Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Личность Григория Ефимовича Распутина

  • 2. Влияние Распутина на императора и императрицу

  • 3. Значение в русской истории

  • Список использованной литературы

  • распутина. история. Оглавление Введение Личность Григория Ефимовича Распутина влияние Распутина на императора и императрицу Значение в русской истории Заключение Список использованной литературы Введение


    Скачать 45.31 Kb.
    НазваниеОглавление Введение Личность Григория Ефимовича Распутина влияние Распутина на императора и императрицу Значение в русской истории Заключение Список использованной литературы Введение
    Анкорраспутина
    Дата14.01.2022
    Размер45.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипДокументы
    #331180












    Оглавление

    Введение………………………..…………………………………………...3

    1. Личность Григория Ефимовича Распутина ……………………………4

    2. Влияние Распутина на императора и императрицу………………….7

    3. Значение в русской истории………………………………………...…11

    Заключение……………...…………………………………………………15

    Список использованной литературы……………………………………16


    Введение

    Актуальность. История знает немало загадочных личностей, чьи имена окутаны тайнами и разноречивыми домыслами. В начале ХХ века, на перепутье российской истории, при дворе появился Григорий Ефимович Распутин. Он был очень противоречивой и влиятельной фигурой своего времени. Его жизнь наполнена массой необъяснимых событий и фактов, связанных с приближенностью к семье императора Николая II и влиянием на судьбу Российской империи.

    Споры о роли Распутина в российской истории популярны и в настоящее время. Одни историки утверждают, что он безнравственный шарлатан и мошенник. Другие называют его настоящим провидцем и целителем, что и позволило ему приобрести влияние на царскую семью. Существует версия, что советы Григория Распутина, которым следовала царская чета, и погубили самодержавную власть.

    В общественном сознании последний период существования монархии ассоциировался с именем Григория Ефимовича. Личность сибирского «старца» и причины его влияния на царскую чету до сих пор окутаны тайной.

    Целью работы является изучение роли Григория Распутина на перепутье российской истории.

    Основные задачи:

    1. Дать характеристику личности Григория Ефимовича Распутина.

    2. Обозначить в чем выражалось влияние Распутина на императора и императрицу.

    3. Показать значение Распутина в русской истории.



    1. Личность Григория Ефимовича Распутина

    Григорий Ефимович Распутин родился в уральском селе Покровском в крестьянской семье 9 января 1869 года. Уже с четырнадцати лет Григорий стал постигать Евангелие. В детстве он сильно заболел и был почти при смерти, но внезапно его состояние стало улучшаться, что, по его словам, случилось благодаря Матери Божьей, исцелившей его. Из-за того, что он не умел читать, приходилось наизусть запоминать евангельские тексты, которые слышал на церковных службах.

    Однажды, услышав, что «Царствие Божие внутрь вас есть» Григорий бросился в лес потому, что настолько глубоко осознал эти слова, что с ним стало твориться необъяснимое. Он сказал, что именно тогда, в лесу, на молитве он стал чувствовать Бога. «Как только он понял это, покой снизошёл на него. Он увидел свет… Он молился в эту минуту с таким пылом, как никогда в жизни». С этих пор у Григория проявился дар прозорливости и предвидения. 1

    В 18 лет Григорий Распутин совершил паломничество в Верхотурский монастырь. Однако, он принял решение не становиться монахом, а продолжить странствование по святым местам мира, дойдя до греческой горы Афон и Иерусалима. Тогда ему удалось завязать контакты со многими монахами, странниками и представителями духовенства.

    После странствий по стране, побывав в Казани, Киеве и Москве «старец» попал в Санкт-Петербург. В городе его представили отцу Иоанну Кронштадтскому. Григорий Распутин произвел на него хорошее впечатление и получил напутствие святого праведника: как можно больше помогать простым людям.

    В 1903 году Григорий Распутин попал в привилегированные слои российского общества, а затем и в царскую семью. Наследник царской семьи царевич Алексей родился с наследственным заболеванием — гемофилией. Имевшиеся лекари не могли справиться с этой болезнью. Царской семье, которая использовала все способы помощи сыну, порекомендовали обратиться за помощью к странному паломнику из Сибири. На удивление, наследнику с помощью Распутина становилось легче.

