные доказательные открытия. Астрология аналогично развивается в русле магии. Следует отметить, что развитие это идет сниженными темпами, существуют серьезные гонения на ученых, выдвигается тезис о том, что научное знание может подрывать основы веры.

    Можно назвать этот период стагнацией, поскольку, как мы видим, происходит возвращение к мифологическому знанию, а также активно ставятся помехи развитию науки. Тем не менее, развитие все равно происходит, нельзя сказать, что наука стоит на месте. Более того, происходят важнейшие для человечества открытия, например, космологическая теория Галилео Галилея. Но обстоятельства таковы, что есть огромные препятствия для распространения или даже обнародования этого знания.

    Но Средневековый период на позднем своем этапе готовит необходимую почву для философии и науки Возрождения и Нового времени, для перехода к антропоцентризму в науке.

    В целом, Средневековье, охватывающее почти десять веков, это слишком большой период, чтобы уверенно говорить только о стагнации науки в это время. Безусловно, она имела развитие, пусть и в специфической форме. Были основаны учебные заведения, произошло формирование структуры университетского образования. То есть наука продолжает идти по пути структурирования знания, и формирует институты его передачи.

    Переломным моментом становятся 14-15 века, когда зарождается мысль о необходимости эксперимента для доказательности научного знания. Уход от умозрительного знания в сторону практического опыта, дает толчок практическим отраслям наук. Большую роль в этой сфере играет Оксфордский университет и его ученые.

    Средневековье, в том числе его религиозные институты, подавляя многие отрасли науки, тем не менее, создает широкую образовательную систему с разветвленной структурой, создает поле для экспериментов, для их обсуждения, публикации результатов исследований, обмена опытом между исследователями, преподавания, присвоения степеней, подтверждающих квалификацию.

    Говоря о соотношении философии и науки в Средневековье, можно сделать вывод, что это две разные отрасли, связанные между собой, и при этом равно отстраненные от экспериментального метода познания, то есть не только философия, но и наука обращается снова к мифологическому знанию, и пытается строить свои теории вокруг его постулатов, которые по сути невозможно доказать или опровергнуть.

    Конец периода Средневековья ознаменован для науки переходом от теоцентричной концепции к антропоцентричной.

    Новшеством в образовательной системе стал уход от одностороннего лекторского преподавания (которая свойственна сфере церковного образования) и возрождение традиции живой беседы педагога с учениками. Также активно происходил и обмен опытом между лекторами – в письмах, в ходе коллоквиумов, в беседах.

    Развивается образование девочек, их тоже начинают обучать наукам. По утверждению историков педагогики, семейные школы эпохи Возрождения явились прообразом будущих классических гимназий.

    Подводя итог, мы можем отметить, что смена эпохи Средневековья стала периодом разделения светского и церковного образования, формирования светского образования как отдельной и довольно быстро развивающейся отрасли, что дало важный толчок развитию всех направлений науки и производства.

    Таким образом, если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль Средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV вв.) [6, 84].

    Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным.

    И хотя чаще всего начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.), такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одни миг изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I-IV вв.

    В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст.

    Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии - идея монотеистического Бога. Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли.

    Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия» [2, 120].

    Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

    Подводя итог, мы нашли у философии и науки Античности и Средневековья и черты преемственности, и крупные идеологические противоречия, позволяющие говорить о стагнации научного знания. Можно предположить, что, хотя период господства теологии и затормозил развитие науки, но он стал важным толчком для выделения отдельной системы наук и философии как отстраненной от них сферы, рассматривающей инструментарий научного познания и взгляды на мир и познаваемость мира. Это расхождение было необходимо для того, чтобы науки могли обрести собственные предметы исследования, а также, чтобы в сфере научного познания постепенно зародилось учение о методологии.

    Заключение


    Античность и Средневековье, с одной стороны, представляют собой последовательные этапы развития науки. Средневековье продолжает проводить линию развития Античности в пользу теоретических построений, умозрительных теорий, которые давали пищу для открытий Античным философам.

    С другой стороны, в Средневековье происходит важный переход от язычества к христианизации Европы, выходит на первый план теоцентрическая доктрина. Сосредоточившись на доказательстве существования Бога, науки ставят себя в невыгодное положение, где не имеют никаких эмпирических данных для изучения, поэтому вынуждены создавать теории на уровне догадок и предположений.

    Сравнивая периоды Античности и Средневековья, мы пришли к выводу, что Античность давала больше свободы для реализации практических методов изучения мира, но не обладала достаточно развитым техническим инструментарием. Средневековье же наложило запрет на многие практические области науки, но развитие производства и ремесла дало возможность нелегально проводить эксперименты с более современным инструментарием.

    Соотношение науки и философии в период Античности таково, что границы наук довольно сильно размыты, все они составляют еще единое знание со схожими методами исследования, и философия дает всем наукам доказательную базу и инструмент, позволяющий опровергать или подтверждать теории.

    Соотношение науки и философии в период Средневековья меняется, происходит разделение наук и философского знания. Философия развивается в русле теологии, но и науки идут по пути возвращения к мифологическому мировоззрению.

    Обобщая вышесказанное, мы можем отметить, что развитие науки и философии во все временные периоды тесно связано с социальной жизнью общества, с тем, какова его идеология, по какому пути проходит развитие производства, в какой форме существует педагогическая мысль. Социальная ситуация Античности позволила наукам и философии активно развиваться, мир Средневековья наложил определенные запреты. Тем не менее, эти два этапа в итоге привели к такому положению вещей, где философия смогла выделиться в отдельное направление знания, предоставляя другим наукам важный инструментарий для проверки достоверности их суждений.

    Литература


    1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного

    естествознания. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1998. — 383 с.

    2. Кохановский В.П. Философия для аспирантов. - Ростов н/Д: Феникс,

    2002. - 448 с.

    3. Надточаев А.С. - Философия и наука в эпоху античности. - М.: Изд-во

    МГУ, 1990. — 286 с.

    4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. —2-еизд. — М.: Гардарики, 2006. —

    736 с.

    5. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.:

    Норма, 2005. — 928 с.

    6. Философия науки и техники: Учебное пособие для магистрантов / автор-

    составитель М.И. Саврушева. – Омск, 2013. – 120 с.

    7. Чечеткина И.И. Философия, теология и наука в Средневековье: История

    взаимоотношений // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. - №3.

    – С.87-98.

    1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1998. — 383 с.

    2. Кохановский В.П. Философия для аспирантов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 448 с.

    3. Надточаев А.С. - Философия и наука в эпоху античности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. — 286 с.

    4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. —2-еизд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.

    5. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

    6. Философия науки и техники: Учебное пособие для магистрантов / автор-составитель М.И. Саврушева. – Омск, 2013. – 120 с.

    7. Чечеткина И.И. Философия, теология и наука в Средневековье: История взаимоотношений // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. - №3. – С. 87-98.



    написать администратору сайта