Главная страница
Навигация по странице:

  • Платон

  • людьми.

  • Теоцентризм

  • Он

  • и

  • дремучесть, архаичность, мифологичность, догматизм

  • Особенностью

  • истории

  • 5) Какие акценты на изучении человека делаются представителями философских учений психоанализа и экзистенциализма

  • Охарактеризуйте особенность педагогического искусства Сократа Назовите используемые им методы и приемы обучения


    Скачать 18.7 Kb.
    НазваниеОхарактеризуйте особенность педагогического искусства Сократа Назовите используемые им методы и приемы обучения
    Дата25.05.2022
    Размер18.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6.docx
    ТипДокументы
    #549274

    1. Охарактеризуйте особенность педагогического искусства Сократа? Назовите используемые им методы и приемы обучения.

    Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (около 469 г.до н.э. – 399 г до н.э., родился в Афинах). Он является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, называемых сократовскими педагогическими воззрениями. Этот человек является величайшим просветителем своего времени. Являлся учителем Платона. За свои прогрессивные взгляды Сократ был осужден афинским судом на смерть. Его обвиняли в непочтении к богам, пропаганде новых божеств и развращении молодежи.

    Вся педагогическая деятельность Сократа была связана с софизмом – течением, которое предполагало ложное, абсурдное или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям

    Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. Сократ считал, что целью педагогической работы является моральное самосовершенствование ученика, его личностный рост, а не просто подготовка к реальной жизни в быту.

    Во времена деятельности Сократа система образования расслаивалась на 2 ступени: первая (основная) ступень была связана с изучением этики, а вторая изучала специальные практические вопросы. Философ защищал такую систему образования, хотя и считал себя специалистом только в вопросах этики и, по свидетельству Ксенофонта, отсылал своих учеников к другим учителям для изучения других дисциплин.

    Сократ определял интеллект как вектор любой деятельности человека. При этом он связывал его с целями и методами достижения. Сократ говорил, что счастья и гармонии достигает тот человек, у кого отсутствуют противоречия между целями и способами достижения. И, напротив, расхождение этих двух понятий ведет к чувству горести, беспокойства и приниженности. Сократ полагал, что любая деятельность человека должна основываться не только на личных интересах, но и интересах ближних. Таким образом, философ заложил учение о «доброй природе человека», согласно которому мужчины и женщины были равны, однако не все люди равны по способностям.

    Сократ уделял большое внимание способностям в своей педагогической системе. История донесла до нас свидетельства древнегреческого писателя и философа Ксенофонта, который говорил: « Признаками хороших способностей Сократ считал быстрое усвоение человеком предмета, который его занимал; запоминание выученного и интерес ко всем занятиям, которые помогают хорошо вести домашнее хозяйство, управлять государством и вообще уметь воспользоваться действиями людей».

    Сократ считал, что наиболее верным и надежным путем выявления способностей являлось самопознание. Он часто говорил своим ученикам слова, начертанные в Дельфийском храме: « Познай самого себя».

    1. В чем Платон усматривает важность государства в жизни человека? Каким образом возможно совершенствование человека по Аристотелю? Каким образом изменяется положение человека в обществе в эпоху эллинизма?

    Платон усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто занимается только одним делом, отсюда необходимость координировать человеческую деятельность.

    Человек единственное существо, которое обладает разумом. Поэтому его задача заключается в разумной деятельности, деятельности, стремящейся к абсолютному совершенству. Путь к совершенству лежит через максимально разумную жизнь, в том числе деятельности профессиональной, как бы мы сегодня сказали. Аристотель считал, что жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельной.

    Эллинистический этап связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества. Греко-римская философия ставит главную задачу – научить человека правильному образу жизни, который позволит не затеряться в этом мире и найти смысл существования.

    Теперь условие добродетельной и счастливой жизни читается освобождение человека от власти внешнего мира, от власти политической сферы. Для философов эпохи эллинизма философия – учение о мудрости, но мудрость они представляют как нравственный образ жизни. 3 школы в период эллин: эпикурейцы, киники, стоики.

    С точки зрения Эпикурафилософия должна изгонять болезни души, т.е. врачевать. Эпикур считал, что философия должна быть направлена на обоснование идеи достижения человеком счастливой жизни. Для достижения своей цели философия формирует и включает в себя три вида знания: физику, канонику (учение о познании), этику (учение о достижении человеком счастья). Он считал, что два страха мешают человеку быть счастливым: страх перед Богами и перед смертью. Но он считал эти страхи необоснованными. 1. Он признавал существование Богов, но они существуют в междверном пространстве и они не интересуются жизнью природы и делами человека. 2. Смерти бояться не нужно, т.к. человек и смерть никогда не встречаются. Когда человек живет, смерти нет, а когда смерть – человека нет.

    1. Что такое теоцентризм и на каких принципах он основан? Каковы основные черты средневекового понимания человека? В чем состоит  особенность средневекового понимания истории? Какую роль играли эсхатологические воззрения в средневековой картине мира?

    Теоцентризм — (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее — находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные науки.

    Главными чертами средневекового сознания являются дремучесть, архаичность, мифологичность, догматизм, податливость манипуляциям, ментальная порабощенность, доминирование ущербных стереотипов, иррационализм, эсхатологизм, сильно деформированное видение мира и конкретно-чувственное восприятие действительности.

    Особенностью средневековой историографии был интерес к всемирной истории, проходящей стадии всемирных монархии, как единому процессу, то время как характерной чертой античной историографии был преимущественный интерес к истории отдельных полисов.

    1. Что такое гуманизм и какое место в мироздании занимает человек в концепциях мыслителей данного направления?

    Гуманизм - это философская позиция, которая подчеркивает индивидуальный и социальный потенциал и самостоятельность человеческих существ. Она рассматривает людей как отправную точку для серьезных моральных и философских исследований.

    Гуманисты Нового времени также утверждали, что человек свободен и занимает центральное место в мире, сосуществуя с Богом и природой. Человек творит сам себя, являясь субъектом познавательной, творческой и других видов деятельности.

    5) Какие акценты на изучении человека делаются представителями  философских учений психоанализа и экзистенциализма?

    Экзистенциализм — это философия человека. Основная тема всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека ( не главную его часть).

    Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.


    написать администратору сайта