Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ на тему «Окончание смуты и возрождение российской государственности»

  • ЛЖЕДМИТРИЙ I И ЦАРЬ БОРИС ГОДУНОВ

  • ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СМУТА

  • ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ И ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Смута. Окончание смуты и возрождение российской государственности по дисциплине История


    Скачать 40.4 Kb.
    НазваниеОкончание смуты и возрождение российской государственности по дисциплине История
    АнкорСмута
    Дата11.12.2022
    Размер40.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСмута.docx
    ТипРеферат
    #839284

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    Отделение среднего профессионального образования

    филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

    «Уфимский университет науки и технологии» в г. Кумертау

    «Авиационный технический колледж»

    РЕФЕРАТ

    на тему «Окончание смуты и возрождение российской государственности»

    по дисциплине «История»


    Выполнил:

    студент 1 курса, группа ВС-157

    Миназов В.Э.
    Проверил преподаватель:

    Силантьев В.А.

    Кумертау 2022г.

    ПЛАН



    ВВЕДЕНИЕ 3

    ЛЖЕДМИТРИЙ I И ЦАРЬ БОРИС ГОДУНОВ 5

    ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СМУТА 7

    ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ И ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА 13

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19




    ВВЕДЕНИЕ


    Московское государство переживало тяжелый и сложный политический, экономический кризис на рубеже XVI-XVII веков. В прошлом положение двух основных классов московского населения - ремесленников, крепостных и кабальных слуг было непростым. Но в конце XVI века ситуация жителей центральных областей страны значительно ухудшилась. В результате открытия русскими колонизаторами юго-восточных областей Среднего и Нижневолжского Поволжья в центральную область России хлынул поток крестьян, которые хотели уйти от государственного и помещичьего гнета. Эта утечка рабочей силы привела к недостатку рук и тяжелому экономическому кризису внутри государства. Чем больше людей покидало центральную часть страны, тем сильнее давил государственный и помещичий гнет на оставшихся. За счет увеличения числа крестьянских податей и повинностей помещики увеличили свои налоги, а также все способы закрепления за собой наличного населения в поместьях. Сложная ситуация с холопами была всегда, но в конце XVI в. их число значительно увеличилось: указом о «кабальных» холопах было предписано обратить всех тех бывших вольные слуги и работники, которые прослужили у своих господ более полугода. На протяжении второй половины XVI века влиятельные обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства: тяжелая Ливонская война (продолжалась 25 лет и закончилась полной неудачей) потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 г. значительно увеличили эти потери. После смерти Ивана Грозного опричнина, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни в стране, стала причиной общего разлада с окружающими. На Московском престоле находились государи старой, привычной династии. Население было беспрекословно и безропотно подчинено им в течение всего времени правления. Как только в Москве воцарились старые, привычные цари старой династии и население было полностью подчинено им. Но, когда династия прекратилась, государство стало «ничьим», высший слой московского населения - боярство экономически ослабленное и морально принизненное политикой Ивана Грозного – начал смуту (традиционную борьбу за власть в стране).

    ЛЖЕДМИТРИЙ I И ЦАРЬ БОРИС ГОДУНОВ


    В январе 1558 года после смерти бездетного царя Федора Ивановича в Москве была присяга на верность его жене Ирине. Но Ирина отказалась от престолонаследия и постриглась в монахини. Состоялся Земский собор, на котором были представлены представители разных чинов и людей всех городов Московского государства. В соборе единодушно избрали на царство Бориса Годунова. Поэтому многие из рода Рюриковичей и Гедимина затаили в душе злобу и зависть к новому царю, «потому что он потомок татарского мурзы» на российском престоле.

    Однако в целом Борис Годунов был доволен своим положением, а также старался поддерживать законность и справедливость. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение там городов, таких как Верхотурье, Мангазея, Туринск, Томск. И только с первых двух лет его правления, Борис Годунов стал спокойным и благополучным. На протяжении 1601-1602 гг. в России разразился голод, который продолжался до 1603 г.

