Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность

  • Цель

  • ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ

  • ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ОФИЦИАЛЬНАЯ) РЕЛИГИЯ

  • ГЛАВА 3 ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ ЦЕРКВИ ГОСУДРСТВОМ

  • ГЛАВА 4 ПОЛНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • РЕФЕРАТ №1. Оглавление Введение Глава 1 Общая характеристика моделей взаимодействия государства и церкви Глава 2 Государственная (официальная) религия Глава 3 Юридическое


    Скачать 28.91 Kb.
    НазваниеОглавление Введение Глава 1 Общая характеристика моделей взаимодействия государства и церкви Глава 2 Государственная (официальная) религия Глава 3 Юридическое
    Дата10.10.2018
    Размер28.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ №1.docx
    ТипДокументы
    #52935

    ОГЛАВЛЕНИЕ:



    Введение…………………………………………………………………….....3

    Глава 1 Общая характеристика моделей взаимодействия государства и церкви………………………………………………………………………………...4

    Глава 2 Государственная (официальная) религия……………………….....6

    Глава 3 Юридическое признание церкви государством……………….......7

    Глава 4 Полное отделение церкви от государства………………………....8

    Заключение…………………………………………………………………....9

    Список литературы………………………………………………………….10

    ВВЕДЕНИЕ
    Поскольку религия – явление весьма противоречивое в жизни общества, в одной стране с разными конфессиями у государства могут складываться различные взаимоотношения. Взаимоотношения между государством и религией – это часть отношений между обществом и государством. Актуальность данной темы состоит в необходимости выведения особой модели и типа отношений, учитывающего социокультурные особенности, политические и экономические реалии.

    Цель данной работы − показать модели взаимодействия церкви и государства на конституционно-правовом уровне, а также уточнить теоретические подходы и взгляды на систематизацию государственно-религиозных взаимоотношений.

    Объектами исследования будут являться общественные отношения, складывающиеся в некоторых зарубежных странах, а также в Республике Беларусь в сфере взаимодействия государства и церкви, а именно, основные модели взаимоотношений государства и религиозных образований, урегулированные преимущественно конституционным, а также иным законодательством.

    Для достижения поставленной цели исследования и изучения объектов исследования будет использоваться институциональный метод: будет определено место религиозных конфессий и общин в формировании политической системы общества, и проведен анализ их с формально-юридической стороны.

    ГЛАВА 1

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
    История подавляющего большинства государств включает в себя аспект взаимоотношений светской и церковной властей, государства и религиозных образований. Церковь во все времена играла важную роль в структуре общественного устройства. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления – городская община, дворец и храм. Для того, чтобы грамотно представить возможные отношения между церковью и государством, необходимо сознавать различие их сущности. В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога».

    Согласно светскому подходу (в узком смысле), «церковь» – здание для отправления обрядов какой-либо религии, имеющее определенные атрибуты; в широком – это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа [2].

    По мнению Страшуна Б.А. церковь – это более ли менее структурированная организация священнослужителей определенного вероисповедания, отправляющих культ, как правило, профессионально и удовлетворяющих религиозные запросы верующих [4].

    Основные признаки церкви сводятся к следующим:

    • наличие разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

    • иерархический характер, централизация управления;

    • разделение принадлежащих к церкви граждан на духовенство и мирян (верующих прихожан) .

    Государство – это особая организация политической власти, обладающая внешними атрибутами, специальным аппаратом принуждения и прочими установленными признаками, содействующая воплощению и охране конкретных общественных интересов в пределах определённой территории [1].

    Ввиду различий природы церкви и государства они прибегают к различным средствам достижения своих целей. Государство опирается на материальную силу, заключающуюся в официально признанном аппарате принуждения, церковь же располагает лишь религиозно-нравственными 14 средствами для духовного руководства своей паствой и для приобретения новых последователей. Схожи рассматриваемые институты в осуществлении функции консолидации общества. Кроме того, исходя из богословского понимания, оба общественных института призваны поддерживать нравственные устои общества на основе общечеловеческих ценностей.