    По внешности Распутин был самый настоящий русский крестьянин. Он был крепкого телосложения и среднего роста. Его взгляд пронизывал. Только немногие могли его выдержать. Он имел таинственную силу, против которой только редкие люди могли устоять. Распутин носил длинные, на плечи ниспадающие волосы, которые делали его похожим на монаха или священника.1

    Распутин по природе был человек широкого размаха, двери его дома всегда были открыты, там всегда толпились многочисленные посетители. Если кто-то голодный приходил и просил есть, у него не спрашивали имени – кормили тем, что было у самих хозяев. Получив деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств перед императором, Распутин мог раздать их бедным и нуждающимся, а также обращавшимся к нему с какими-либо просьбами, даже нематериального характера. Этим он создал себе популярность благотворителя и бессребреника. Когда требовалась большая сумма, он писал записку тому или иному богатому человеку, нередко и богатым евреям, с просьбой выделить определенную сумму нуждающимся. Тем самым, это была их плата за помощь, которую Распутин иногда оказывал богатым.

    Он был верующим, но не притворялся, любил, говорить о Боге, вести длинные беседы на религиозные темы и, несмотря на свою необразованность, любил философствовать. Его сильно интересовала духовная жизнь человека. Он был знаток человеческой психики, что оказывало ему большую помощь.

    Распутин, как незаурядная личность, оказывал удивительное влияние на окружающих людей. В числе его поклонниц были высокопоставленные знатные особы, старец любил повеселиться на вечеринках. О пагубном влиянии Распутина и его непристойной жизни писали даже некоторые газеты. Но он имел поддержку царской семьи, которая считала, что имя Распутина очерняется в газетах по воле недоброжелателей. Несмотря на все эти слухи, многие из его окружения считали Распутина святым. Им восхищались, считая его образ жизни правильным.

    Стремительное утверждение Распутина при дворе произошло благодаря наличию у него определенных качеств, которые располагали к нему. При своей заурядной внешности Распутин производил на людей сильное впечатление. От него исходила какая-то властная сила, в чем-то напоминавшая действие гипноза. С ее помощью он воздействовал на наследника в моменты обострения у него болезни. У больного наступало заметное облегчение и нередко останавливалось кровотечение. Разумеется, все это еще больше усиливало влияние Распутина на весьма импульсивную и набожную императрицу, которая беспрекословно доверяла чудодейственным возможностям этого человека и не замечала всего скверного, что связывалось с его именем.

    Многие отмечают глубокую проницательность и интуицию Распутина. Только познакомившись с человеком, он мог его очень метко охарактеризовать. Тонкое психологическое чутье на людей поражало в нем многих, но это не значит, что он совсем не ошибался. К своему будущему убийце Ф. Юсупову он относился как к сыну, с особой добротой и теплотой, и даже ласково называл его «маленьким». Видимо, никакое самое тонкое знание человека не может смоделировать все линии поведения человеческой души. Однако сам Распутин говорил, что лучше ошибиться в человеке, нежели думать о нем хуже, чем он есть на самом деле.1

    Таким образом, Григорий Распутин был неординарной личностью, проявлявшей удивительное влияние на людей. К личности Распутина неоднозначное отношение, как в светском обществе, так и в церковной среде. Одни считают его блудником, пьяницей и экстрасенсом, другие, странником, старцем и даже святы

    2. Влияние Распутина на императора и императрицу

    Григорий Распутин появился при дворе в 1905 г. С царской семьей его познакомили великие княгини Анастасия и Мелица Николаевны и фрейлина императрицы Анна Вырубова. Особое впечатление он произвел на императрицу Александру Федоровну. Она увидела в нем в первую очередь "целителя" ее больного гемофилией сына Алексея. Это обстоятельство способствовало возвышению Распутина при дворе, так как он стал пользоваться особым доверием императрицы.

    Сближение императорской семьи с Распутиным носило духовный характер, в нем они видели старца, который продолжал православные традиции Руси, человека умудренного духовным опытом, способного дать добрый совет. К тому же видели в нем настоящего русского крестьянина — представителя самого многочисленного сословия России. Распутин приучал царских детей к самому главному в жизни христианина – к молитве. Григорий Ефимович стал для царской семьи очень близким человеком. «Наш Друг», – так называли Распутина при дворе.