    Как раз в это время некоторые из богатых людей отпустили свои личные вещи, чтобы не кормить лишние рты. Это привело к увеличению количества бездомных и голодных. Отпущенные или бежавшие люди образовали банды разбойников, которые грабили и убивали. Также, ко всем несчастьям, Годунов столкнулся с неизвестным и страшным врагом. В Польшу пришел юноша, назвавший себя царевичем Дмитрием сыном Ивана Грозного в надежде спастись от рук убийц Бориса Годунова. Некий «самозванец» заявил о своем намерении идти на Москву и добывать себе прародительский престол. По данным всех правительственных и частных свидетельств, за царевича Дмитрия выдавал себя Юрий Отрепьев, сменивший имя на Григорий. Григорий Отрепьев был сыном грекокатолического боярина Богдана Отрепьева, который являлся одним из предводителей галицкого войска. Григорий Отрепьев был грамотным. А в молодости, когда он был уже монахом-отшельником, он постригся в монахи и странствовал из монастыря в монастырь. Из монастыря он попал на службу к патриарху Иову и стал писать ему книги по духовной части. В письме он был назван «поступившим для книжного письма».

    А поскольку у него были большие амбиции, он начал говорить о том, что он может быть им царем в Москве. За это был сослан в затвор в Кириллов монастырь, откуда позже сбежал в Галич, оттуда в Муром, в Борисоглебский монастырь. В начале 1604 г. приехал в Краков и просил помощи у польской шляхты. По словам историков, в то время там находился Григорий Отрепьев, который тайно принял католичество и тем привлек на свою сторону духовенство. По словам польского шляхтича, они готовы были помочь самозванцу.

    Через год, в октябре 1605 г., Лжедмитрий I вступил в московские пределы. Он обратился к народу, чтобы сообщить о том, что Бог спас его, царевича от злонамеренных умыслов Бориса Годунова, и теперь он призывает русских жителей принять его как законного наследника Московского престола.

    На сторону самозванца перешло население всей северной части Украины, города один за другим отворяли ему свои ворота. В помощь Лжедмитрию пришли вместе с поляками днепровские, а также донские казаки, недовольные царем Борисом.

    По окончании апреля 1605 года Борис Годунов скончался, и тогда его войско перешло на сторону Лжедмитрия I, а затем Москва в июне 1605 г. торжественно приняла своего «законного» царя Дмитрия Ивановича и венчала его на царство. На троне появился новый царь. Он был деятельным и решительным правителем. На переговорах с другими странами он принимал титул императора и пытался создать Большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Однако вскоре его недовольство стало возбуждаться со стороны московских подданных тем, что он не соблюдает старые русские обычаи и традиции. Пришедшие с ним поляки вели себя в Москве высокомерно и заносчиво. При этом шляхта пыталась насаждать католичество в народе и не препятствовал этому, что было очень серьезной ошибкой со стороны Лжедмитрия. Православие на Руси оставалось непоколебимым, а влияние церкви среди населения очень велико. Сомнения усилились в начале мая 1606 года, когда из Польши прибыла его жена Марина Мнишек, а царь принял ее как царицу. Хотя она не приняла православие и была против принятия христианства.

    Князь Василий Шуйский был одним из главных участников заговора, в котором он принимал участие. 17 мая 1606 года, когда народ поднял колокольный звон против поляков, заговорщики ворвались в Кремль и убили царя.

    ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СМУТА


    Назначенный главой боярского заговора князь Василий Иванович Шуйский был - не скажем избран, но произнесен царем. На следующий день после того как новый царь отправил свои грамоты по стране, он издал указ, в котором обличал самозванца и его еретика-расстригу. Но Шуйский не был популярен, потому что публично и торжественно три раза давал ложные клятвы: во-первых, что князь Дмитрий нечаянно заколол себя, и во-вторых, что князь Дмитрий жив и станет преемником своего отца, и, наконец, князь Дмитрий, царевич Дмитрий принял мученическую кончину от рук своих, своего хитрого раба Бориса Годунова. Следует отметить, что при своем воцарении Василий Шуйский взял на себя формальное обязательство никого не казнить и никого не наказывать путем конфискации, без действительного судом его дворянского осуждения, и без ложных осуждений, но и эта присяга была ложной.