    В современном мире модели взаимодействия государства с церковью находят своё отражение в текстах таких правовых актов, как конституции государств, в законах, регламентирующих либо отделение церкви от государства, либо закрепляющих положение религиозных организаций в общественной системе, в соответствующих договорах и религиозных источниках. В теории довольно часто варианты государственно-конфессиональных отношений представлены в виде сепарационной, кооперационной и идентификационной моделей. [2]

    Сепарационная (отделительная) модель государственно-конфессиональных отношений не предусматривает сотрудничества, но закрепляет за государством четыре функции в религиозной сфере:

    • контроль за соблюдением принципа отделения религиозных организаций от государства;

    • регистрация религиозных объединений, правовое регулирование создания, деятельности и ликвидации таковых;

    • контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства;

    • защита прав верующих и их объединений. [2]

    Кооперационная модель предполагает сотрудничество государства и ряда религиозных организаций в форме объединения деятельности в каких- либо сферах и преимущественно с избранными конфессиями. Идентификационная модель построена на отождествлении государства и религиозного института.

    Критерии классификации моделей взаимодействия государства и церкви:

    1. участие государства во внутренних делах церкви;

    2. финансирование церкви государством;

    3. признание за церковью функций государственных органов;

    4. права граждан в религиозной сфере;

    5. характер образования в государстве.

    В теории современного конституционного права, в частности, такие авторы как Василевич Г.А, Кондратович Н.М., Приходько Л.А., выделяют следующие модели взаимоотношения государства с церковью.

    ГЛАВА 2

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ОФИЦИАЛЬНАЯ) РЕЛИГИЯ
    При данной модели церковь признается государством в качестве официальной организационной части структуры общества. Наряду с армией и полицией церковь – главная опора государства. Положение государственной церкви предполагает тесное сотрудничество с государством в различных сферах политической жизни. Для такого типа взаимоотношений характерно участие государства в утверждении актов, регулирующих внутреннюю иерархию и деятельность церкви, прямое бюджетное финансирование церковных нужд со средств налогоплательщиков, поступающих в государственный бюджет. Как правило, все руководящие должности занимают представители официальной религии, духовные представители допущены во все сферы гражданского общества. Государство признает за церковью полномочия совершать некоторые функции государственных органов, имеющие юридическую значимость, например, такие, как регистрация актов гражданского состояния: заключение брака, рождение, смерть. Соответствующее вероисповедание имеет беспрепятственный доступ к официальным средствам массовой информации. При этом не ограничивается право граждан на свободу совести, гарантируется свобода отправления культов, закрепляется право на религиозное образование. Большинство государств, придерживающихся такой модели, это государства, где ислам признается государственной религией.[3]

    Примером использования такой модели является Египет, который в основном считается светским государством, хотя и признает ислам в качестве официальной религии, а принципы исламского Шариата являются главными источниками законодательства, что регламентировано в статье 2 Конституции 2012 года. На религии основываются социальные институты общества, такие, например, как семья, которая является основой общества (ст. 10). Государство обязуется поддерживать высокий уровень религиозных ценностей, гарантирует свободу верований, совершения религиозных обрядов и создания церквей «истинных религий» (ст. 11, ст. 43). Религиозное образование устанавливается в качестве обязательного (ст. 63). В статьях, посвященных должности президента, не указывается на религиозную принадлежность главы государства, но в описании процедуры принесения им присяги в ст. 86 содержится ссылка на имя Всемогущего Аллаха.

    Сходные положения касательно государственной религии содержатся в новой Конституции Ирака, также признающей ислам государственной религией и основным источником законодательства (ч.1 ст.2). Институт государственной религии существует и в ряде стран Европы: Дании, Норвегии, а также Мальте, Монако и др.[2]

    ГЛАВА 3

    ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ ЦЕРКВИ ГОСУДРСТВОМ
    Для такого типа взаимодействия характерно невмешательство государства в назначение священников, в вопросы внутренней организации церкви. Юридическое значение придается лишь церковной церемонии заключения брака. Государство оказывает церковным структурам финансовую поддержку. Однако конституционные нормы, закрепляющие данное положение, иногда ограничивают сферу финансирования либо определяют некую конкретную (например, допускается финансирование религиозного образования, служений в сфере социальной защиты, здравоохранения и др.), или же в них закреплено косвенное финансирование посредством предоставления льгот и снижения норм налогообложения. В тексты же конституций вводятся нормы запрещающего характера на подобие «государственной церкви не существует». Допускается функционирование школ под покровительством религиозных организаций. [3]

    Преимущества государства по отношению к избранной конфессии выражаются в заключении особых договоров – конкордатов, в которых регулируются условия существования определенной церкви в конкретном государстве. В настоящее время это главенствующая форма организации взаимных отношений светской и духовной власти в Европе. По канонической терминологии конкордатом может именоваться лишь договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом. Такая форма урегулирования отношений характерна для стран с преимущественно католической верой. [2]

    В соответствии со ст. 7 Конституции Италии 1947 года, соглашения до сих пор определяют отношения между церковью и итальянским государством. А именно: «государство и Католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере. Их отношения регулируются Латеранскими соглашениями» [4].