    Со временем они все чаще стали прислушиваться к советам Распутина. Имея расположение императора и императрицы, Григорий Ефимович мог обратиться к нему с разными просьбами, в том числе коммерческого свойства. Нередко, обращаясь к Николаю II и Александре Федоровне, он называл их на «ты», называя «мамашей» й «папашей»,

    Обозначая влияние Распутина на политику, стоит отметить, что в силу образования, он не имел ясного и разностороннего взгляда на политическую систему в стране. Но он твердо верил в народную монархию (связь народа и монарха). В тонкостях и перипетиях политики он не разбирался, но отлично осознавал свои интересы. Они, прежде всего, состояли в том, чтобы в стране сохранялась стабильность, — в этом случае положению самого Распутина при дворе ничто не угрожало.

    Григорий Ефимович распространял при дворе идею о недопустимости войны. Он был против «бессмысленного кровопролития» и начала Первой Мировой Войны. Всеми силами он пытался убедить Николая II прекратить войну и заключить мир, но император не прислушивался к старцу.

    Особое влияние Распутин имел на императрицу. Он хорошо понимал ее настроение и расположение. Его внешняя грубость и бесцеремонность были всегда очень точно взвешены и основывались на тонком знании того факта, что его покровительница жаждала в своем своеобразном понимании «простоты и народности». Распутин демонстрировал не только грубость и неотесанность, но и подлинный ум человека, понимавшего своих августейших покровителей.1

    Влияние Распутина на Александру Федоровну в государственных вопросах было построено на внушении того, что она одна способна отстоять самодержавную власть русского царя, которую сама, по всей вероятности, этого не сознавая, она стремилась фактически присвоить себе.

    Императрица готова была исполнить любые его просьбы и советы. Она называла Распутина не иначе как «божий человек» или «святой старец» и очень скоро причислила к кругу самых близких и преданных друзей трона. Более того, по тому, как тот или иной российский государственный деятель относился к Распутину, она определяла, насколько тот лоялен к короне. Эту мысль она постоянно и не безуспешно внушала императору. «Враги нашего друга, —писала Александра Федоровна Николаю II, имея в виду Распутина,—наши собственные враги».

    Отношение Николая II к Распутину отличалось от отношения его супруги и было гораздо более сдержанным и временами, даже скептическим. Если, — писал он, — разные «блаженные», юродивые и другие «прозорливцы» для императрицы были необходимы, то для него они не были лишни. Императрица не могла жить без них, он к ним скоро привыкал. Вскоре привык он и к Распутину.

    Вопрос влияния Григория Распутина на императора рассматривал французский посол Морис Палеолог. Он утверждал, что старец не имел такой же власть над императором, как над императрицей. Особенно тогда, когда Распутин вмешивается в политику. «Тогда Николай II облекается в молчание и осторожность, он избегает затруднительных вопросов; он откладывает решительные ответы, во всяком случае он подчиняется после большой внутренней борьбы, в которой его прирожденный ум очень часто одерживает верх. Но в отношении моральном и религиозном император глубочайшим образом подчиняется влиянию Распутина».1

    Для либеральной оппозиции Г. Е. Распутин был символом деградации монархии, суеверия царской семьи (верившей в способности старца к провидению и богообщению), коррупции в окружении самодержца. Либеральная пресса распространяла слухи о плутовстве и развратном характере Распутина. Николай II высылал Распутина из столицы, но затем возвращал его по настоянию супруги.

    В прессе и в Государственной думе раздавались гневные записки против проходимца, сам факт приближения которого ко двору подрывал авторитет царской семьи. На стол царя поступали донесения тайной полиции о безобразном поведении Распутина. Видные политики и даже ближайшие родственники царя пытались раскрыть глаза монарху о проделках Распутина, но Николай II, потакая капризам императрицы, упрямо не хотел верить очевидным фактам.

    Император понимал, что приближенность Распутина к царской семье отражалась на его репутации. Осознавал он и всю степень влияния Григория Ефимовича на супругу. Но полностью удалить его от двора не мог.

    Скандальные похождения старца заставили однажды министра внутренних дел П. А. Столыпина, во время его доклада царю, просить удалить его из столицы, но безвольный царь, тяжело вздохнув, ответил: "Я с вами согласен, Петр Аркадьевич, но пусть будет десять Распутиных, чем одна истерика императрицы".1

    Сам факт появления Григория Распутина при царской семье объясняется тем, что в кризисные моменты истории характерно обращение правящих верхов к мистике, оккультизму. Если бы не было Распутина, на его месте был бы другой, ему подобный. Впрочем, уже до Распутина при царском дворе появлялись разные "прорицатели" и "прорицательницы", "блаженные" и "юродивые". Таким образом, условия для появления его при дворе были вполне подходящими.