    Повсюду вспыхивали восстания против боярского царя. Начиная с осени 1606 года в государстве начался кровавый переворот, в котором приняли участие и восстали друг против друга все слои московского общества. Город северной Украины поднялся под командованием князя путивльского воеводы Шаховского, а затем появился новый руководитель восстания - бывший крепостной Иван Болотников. В своем воззвании он обратился к низшим слоям народа, призывая их истребить и раскулачить дворянство и богачей; беглые крепостные, крестьяне и казаки стали в большом количестве стекаться под его знамя, отчасти в отместку за своих угнетателей, отчасти «для быстрого и легкого богатства». В Тульской и Рязанской областях против Шуских восстали слуги* под начальством Пашкова, Сумбулова и Прокопия Ляпунова - дворяне и дворянские сыновья. Мордва и другие недавно покоренные народы восстали в Поволжье, спасаясь от русского господства.

    Болотников подошел к Москве с большой группой «воровских людей», а с другой стороны к ней подошла рязанские и тульские служивые люди и приняли исповедь царя Василия. Болотников потерпел поражение, подошел сначала к Калуге, затем к Туле, был осажден царской армией и вынужден был сдаться. Лидеры восстания были казнены, а участники разошлись, готовые начать новое «движение», если найдется другой лидер. Это вскоре обнаружилось у Лжедмитрия II в Стародубе. Но, в отличие от лжедмитрия I, он был лишь знаменем, под которым спешно перегруппировывались все недовольные московским правительством и его позициями. Под знамена самозванцев собрались не только представители угнетенных низов, но и часть служилых, казаков и, наконец, крупные отряды польских и литовских авантюристов, которые старались поживиться за счет неразумной и беспокойной наживы в стране. Междоусобица «русаков». Марина Мнишек, восьмидневная императрица Москвы и избежавшая переворота 17 мая, согласилась стать женой лжецаря Дмитрия II.

    Собрав большое и неорганизованное войско, Лжедмитрий II подошел к Москве и расположился лагерем в подмосковном селе Тушино. Здесь у них был свой воевода, свой приказ и даже свой патриарх (захваченный насильно митрополит Ростовский Филарет). Из Москвы в Тушинский стан приехало немало московских князей и бояр, хотя они знали, что будут «целовать крест и служить обманщику и самозванцу».

    Не сумев победить тушинцев, царь Василий вынужден был обратиться за помощью к шведам, которые согласились послать ему войска. В то время командующим московским войском был князь Михаил Скопин-Шуйский, молодой и талантливый племянник царя Василия. С помощью шведов и северных городских ополченцев, поднявшихся против сил «вороских» тушинских правителей, Скопин-Шуйский очистил Северную Русь от тушинцев и двинулся на Москву. Однако вмешательство шведов в русские дела вызвало праведное негодование польского короля Сигизмунда, который обвинил Василия Шуйского в союзе с давним врагом Польши Швецией и решил использовать беспорядки в Москве на пользу Польше. В сентябре 1609 года король Сигизмунд повел войско через границу и осадил укрепленную русскую крепость Смоленск. В своем обращении к русскому народу царь заявил, что пришел не проливать русскую кровь, а положить конец смутам, междоусобицам и кровопролитию в несчастном Московском княжестве, которому выразил сочувствие. Но смоляне и их воевода Шеин не поверили кротким царским словам и в течение двадцати одного месяца оказывали упорное и героическое сопротивление Сигизмунду.

    Приближение Скопина-Шуйского и ссора с поляками заставили «тушинских воров» осенью 1609 года покинуть Тушино и бежать в Калугу. Тогда «тушины» Руси без своего короля отправили под Смоленск послов к польскому королю Сигизмунду и в феврале 1610 года заключили с ним договор о принятии его сына Влади славянских князей в состав царства.

    По окончании марта 1610 года, тушинский лагерь был распущен всеми его обитателями, и Скопин-Шуйский торжественно вступил в Москву. Весной Скопин-Шуйский вдруг неожиданно заболел и умер (по слухам, его отравили). Польские войска двигались на запад от Москвы; при селе Клушино Жолкевский встретил и разбил московское войско, которое было под командой царского брата, князя Дмитрия Шуйского. И в то же время к Москве приближался «тушинский вор».

    Смута и волнения охватили город, Василий окончательно потерял доверие и авторитет. 17 июля 1610 г. он был свергнут со престола, а 19 июля насильственно пострижен в монахи.

    И после того, как Шуйский был свергнут, в Москве установилась междоусобная война. За ней стояла боярская дума с князем Ф.И. Мстиславским (семибоярье). Однако это боярское правление не могло быть длительным и прочным. В то же время приближение «тушинского вора» пугало всех бояр и всех «лучших людей». На московский престол избрали польского короля Владислава, чтобы избавиться от «вора» и его притязаний.

