кр. Охотники на привале (МХК). Охотники на привале
Скачать 493.22 Kb.
|
Департамент науки и образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского Учебный корпус «Колледж Медведково» Анализ произведения станковой живописи Перов В.Г. «Охотники на привале» Выполнил: студент 2 курса Группы № 14СДОд21ш_20 Федоровой Дарьи Витальевны Проверил: Буркова Л.Ф. Москва 2021г. «Охотники на привале» Перов В.Г. Краткие сведенья о Перове В.Г. Василий Григорьевич Перов (1833-1882 гг.) — знаменитый русский живописец, творивший в XIX веке. Василий Перов родился в 1834 году в сибирском городе Тобольске. Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криденера — просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал у себя в доме ссыльных декабристов. Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца. В 1843–1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина. Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики. В конце 1840-х он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик». В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль. Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды. В документах он числился как Васильев — по фамилии крестного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании. Один из основателей Товарищества передвижников, он получил известность как мастер портретного и исторического жанров. Основная тематика творчества. Перов написал большое количество работ в бытовом жанре, их также можно отнести к направлению критического реализма: «Крестный ход на пасху», «Тройка», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах» и так далее. Также Василий Григорьевич писал портреты: «Портрет Достоевского». Для него на первое место выходили мысли о человеке, о долге, справедливости, совести, что нашло выражение во многих картинах. Так, в своей работе «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» художник затронул остросоциальную тему отношения сытого попа и нищего старика с мальчиком. В последние годы жизни Перов обратился к новому жанру — исторической живописи. Он планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии — «Суд Пугачева». Остальные полотна остались на стадии набросков: «Осада Пскова», «Пимен и Григорий», «Михаил Тверской в Татарской орде» и «Пытка боярыни Морозовой». Последней работой мастера стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей — «Никита Пустосвят». История создания. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». Самой яркой и узнаваемой в цикле Перова безусловно стала картина «Охотники на привале», написанная на холсте маслом. Она была написана в 1871 году в поздний период творчества, когда Василий Григорьевич уже отошел от обсуждения острой социальной несправедливости («Тройка», «Проводы покойника» и др.) и посвятил себя описанию незатейливых бытовых сюжетов. Второе название – «Три охотника». Во многом на это повлияло общее разочарованное настроение интеллигенции, а также смерть семьи художника от болезни. Сам Перов был заядлым охотником. Он хорошо знал все особенности охоты и охотничьих рассказов. Считается, что для Перова позировали его друзья и знакомые. Признание творение получило на первой же выставке. Более того, Перов написал повтор картины. Первый вариант находится в Третьяковской галерее, второй – в Государственном Русском музее. Существует ещё и третий вариант этого живописного холста, который хранится в Николаеве в художественном музее. Сегодня «Охотники на привале» есть в двух столицах России. Место картины в творчестве Перова. После появления картины «Охотники на привале» критики неоднозначно о ней отзывались: Стасов высоко её оценил и даже сравнил с тургеневскими рассказами об охоте. А вот Салтыкову-Щедрину показались слишком неестественными и наигранными лица картинных героев. На этом история трех охотников на привале не закончилась. Со времени появления картины она стала очень любимой в народе. По мотивам сюжета Перова были сделаны тысячи копий, изображение перенесено на гобелены, коврики, покрывала. Есть картина даже на конфетных фантиках. Эту симпатичную троицу вышивают, делают аппликации. В городе Екатеринбурге установлен памятник по сюжету «Охотников». Появилась масса смешных и не очень карикатур, пародирующих сюжет картины. Получается, что Перов блестяще справился с задачей, так как картина обросла собственной историей и множеством параллельных задач. На этом история трех охотников на привале не закончилась. Со времени появления картины она стала очень любимой в народе. По мотивам сюжета Перова были сделаны тысячи копий, изображение перенесено на гобелены, коврики, покрывала. Есть картина даже на конфетных фантиках. Эту симпатичную троицу вышивают, делают аппликации, выжигают и в последнее время даже татуируют на теле. В городе Екатеринбурге установлен памятник по сюжету «Охотников». Появилась масса смешных и не очень карикатур, пародирующих сюжет картины. Получается, что Перов блестяще справился с задачей, так как картина обросла собственной историей и множеством параллельных задач. Содержание картины. Картина написана в бытовом жанре. Автор изобразил осенний пейзаж с тревожным пасмурным небом, серовато-коричневой травой и бесцветными деревьями. В центре композиции — трое мужчин, которые решили отдохнуть после удачной охоты, и присели на сырую землю вокруг импровизированного стола. Вместо скатерти — газета. На ней лежат чарки, фляга и остатки еды (кусок черного хлеба, яйцо и огурец). Собаку тоже не обделили — вот она усердно грызет что-то вкусное, брошенное хозяином. В ногах мужчин лежат ружья и охотничий рожок, а в нижнем левом углу можно рассмотреть добычу — это парочка тетеревов и заяц. Мужчины увлечены беседой. Вниманием приятелей завладел пожилой охотник в добротном и недорогом костюме, по всей видимости, обедневший дворянин. Присмотритесь к мимике и жестам — он с необыкновенной страстью рассказывает свою историю, размахивая руками, выпучивая глаза и приподнимая брови. Как же он очень хочет, чтобы собеседники поверили его словам! Сидящий напротив новичок, одетый «как с иголочки», с таким трепетом и восторгом вслушивается в рассказ старшего друга, что даже забыл зажечь папироску, крепко зажав ее пальцами правой руки. И только третий участник, крестьянин, лишь скептически ухмыляется, почесывая себя за ухом. Охота была одним из любимых занятий Василия Перова, поэтому неудивительно, что картину художник написал со знанием дела и максимальной точностью к деталям. Хотя есть и нюансы. Изначально произведение задумывалось как анекдот, своеобразная охотничья байка. Поэтому опытный охотник разглядит на картине несуразности — тушка зайца нетронута, хотя по правилам убитому зверьку должны были отрезать передние лапы. Ружье небрежно брошено на землю дульной частью вниз, но настоящий охотник такого никогда не сделает, чтобы не засорить случайно канал ствола. Очень гармонично в сюжет вписались реальные люди — друзья Перова. В образе рассказчика автор изобразил московского врача и почитателя ружейной охоты Дмитрия Кувшинникова, внимательным слушателем — доктора Николая Нагорного, а скептиком — их коллегу по медицине Василия Бессонова. Мое мнение о картине. Мне очень понравилось данное произведение. Художник Перов постарался в самой простой картине охотничьей жизни изобразить множество эмоций, чувственно её наполнить. Можно увидеть и печальное, и унылое состояние природы, которая прощается с тёплыми днями и готовится к зимним холодам. Видно и прекрасное настроение людей, которые присели отдохнуть и их радостные лица показывают, что этот день прошёл у них удачно и оставил лишь только положительные эмоции. Данная картина наполнена азартом и адреналином от охоты. Художник умело передал атмосферу и настроение своих героев. Когда мы смотрим на такую картину, то получаем своеобразное раздолье для ума и начинаем додумывать истории каждого из присутствующих на картине героев. Мы думаем о том, как они охотились до этого, куда шли. Также думаем, куда они пойдут дальше, и как будет продолжаться эта история. Когда смотришь на изображение, создается ощущение, будто слышишь голос рассказчика. Это изображение как будто сочится и выглядит невероятно объемно. Наверное, поэтому данная работа стала одной из самых работ этого художника. Ему удалось достигнуть большой художественной точности и насыщенности своего произведения. Иллюстрация. |