    3. Значение в русской истории

    Григорий Распутин совершил невозможное. Простой крестьянин за счет своих личных качеств и характера добился расположения императорской семьи. Несмотря на надежды некоторых современников, спасителем России он не стал, а напротив, своими действиями во многом содействовал падению авторитета Николая II и самодержавия в целом.

    Для русской действительности в начале XX века было характерно снижение авторитета православия. Нужен был новый пророк, который бы вышел прямо из народа. Таким человеком стал Григорий Распутин. Он всячески демонстрировал свою религиозность и показывал значимость православной веры.

    Поведение Распутина производило огромный эффект, особенно на склонных к мистицизму людей. В разговоре он обращался ко всем без исключения на «ты», но при этом старался подавить собеседника своим «превосходством». Распутин разговаривал исключительно «по-мужицки», не стесняясь крепких выражений. Для простого народа Григорий Ефимович сразу стал мучеником, так как сам был выходцем из этой среды. Он был символом «русского мужика» и старался доводить до царя голос народа.

    Распутин выступал и как народный целить и лекарь. С проблемами и бедами к нему приходило множество людей, а он молился об их благополучии. При личной встрече Григорий Ефимович очаровывал людей какой-то особой уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и просто добротой. Кроме молитвенной помощи и исцеления, люди шли к Распутину и с чисто материальными просьбами, ходатайствами, жалобами на обиды и притеснения. В нем видели помощника, заступника, провидца.

    Однако, было установлено, что не все просьбы он выполнял бескорыстно. Нередко Распутин получал деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств. Как правило, это были лица состоятельные, просившие Григория передать на Высочайшее имя их просьбу или ходатайствовать в том или ином министерстве.

    Многие не считали его праведным старцем. Это подтверждалось его образом жизни. Распутин жил в Петербурге и сам посещал своих многочисленных знакомых. Тогда как настоящие старцы живут в монастырях, уединяясь в своих кельях. Люди не знали, что о нем думать, так как многие его действия были для них необъяснимы: исцеления больных, загадочные предсказания, влияние на болезнь цесаревича.

    Поэтому многие в отношении Григория Ефимовича Распутина заняли среднюю позицию. Не имея полного представления о нем, предпочитали относиться к нему с доверием, чтобы «не согрешить» перед Богом, чем открыто порицать. Многие просто боялись Распутина и не отрицали его влияния на окружающих, но за неимением объяснений опасались осуждать его.

    Прямого воздействия на политику России Распутин не оказывал. Влияние его проявлялось, прежде всего, в воздействии на императрицу, а через неё – на Государя. Некоторые объясняли этого особыми гипнотизерскими способностями: «Он силою своего гипнотизма внушил царице непоколебимую, ничем непобедимую веру в себя и в то, что он избранник божий, ниспосланный для спасения России». Также влияние это проявлялось в письмах, где он давал советы или просто поддерживал императора.

    Известны предсказания Распутина касательно будущего его и царской семьи. Он самоуверенно говорил: «Буду я, будет и Царь и Россия, а как меня не будет, не станет ни Царя, ни России». Также Григорий Ефимович предсказал убийство министра внутренних дел П. А. Столыпина, стоя в толпе, недалеко от него Распутин вдруг воскликнул: «Смерть пришла за ним, здесь она, здесь!». Говорил он и о своей смерти: «Убьют-то меня убьют, а месяца через три- рухнет и Царский Трон». Допустимо предположить, что так он просто пытался защитить себя от возможного покушения на жизнь.

    Распутин никогда не пытался опровергнуть слова о своей силе в царской семье, а наоборот гордился этим и подтверждал своими делами: например, хвастался, что царица вышивает для него рубашки и таким образом сам давал повод сплетням. Он вел себя наивно и не предвидел последствий своих действий. Распутину не нужна была царская власть, но одно его положение при императоре само по себе было завидным и стало в будущем причиной его собственного убийства.