    После заключения в августе 1610 года договора с гетманом Жолкевским, московские бояре заключили договор о условиях принятия Владислава на царство. Он должен пообещать защищать православную веру, «чтобы наша святая православная вера греческого закона была в целости и красоте по-прежнему». Поэтому московское боярство хотело иметь формальные гарантии своих прав и общего правопорядка, чтобы защититься от царского произвола. Этот произвол был одинаково выражен в прежних «природных» царях как прирожденными, так и последними «наездниками» на престол.

    По истечении того, как Жолкевский принял предложенные ему условия и согласился на предложение Владислава, Москва 27 августа торжественно присягнула королевичу Владиславу как своему будущему королю. При этом было указано: «ему следует быть в нашей православной христианской вере греческого закона». Инициатором последнего условия был Патриарх Гермоген, который не допускал возможность занятия Московского престола неправославными.

    С помощью казаков, которые были посланы к Лжедмитрию, его удалось прогнать из Москвы и снова бежать в Калугу со своей женой Мариной и атаманом Заруцким. Величайшее посольство было послано к королю Сигизмунду под Смоленск, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын; посольство должно был настаивать на том, чтобы король Владислав принял христианство без промедления в Москве. Король со своим войском вышел из пределов Московского государства, а король со своим войском вышел из границ Московского государства. Однако планы Сигизмунда были иные: он не хотел отпускать молодого сына в Москву, тем более не хотел позволить ему принять православие; он намеревался сам занять московский престол, но пока не открывал своих планов. Под Смоленские русские посольства были вынуждены вести длительные и бесплодные переговоры, в которых король настаивал на том чтобы послы помогли смоленским «сидетелям» сдаться.

    С согласия бояр и с согласия бояр Москва в сентябре 1610 г. была занята польским войском Жолкевского, который вскоре уехал из Москвы, передав командование Гонсевскому. В состав правительства вошли бояре Михаила Салтыкова и Федор Андронов, которые управляли страной от имени царя Владислава Жигимонтовича Всея Руси. В это же время, в июле 1611 г., Новгородский край оказался под шведским игом.

    Новгородская летопись рисует печальную картину общего морального упадка и разложения, на фоне которой ярко выделяется героизм маленькой группы казаков: «В воеводах не бысть радения, а ратным людям с посадскими людьми не бяше совету, иные же воеводы пияху беспрестанно, а воевода Василий Бутурлин с немецкими людьми ссылается», - поэтому «немцы» (т. е. шведы) могли занять город без сопротивления: «Тот же Василий Бутурлин с ратными людьми на Торговой стороне выграбив лавки и дворы, пойде из города вон, против же немец никто не противляшеся. Единии же помроша мученической смертью, биющеся за православную веру христианскую: голова стрелецкой Василий Голютин, да дьяк Афиноген Голенищев, да атаман казачий Тимофей Шаров, да с ними же сорок человек казаков, те помроша вкупе, многою статьею их немцы прельщаху, чтобы они сдалися, они же не сдашася, все помроша за православную веру». Бояре спорили, но их мнения расходились, они не могли найти общий язык с народом. На самом деле воевода Бутурлин был сговорен со шведами, ограбив город и оставив его для того, чтобы враг мог свободно войти.

    Россия не приняла православие и не поехала в Польшу, Владислав отказался от православной веры. Польская оккупация Москвы затянулась, Владислав не принимал православия и не посещал Россию, правление польских и поляков было все более неприятным для «тушинского вора». И вот, в декабре 1610 года «вор» был убит на Калуге. Это событие стало поворотным пунктом для истории Смуты. На данный момент для всех казаков в целом, и у тех казаков из народа вообще есть только один враг - тот человек на русской столице был захватчиком иностранных войск. Он угрожал национальному Русскому государству с целью угрозы национальной России или православной православной вере русских.

    Национально-религиозная оппозиция в это время возглавляла патриарх Гермоген. Если король не примет православие, а «литовские люди» не уйдут из Русской земли, то Владислав «не наш государь». Современник Гермогена писал о нем: «...великий же он столп и твердый адамант, и крепкий воин Христов, непоколебимо стоит посреди нашея великия земли, стоит и крепит, и учит, и близ рещи, что все великое наше Российское государство держит». По мере того, как словесные доводы патриарха Гермогена не оказывали воздействия на поведение противника и его сторонников, Гермоген стал призывать русских людей к восстанию против власти.

