Главная страница

реферат А. Нохрин. омский государственный университет путей сообщения


Скачать 32.11 Kb.
Названиеомский государственный университет путей сообщения
Дата31.03.2022
Размер32.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат А. Нохрин.docx
ТипПрактическая работа
#430458

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ОмГУПС (ОмИИТ))

структурное подразделение среднего профессионального образования

«Омский техникум железнодорожного транспорта»

(СП СПО ОТЖТ)

Специальность: Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (ЭПС)

Практическая работа № 22

Тема: «Правовая база, определяющая ценностные ориентиры в РФ»

Дисциплина История

Студент гр. ЭТХ - 185 Ф

(номер группы, курс)

____А.П. Нохрин___

(подпись студента) (И., О., Фамилия студента)

___09.12.21___

(дата)

Преподаватель

Васильева К.И.

(подпись преподавателя) (И., О., Фамилия преподавателя)

______________

(дата)

__________________________________

(оценка)

Омск 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….........3

Основная часть…………………………………………………………………...5

Глава 1 Структура ценностных ориентиров……………….…………………...6

Глава 2 Формирование системы ценностных ориентаций личности…………7

Глава 3 Источники ценностных представлений……………………………..…8

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………...11

ВВЕДЕНИЕ
Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

Ценностные ориентации личности представляют собой центральное образование, определяющее направленность, отношение к тому или иному явлению действительности как к ценному или неценному с позиции общечеловеческой морали, являющей собой высший уровень регуляции социальным поведением личности.

Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, возникает стремление ощутить себя и стать взрослым, возрастает потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении и самовыражении.

Правовые ценности производны от понятия личности. Они составляют образ права во взаимосвязанных и взаимодополняющих полярных моментах. 

 В современном цивилизованном обществе право представляет не только инструментальную ценность, т.е. ценность инструмента разрешения противоречий в различных сферах общества, но также как освобождающее, развивающее средство, которое выступает как ценность. 

Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизни общества. В соответствии с основными сферами общественной жизни различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.1

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему.

Всегда имеются несколько вариантов решений, и выбор того или иного, в конечном счете, зависит от того, что считать важным и правильным.

Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т. д.), ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого.

Наивысшими ценностями для человека являются: жизнь как ценность, здоровье как ценность и свобода как ценность.

По субъектам различают ценности: индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

Ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности для развития человека и общества.

Актуальность темы: интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей.

Цель работы – заключается в изучении ценностных ориентиров, структуры и закономерностей формирования.

-Рассмотреть структуру ценностных ориентиров;

-Изучить источники ценностных представлений;

-Анализ ценностных ориентиров личности.

Объектом работы являются ценностные ориентиры, а предметом – ценностные ориентиры личности

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и так далее.

Ценностные ориентиры - элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого через принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. 2

Система ценностных ориентиров образует направленность личности, регулирует деятельность.

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Глава 1 Структура ценностных ориентиров
При анализе структуры ценностей, представленных в общественном сознании, выделяются три типа ценностных предпочтений: 3

-Ценности адаптации, отражающие направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности, к ним отнесены выживание, жизнь не хуже, чем сейчас, сохранение сил и здоровья, чтобы лекарства стали дешевле, достойная зарплата и пенсия, отсутствие нужды, уверенность в завтрашнем дне, терпение, душевное равновесие и покой, чтобы не было страха, мир, чтоб без крови, стабильность в обществе, порядок в стране;

-Ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей, представлены следующими основными позициями: семья, нормальные дети и внуки, хорошая работа, карьера, большой круг друзей, чтобы ценили, любили и понимали;

-Ценности индивидуализации, соответствующие направленности на личностный рост и развитие, интерпретированы самоусовершенствование, интеллектуальное и духовное развитие, активность, реализация себя в работе, приносящей пользу людям, возможность приложить свои силы на благо России.

Ценности адаптации, социализации и индивидуализации отражают ориентацию соответственно на прошлое, настоящее и будущее.