    Постепенно в стране распространялись идеи о вседозволенности Григория Распутина. После отъезда государя на фронт, Распутин часто бывал в Царском Селе. Советы и мнения его приобретали большую силу. «Царица доверяла ему слепо, и он сплеча решал насущные, а порой и секретные государственные вопросы».1

    Критика Распутина началась на государственном уровне. В начале ноября 1916 года П.Н. Милюков выступил с речью в Государственной думе, в которой назвал Распутина немецким шпионом действующим при императорском дворе. Своеобразным объявлением войны Распутину стало выступление в Государственной Думе 19 ноября 1916 года одного из лидеров правых В. М. Пуришкевича. По словам Пуришкевича, все зло, творящееся в России, исходило от неких «темных сил», которые возглавлял некий сибирский крестьянин. Закончил свою речь Пуришкевич призывом избавить Россию от Распутина.

    По его словам: «Его (Распутина) роковое влияние на Царя через посредство Царицы и нежелание Государя избавить себя и Россию от участия этого грязного, развратного и продажного мужика в вершении государственных дел, толкающих Россию в пропасть, откуда нет возврата».1

    Распутин был убит группой влиятельных монархистов, в которую входили Ф. Юсупов, В. Пуришкевич и великий князь Дмитрий Павлович. Суд над убийцами, поступок которых вызвал одобрение даже в окружении императора, не состоялся.

    Изменить ход государственной политики убийство Распутина, конечно, не смогло, но зато разбудило в самых широких слоях населения интерес к роли Распутина при дворе и содействовало падению авторитета царской семьи. Окрепла бродившая и ранее мысль о военном заговоре с целью свержения императора или даже убийства его, с тем, чтобы передать престол Михаилу, которого знали как сторонника реформ. Никто не мог представить, что убийство Распутина станет прологом расправы, которая произошла через короткое время с царской семьей.

    Таким образом, Распутин появился в непростой период истории страны. Ему верил народ и он выражал его интересы. Распутин был человеком, который мог напрямую мог обратиться к императору, чем также пользовались.

    Заключение

    Григорий Ефимович Распутин - известная и неоднозначная личность в отечественной истории, споры о которой ведутся ив настоящее время. Своей незаурядной жизнью и своей драматичной гибелью Распутин привлекал внимание долгие годы. С одной стороны, он пользовался безмерным доверием со стороны царской семьи. С другой стороны, он имел множество недоброжелателей и врагов, недовольных его положением при дворе.

    Распутин был необычной и сильной личностью, обладал острым умом, способностью к внушению. Сторонники считали его православным подвижником, старцем, а противники — проходимцем и аферистом.

    Степень его воздействия на царя и царицу была различной. Если можно говорить о практически полном подчинении его воле Александры Федоровны, то Николай II никогда не терял способность к критическому суждению. Он считал присутствие «старца» полезным для здоровья наследника и был готов ради этого простить ему многие прегрешения.

    Популярность Распутина и его сближение с царской семьей не нравилось многим высокопоставленным чиновникам, знатным особам и даже простым обывателям. После отречения Николая II от престола Распутин был представлен как алчный и невежественный мошенник, символ вырождения самодержавия.

    Список использованной литературы

    1. Аврех, А.Я. Царизм накануне свержения / А.Я. Аврех. – М.: Наука, 1989. - 256 с.

    2. Варламов, А. Н. Григорий Распутин. Серия ЖЗЛ / А.Н. Варламов. – М.: Молодая гвардия, 2007. — 851 с.

    3. Палеолог, М. Распутин. Воспоминания / М. Палеолог. – М.: Мысль, 1990.- 120 с.

    4. Платонов, О. А. Жизнь за Царя (Правда о Григории Распутине) / О. А. Платонов.- СПб.: Воскресенiе, 1996. – 369 с.

    5. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков. – М.: Проспект, 2011. – 768 с.

    6. Хрусталев, В.М. Григорий Распутин. Тайны «великого старца» / В. М. Хрусталев. - М.: АСТ,2014.- 480 с.



    1 Хрусталев В. Григорий Распутин. Тайны «великого старца». М.,2014. С. 16

    1 Хрусталев В. Указ соч. С. 16

    1 Платонов О. А. Жизнь за Царя (Правда о Григории Распутине). СПб., 1996. С. 24

    1 Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989. С. 75

    1 Палеолог М. Распутин. Воспоминания. М., 1990. С. 38

    1 Варламов А. Н. Григорий Распутин. Серия ЖЗЛ. М., 2007. С. 632

    1 Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. М., 2011. С. 511

    1 Варламов А. Н. Указ. соч. С. 654


    написать администратору сайта