    Впоследствии, когда патриарх был подвергнут заключению, его дело продолжали монастыри Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский, рассылавшие по городам свои грамоты с призывами к соединению и к «крепкому стоянию» против врагов за святую православную веру и за свое отечество.

    ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ И ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА


    Вскоре, голос патриарха услышан. В начале 1611 г. в Москве началась широкомасштабная патриотическая кампания. Город переписываются между собой для того, чтобы все смогли объединиться и собрать ратных людей на помощь Москве.

    Весной-летом 1611 года к Москве подошли войска земского ополчения, которые начали ее осаду. Король Сигизмунд прекратил разговоры под Смоленском с русскими православными и приказал увезти митрополита Филарета и князя Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611 года поляки взяли Смоленск, в котором из 80 000 жителей, которые были там в начале осады, едва осталось в живых 8000 человек.

    Многочисленная часть Москвы в марте 1611 года подверглась разгрому и сожжению со стороны польских войск, которые хотели предотвратить восстание. При этом были убиты несколько тысяч жителей столицы. Во время прихода земского ополчения в Москву его состав состоял из двух частей: во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый рязанский воевода Прокопий Ляпунов; а во вторых - казаки. Князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий были членами тушинских боярских семей. После многих разногласий и раздоров воеводы и ополчение договорились между собой и 30 июня 1611 г. составили «общий приговор» о составе и работе нового земского правительства - из Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова, которых «выбрали всею землею» для управления «земскими и ратными делами».

    Но «приговор» 30 июня не устранил антагонизм между дворянами и казакам и личного соперничества Ляпунова и Заруцкого. Началось с того, что казаки, подозревая Ляпунова в враждебных намерениях, вызвали его к себе для объяснения и там же зарубили. Столкнувшись с казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. В лагере под Москвой казаки оставались в качестве резерва, но они были не настолько сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.

    На первый взгляд, неудача первого земского ополчения была досадной и даже несколько разочаровывающей, но она не вызвала у них чувства разочарования. С начала года в провинциальных городах снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. Этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с земским старостой Кузьмой Мининым, который в сентябре 1611 г. выступал перед нижегородскими крестьянами со словами о помощи Московскому государству, не жалея ни денег или жертв. Городская администрация, состоящая из представителей всех слоев населения, занималась сбором средств и призывом ратных людей. Для управления ополчением были приглашены стольник и воевода князь Дмитрий Пожарский, способный военачальник и человек с хорошей репутацией; финансовую часть взял на себя «выборный человек всей земли» Кузьма Минин.

    В октябре, когда началось движение в Нижнем Новгороде и охватило уже значительную часть Приволжского района. В январе ополчение двинулось сначала к Костроме, а затем на Ярославль; где оно прибыло к началу апреля 1612 года с большим сочувствием и поддержкой со стороны населения.

    Узнав о движении нижегородского ополчения, Михаил Салтыков со своим окружением потребовал от патриарха Гермогена, чтобы он написал грамоту с запрещением нижегородцам идти к Москве, «он же рече им: «Да будет иси от Бога милость и от нашего смирения благословение; на вас же изменниках да излиется от Бога гнев и от нашего смирения будьте прокляты в сем веще и в будущем». За это патриарха Гермогена стали морить голодом, и 17 февраля 1612 г. он умер.

    Нахождение Земского ополчения в Ярославле продолжалось около четырех месяцев. Это время прошло с напряженной работой над восстановлением порядка в стране, созданием центральных правительственных учреждений и сбором сил для самого ополчения. С помощью ополчения в составе войска объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех сословий, а из Ярославля назначили воевод. По всей стране в Ярославле образовался Земский собор, или «Совет Всея Земли», из представителей с мест и от служилых людей, которые составляли ополчение; этот совет и был временной верховной властью страны.

    Принимая во внимание историю с Ляпуновым и его ополчением, Пожарский не торопился идти к Москве, пока у него нет достаточно сил. Ополчение Пожарского в начале июля выдвинулось из Ярославля к Москве. После того как он услышал о его движении, атаман Заруцкий, взяв с собой несколько тысяч «воровских» казаков из-под Москвы, ушел в Калугу, а Трубецкой с большинством казацкого войска остался ждать прихода Пожарского. В августе ополчение Пожарского подошло к Москве, а через несколько дней туда пришел польский гетман Ходкевич, шедший на помощь польскому гарнизону, но был отражен и вынужден отступить.