    Отношения польского государства и католической церкви помимо конституции и специального закона регулируются конкордатом, заключенным с Ватиканом в 1993 году и ратифицированным Сеймом 8 января 1998 года. Конкордат не закрепляет формального привилегированного положения католической церкви по сравнению с другими конфессиями, но представляет ей ряд возможностей, которых не имеет никакая другая церковь [2].

    Юридическое признание церкви государством в различных модификациях закреплено на конституционном уровне таких стран, как Ирландия, Бельгии, Швеция, Германия.
    ГЛАВА 4

    ПОЛНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
    Церковь полностью автономна в решении вопросов комплектации своей иерархии кадрами, вольна в нормативном регулировании внутренней организации и решении собственных вопросов. Религиозные образования не выполняют никаких государственных функций. Государство, в свою очередь, не финансирует религиозную деятельность, но на основах взаимного сотрудничества содействует развитию благотворительной, культурной, просветительской, иной социально значимой деятельности церковных организаций. Гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, в конституциях закрепляется невозможность государственной религии. Школа отделена от церкви. Однако, хотя государство и дистанцируется от вмешательства во внутренние дела церкви, оно охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует ее наиболее важные с точки зрения государства аспекты. Более того, «держава не имеет права относиться к религиозным структурам менее благоприятно, нежели к светским организациям аналогичного типа» [3].

    Данная модель характерная для современной Франции. Ст. 1 Конституции Французской Республики 1958 года объявляет Францию «неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». При этом Франция «уважает все верования», посредствам ст. 10 закрепляется свобода религиозных взглядов [2].

    Российская Федерация, также является светским государством, что закреплено в части 1 ст. 14 Конституции 1993 года. В той же статье устанавливается запрет на государственную или обязательную религию, регламентируется отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом. Кроме того, в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13).

    Положения Конституции Болгарии 1991 года наряду со свободой вероисповеданий и отделением религиозных учреждений от государства закрепляют традиционную религию, коей является «восточно-православное вероисповедание» (ст. 13).

    Согласно ст. 43 Литовской конституции «в Литве нет государственной религии», государство признает традиционные церкви и религиозные организации, а другие церкви и религиозные организации – в случае, если они имеют опору в обществе и их учение и обряды не противоречат закону и нравственности [4].

    Примерно такие же взаимоотношения церкви и государства складываются в протестантских странах Европы. Так, например, Конституция Финляндии выделяет Евангелическо-лютеранскую Церковь в качестве приоритетной. Сходные положения закреплены на уровне конституций также в Греции.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Таким образом, обобщая все вышеуказанное, можно сделать некоторые выводы:

    1. Конституционное регулирование духовно-культурных отношений изобилует пробелами, в сравнении с другими составными частями конституционного строя.

    2. Наибольшее количество проблем со свободой вероисповедания существует как раз в тех странах, где конституции – дитя авторитарного или тоталитарного режима – возводит религию или церковь в ранг государственных. 

    3. В 22 конституциях капиталистических стран присутствует норма, предписывающая, что главой их государства может быть только последователь господствующей церкви (Англия, Греция, Дания, Италия, Норвегия, Швеция и др.) 

    4. Права свободы совести и вероисповедания должны основываться на гуманистических и демократических принципах, и осуществляться как действительное, а не формальное, удовлетворение интересов и потребностей верующих и неверующих.

    5. Даже минимальные конституционные ограничения вероисповедания индивида удобряют почву религиозного неравенства, на которой зреют серьёзные социально- и религиозно-политические конфликты.

    На основе сделанных выводов можно утверждать, что государство обязано выстаивать детально проработанную конфессиональную политику, учитывая при этом, что церковь в современном мире не может избежать участия в урегулировании кризисного политического процесса. И этим она способствует стабилизации межнациональных отношений, общественно-политической стабильности, и, следовательно, положительно влияет на общее психологическое состояние общества в государстве.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


    1. Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А.Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько; под общ. ред. Г.А. Василевича. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 480 с.

    2. Выдрина, Г.А. О концептуальных основах религиозной ситуации // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studsell.com/view/91913/40000 – Дата доступа: 15.10.2016

    3. Отношения церкви и государства // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/otnoshenija-tserkvi-i-gosudarstva - Дата доступа: 15.10.2016

    4. Страшун, Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма, 2005. – 896 с.



    написать администратору сайта