Данными ценностями могут обладать все члены общества, однако их значимость в индивидуальной иерархии является различной. Система ценностных ориентации личности не является внутренне однородной структурой.

При исследовании факторной структуры системы ценностных ориентации выделяются три значимых фактора, которые обозначили как «приверженность традиции» (такие ценности, как счастливая семейная жизнь, воспитанность, исполнительность, аккуратность, честность, здоровье, свобода, развитие, чистоплотность), альтруистическая направленность (творчество, чуткость, красота природы и искусства, счастье других, терпимость, общественное признание, материально обеспеченная жизнь ) и освобождение от ограничений (развлечения, любовь, познание, продуктивная жизнь, ответственность, жизнерадостность, смелость в отстаивании своего мнения).

Выделенные факторы представляют собой уровни системы ценностных ориентаций личности, которые находятся в определенной иерархической зависимости. При этом высшим уровнем является альтруистическая направленность, или ориентация на ценности максимальной самореализации ради счастья всех людей, а низшим — освобождение от ограничений.

Доминирование в индивидуальной ценностной системе того или иного описанного уровня определяет формирование соответствующего типа личности.
Таким образом, система ценностных ориентиров личности представляет собой сложную, многоуровневую и внутренне неоднородную структуру. Ценностные предпочтения представлены ценностями адаптации, социализации и индивидуализации.
Глава 2 Формирование системы ценностных ориентаций личности
Достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации. Этапность формирования системы ценностных ориентации, занимая важное место в ряде теорий развития, соответствует общей периодизации индивидуального развития.

Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентиров личности является определенный уровень интеллектуального развития.

Связывание формирование ценностных ориентации со стадиями эмоционального развития человека, отражающими динамику его эмоциональной оценки собственных взаимоотношений с другими людьми.

Система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми .4

Таким образом, на формирование ценностных ориентиров оказывают влияние определенный интеллектуальный уровень развития личности, стадии эмоционального развития человека, развитие эмоций и воли. Формирование ценностных ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится.
Глава 3 Источники ценностных представлений
Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, равенство, демократия - это те общественные ценности, которые рассматриваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный.

Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник - это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи. Дети внимательно следят за своими родителями и наблюдают их в различных жизненных ситуациях. Видя поведение родителей в спокойные и напряженные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытаются понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей.

По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, родственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок воспринимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, вырабатывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.

Ценности относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин этого - уже упомянутый процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенное поведение и его результаты всегда желательны или всегда нежелательны. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Детей учат, чтобы они были честными и отвечали за свои поступки. Им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. 5

Время от времени ценности индивида подвергаются испытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценнос-ей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представления становятся неприемлемыми, однако чаще происходит как раз наоборот: сомнения лишь подкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека.

То, что мы считаем важным или правильным, хорошим или достойным, оказывает сильное влияние на всю нашу жизнь, формирует наше отношение к людям и событиям и определяет то, какими людьми мы становимся. Эти однажды принятые решения определяют наше поведе-ние в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

Обращение к нравственной, религиозной и правовой сферам человеческого бытия выявляет единую глубинную сущность и нудительный характер в отношении существования ценностей. Человека, его нравственный облик, уровень его культурного развития весьма точно характеризуют его ценностные ориентации, то, что он предпочитает, каковы его жизненные приоритеты, какой путь в своей жизни он выбирает. Эти ориентации проявляются в его деятельности, в общении с другими, в его самооценке и оценках других людей.

Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Овчинников А.И. Конституционно-правовая аксиология в современной России // Философия права. 2015.

  2. Ручка А. А. Социальные нормы и ценности. Киев, 2006.

  3. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов нД., 2003.

  4. Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 17.

  5. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. Наука, 1994.



  1. 1Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. Наука, 1994.




2 Ручка А. А. Социальные нормы и ценности. Киев, 2006

  1. 3Шибутани Т. Социальная психология. Ростов нД., 2003.




41 Овчинников А.И. Конституционно-правовая аксиология в современной России // Философия права. 2015.


  1. 5Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 17.





написать администратору сайта