    Осенью подмосковные воеводы решили договориться о совместном участии в борьбе с Москвой, «по челобитью и приговору всех чинов», чтобы им вместе помогать Москве во всем добром и Российскому государству без всяких хитростей. И все дела делать вместе».

    22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город, а через несколько дней сдались, обессиленные голодом, поляки, и оба ополчения торжественно вступили в освобожденную Москву.

    После долгих споров, наконец, 7 февраля 1613 г. выборные люди сошлись на кандидатуре шестнадцатилетнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета. 21 февраля 1613 г. Земской собор торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    С точки зрения развития московского кризиса, можно выделить три периода. Если первый является династическим, то второй – социальным и третий – национальным. Первое время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского. Вторичный период характеризуется междоусобной борьбой социальных классов, а также вмешательством в эту борьбу иностранных правительств. Наконец, третий период смуты охватывает собой время от начала борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с Михаилом Романовым во главе.

    Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной борьбе всех против всех и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением. О моральной неустойчивости своих современников Иван Тимофеев говорит: «...Всяко неутверждени ни в чем, в делах же и в словесях несостоятельны, ко всему вертяхуся, яко коловсе убо первые крепости оскудехом вконец, старше в нас быта младоумии и вместо разума токмо седину едину имуще... к себе каждо нас хребты обращахося, овии к востоку зрят, ови же к западу. Но сия наша разность многу на ны врагом нашим предиде крепость...» Современник говорит: «Никто ни в чем не уверен, крепости разорены, бояре не имеют ума, не могут договориться между собой, что, конечно, играет на руку врагу».

    По рассказу современника, шайки воровских людей рыскали по всей земле и мучили и убивали людей «всякого возраста и всякого чина»; малых детей, отняв у родителей, поджаривали на огне или разбивали о камни. «И видяще поляки и Литва злое мучительство от своих своим, и уступающе, дывляхуся о окаянной вражней жестьчи, и сердцы своими содрагахуся».* Имущество мирного населения подвергалось не только разграблению, но и уничтожению: «Идеже не пожгут домов, или не мощно взяти множества ради домовных потреб, то все колюще мелко и в воду мещуще, входы же и затворы всякие рассекающе, дабы никому же не жительствовати тут».* * Даже иноземные враги содрогались, видя страшные междоусобные кровопролития среди русского населения.

    Нет сомнения, что в середине смутного времени мы наблюдаем элементы «классовой борьбы», или восстания бедных против богатых. Псковский летописец дает краткую и выразительную формулу этой борьбы и ее последствий: «...Развращение бысть велие по Пскове, больший на меньших, меньший на больших, и тако бысть к погибели всем».* Но в большей мере это было всеобщее междоусобие, которое одна из ярославских грамот второго земского ополчения характеризует в следующих словах: «Собрався воры из всяких чинов учинили в Москве междоусобное кровопролитие и восста сын на отца, и отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний извлече меч, и многое кровопролитие христианское учинилося».* * Бедный восстал на богатого, богатый на бедного. Это было плохо и для тех, и для других.

    В период 1610-1613 гг. положение Московского государства казалось совершенно безнадежным. Поляки занимали Москву и Смоленск, шведы - Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов и своих «воров» разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население. Когда земля стала безгосударственной, политические связи между отдельными областями порвались, но все же общество не распалось: его спасли национальные и религиозные связи. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности.

    Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением всей политической, социальной и экономической жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны. В социальном составе общества смута вызвала дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства. В отношении политическом смутное время показало воочию, что государство Московское не было созданием и вотчиною своего хозяина-государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского царствия».

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. История России с древнейших времен до 1864 года. М.: Русское слово, 2000.

    2. Платонов А. Учебник российской истории. М.: Библиотека мировой литературы, 1993.

    3. Скрынников Р. Г. Россия после опричнины. М.: Мысль, 1964.

    4. Интернет-ресурс: ru.wikipedia.org

    5. Интернет-ресурс: histrf.ru



    написать администратору сайта